10 мин.

Легенды «Нью-Йорк Джайентс». Гарри Карсон

Изучать биографии великих людей всегда интересно. Ты видишь, как они добивались успеха, как их действия порой переворачивали ход истории. Ты замечаешь, какие разные у них характеры, судьбы. Каждый берет свое каким-то особенным путем. Но при всем разнообразии путей, ведущих к цели, большинство футболистов признает одно: игра откладывает важный отпечаток на их жизнь. Человек, о котором пойдет речь, знает об этих "отпечатках" не понаслышке. И о том, насколько разными они бывают.

Начало пути

Гарри Дональд Карсон родился 26 ноября 1953 года в городе Флоренс, что в Южной Каролине. Свою карьеру игрока он начал на позиции дифенсив-лайнмена. Он выступал на этой позиции как в школе, так и, в дальнейшем, в колледже. После выпускного года в высшей школе МакКленахэн он остался в Южной Каролине, поступив в местный Государственный Университет. Уже тогда, на студенческом уровне, он начал проявлять свои лидерские качества.

С 1972 по 1975, за 4 сезона в колледже, он не пропустил ни одной игры. В свой последний год в Бульдогах (прозвище команды Государственного Университета Южной Каролины), будучи капитаном, он был признан лучшим защитником года в Среднезападной конференции и привел сине-гранатовых к победе в ней. За 10 матчей той регулярки он и его команда ни разу не выпускали соперника за пределы 29 набранных очков, что является рекордом НСАА для 10-ти матчевого сезона.

Harry

Его достижения будут многочисленными и не ограничатся призами, полученными в колледже. Но, как подчеркивал сам Гарри, для него это было не главным. Важнее было признание его партнеров, важнее было то, что Уилли Джеффрис, тренер университетской команды, станет одним из лучших его друзей. Он даже будет свидетелем на свадьбе Карсона в 1986 году. Именно этот итог своей студенческой карьеры Гарри больше всего запомнит.

О таланте и признании

После того, как Карсон выпустился из Южной Каролины, получив к слову степень бакалавра наук, он попал на драфт 1976 года. Там он был выбран Гигантами в 4-м раунде под общим 105 номером. По утверждению самого Гарри он никогда не был игроком "сложенным" для футбола. Кроме того, когда он пришел в профессионалы, тренер лайнбекеров Джайентс Марти Шоттенхаймер сразу дал ему понять, что видит его на позиции внутреннего лайнбекера, а не игрока линии защиты. Всегда тяжело переходить из позиции, где руки почти постоянно касаются земли, и после снэпа столкновение происходит через доли секунды, на позицию требующую совсем другого. Туда, где нужно более тонко читать игру, чувствовать ее. Но Гарри умел это делать.

Harry2

Да, пасс-раш не был его специализацией: за карьеру он "насобирал" всего 19 сэков. Да, он не был идеален в прикрытии: всего 11  перехватов на 212 ярдов. Но он был неудержим при остановке выноса и борьбе за мяч (14 накрытых фамблов, из которых 1 возвращен в тачдаун). Его навыки по остановке бегущих были совершенны. Редко случалось, чтобы он позволял сопернику набирать ярды после контакта с ним. Квинтэссенцией его таланта стала игра с Грин-Бэй 20 сентября 1982 года, где он сделал 25 захватов. А ведь это, помимо всего прочего, был Monday Night Football (футбол в понедельник вечером).

Читатели, внимательно прочитавшие предыдущую статью про Лоуренса Тейлора, конечно могут сказать, что та линия лайнбекеров, что была у Нью-Йорка в 80-х, считается одной из сильнейших в истории футбола, и один человек не мог так сильно влиять на результат. Даже если это был Гарри Карсон. В плане игры, да. Но роль Карсона была не только в захвате соперников, стремящихся заработать первый даун по земле. Это был настоящий лидер, вожак. Недаром 10 из своих 13 сезонов он провел в ранге капитана. Он до сих пор вспоминает момент из двадцать первого Супер Боула 1987 года: "Я все еще помню и буду помнить, весь остаток своей жизни, Супер Боул против Денвера. У нас было 3 капитана: Фил Симмс, Джордж Мартин и я. Когда пришло время для жеребьевки, я охватил их взглядом. Но Билл Парселлс сказал: "Нет. Ты идешь. Только ты". И это было самое крутое ощущение, которое я когда-либо испытывал - выходить к центру поля как единственный капитан. Там было 9 человек из Денвера и я. Только я. Чудовищная ответственность. Величайшее уважение".

Как вы помните, Гиганты выиграли тот матч 39-20, и Гарри получит долгожданный перстень. Он не попал в символическую сборную в том году, не продемонстрировал выдающейся статистики. Но в финале он был предельно собран. Он сделал 7 захватов, но главное заряжал своими энергией и словами партнеров. После того триумфа команда переживала спад в последующих сезонах, и в 1988 году Гарри принял решение о завершении карьеры. 

Успехи Карсона на поле, однако, долго не признавались. Питер Кинг, член избирательной комиссии Зала Славы, говорил по этому поводу: "Карсон делал то, за что никогда не удостаиваются славы - хотя каждый координатор защиты постоянно говорит о важности этого элемента - он играл защиту от выноса".

О справедливости и о том, что запоминается

Harry 3

Но в 2006 году несправедливость исправили. Карсона таки возвели на Олимп к другим  футбольным богам. Речь Капитана на церемонии не была стандартной. Скорее она была неким вызовом к руководству лиги. Гарри сказал, что именно индивидуальности определяют НФЛ. И о них необходимо заботиться. Если эти игроки лицо лиги, то руководству НФЛ не может быть безразлично, как лига выглядит. Также в своей речи он сказал, что бывшие игроки нуждаются в достойной пенсии и выплаты им должны быть больше. О том, почему его речь не была наполнена простыми штампами и ручьем слез, вы узнаете позже. Этот "отпечаток", который оставит игра, будет самым сильным.

*******

И все-таки запомнятся не только его речи или игра, капитанская самоотверженность, но и то, что к футболу не относится. Ну, как раньше считалось не относилось. И вот после той серьезности, которой как-то сама собой пропиталась эта статья, хочется обратиться к одному веселому ритуалу. Тем более, что последние части текста радостью тоже не пахнут. А фанаты футбола до самозабвения могут их вообще не читать. 

Касательно ритуала: речь пойдет о Gatorade shower. Все началось с Джима Берта, одноклубника Карсона. В 1985 году он впервые, на волне недовольства нападками тренера, окатил Парселлса душем из этого известного напитка. Гарри же ввел это действие в разряд обязательной программы, совершаемой правда уже в особо счастливые моменты.

О семье и детях

Карсон счастливый отец троих детей. После окончания карьеры игрока, он живет со своей женой Марибель в Нью-Джерси. Он не завязал с футболом окончательно. Гарри является владельцем компании по рекламе и консультированию в области спорта. Также у него есть собственный клуб по Арена футболу - Нью-Джерси Ред Догс. Его неоднократно приглашали вести передачи для My 9 (местный телевизионный канал в Нью-Джерси).

Harry 4

Но лучше всего у него получается то, что он делал и во времена своей спортивной карьеры - убеждать и мотивировать. Он может часами говорить о доверии, уважении, ответственности, справедливости, заботливости, гражданственности. Он рассказывал об этих чертах личности детям в средней школе Сафферн. Советовал слушать свой внутренний голос и влиять на других людей только позитивно. Сложно даже представить , какой подъем испытывают дети лечебных центров, которые он посещает. Он и в игре был такой: заставлял всех находившихся рядом с ним раскрываться.

Собственных же детей он, по-своему признанию, не хотел видеть в футболке, шлеме и бриджах. Он считал за благословение, что его сыновья не смогли играть. Дональд, его старший сын начинал играть за Саванна Стейт в Джорджии, но позднее ему была диагностирована апластическая анемия (редкое заболевание, при котором снижается выработка клеток крови костным мозгом). Кип, второй его сын, уже готовился играть за Оберн, но его "забраковали" на медосмотре, обнаружив высокое артериальное давление, и путь в футбол ему тоже был закрыт. Карсон любил футбол, но он не жил им. Игра оставила на нем тот "отпечаток", которого он не хотел для близких ему людей.

О том, чего мы не видим

Нет, это не про blind side, это про back side. Обратную сторону игры.

За время своей карьеры Карсон получил около 15 сотрясений мозга. Еще в 1992 году, спустя всего 4 года после окончания карьеры, он сказал: "Я не могу думать так же ясно, как мог раньше. То же самое касается моей речи, дикции, подбора слов. Я могу неправильно произносить слова, терять направление мысли. Когда такое случается, я думаю, что схожу с ума". Позднее ему будет поставлен диагноз пост-контузионного синдрома легкой степени. И он скажет следующее: " Обратная сторона футбола представлена не фанфарами и рекламой, не Будвайзерами, Найками и Гэторейдом. Она представлена доказанными диагнозами неврологических нарушений у бывших игроков НФЛ, которые часто получали удары в голову".

Harry 5

Карсон рассказывает обо всем этом достаточно подробно в своей книге "Капитан навсегда", вышедшей в августе 2011 года. Я не ставил себе цель пересказать ее, но я затрону основные моменты.

Болельщики Питтсбурга наверняка помнят центра Майка Уэбстера, выигравшего 4 Супер Боула. Он умер в 2002 году, в возрасте 50 лет. Доктор Беннет Омалу, проводивший вскрытие, вооружившись микроскопом и помощью гистологов, в срезах мозга Майка находит тау-белок, который обычно находят у пожилых людей, страдавших от деменции. Похожие структуры выявляют и у людей с болезнью Альцгеймера. Но Уэбстеру было всего 50, и он, конечно же, не страдал от Альцгеймера. Диагноз звучал как хроническая травматическая энцефалопатия (CTE). 

Это был прецедент. Именно с этого момента лига всерьез забеспокоилась за безопасность своих игроков. И было от чего. Позднее, все тот же Омалу находит аналогичные изменения у Терри Лонга, гарда Стилерз и Андре Вэйтерса, сэйфти Орлов. Они покончили с собой. 

"Когда эти парни начали убивать себя, это только усугубило ситуацию. Потому что было много игроков, кто чувствовал себя как Лонг или Уэбстер. Кто ощущал себя подобно "никто не знает, через что я прохожу. Что я могу сделать? Ок, дайте мне вон те таблетки и позвольте мне проглотить весь пузырек. Или дайте мне съехать на машине с шоссе в обрыв или врезаться в тягач и покончить с этим. Или позвольте мне приставить пушку к моей голове и "разбросать" свои мозги по полу". Эта цитата принадлежит Гарри Карсону. Это то, до чего доходили недавние гладиаторы, что без устали и не зная боли сражались на поле. Но Гарри говорит, что тот шум в ушах, проблески света в глазах, звон, который раздается в голове,- всего этого ты просто не замечаешь, когда ты в игре. Но уже после карьеры Карсон обратил на это самое пристальное внимание. Он участвует в конференциях, проводимых неврологами и нейрохирургами, и делится тем, о чем знает сам.

Исследования проводятся по всей стране. UCLA в январе 2013 года опубликовал данные о корреляции между нахождением тау-белка и развитием CTE. Это должно стать платформой для защиты здоровья игроков.

Летом 2012 Карсон посетил кинофестиваль в Сарасоте, Флорида. Там состоялась премьера фильма "American Man". О человеке с БАС - боковым амиотрофическим склерозом (аутоимунным дегенеративным заболеванием нервной системы). Его имя  Кевин Тернер. Может быть болельщики Патриотов или Орлов вспомнят этого фуллбека. Знаете, какой диагноз ему поставили до БАС? Правильно, хроническая травматическая энцефалопатия. О зависимости одного от другого будут судить уже после смерти Кевина. Он уже дал согласие на посмертные исследования. 

Фильм солидно всколыхнул футбольную Америку. Конечно, никто не призывает поддаваться панике. И Карсон в том числе. Он не выступает против футбола. Он лишь, как и многие другие, хочет, чтобы все знали и о таких вот "отпечатках", что оставляет игра. Он хочет добиться безопасности для игроков и нормальной жизни для них после окончания карьеры.

Вот таков он Гарри Карсон. Он по-прежнему сражается, но уже не только за своих партнеров по Джайентс, а за всех игроков НФЛ. Да, теперь он это делает не на поле, а на листах бумаги, страницах интернета и экранах телевизоров. Тогда, на зеленом газоне, он хотел быть частью истории. Он хотел приводить своих парней к победе. Сегодня он хочет, чтобы все игроки не опасались за свое здоровье после окончания карьеры. И чтобы помнили, что не все "отпечатки" игры позитивны.

 Легенды Нью-Йорк Джайентс. Лоуренс Тейлор