10 мин.

«Худшее решение в истории Супербоула». Анатомия решающего розыгрыша в предыдущей встрече «Пэтриотс» и «Сихокс»

В Супербоуле LX сойдутся «Нью-Ингленд» и «Сиэтл» — впервые с того самого матча в концовке сезона–2014, который входит в число самых увлекательных за всю историю НФЛ. Во многом благодаря драматичной развязке.

К началу заключительной четверти «Сихокс» выигрывали со счетом 24:14, однако затем Том Брэди организовал камбэк и помог команде заработать два тачдауна — 24:28. «Сиэтл» ответил своим драйвом и после невероятного приема Джермейна Керса подобрался вплотную к зачетке «Пэтриотс».

Мощный раннинбек чемпионов НФК Маршон Линч на 1-и-гол вынес мяч на четыре ярда. Осталось пройти один ярд. Дальнейшая стратегия «Сиэтла» понятна каждому болельщику: надо продолжать выносить и жечь время, чтобы Том Брэди не успел ответить.

На следующем розыгрыше Расселл Уилсон бросил перехват, что означало победу «Пэтриотс».

Я помню, как в районе шести часов утра, в баре Green Street Irish Pub, сидевший слева от меня друг в кепке «Сихокс» резко выпрямился, опрокинув стул, схватился за голову и заорал на чистом капслоке:

— ЗАЧЕМ?!

Этим вопросом задавались все — болельщики, журналисты, аналитики и даже некоторые игроки в раздевалке «Сиэтла».

«Простите, но я не могу в это поверить. Не могу поверить, что они назначили. У вас в бэкфилде Маршон Линч. Если я проиграю Супербоул из-за того, что Маршон Линч не смог пересечь зачетную линию, ну пусть будет так. Пусть! Но так… Поверить не могу», — комментировал в прямом эфире Крис Коллинсворт.

На следующий день ведущий футбольный колумнист Питер Кинг в Sports Illustrated назовет это худшим решением в истории Супербоула. С ним согласился член Зала славы Дейон Сандерс. Бывший раннинбек «Далласа» и трехкратный чемпион Эммит Смит пойдет еще дальше и назовет решение худшим за всю историю американского футбола.

Вопрос понятен. У тебя есть Маршон Линч. Зачем бросать пас на второй попытке?

Что говорила проигравшая сторона

У конкретного розыгрыша, как и у поражения в целом, есть несколько отцов. Основную порцию критики получил главный тренер «Сихокс» Пит Кэрролл. Он был ответственен за весь темп этого драйва — он решал, брать таймауты или нет, без его мнения в этой ситуации не решалось бы, играть пас или вынос. Но конкретную комбинацию назначил координатор нападения Дэррелл Бевелл, сказавший на пресс-конференции, что его ресивер Рикардо Локетт мог бы «агрессивнее побороться за мяч». Еще один ответственный — квотербек Расселл Уилсон, непосредственно исполнивший пас.

Вот как свою логику объяснял Кэрролл в переписке с журналистами NFL Network:

«Можно было вынести мяч на второй попытке, взять таймаут, но тогда пришлось бы бросать на третьей и заносить, или же, в случае инкомплита, выбирать между пасом и выносом на последней попытке. Ты никогда не ждешь, что бросишь перехват. Так же, как не ждешь, что допустишь фамбл».

А вот что спустя много лет вспоминал о том эпизоде человек, который, по мнению многих, должен был получить мяч в этой ситуации:

«Вы бы видели лица моих одноклубников в хадле, когда назначался розыгрыш. И потом, если посмотреть розыгрыш, я встал не с той стороны. Я метался из стороны в сторону. Но когда мы наконец встали, я подумал: говнюки, вы что там назначили? С бровки соперников было слышно, как они радуются.

После перехвата я иду к бровке и вижу, как Расс хлопает в ладоши и приговаривает: «Вот блин! Ну, я достану их в следующий раз». Когда я услышал эту херню, то снял шлем, чего обычно не делаю, подошел к Питу Кэрроллу и изо всех сил рассмеялся ему в лицо. И пошел в раздевалку», — рассказал Маршон Линч.

И я приведу цитату еще одного игрока «Сиэтла», который наблюдал за развязкой с бровки.

«Видел, как он [защитник «Пэтриотс» Малкольм Батлер] прыгнул на маршрут? Как будто знал, чего ждать», — эту фразу лайнбекер Брюс Ирвин сказал Бобби Вагнеру у шкафчика в раздевалке, когда там толпились журналисты.

Пока просто запомним.

Решение не играть вынос — обоснованное. «Пэтриотс» уже останавливали Линча в аналогичной ситуации

Для многих людей первая — эмоциональная — реакция на резонансный эпизод стала единственной, имеющей значение. Поэтому, когда спустя неделю стали появляться разборы отдельных моментов Супербоула, тактические материалы и тому подобное, все это достигло лишь части целевой аудитории.

Возвращаемся в тот самый момент. За минуту с копейками до конца игры «Сихокс» назначают вынос, защитники «Пэтриотс» останавливают Маршона Линча в ярде от зачетки. Ситуация 2-и-1, время продолжает идти. У «Сиэтла» только один таймаут. «Пэтриотс» тоже свои таймауты не используют, хотя этого можно было бы ожидать (чтобы у Тома Брэди осталось больше времени на ответный драйв).

«Пэтриотс» выстраиваются в гол-лайн построение: семь игроков на линии схватки, один лайнбекер сразу за ними. Трех ресиверов «Сиэтла» прикрывают три ди-бека.

Это построение нацелено на остановку выноса — у «Пэтриотс» по людям на линии преимущество в два человека. При этом Беличик выпустил на поле третьего ди-бека, что обычно команды в то время не делали.

С одной стороны, у вас нацеленное на остановку выноса построение. С другой стороны, четыре защитника играют персоналку (если считать с тайт-эндом), и это довольно простые для квотербека развязки на коротких ярдах.

Когда люди говорят, что мяч совершенно точно нужно было отдать Линчу, то в качестве аргументов приводится его индивидуальная статистика — он набирал по 4,2 ярда за попытку в этой игре. А тут надо заработать всего ярд! Но эти абстрактные цифры не учитывают контекст.

В том же самом матче за 10:14 до конца первой четверти «Сихокс» оказались в ситуации 3-и-2 на своей 24-ярдовой линии. «Пэтриотс» из построения для остановки короткого выноса не дали Линчу набрать ни одного ярда. «Сихокс» пробили пант.

За 11:51 до конца третьей четверти «Сихокс» оказались в ситуации 3-и-1 на 8-ярдовой линии соперника. «Пэтриотс» из построения для остановки короткого выноса не дали Линчу набрать ни одного ярда. «Сихокс» забили филд-гол.

Иными словами, когда «Патриоты» были нацелены на остановку Линча (потому что того требовала игровая ситуация), они с этим справлялись. И эти эпизоды важнее 4,2 ярда за попытку на протяжении всей игры и всех игровых ситуаций и построений.

Помимо того, что тренеры «Сиэтла» видели перед собой, был еще один важный фактор — время и попытки. То, о чем выше говорил Кэрролл. Надо рассматривать не только наиболее вероятные положительные сценарии каждого розыгрыша, но и негативные.

2-и-1. 26 секунд до конца игры с момента снэпа. Линч выносит мяч еще раз. Его останавливают без набора ярдов. Нужно брать последний таймаут. Будет 3-и-1 без таймаутов и где-то 22 секунды. Тогда на третьей попытке нужно точно бросать пас, ведь после третьего непрошедшего выноса можно тупо не успеть сыграть четвертый. А если соперник знает, что ты будешь бросать — преимущество на его стороне. Кроме того, если таймаут уже потрачен, то назначение розыгрыша происходит в спешке, выше риски, что в этой легкой панике кто-то что-то не расслышит или не так поймет.

2-и-1. 26 секунд до конца игры с момента снэпа. Расселл Уилсон бросает пас. Наиболее вероятный негативный сценарий — пас не принят. Будет 3-и-1 с таймаутом и где-то 23 секунды. Такой расклад дает тебе больше тактического разнообразия на последующий выбор комбинации. Можно позволить себе вынос, потому что есть таймаут. И, если он не пройдет, в спокойной обстановке назначить еще один розыгрыш, который также может быть любым — время там уже перестает быть фактором.

Почему в вероятный негативный сценарий не входит перехват?

Потому что в том сезоне квотербеки бросили 109 передач с одного ярда до зачетки соперника. Только пас Уилсона был перехвачен. За 10 сезонов до этого квотербеки бросили 270 передач в ситуации 2-и-1 за ярд до зачетки соперника. Это привело к 129 тачдаунам и пяти перехватам, включая перехват Уилсона.

«Я считаю, что они назначили хороший розыгрыш. Это был логичный выбор против гол-лайн защиты, и правильная комбинация с броском вовнутрь. Игрок был открыт. Просто молодой человек из «Пэтриотс» решил эпизод, хотя порой даже у звезд НФЛ это не получается. Лучший исход, на который можно было надеяться — сбитый, непринятый пас. То, что он сделал перехват — это феноменально. Такой розыгрыш бывает раз в жизни. Конечно, было бы здорово вернуться назад во времени, дать мяч Маршону Линчу и посмотреть, что будет. Но это футбол, это игра. Мое мнение: розыгрыш был назначен верно, но все классно сделали защитники «Пэтриотс», — поделился через неделю после матча Джим Харбо, нынешний главный тренер «Лос-Анджелес Чарджерс» и главный антагонист Пита Кэрролла в лиге. Его комментарий точно нельзя списать на проявление тренерской солидарности.

«Такой розыгрыш бывает раз в жизни». Получается, повезло? Наверное, можно было бы так сказать, если бы на бровке «Пэтриотс» не стоял Билл Беличик.

Мы слишком много обсуждали решение Пита Кэрролла. А ведь судьбу исхода решила дотошность Билла Беличика

Мы побывали в настоящем, где все были в шоке от решения «Сихокс». Мы заглянули в будущее, где решение Пита Кэрролла и Дэррела Бевелла оказалось оправдано. Давайте теперь перенесемся в прошлое, когда… как оказалось, была отрепетирована концовка этого Супербоула.

Со временем в американском футболе тоже надо уметь обращаться. У Беличика были причины взять таймаут после выноса Линча на четыре ярда. Чем меньше останется времени на часах, тем меньше шансов у Брэди попытаться пройти хотя бы половину поля и дать кикеру перевести игру в овертайм. Но тренер «Пэтриотс» исходил из человеческого фактора — не надо давать сопернику передышку. Если Кэрролл хочет приберечь таймаут, пусть время давит на него, пусть подгоняет и заставляет ошибаться.

К выносу Линча «Пэтриотс» были готовы в кадровом смысле, а к пасовой комбинации — в тактическом.

Перед Супербоулом игроки «Нью-Ингленда» отрабатывали защиту против коротких пасовых развязок «Сихокс», которые уже были зафиксированы на записях предыдущих матчей. Внутренний ресивер бежал короткий вариант маршрута корнер (шаг вперед, затем по диагонали в 45 градусов вправо) и перекрывал дорогу Батлеру, который не успевал закрыть своего ресивера на маршруте слэнт (практически то же самое, но во внутреннюю сторону).

Прогнав эту комбинацию несколько раз (не подряд, чтобы держать защитников в неведении относительно следующего розыгрыша), Беличик дал установку: один защитник бьет внутреннего ресивера сразу, чтобы он не мешал Батлеру занимать свою позицию, а тот сразу же готовится закрывать перекрестный маршрут.

Брюс Ирвин не ошибся. Батлер действительно знал, чего ждать. То, что розыгрыш завершился не просто сбитым пасом, а перехватом — это сродни выигрышу в лотерею. Но на тренировках Беличик радикально увеличил число лотерейных билетов.

Не отработай «Пэтриотс» эту комбинацию, и никто бы не ставил под сомнение тренерскую квалификацию Пита Кэрролла. Напротив, как это часто бывает с победителями, оригинальное решение подавалось бы как проявление тактического гения — все готовились к выносу, а тут такое изящное решение.

Но «Сихокс» защитили титул только на мерче, отправленном в бедные страны. А во всей остальной части нашей реальности «Пэтриотс» запустили вторую серию чемпионской династии.

Запустят ли третью — узнаем в ночь на понедельник. Тренерам обеих команд предстоит по ходу матча принять целую серию решений, которые мы будем называть удачными или неудачными. Но очень может быть, что этот матч уже кем-то из них выигран на тренировках. Нам осталось только узнать, кем именно.