5 мин.

About heavy metal

Одно время существовала известная бразильская хеви-метал группа – называлась «Sepultura». Может быть, кто-нибудь ее еще помнит.

Один из ее поздних хитов назывался «War for the Territory». Если перевести, «Война за территорию». «This is my tribe, not your tribe...», – истошно-сиплым голосом под грохот рвущихся гитарных струн вопил Макс Кавалера.

Суть композиции, как все, наверное, уже догадались, была в том, что у истоков любого человеческого противостояния лежит примитивное желание овладеть землями соседа. На них можно взрастить урожай, найти нефть, построить крепости, из которых будут совершаться новые набеги. В целях захвата еще больших территорий, разумеется.

Большинство любимых человечеством спортивных игр зародилось именно в симуляции военных действий. И главный принцип остался все тем же. Захват и контроль заветного пространства. Шахматы, бокс, Формула 1, футбол и, конечно же, его американский собрат объединены этим принципом. Где-то это достигается лучшим временем в квалификации, где-то – доминированием в центре ринга. В американском футболе же команды имеют шанс побороться за более удобную позицию на поле каждый раз, когда контроль мяча переходит от одной из них к другой. Естественно, если потеря контроля произошла не в результате «ошибки» – фамбла или перехваченного паса.

Занимаются «захватом новых земель» не традиционные атака и защита, а так называемые специальные команды. Противостоящие друг другу армии панта и возврата численностью по одиннадцать человек каждая. И главные действующие лица, соответственно, – пантер и ретернер, или возвращающий. Их функции можно назвать в честь средневековых орудий, использовавшихся старинных битвах – катапульта и таран.

Задача пантера – «катапультировать» мяч ударом ноги с рук как можно дальше со своих «земель». А играющего на возврате – поймать снаряд и «тараном» врубиться в оборонительные стены-ряды противника, пробить их и пронести мяч максимально вглубь, «возвращая» орудие игры в направлении, обратном панту. Его соратники при этом стараются пробить бреши в порядках соперника, куда и должен просочиться ретернер. С той точки, где ретернер будет в конце концов «накрыт» игроками команды панта, и начнут свои розыгрыши его коллеги из группы атаки. Если пант был настолько силен, что мяч улетел в противоположную «конечную зону» и не был возвращен, то засчитывается тачбэк: нападение начнет свои действия с 20-ти ярдовой отметки на своей территории. Если ретернеру не удалось поймать мяч вовсе, то его атакующим товарищам приходится начинать с того места на поле, где снаряд остановится после всех отскоков.

Казалось бы, все предельно просто. Как второй закон Ньютона. Но и здесь, оказывается, есть свои нюансы. Специальные команды противостоят друг другу в двух плоскостях. Во-первых, во время кик-оффа. Он, видно из названия, происходит в самом начале игры и повторяется каждый раз после того, как одна из команд передает мяч сопернику, заработав очки. Снаряд в этом случае устанавливается на 30-ти ярдовой отметке территории команды пантера на подставке. Пантер может выбить его на ретернера, исполнить удар «кальмара», попытать удачу онсайд-киком и, если нога достаточно сильна, запустить «бомбу» в «конечную зону» на тачбэк.

Но ни в коем случае нельзя выбить орудие игры за боковую линию поля! Тогда соперник автоматически начинает свои «набеги» либо с 40 ярдов у себя на территории, либо с того места, где мяч вышел за боковую.

Удар «кальмара» исполняется при условии сильного встречного ветра или в надежде внести сумбур в ряды соперника: мячик запускается по земле, с многочисленными от нее непредсказуемыми отскоками.

Онсайд-кик – сложнейший технически удар, в результате которого пантер запускает снаряд не вперед, а диагонально в сторону. В этом случае игроки его команды получают шанс поймать его сами и сохранить для своей атаки. Фокус, однако, в том, что по правилам мяч при онсайд-кике все равно обязан пролететь вперед не менее 10-ти ярдов.

Второй вариант. Пант исполняется после трех неудачных розыгрышей команды нападения, не сумевшей пройти обязательные десять ярдов. Если расстояние до «конечной зоны» противника слишком далеко для попытки взять 3 очка при помощи филд-гола, то на арену выходит пантер. В этом случае центральный лайнмен бросает ему мяч (почти как квотербэку), и «катапульта», ловя снаряд руками, забрасывает «камешек» на луну. Тут уж можно отправить его за боковую линию.

Высшим пилотажем считается «заземлить» мяч в пределах пяти ярдов на территории соперника, не дав при этом никаких шансов ретернеру подвинуть его вперед. А крутизна возвращающего оценивает количество тачдаунов, которые он благодаря партнерам по спецкоманде занес.

У специальных команд существуют два неписаных правила:

а) Если ретернер ошибся в выборе позиции и видит, что мяч поймать будет нелегко, он должен отойти в сторону и дать снаряду спокойно приземлиться. Ведь раз мяч хотя бы черканет по нему и не останется намертво в объятиях, то согласно правилам это будет приравнено к фамблу. То есть мяч станет «живым» и им может завладеть любой игрок каждой команды.

б) Пантер никогда не должен выносить мяч на Девина Хестера, ретернера «медведей» из Чикаго.