Нам пора обсудить Сэма Дарнолда

Нам пора обсудить Сэма Дарнолда.
Того самого, что прошёл путь от посмешища в «Джетс» до чемпиона Национальной конференции в «Сиэтле». Того, что «заткнул рты всем критикам», как выразился его тренер. Его ругали, называли «бастом», списывали со счетов, а теперь он сыграет в Супербоуле! Ну, и кто смеётся теперь?!
Какая же всё это слащавая херня.
Нет, не поймите неправильно — чисто по-человечески история классная, и я очень рад за Дарнолда, как радуюсь за любого андердога, который смог. Но в чём конкретно ошибались те самые критики?
Дарнолд, на самом деле, хорошо играл в «Джетс» и «Каролине», а мы этого просто не поняли? Или его выбор на драфте не обернулся провалом для тех, кто его выбирал?
В массовом сознании произошёл сдвиг: Сэм Дарнолд казался плохим квотербеком, а оказался хорошим квотербеком. Вот это да!
А Сэм Дарнолд всё это время был Сэмом Дарнолдом со своими плюсами и минусами. Конечно, за восемь лет в НФЛ он стал опытнее, увереннее, мудрее, но это ограниченная метаморфоза. По базовым характеристикам это всё тот же игрок, который приходил в лигу.
Вопрос, как всегда, в нашем восприятии. Информации вокруг нас так много, что её нужно фильтровать, каталогизировать и делать это быстро. Мы шлёпнули ярлык «плохой квотербек», посмотрев на Дарнолда три года в «Джетс» (у нас были доказательства!), и пошли дальше.
Когда один и тот же квотербек спустя какое-то время оказывается в других условиях и выглядит сильно лучше, это всегда вызывает удивление.
Бейкер Мейфилд после «Кливленда» и «Каролины»? Плохой квотербек. Бейкер Мейфилд в «Тампа-Бэй» (особенно до этого сезона)? Хороший квотербек.
Иногда траектории могут быть более сложными.
Джино Смит в «Джетс» и «Джайентс»? Плохой квотербек. Джино Смит в «Сиэтле» после ухода Расселла Уилсона? Хороший квотербек. Джино Смит в «Лас-Вегасе»? Плохой квотербек.
А Мак Джонс? Одну только бостонскую часть его карьеры как будто снимал Серджио Леоне, а ведь после были ещё периоды в «Джексонвилле» и «Сан-Франциско».
Человеческая психика не любит нагромождение сложных траекторий, сложных структур и сложных систем. Надо, чтобы было ёмко и понятно. А то, что с этим понятием не согласуется, легко можно рационализировать.
Если квотербек, которого мы считаем «хорошим», играет плохо — то это погода + дропы, команда мешает, тренер назначает какую-то херню.
Если квотербек, которого мы считаем «плохим», играет хорошо — то это хорошие схемы, надёжный о-лайн, отличные ресиверы и ещё повезло.
И в ретроспективу тоже работает. Раз сейчас хороший, значит всегда им был, а виноват был кто-то другой. Желательно кто-то конкретный — тренер, генменеджер, а самое оптимальное, владелец. Владельцев обычно никто не любит и они как бы за всё отвечают. Когда виноваты все понемножку, то это неосязаемо и неубедительно.
Что мы знаем о Сэме Дарнолде к этому моменту?
Прежде всего, у него выдающийся бросок по силе, скорости и технике. Это основная причина, по которой его выбрали так высоко на драфте и затем давали вторые-третьи шансы в клубах НФЛ. Этому в таком зрелом возрасте уже не научить. В отличие от Зака Уилсона или Энтони Ричардсона, тоже обладающих пушечным броском, Дарнолд на порядок лучше читает игру, куда предпочтительнее по точности, таймингу бросков и релизу. Он также хорошо (хотя и не всегда) перемещается в конверте и умеет импровизировать, исполняя качественные броски на ходу.
Одновременно с этим Сэм очень зависим от наличия стабильного конверта. Под давлением он начинает паниковать, что приводит либо к передерживанию мяча и фамблам, либо к форсированным броскам и перехватам. Мы видели, как в прошлом плей-офф и в играх этой регулярки Дарнолд просто откатывался к настройкам «Джетс» в играх против защиты «Рэмс». И тем весомее его выступление против них же в финале конференции — там он сыграл так, что не к чему придраться. Просто flawless victory.
Я не верил в успех Дарнолда в «Сиэтле» по одной простой причине — у команды долгие годы была хроническая беда с о-лайн. И в межсезонье серьёзного усиления, кроме выбора Грея Зейбла (а линейным обычно трудно в дебютный сезон), я тоже не видел. Но за счёт внутренней, тренерской работы «Сиэтл» прокачал линию нападения, и это сделало возможным не только повторить прошлогодний результат в «Миннесоте», но и превзойти его.
Опять же, надо говорить не об абстрактно хороших или плохих условиях, а о _подходящих_ условиях. Координатор Клинт Кьюбиак и Сэм Дарнолд стилистически идеально подходят друг другу. Ресивер Джексон Смит-Инджигба и Сэм Дарнолд стилистически идеально подходят друг другу. И, конечно, такая защита, как у «Сихокс», способна нивелировать многочисленные потери Дарнолда (перехватов больше только у Смита и Танговаилоа, а ведь были ещё фамблы).
На уровне индивидуального выступления регулярка у Дарнолда разделилась ровно пополам. В первой половине он входил в топ-3 по QBR, во второй занял 29-е место по этому показателю. На результатах команды это практически не отразилось.
В финале конференции «Сиэтлу» нужна была как минимум хорошая игра от Дарнолда, а лучше — отличная. В таком противостоянии нельзя «прятать» квотербека, опасаясь его ошибок. Мы уже видели несмелую версию Сэма после первого поражения от «Рэмс» в регулярке — после четырёх перехватов в одном матче он на несколько игр перестал бросать в узкие окна. Но такой формат игры потерял всякий смысл. Дарнолд даёт тебе в пасовой игре низкий пол и высокий потолок. Нужно подписываться сразу на любой исход и краской на гараже выводить: gunslingers not dead.
Какие критики точно были не правы, так это те, кто говорил, что с Дарнолдом нельзя выйти в Супербоул.
Но и здесь есть нюанс. Этот тезис не работает в принципе, а не только в отношении кого-то конкретного. В Супербоул можно выйти с любым квотербеком, попавшим в НФЛ. Вопрос только в том, насколько у тебя должны быть прокачаны все остальные позиции.
Даже необязательно вспоминать Брэда Джонсона или Трента Дилфера. Что, разве Ник Фолс, Джо Флакко или Илай Мэннинг провели стабильную карьеру? Они были в полном порядке из года в год? Нет, они были чудовищно нестабильны, но несколько раз в своей карьере в самый ответственный момент выдали фантастический стрик из сильных выступлений. Когда дело касается охоты на приз Ломбарди, порой этого достаточно.
На пресс-конференции после победы в финале НФК один из журналистов спросил Дарнолда:
— Как вам тот факт, что вы сейчас первым из всего выпуска 2018 года вышли в Супербоул?
— Вообще-то я уже выходил в Супербоул в составе «Сан-Франциско» два года назад, — удивился квотербек.
В этом диалоге тоже проявляется разница в восприятии — изнутри и снаружи.
Через две недели наше глобальное мнение о Дарнолде качнётся в какую-то сторону в зависимости от исхода игры, четверти или даже одного-единственного эпизода. Хотя это и год назад был, и сейчас есть и 9 февраля будет всё один и тот же игрок. Во всей своей противоречивости.
Никто не ошибся. Дарнолд показывал очень плохой футбол в «Джетс» и «Каролине», против «Рэмс» и всю вторую половину минувшей регулярки. Он показывал хороший футбол на протяжении 16 матчей в «Миннесоте» и всю первую половину регулярки за «Сиэтл». Он был настоящим рок-н-ролльным героем в финале НФК.
Самое главное, что тогда, когда мы все были правы, он не сломался от нашей правоты. И сейчас сломал наши нарративы.













