14 мин.

Мир Шомы Уно

«Я чувствую, что внутри Шомы таится неповторимый мир, который мне не хочется потерять»

Михоко Хигучи, январь 2016-го

(источник)

Декабрь 2015-го года, площадь Сан Марко во Флоренции. Ближе к концу дня я захожу в бар на традиционный аперитиво с горячими закусками. Беру бокал красного, кое-какую еду, сажусь за столик, включаю компьютер, открываю онлайн-табличку Барселонского финала Гран-при. Идет произвольная программа мужчин. Патрик Чан воспрял после неудачной короткой и выдал один из лучших прокатов сезона — 192 балла. Боян Цзинь уже не в первый раз поражает технической сложностью и юношеским задором. Хавьер Фернандес на родном льду бросает перчатку великому Юдзуру Ханю, набирая 201 балл. На что тот отвечает лучшими прокатами сезона — прокатами, навсегда вошедшими в золотой фонд фигурного катания. А бронзу завоевывает… Шома Уно. Шома? Это тот юниор что ли, который выиграл чемпионат мира и финал Гран-при по юниорам в прошлом сезоне? Хммм.

Потом находится и запись. Что ж, посмотрим. Предвкушая удовольствие от лицезрения исторических прокатов Юзу, я нажимаю play. И вот очередь доходит до этого загадочного юниора, Шомы Уно. Какой он крошечный-то, Боже мой. И в таком забавном зеленом костюме. Пуччини, «Турандот»? Да еще и с арией Nessun dorma? Ну-ну. Амбициозно. Ну поехали.

***

Приехали. К концу проката я очнулся фанатом Шомы. Я поймал себя на том, что сердце подозрительно ускорило ритм своих сокращений, а в глазах появилась предательская влага. Почти сразу после этого я начал читать про Шому. Много читать. И еще больше смотреть — юниорские программы, программы по новисам, детские видео: все, до чего доходили руки и что переводилось гугл-транслейтом или находилось в уже готовых переводах. Потом я завел аккаунт на спортсе и почти тут же открыл этот блог и начал писать о нем. Пару дней назад моему аккаунту исполнилось пять лет.

Что же произошло в тот декабрьский вечер 2015-го года? Как из нормального разумного ученого мужа в полном расцвете сил пророс дикий и необузданный Шомофан?… 

Чуть позже — наверное, как раз после прочтения интервью Михоко — я понял, что просто-напросто оказался в Шомомире. И что за моей спиной в тот декабрьский вечер 2015-го закрылись двери, а в замке тихонько звякнул ключ, навсегда запирая меня внутри.

***

Этот двухчастный пост, первую часть которого вы в данный момент читаете, подводит некоторые итоги. Прежде всего, предварительные итоги далекой еще от завершения, но уже такой блистательной, карьеры Шомы Уно — 3-кратного призера двух Олимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона ЧЧК, 4-кратного чемпиона Японии и обладателя бесчисленного количества серебряных и бронзовых медалей турниров всех мастей и рангов. Этот пост — попытка взглянуть на эту успешную карьеру через призму десятки лучших прокатов Шомы. Попытка в очередной и уже, наверное, последний раз нащупать главное: суть его катания и значение его вклада в развитие фигурного катания.

Кроме того, это в некотором роде и итоги моей собственной блогерской деятельности. В ходе этой импровизированной прогулки по лучшим прокатам и программам Шомы читатель найдет немало боковых тропок, уводящих в более подробные аналитические разборы тех или иных программ. О многих программах я уже писал -- лучше и подробнее. Об одной подробно разговаривал с ее создателем. И обо всех, конечно, много думал. Поэтому этот пост в каком-то смысле еще и ретроспектива жизни моего блога. Прощальный взгляд назад в попытке понять и оценить смысл достаточно большого и важного эпизода моей жизни. Взгляд, который, надеюсь, не обратит ни читателя, ни сам этот блог, в соляной столп.

Ну и пара заключительных ремарок перед началом погружения. Список представленных здесь «лучших» программ и прокатов очень субъективен. У каждого поклонника Шомы (и/или поклонника фигурного катания в целом) он свой, и это нормально. Я бы сказал так: ближе к топ-5 или даже топ-3 этого списка процент объективности значительно увеличивается. Есть 2-3 проката, без которых любой рейтинг ‘the best of Shoma’ будет просто несостоятелен. Но нижняя половина списка, как раз места с 6го по 10е, освещенные в первой части поста — это очень субъективный выбор. В процессе отбора лучшего я ориентировался на четыре критерия: 1) качество программы, 2) качество проката программы, 3) важность этого проката в контексте карьеры Шомы, и 4) личные впечатления от проката (которые часто зависели от того, например, видел ли я прокат вживую или нет).

Вот теперь все. Путь в Шомомир начинается. Пристегните ремни, наденьте фанатские розовые очки, запаситесь салфетками для смахивания слез умиления и восторга, и главное — ни в коем случае не поминайте всуе лутц.

Приятного просмотра!

10. «Турандот» (ФГП 2015, ПП)

Помните монолог Франчески в Пятой песне «Ада» Данте?

«Но если знать до первого зерна

Злосчастную любовь ты полон жажды,

Слова и слезы расточу сполна».

Тот самый прокат «Турандот» в декабре 2015-го — это и есть «первое зерно» моей злосчастной любви, поэтому расточать слова и слезы логично именно с него. Что же поразило меня тогда? Меня поразило полное соответствие музыке. Пуччини, как и итальянский веризм в целом, очень экспрессивен и кровав. Это такой музыкальный «гиперреализм», все все эмоции взвинчены, а все чувства обострены до предела. Такая музыка очень легко придавливает даже опытных фигуристов. Но Шома каким-то образом сумел стать ее проводником. Он сумел донести до зрителя всю ее мощь и страсть, не расплескав по дороге ни капли. А она, в свою очередь, не придавила его, а, напротив, будет бы возвысила и «укрупнила» на льду. Она сделала его катание совсем не по-юниорски мощным.

Все это поражало, конечно. Но окончательно сразила мое сердце хореодорожка в конце программы, на кульминационном vincerò. Когда казалось уже, что все силы отданы и музыка наконец поглотит фигуриста, Шома достал из-за пазухи свой фирменный кантилевер. И сразил всю Барселонскую аудиторию наповал.

В итоге «Турандот» заняла очень важное место в карьере Шомы. С первой версией этой программы он завоевал свою первую большую медаль — бронзу взрослого финала Гран-при. Спустя два с небольшим года, уже с новым вариантом постановки (о которой я когда-то писал здесь), он завоюет свою первую Олимпийскую медаль. Наверное, та новая Олимпийская «Турандот» была во многом интереснее и мощнее. Да и значение Олимпийского серебра сложно сравнивать с бронзой финала Гран-при. Но мне больше всего запомнилась именно первая версия.

Потому что именно с нее начался мой интерес к Шоме.

9. «This town» (ЧЧК-2018, Гала)

Уверен, показательная программа «This town» (итог первого сотрудничества Шомы с хореографом Дэвидом Уилсоном) окажется далеко не в каждом списке лучшего. Внешне непритязательная, вроде бы ни к чему не обязывающая, постановка с легким оттенком грусти и тоски по ушедшей любви, простые прыжковые элементы (пара тройных да двойной аксель), да даже простая черная рубашка с джинсами на фоне пышных парадных костюмов Шомы того времени… Кажется, что перед нами, в общем-то, «проходная» постановка. Но это не совсем так. Через эту внешнюю простоту и непритязательность проще разглядеть и понять суть совсем другого — лирического — Шомы (об этой сути я когда-то написал свой первый «Эпилог» — после которого, правда, вернулся).

Что бросается в глаза? Очень «тягучее» и выразительное скольжение. Мягчайшие руки, особенно кисти, прекрасно передающие тонкие оттенки слегка меланхолического характера музыки и текста. Отличная работа корпуса, обогащающая катание фигуриста дополнительными деталями. И, конечно — прежде всего — исключительная музыкальность: каждый прыжок естественным образом закругляет музыкальную мысль, каждое движение согласуется с музыкальным ритмом, ничто не выбивается из музыкального потока. Музыкальность, идущая изнутри — это редкий талант.

Потом начинаешь обращать внимание на работу с текстом: вот движения рук передают все еще висящий в воздухе аромат духов («the smell of your perfume still stuck in the air»), вот руки тянутся к зрителям на словах «все возвращается к тебе», вот коньки тройками и твиззлами описывают круги на «over and over» (снова и снова)…

И даже бабочки в этом городе летают, причем дважды по ходу песни.

Но главное, на что в конечном итоге обращаешь внимание — это особая проникновенность катания. Ощущение, что каждое движение зарождается где-то в глубинах сердца фигуриста, что каждое движение — абсолютно искреннее и предельное. Такому катанию веришь. И из такого мира не хочется уходить.

«Over and over the only truth

Everything comes back to you»

Но мы, собственно, никуда и не уходим — наше путешествие по достопримечательностям Шомомира только начинается.

8. «Dancing on my own» (Challenge cup в Гааге-2020, ПП)

Следующий прокат — прекрасный повод продолжить разговор о Дэвиде Уилсоне и меланхолической танцевальности его постановок для Шомы. Произвольная программа, которую Шома в итоге катал на протяжении двух сезонов (2019-20 и 2020-21) — тоже лирическая, тоже о расставании, и в ней тоже есть танцевальные элементы. Только если в This town главный герой мечтал станцевать со своей возлюбленной (if the whole world was watching I'd still dance with you), то в соревновательной программе Шома танцевал уже в полном одиночестве:

«But I'm not the guy you're taking home, ooh

I keep dancing on my own»

С этой программой Шома и его болельщики прошли через многое (о подробностях ее создания мы в свое время обстоятельно поговорили с самим Дэвидом — здесь): расставание со старым тренерским штабом, в том числе упомянутой в самом начале поста Михоко Хигучи; поиск себя и одиночество в КиКе; слезы Гренобля-19 и неожиданный триумф на чемпионате Японии буквально через полтора месяца; длительное восстановление утраченных позиций и формирование «нового Шомы». Эта программа стала в итоге самой настоящей исповедью того периода, а небольшой турнирчик в Гааге, на который Шома приехал перед отмененным в итоге чемпионатом мира — кульминационной точкой длительного процесса перерождения и возрождения фигуриста.

Все это, конечно, невозможно оценивать объективно, особенно когда по счастливому стечению обстоятельств становишься очевидцем всех ключевых событий и наблюдаешь как за Гренобльскими слезами, так и за Гаагским чудом, непосредственно с трибун. Эта программа может нравиться или не нравиться; в ней можно видеть все или не видеть ничего — многое будет зависеть от взгляда смотрящего. На мой личный взгляд, без того проката в Гааге топ-10 прокатов Шомы будет неполным. В нем не будет ключевого звена.

Один момент программы, который мне запомнился особенно — это «прощание» после одного из вращений, когда фигурист протягивает руки к зрителям на словах

«I just came to say goodbye».

«Я просто пришел попрощаться». Эта фраза, увы, чуть не стала пророческой в ноябрьском Гренобле, когда Шома был предельно близок к завершению карьеры. Когда он уронил голову в КиКе и залился слезами от поддержки болельщиков. Но не стала.

Именно поэтому Гаагский прокат так ценен: он подарил нам всем надежду. Он показал нам нового Шому. И он разогнал темные тучи одиночества и меланхолии. Это один из ключевых прокатов всей карьеры Шомы — и уж точно один из тех прокатов, которые надолго врезались в память лично мне.

7. «Лунная соната» (ЧЧК-19, ПП)

Чемпионат четырёх континентов 2019-го года принес Шоме первую золотую медаль главных стартов и подарил болельщикам чудесный прокат «Лунной сонаты» с рекордным на тот момент результатом в 197 баллов (по мотивам того проката в моем блоге был опубликован пост с более подробным анализом постановки). В тот момент мало что предвещало драму последующих двух сезонов.

К «Лунной сонате», как и к предыдущей программе, можно относиться по-разному: в скупой и приглушенной выразительности этой программы можно видеть наполненность и объёмность каждого жеста, а можно видеть разрывы и хореографические пустоты. Можно прочувствовать выразительность тишины, а можно счесть тишину признаком того, что фигуристу просто нечего сказать.

Лично для меня в тишине этой программе по-особенному раскрывается лирический дар Шомы и его музыкальность. В тишине стали «слышнее» те детали, на которые, возможно, я никогда не обратил бы внимания в постановках с более интенсивным движением. Квинтэссенция «Лунной» — это хореодорожка, состоящая из одного кораблика. Казалось бы, чем там восхищаться? Но на фоне этого кораблика на половину катка каждая нота фортепианной мелодии отражается в движениях фигуриста — в движениях его руки, в поворотах головы, в изгибах корпуса.

Для меня это ценнейшие детали катания Шомы — именно те детали, в которых во многом и заключается суть его притяжения. И именно в тишине «Лунной сонаты» эти детали особенно хорошо слышны.

6. «Крейцерова соната» (ЮЧМ-15, КП)

Знаете, в чем заключается главная сложность в исполнении классической музыки: Гайдна, Моцарта, Бетховена? В том, что невозможно сфальшивить — это будет сразу слышно. То же самое можно отнести и к ледовым интерпретациям этой музыки. Если у фигуриста нет особой музыкальности, особого дара выразительности, то велик риск, что в классике он просто потеряется.

«Крейцерова соната» Шомы-юниора — поразительный пример абсолютной зрелости его катания в последний юниорский сезон. В этой программе нет ничего юниорского, нет никакого сюсюканья — это разговор взрослого со взрослым. Разговор, в котором совсем еще юный фигурист ни разу не сфальшивит.

Отдельно хочется отметить выбор музыки. Болельщики часто (и совершенно справедливо) жалуются на засилье одних и тех же классических вещей в фигурном катании. В этом смысле выбор Сонаты №9 для скрипки и фортепиано Бетховена — приятное исключение. Сколько программ под классическую камерную музыку — камерные сонаты, трио, квартеты, квинтеты, итд. — вы сможете сходу вспомнить? Наверняка их можно пересчитать на пальцах одной руки. Очень свежее решение, согласитесь.

Один особенно дорогой лично для меня момент программы — это вращение в либеле. Как часто бывает у Шомы, этот момент дорог мне своей не бросающейся в глаза и уши — неназойливой, что ли? — музыкальностью: тем, как фигурист начинает заход на вращение в начале музыкальной фразы и заканчивает вращение в ее конце, и особенно тем, как поднимает руку на «соль диезе» у скрипки, а затем и ногу (в полу-бильмане) на последующее «ля». 

В еще одном чудесном прокате этой программы, на взрослом ЧЧК 2015-го года, был более сложный и чище исполненный прыжковый набор (с четверным тулупом), но -- именно из-за необходимости вставить в программу четверной -- не было этой детали, потому что вращения оказались немного сдвинуты. Именно поэтому прокат с юниорского чемпионата мира мне дороже.

В таком соответствии музыки и движения — в том, как даже на таком жестко регламентированном элементе, как вращение, тело все равно реагирует на движение мелодической линии — есть какая-то своя тихая магия.

Очень характерная для Шомы тихая магия.

***

Половина дороги позади, так что самое время сделать небольшой перерыв, сесть на зеленую травку и пожевать бутерброды. И заодно отойти немного в сторону от широкой мощеной дороги нашего повествования.

Продолжение следует….