Просто танцуй, детка. Как чирлидерши бедствуют в самой богатой лиге мира
Фото: Chris McPherson
Лэйси Т. была рождена, чтобы быть в группе поддержки. Когда она танцует, то все ее тело движется в гармонии с ритмом и скоростью помпонов, которые она держит. Когда она говорит, ее восторженное щебетание с акцентом юга США льется как сладостный поток звуков. Когда же она позирует, то, кажется, что она сошла с пин-ап плакатов: пышная прическа, тонкая талия, полные губки и улыбка на миллион долларов.
Вполне естественно, что когда Лэйси прошла пробы в группу поддержки клуба «Окленд Рэйдерс» год назад, то она легко обеспечила себе место в составе. И «Рэйдереттки» (англ. Raiderettes - название чирлидинг-команды «Окленда», женский вариант слова raider) тут же начали работу по изменению ее облика. С этого момента ее стали называть только по имени и первой букве фамилии (согласно традиции, распространенной по всей НФЛ в целях обезопасить участниц поддержки от назойливых фанатов). Директор группы поддержки выдал Лэйси (которой сейчас уже 28 лет) помимо униформы копию секретной «библии» для чирлидерш, в которой расписана каждая мелочь и деталь в поведении участницы группы поддержки, начиная с того как правильно сворачивать салфетку за едой до предупреждений о запрете общения с женатыми игроками «Рэйдерс», а также четкие инструкции касательно внешнего вида для участницы группы поддержки.
Лэйси выдали фотографию актрисы Рэйчел МакАдамс, которая стала «прототипом для прически» Лэйси. Все началось с похода в одобренную клубом парикмахерскую, где Лэйси за 150 долларов перекрасили волосы в светлый красно-коричневый цвет и завили кудри. Отныне от нее требуется, чтобы ногти на руках и ногах всегда были покрыты французским маникюром, а кожа должна сиять определенным оттенком загара. На ногах постоянно одеты танцевальные колготки, а накладные ресницы должны стать ей родными. Плюс, она должна постоянно следить за весом и не допускать увеличения веса более чем на 4 фунта сверх взятого за основу уровня в 103 фунта.
И прежде чем выйти на зеленую траву стадиона, как говорит сама Лэйси, «я просто развлекалась, наслаждалась моментом». «Я тратила деньги как сумасшедшая». Походы в салон красоты, макияж, накладные ресницы и одежда – практически все она оплатила исключительно из собственного кармана. Заключительный стадией присоединения к команде «Рэйдеретток» стало подписание контракта, который обязывает Лэйси посещать тренировки три раза в неделю, присутствовать на десятках публичных мероприятий, участвовать в фотосессиях и отрабатывать девятичасовые смены во время домашних игр «Рэйдерс»; и все вышеперечисленное – за гроши в размере 1250 долларов за сезон (за несколько дней до суда команда подняла зарплату до 2780 долларов). А с учетом того, что права на ее внешность тоже передаются клубу и с учетом штрафов за проступки вроде забытых дома помпонов или набора веса, в этом справочнике содержалось предупреждение о том, что есть вероятность «оказаться лишенной любых выплат по итогам сезона».
И, как и сотни девушек до нее, которые танцевали для «Рэйдерс» с 1961 года, Лэйси подписала контракт. Но в отличие от остальных, она также показала эти бумаги юристу.
22 января адвокат Лэйси подал документы в верховный суд округа Аламида в которых «Рэйдерс» обвиняются в том, что зарплата участников группы поддержки не соответствует даже минимальному размеру оплаты труда, что оплата производится только в конце сезона, что большинство расходов приходятся на долю самих работников, что им не предоставляются обеденные перерывы и что штрафы за мелкие нарушения нарушают правила Трудового кодекса штата Калифорния.
Это судебное разбирательство – беспрецедентное событие. Первые чирлидерши появились на футбольном поле еще в 1920-ых, но тогда крики подбадривающие команду были делом добровольным, куда брали волонтерами чирлидеров из школ и колледжей, которые были готовы были пахать бесплатно лишь бы оказаться на «большой сцене». Когда телевидение начало вытеснять радио все больше команд начали дополнять общую картину игры уже более умелыми и выделяющимися (но все еще работающими бесплатно) танцовщицами.
В 1972 году генеральный менеджер «Коубойз» Текс Шрамм решил повысить ставки. Он заметил, что местная стриптизерша Бабблз Кэш, которая, будучи почти полураздетой, частенько на играх «Далласа» ходила с сахарной ватой по трибунам и привлекала внимание не только зрителей, но и телеоператоров. Шрамм решил, что его команде такое внимание пойдет только на пользу. Так что он сменил директора группы поддержки, коим был местный школьный учитель, на хореографа с опытом работы над бродвейскими постановками, распустил команду школьниц-чирлидерш и нанял на скудную оплату на их место внешне привлекательных девушек атлетичного телосложения, которые в своих коротких и откровенных топиках стали сенсацией и неотъемлемой частью образа клуба. С 1976 года и Супер Боула Х (в котором играли «Коубойз» и «Стилерз») начинает свой отсчет история современного профессионального чирлидинга: около 80 тысяч фанатов могли видеть, как одна из участниц группы поддержки повернулась к телекамере и подмигнула миллионам телезрителей, запустив, таким образом, новое явление и обеспечив новый пункт в доходах команды, которые теперь включал в себя также постеры с изображением чирлидерш, календари, а также их появления на публике и телевидении. Так что это уже были не обычные чирлидеры, они превратились в, как их называл сам Шрамм, «создателями атмосферы» (англ. atmosphere producers).
Коллективное соглашение вознесло зарплаты игроков к небесам и выше, но к чирлидершам и по сей день относятся как к практически бесплатным наемникам из колледжа. Из 26 команд лиги, которые оплачивают услуги групп поддержки только «Сиэтл» публично признает, что платит чирлидершам по минимальной ставке. Вся эта ситуация для НФЛ усугубляется еще и тем фактом, что шесть команд лиги вообще не платят группе поддержки. «Пэкерс» прибегают к услугам группы поддержки местного колледжа. Другие команды вроде «Лайонс», «Браунс» и «Джайентс» формально используют неофициальные танцевальные группы, которые соглашаются на условия, что деньги они будут зарабатывать только за счет, например, публичных выступлений или продаж фотографий, но зато будут иметь возможность танцевать на играх лиги высочайшего уровня. Ведь конкуренция там также нешуточная. Желающих и умеющих танцевать гораздо больше, чем свободных мест в группе, так что после ухода одной танцовщицы, на ее место тут же готовы претендовать десятки и сотни других.
Многие бывшие чирлидеры говорят, что вся прелесть работы отнюдь не в оплате. Бывшие участники групп поддержки становятся фитнес-инструкторами, владельцами танцевальных студий, звездами реалити-шоу или даже моделями, скажем, для Playboy. Жанетт Томпсон была в группе поддержки в 90-ых и стала в итоге тренером «Рэйдеретток» - получает зарплату от клуба, является частью его структуры (хоть и ее заработок не афишируется), а также является «закулисным» репортером для сайта «Рэйдерс». Другие иначе находят себя в спорте и жизни. Пэйдж Грин была в составе чирлидерш «Рэйдерс», затем стала моделью и вышла замуж за Джоя Элвея. Но дело в том, что для многих «Рэйдеретток» сам факт попадания в группу поддержки клуба НФЛ – уже награда.
И Лэйси вскоре выяснила, что место в составе такой танцевальной группы – это не просто работа, а приглашение присоединиться к элитному женскому клубу, в который когда-то входят и сейчас входят 700 девушек и женщин, которым доводилось одеваться в цвета клуба и быть его частью. Соответствуй возложенным на тебя ожиданиям и у тебя появится много друзей на всю жизнь. «Некоторые из девочек становятся очень близки», - говорит Лэйси. Годы спустя, после того как они повесят помпоны на гвоздь «девушки будут подружками невесты друг у друга на свадьбах или, например, организовывать вечеринки по случаю рождения ребенка».
Но не все участницы группы поддержки равны между собой. После получения места в составе все 40 чирлидерш делятся на четыре линии по росту. В каждой линии свой капитан, который следит за тем, чтобы вне зависимости от ситуации все линии сохраняли единый состав. Эти линии выступают и как маленькие социальные группы. Лэйси, в которой чуть больше 160 сантиментов роста, попала во вторую линию и провела сезон, тренируясь, общаясь и пересекаясь только с девятью другими девушками из той же ростовой категории. Члены разных линий редко пересекаются.
Лэйси была «задрафтована» во вторую линию в 2013 году и после этого капитан линии устроила вечер знакомства в одном из баров Окленда, чтобы поиграть в бочче, обменяться подарками и просто узнать друг друга поближе. Ведь для большинства девушек «Рэйдерс» - это «центральный социальный канал» в их жизни. Но Лэйси другая. Она замужем, у нее двухлетний ребенок, но теперь ей пришлось отказаться от ценного времени с семьей ради подобных событий вроде посиделок в баре. Причем присутствие на них обязательно и не оплачивается: перед самым началом сезона-2013 все девушки были обязаны приехать в Напа (город в Калифорнии примерно в 50 милях от Окленда), чтобы поучаствовать в тренировочном лагере для группы поддержки, а уже по ходу сезона девушки всем составом участвовали также в фотосессии для ежегодного календаря с моделями в купальниках. Так что Лэйси пришлось доехать до Напа, целый день позировать в голубом бикини на холодном винном заводе, а потом еще и остаться в городе с ночевкой.
Во время кастинга все эти поездки преподносятся как главные плюсы работы. Но для того чтобы прилично заработать на главном источнике прибыли – публичных выступлениях, которые заказывает та или иная фирма и платит до 400 долларов за четыре часа (платит всегда компания-наемщик, а не клуб) – предварительно они должны были поучаствовать в десятке бесплатных благотворительных акциях, где, зачастую приходилось работать не менее усердно, например, играя с детьми в игровом доме рядом с рестораном Макдоналдс. Все это скорее направлено на повышение продаж билетов для «Рэйдерс». Но если девушка не набирает в сумме 10 таких акций, то она может восполнить этот пробел, занимаясь бумажной волокитой клуба или передвигая мебель в офисе «Рэйдерс». Что касается тех календарей, то чирлидерши сами покупают их у команды по 5 долларов за штуку и сами же их продают по более высокой цене, пытаясь получить прибыль.
Терять деньги возможностей у чирлидерш гораздо больше. К примеру, когда одна из девушек посадила чернильное пятно на форме и не смогла его оттереть, за что ей пришлось возместить клубу стоимость нового недешевого костюма. Штрафы за различные нарушения правил, в том числе за забытые дома помпоны или опоздание могут составлять от 10 до 125 долларов. Но самое страшное – это взвешивания. После тренировок девушек зачастую приглашают на индивидуальные беседы, где им указывают на проблемы на фотографиях, целлюлит и определяют тех девушек, которые в целом плохо смотрятся на фотографиях. Однажды, прямо перед началом игры, одну из девушек из линии Лэйси отстранили от работы без оплаты из-за проблем с весом. Лэйси и ее линии пришлось перестраиваться так, чтобы скрыть отсутствие одной из девушек.
Сильная привязанность и дружба между чирлидершами это не только позитивная атмосфера, но и необходимый клубу рычаг для давления на девушек. Чирлидерам постоянно напоминают о том, что сотни других молодых и талантливых девушек готовы убить за место в команде. А проблемы с весом одной девушки могут обернуться бедой для всей линии или даже поставить под сомнение любого из состава, кто встанет на защиту своей подруги. Как напоминает справочник чирлидера: «Фанаты будут приходить на игры вне зависимости от группы поддержки. Несоответствие правилам, установленным для группы поддержки может дать повод руководств клуба решить, что вся чирлидинг-команда не стоит вкладываемых в нее сил».
Так что для безопасности всей группы поддержки отдельные ее участницы должны вести себя очень сдержанно даже в рамках представляемой ими организации. «Вы должны научиться адекватно относится к вниманию со стороны общественности и особенно игроков», - так гласят правила. Чирлидерам нельзя серьезно общаться с любыми работниками всей организации «Окленда». Задержись слишком надолго в офисе команды – и уже чья-то жена оказывается недовольна, слишком много общается с игроками «Рэйдерс» - и рискуешь остаться без работы. «Вам нельзя становится темой для обсуждения между игроками и/или работниками «Рэйдерс», - предупреждает справочник. «От нас ничего нельзя скрыть».
Когда Лэйси только попала в состав группы поддержки, она принесла домой свой контракт с «Рэйдереттками». Но тут вмешался ее муж Джош. Лэйси шла к своей цели с детства: была чирлидером в школе, в колледже, танцевала для «Голден Стейт Уорриорз» за 12 долларов в час. Так что когда Джош предложил показать контракт юристу для изучения и проверки, Лэйси сопротивлялась, как если бы не была вполне уверена, что заставлять девушек танцевать практически бесплатно это противозаконно. Но все же согласилась на встречу с адвокатом из фирмы, которая занимается случаями дискриминации и домогательств в основном по отношению к представителям слабого пола.
Когда адвокат Шэрон Виник пришла к выводу, что условия работы Лэйси не соответствуют закону, сама Лэйси стала лицом потенциально крупного дела, но была вынуждена молчать об этом деле по ходу сезона. Тема всплыла сразу после последней игры «Рэйдерс» в сезоне. Мать одной 14-летней девочки-чирлидерши завела петицию на сайте change.org с требованием к командам НФЛ «платить чирлидерам команд достойные деньги», рассчитывая на то, что ее дочь в будущем сможет зарабатывать на жизнь таким образом. Петицию подписсали несколько бывшим и действующих «Рэйдеретток». Кто-то выразил поддержку этой инициативе в социальных сетях. Петицию стали обсуждать по электронной почте все нынешние участницы группы поддержки «Окленда». Вскоре Лэйси прокомментировала все обсуждения ссылкой на свежее дело: Лэйси Т. против «Окленд Рэйдерс», коллективный иск от имени всех «Рэйдеретток», которые танцевали для команды с 2010 по 2013 год.
Практически сразу же к делу попытались подключить Шандру Робертс. Робертс была в группе поддержки всего год в 1985, но к игре она была ближе многих других. Ее отец, Си Ар Робертс, играл за «Форти Найнерз» в конце 50-ых начале 60-ых и она сама в итоге стала первым почетным членом Ассоциации Игроков НФЛ женского пола. Сегодня она одна из самых известных и активных «выпускниц» школы «Рэйдерс» и отвечает за встречи бывших «Рэйдеретток» и общается со всем через социальные сети.
Робертс испугалась того, что один подобный «промах» с чирлидершами может поставить под угрозу всю систему групп поддержки. «Я представляю себе, как мужчины видят весь механизм работы НФЛ», - говорит Робертс. «Для них чирлидерши – это расходный материал». Она подписала ту петицию и говорит, что была бы рада увидеть, как чирлидерам поднимают зарплату, но считает, что позиция чирлидеров в НФЛ слишком незначительна, чтобы повлиять что-либо даже через суд. «Так может закончиться чирлидинг как явление», - предупреждает она. «Помяните мое слово. Это будет похоже на вброс сами-знаете-чего на вентилятор».
Новости о судебном деле появились в СМИ 22 января и с тех пор никто из «Рэйдерс» или НФЛ об этом не обмолвился ни единым словом перед журналистами. Но группа бывших «Рэйдеретток» через социальные сети местные и даже национальные новости высказали свое мнение о ситуации и отношении к команде. «Мы ужасно расстроены тем, что эта выскочка обвиняет организцию, которая помогла нам найти верных подруг и создала между нами связь, которую может оценить только бывшая «Рэйдереттка», - написала Тери Макколум, бывшая участница группы поддержки. Анжела Джонсон, еще одна бывшая «Рэйдереттка» и комик вторила ей и высказалась еще прямее на шоу на местной радио станции: «Не стоит поворачиваться спиной к стае, иначе будешь зашивать раны».
После оформления всех бумаг муж Лэйси Джош стал отсматривать все сообщения по электронной почте и в социальных сетях, чтобы помочь жене оградиться от самых грязных оскорблений. Неделю спустя она получила сообщение от Сары Г., ветерана команды с четырехлетним опытом, которая была со-капитаном четвертой, самой высокой линии «Рэйдеретток». «Я так нервничала, когда получила это сообщение», - говорит Лэйси. «Она из другой линии и она капитан. Я очень переживала, что она будет перемывать мне косточки от имени всего клуба». Каково же было ее удивление, когда Сара сказала ей, что она согласна с обвинениями и публично встала на позицию Лэйси.
Когда Сара Г, 29 лет от роду, впервые подписывала контракт с «Рэйдерс» то, как она вспоминает «взглянула на условия и только подумала «Полный отстой». Но я занималась этим из любви к танцу, а не ради денег. Я и понятия не имела, что это все было незаконно». «Я прочитала доводы в деле со стороны Лэйси и поняла, что «Рэйдерс» просто не хотели нам платить, поэтому состряпали этот паршивый контракт и заманили нас к себе, использовав наши мечты и желания». Сегодня, вспоминая четыре сезона с командой, она может привести множество примеров, когда команда поступала отвратительно: постоянные напоминания и угрозы увольнения, отстранения из-за проблем с весом и даже вечеринка «Рэйдерс» по случаю Рождества, куда их всех пригласили с условием, что все придут без пары и не будут ничего брать в баре. «Похоже на форму манипуляции», - говорит Сара. Если не будешь делать что тебе говорят, когда тебе говорят и как тебе говорят, то лишишься работы. Очень пугающая тактика».
После начала разбирательств по делу Лэйси, Министерство труда США начало свое расследование по вопросу условий труда чирлидеров в «Окленде». Они не нашли нарушений и пришли к выводу, что зарплата чирлидеров соответствует федеральным нормам минимальной оплаты труда. Но множество трудовых кодексов и законов внутри штата гораздо строже, нежели федеральные, поэтому, можно сказать, процесс запущен. В том же месяце, аналогичный коллективный иск в суд подала чирлидер «Бенгалс» от имени всех девушек группы поддержки, которые, как утверждается в деле, получают всего 90 долларов за игру (2.85 в час).
В марте «Рэйдерс» подали прошение о переносе рассмотрения дела имени Лэйси Т. и Сары Г. в область внутреннего расследования внутри НФЛ, где комиссионер лиги Роджер Гуделл стал бы арбитром. Такое условие содержится в контрактах всех «Рэйдеретток»: комиссионер имеет право разрешить спор так, как посчитает нужны и его решение будет окончательным и не подлежащим апелляции и может остаться конфиденциальным.
Но Виник считает, что дело-таки дойдет до суда: Калифорнии право работодателя обратиться к такому арбитражу может быть оспорено, ведь по все стране известны случаи, когда арбитраж принимал решение значительно в пользу одной из сторон.
Пока что Сара – единственная, кто присоединился к Лэйси в этом деле, хотя в случае победы последней свою долю получат все, кто танцевал и тряс помпонами для «Рэйдерс» с 2010 по 2013 годы. И, скорее всего, все команды тогда будут вынуждены поднять плату чирлидерам, прежде чем на лигу обрушится шквал судебных дел. Возможно, именно поэтому и в поддержку «Рэйдерс» никто из действующих участниц группы поддержки также не высказался. «В приватных беседах очень большое количество девушек выразили мне свою поддержку», - говорит Сара. Просто все прячутся, потому что боятся, что ничего не выйдет. Легче остаться в тени и оставаться частью этого девичьего клуба».
Лэйси же отмечает, что не только такая поддержка от сестер по оружию толкает ее продолжать начатое, но и сочувствие от фанатов. Говорят, мол, «вы на поле с момента как первый болельщик занимает свое место, и когда мы уходим - вы все еще работаете, так что вы заработали достойную плату за серьезную работу».
Amanda Hess Just Cheer, Baby
Казалось бы НФЛ самая богатая лига и самый популярный спорт в США, то по идеи те люди, которые работают в клубах, тоже должны неплохо зарабатывать. А на самом деле ситуация не такая как кажется.
И, кстати, абсолютно не верю, что маскоты получают под миллион - не больше, чем 100-150 тысяч в год, никакой особый талант нужен, чтобы прыгать в костюме.