9 мин.

Культ Супербоула: за вечер съедают миллиард куриных крылышек, секунда рекламы – $183 тысячи, покажут даже ролик от Трампа

Первое воскресенье февраля – один из главных праздников США, это день Супербоула. Самого грандиозного спортивного события в году.

Вы, возможно, не слышали о рекордах «Пэтриотс» или неудачах «Миннесоты», но точно знаете о бешеной популярности американского футбола, ну или хотя бы о том, как на шоу в перерыве Супербоула Джастин Тимберлейк случайно открыл грудь Джанет Джексон.

Но финал за звание чемпиона НФЛ знаменит не только этим.

Первый Супербоул сыграли в 1967-м, но название он получил два года спустя

Супербоул – это финальная игра сезона между победителями Американской футбольной конференции и Национальной футбольной конференции. С 1920-го НФЛ боролась с несколькими конкурирующими лигами, а когда спустя 40 лет появилась сильная АФЛ, ситуация обострилась. Это привело к переговорам насчет единого финала для двух лиг, а позднее – к слиянию.

15 января 1967-го прошел первый Супербоул. Хотя тогда матч назывался иначе – Чемпионская игра АФЛ-НФЛ. Длинно, непонятно и далеко от емкого и хлесткого названия, которое можно было бы коммерциализировать. Предлагали разные варианты; фаворитом был The Big One, но потом основатель АФЛ и владелец «Канзас-Сити Чифс» Ламар Хант предложил название Super Bowl (да-да, на самом деле это два слова).

История, как Ханту пришло это в голову, довольно милая: его дочь постоянно играла в Super Ball (у вас он тоже был в детстве – это каучуковый мячик-попрыгунчик). Хант вспомнил о дочке во время обсуждения и предложил назвать главную игру Super Bowl, проще говоря – Суперкубок, Bowl – это еще и отсылка к вогнутой чаше стадиона. Кому-то не понравилась простая приставка «супер», но название прижилось. И третью игру назвали Super Bowl III, два первых финала переименовали задним числом.

Кстати о числах. Все Супербоулы нумеруются римскими цифрами, исключением стал лишь юбилейный 50-й финал. Дело в том, что регулярный чемпионат НФЛ заканчивается в одном году, а решающая игра проходит в следующем. Получается, что чемпион сезона-2019 определяется в игре 2020 года. Чтобы избежать путаницы, американцы взяли римские цифры.

Идея главного трофея родилась из коробки от хлопьев. Это 3 кг серебра от «Тиффани»

Команда, победившая в Супербоуле, получает Трофей Винса Ломбарди. Кубок назвали в честь тренера, который привел «Грин-Бей Пэкерс» к победам в первых двух розыгрышах Супербоула.

Кубок представляет собой мяч в ударной позиции на подставке, его высота  56 см, а вес – 3,2 кг стерлингового серебра. Трофей делали вручную в Нью-Йорке, он стоит 25 тысяч долларов.

Изготовила кубок знаменитая ювелирная компания Tiffany & Co. – та самая, с голубыми коробочками и Одри Хепберн. Дизайном занимался швейцарец Оскар Риденер. По одной из версий, Риденер набросал эскиз на салфетке во время встречи с комиссаром НФЛ Питом Розеллом.

Но есть версия занимательнее, именно она и приведена в Зале славы НФЛ. Швейцарец не имел ни малейшего понятия об американском футболе, поэтому для начала пошел в магазин и купил мяч. Вернулся домой и поставил его на кухонный стол. На следующее утро он зашел в кухню, насыпал хлопьев и сел напротив мяча, пытаясь придумать хоть что-то. Закончив завтрак, Риденер взял коробку из-под кукурузных хлопьев и ножницы – в итоге получился макет нынешнего трофея.

Запредельные рейтинги и очень дорогие билеты

НФЛ – одна из самых посещаемых лиг в спорте. Например, в 2017-м матчи суммарно посетили почти 18 млн человек. Лига уступает только бейсболу, зато обгоняет все европейские чемпионаты по футболу (в этом тексте логичнее называть его по-американски – соккером).

Рейтинги на телевидении – тоже запредельные. В прошлом году Супербоул посмотрели 98,3 млн человек. И это самый низки показатель за 11 лет. Рекорд принадлежит Супербоулу XLIX – в 2015-м он стал самой рейтинговой передачей за всю историю американского ТВ – 114,4 млн зрителей. Больше собрала только высадка на Луну 20 июля 1969 года, но трансляция шла по нескольким каналам и была международной – она не учитывается в официальном рейтинге. А вообще, 19 из топ-20 самых рейтинговых программ США – трансляции Супербоула. Разбавить его смог только финал сериала «МЭШ» (9-е место).

В прошлом году около 149 млн американцев посмотрели минимум 6 минут игры. При этом 23,7 млн смотрели матч не дома.

46% зрителей – женщины, средний возраст – 47 лет. Посчитан даже их доход – игру смотрели американцы с доходом в среднем 77 тысяч долларов.

В соцсетях Супербоул тоже популярен: в 2019-м более 30 млн постов были посвящены игре, пик обсуждения пришелся на шоу в перерыве – за минуту в твиттере пользователи опубликовали 171 тысячу постов.

Матч показывают не только в США, но и на официальных сайтах Лиги и каналов, а также в Великобритании, Канаде, Австралии. Как правило, трансляция идет на английском языке, но можно найти и на испанском.

Цены билетов на стадион – космические. И с каждым годом только растут. В 1967-м во время первого Супербоула билеты стоили по 12 долларов – для того времени тоже много, отчасти поэтому стадион не заполнился. До сих пор Супербоул I – единственная игра, на которой трибуны не заполнились. Организаторы даже пошли на хитрость: отключили трансляцию в радиусе 75 миль от арены, чтобы привлечь зрителей на игру, но треть мест все равно пустовала.

Сейчас с посещаемостью проблем нет, несмотря на цены. Самый дешевый билет на Супербоул стоит почти 3 тысячи долларов, средняя цена – 5 682, а самый дорогой – 93 тысячи! Для сравнения: средняя зарплата американца с 40-часовой рабочей неделей – 44 тысячи в год.

Невероятное шоу и самая дорогая реклама

Так как Супербоул – самая рейтинговая программа на американском ТВ, то невероятные цифры видят не только покупатели билетов, но и рекламодатели.

Цена 30 секунд рекламы на матче 1967-го года составила 37 500 долларов, в 1994-м – 900 тысяч. В 2015-м стоимость выросла до 4,5 млн, а к 2017-му – до 5,5 млн. Это 183 тысячи долларов за секунду!

В общей сложности в прошлом году рекламодатели потратили около 412 млн на Супербоул и показали 91 ролик. Крупные компании не в ужасе от цен – наоборот, они соревнуются в креативе, снимая настоящие шедевры. Традиционно после Супербоула в интернете выбирают лучшую рекламу. В прошлом году самым просматриваемым роликом стала реклама Stella Artois – 48 млн просмотров уже на следующий день после игры. Кто-то даже не смотрит матч, но включает телевизор специально ради интересной рекламы.

Toyota, Microsoft, Amazon, Porsche – гиганты стремятся на Супербоул. А в этом году покажут еще и предвыборные ролики Дональда Трампа и Майкла Блумберга.

Перерыв в Супербоуле – событие чуть ли не более важное, чем сама игра. Шоу в середине матча устраивали всегда. Правда в 1967-м – без Maroon 5, как в прошлом году, Леди Гаги, как в 2017-м, Мадонны, как в 2012-м или The Rolling Stones и Пола МакКартни, как 15 лет назад. Зато на первом шоу были астронавты!

В 1960-х как раз шла космическая гонка США и СССР: каскадеры в костюмах летали над полем на реактивных ранцах. Идея была оригинальной и тогда казалось, что пришла она из будущего. Съемок шоу в истории осталось немного, но американцы нашли выход: они вернули реактивные ранцы на шоу Супербоула XIX.

До начала 1990-х для шоу выбирали тематику – выступали небольшие коллективы, университетские оркестры. В 1992-м на поле впервые вышли не футболисты, а представители другого вида спорта. Им стало… фигурное катание! Темой шоу была «Зимняя страна чудес», на тефлоновом покрытии выступили олимпийские чемпионы Брайан Бойтано и Дороти Хэмилл.

Переломным стал 1993-й, когда на Супербоуле выступил Майкл Джексон. Организаторы поняли, что шоу – еще один способ повысить популярность матча. Если что, артисты не получают гонорары за выступление – НФЛ оплачивает лишь транспортные и другие организационные расходы. В этом году в перерыве выступят Шакира и Дженнифер Лопес.

Майкл Джексон – лучший танцор нашей жизни

Популярностью Супербоула пользуются и на ТВ: большая часть аудитории остается на канале после трансляции. Рекорд принадлежит культовому сериалу «Друзья» – 28 января 1996-го эпизод 2-го сезона посмотрели почти 53 млн зрителей. Причем это самая рейтинговая серия не только для программ после Супербоула, но и вообще в истории комедийных сериалов. В эпизоде снялись Джулия Робертс, Жан-Клод Ван Дамм и Брук Шилдс.

Американцы покупают больше миллиарда куриных крылышек и тонны чипсов

Супербоул – не просто интересная игра и сильное шоу, но и национальный праздник. Американцы готовятся к матчу года заранее: покупают пиво и закуски, приглашают друзей. 80% зрителей потратят деньги на еду, 11% - на атрибутику команды, а 9% купят к матчу новый телевизор.

Согласно одному из опросов, ради билета на Супербоул 23% американцев отложили бы отпуск, 15% пропустили бы рождение своего ребенка, а 19% – похороны любимого человека.

Первое воскресенье февраля – это еще и рекордный день по съеденной еде в США. Супербоул уступает по этому показателю только Дню благодарения, а по количеству устроенных барбекю – только Дню независимости. Вот важные цифры:

• Каждый седьмой житель США заказывает в этот день доставку еды. 60% заказов – пицца (их съедают около 4 млн).

• На неделе перед матчем покупают 50 млн ящиков пива.

• За вечер Супербоула в Штатах съедают 1,25 млрд куриных крылышек.

• Американцы покупают в этот уик-энд 3600 тонн поп-корна и 12700 тонн чипсов.

• В понедельник после матча продажи антацидов вырастают на 20%, а на работу не выходит 1,25 млн сотрудников.

***

Супербоул LIV прошел на арене Hard Rock Stadium в Майами-Гарденс – встретились «Сан-Франциско» и «Канзас-Сити».

«Канзас-Сити» выиграл трофей впервые за 50 лет.

То самое яйцо-рекордсмен инстаграма – не только гениальная реклама Супербоула. Все сложнее

Фото: Gettyimages.ru/Rob Carr, Elsa, Scott Eisen, William Thomas Cain; REUTERS/Matt Sullivan