В НФЛ реальная проблема: мало темнокожих тренеров и менеджеров (хотя таких игроков – 70%). Лига поощрит клубы, которые их назначат
«Празднуем 100-летие лиги, а у нас только три «цветных» тренера».
НФЛ – одна из немногих крупных лиг в мире, которая успела закончить сезон до ограничений из-за коронавируса. Главный трофей – Супербоул – разыграли в феврале, лига готовится к новому сезону.
Один из главных вопросов сейчас – не с вирусом, а с расовой дискриминацией. НФЛ недовольна количеством тренеров и генеральных менеджеров, представляющих расовые меньшинства в клубах (в первую очередь – речь о темнокожих): их слишком мало. И из-за этого правила лиги на новый сезон могут сильно поменяться.
Например, НФЛ может принять резолюцию, по которой команды с «цветными» тренерами и менеджерами получат существенные бонусы.
Разбираемся, в чем суть и как к этому пришли.
Бонусы на драфте за тренеров из числа меньшинств
• По новому правилу, если клуб наймет генерального менеджера из расовых меньшинств, то на второй год его работы поднимется на 10 мест в третьем раунде драфта. Если назначит такого человека на пост главного тренера, то через год поднимется на 6 мест в третьем раунде.
• Если представителями расовых меньшинств станут как менеджер, так и тренер, то клуб получит бонус сразу на 16 мест в третьем раунде и, возможно, еще на несколько мест во втором раунде.
• На третий сезон работы таких менеджеров и тренеров клубу дополнительно дадут бонус на пять мест в четвертом раунде драфта.
• Также предполагается отнять у клубов право на запрет помощнику главного тренера собеседоваться на более важные роли в других клубах. И если таким помощником окажется представитель расовых меньшинств, которого наймут на роль координатора в другом клубе, то его бывшая команда получит бонус в пятом раунде драфта. А если он станет главным тренером в другом клубе – то бонус в третьем раунде.
Почему новое правило касается именно драфта? Представители НФЛ считают, что драфт-пики – валюта лиги, и это подтолкнет владельцев клубов к найму тренеров из расовых меньшинств.
В НФЛ антирекорд по тренерам из меньшинств. Но 70% игроков – темнокожие
Предполагается, что новое правило предложили потому, что в этом году НФЛ повторила антирекорд 17-летней давности – только два генеральных менеджера и четыре главных тренера из расовых меньшинств.
В 2019 году пять команд меняли главных тренеров, но только одну возглавил представитель расовых меньшинств – шефом «Вашингтона» стал Рон Ривьера (у него пуэрто-риканское происхождение). Более того – в сезоне-2018 команды НФЛ уволили сразу пять темнокожих тренеров, а тренерами нападающих работали только два представителя расовых меньшинств.
За последний сезон НФЛ получила оценку «4-» от Университета центральной Флориды за работу по устранению дискриминации по расе и полу (да, в США есть и такие оценки). Причем до этого 9 лет подряд лига получала только пятерки.
Интересно, что за работу с женщинами (кандидатами на разные вакансии в клубах) лига вообще получила тройку.
НФЛ – по сути, главная лига США. Это спортивное лицо страны, которое должно полностью соответствовать принципам, морали народа и государства. Вот почему лига хочет, чтобы в ее отношении не возникало даже намека на расизм (или любой другой вид дискриминации).
В НФЛ уверены: кандидатов из расовых меньшинств на роль тренеров и генменеджеров достаточно – просто владельцы клубов не хотят их нанимать (или при прочих равных предпочитают им белых специалистов).
Бывший генеральный менеджер НФЛ Род Грейвс считает, что ситуация печальная: «Мы празднуем столетие лиги, при этом у нас только три «цветных» тренера. Для того, чем американский футбол стал в США, это просто стыдно».
Если что, 70% игроков в НФЛ – темнокожие, по этому пункту у руководства лиги вопросов нет.
Правда ли, что в лиге есть расизм?
Вопрос о расовой дискриминации в НФЛ особенно остро стоит с 2001 года: в конце сезона уволили двух темнокожих тренеров, в лиге осталась только одна команда, которую возглавлял представитель расовых меньшинств. Причем к тому моменту за 80-летнюю историю лиги в ней поработали всего шесть темнокожих тренеров.
Тогда адвокаты по гражданским правам Сайрус Мехри и Джонни Кохран обвинили НФЛ в том, что она плохо работает с клубами по найму тренеров. Они считали, что темнокожим специалистам слишком трудно занять позицию тренера или генерального менеджера. Мехри и Кохран заказали исследование по главным тренерам в НФЛ за последние (на тот момент) 15 лет.
Выяснилось, что команды под руководством темнокожих тренеров играли лучше, чем с белыми специалистами. Это касалось как побед в матчах, так и выхода в плей-офф. Доклад представили руководству НФЛ. В этом споре родилось первое правило лиги, направленное на поддержку тренеров из расовых меньшинств.
Оно получило название «правило Руни» – в честь генерального менеджера «Питтсбурга» Дэна Руни, который продвигал его в среде владельцев клубов НФЛ.
Согласно новому правилу, каждый клуб НФЛ при поиске тренера обязан провести собеседование минимум с одним представителем расовых меньшинств.
Более сотни тренеров, скаутов, прочих представителей лиги и расовых меньшинств поддержали правило. Так возникла организация, названная в честь первого в истории НФЛ темнокожего тренера – Альянс Фритца Полларда. Интересно, что Поллард работал с 1918-го по 1928-й, но только через 51 год (в 1979-м) в лиге появился другой чернокожий тренер – Том Флорс).
Альянс Фритца Полларда до сих пор существует – в его задачи входит отслеживание и пресечение проявлений расизма в НФЛ. С основания Альянса и принятия правила Руни клубы НФЛ наняли 14 тренеров и 12 генменеджеров из представителей расовых меньшинств.
В 2003-м НФЛ оштрафовала «Детройт» на $200 тысяч за то, что команда не стала собеседовать кандидата из числа меньшинств и сразу наняла тренера. С тех пор клубы не нарушают правило Руни.
А были ли успехи у тренеров из меньшинств?
Были. Тони Данги работал в НФЛ (сначала в «Тампе Бэй», потом в «Индианаполисе») 12 лет – с 1996-го по 2008-й. При нем команды десять раз выходили в плей-офф, а еще Данги стал первым в истории темнокожим тренером, который выиграл Супербоул – в в 2007-м.
Интересно, что в том розыгрыше Супербоула обе команды возглавляли темнокожие тренеры – у «Индианаполиса» работал Данги, а у «Чикаго» Лови Смит.
Вторым темнокожим тренером-обладателем Супербоула в истории НФЛ стал Майк Томлин: под его руководством «Питтсбург» взял трофей в 2009-м. К тому же, Томлин – самый молодой тренер, завоевавший Супербоул (в 37 лет).
Джерри Рис проработал генеральным менеджером «Нью-Йорк Джайентс» десять лет (2007-2017). С ним команда собрала боеспособный состав, выдала мощную победную серию и дважды участвовала в Супербоуле, выиграв трофей в 2008-м.
Что же дальше?
Голосование по новому правилу о бонусах на драфте планировалось на прошлой неделе, но не состоялось. Это не значит, что от идеи отказались – просто такое резонансное нововведение нужно хорошо подготовить.
«Мы получили большую поддержку по этой резолюции. Но все-таки к ней есть некоторые предложения и поправки, которые мы хотели бы сначала обсудить со многими людьми, например с Альянсом Фритца Полларда и убедиться, что она будет работать именно так, как изначально задумывалось. Мы хотим поощрять команды, которые позволяют людям из расовых меньшинств развиваться и становиться тренерами», – рассказал комиссионер НФЛ Роджер Гуделл.
Но изменения все равно случились: владельцы НФЛ проголосовали за усиление правила Руни. Теперь клубы обязаны при найме главного тренера проводить собеседование как минимум с двумя представителями расовых меньшинств (а не с одним, как раньше). Почти то же самое правило теперь работает и при найме менеджеров и координаторов – минимум одно собеседование с «цветным» кандидатом.
Помимо этого НФЛ намерена собирать данные о всех представителях расовых меньшинств в лиге и тщательно следить за их карьерой. Если лига заметит в их отношении какое-либо проявление дискриминации, то сразу же примет меры.
Но это все равно не решает проблему: даже если клубы НФЛ начнут чаще нанимать людей из расовых меньшинств на работу, никто не гарантирует, что таких специалистов не уволят после первого же сезона. Пока правила, регулирующего этот момент, не существует.
НФЛ не может заставить клубы нанимать «цветных» тренеров и не увольнять их впоследствии. Но она способна мотивировать к этому. Именно для этого и придумана резолюция с бонусами на драфте. Но примут ли ее (и если да, то когда) – неизвестно.
Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Jim Rogash, Ronald Martinez, Jonathan Daniel, Jamie Squire, Christian Petersen
Так, я не понял... нет ли тут расизма? Немедля выравнять, добавив белых!
Джейсон Сихорн, бывший игрок клуба «Нью-Йорк Джайентс» (1994-2002).
Последний белый игрок в истории Лиги, выступавший на позиции корнербека.