17 мин.

Клубы просыпаются

Вялотекущее состязание столичных клубов за болельщика продолжается. Появляются лидеры в желании жить и развиваться. Но в Москве обнаружить их пока не смог.

В результате отслеживания дыхания сайтов столичных клубов за прошедшую неделю, сравнивая усилия клубов в борьбе за зрителя, можно сделать следующие субъективные выводы:

1

- ЦСКА сайт модернизировать не собирается, несмотря на его несовременность во всём, начиная от дизайна и заканчивая содержанием разделов.

Новостная лента и практически вся жизнь сайта сосредоточена на странице ВКонтакте. Там же возможно и общение пользователей соцсети. По факту общения никакого не происходит, дровишек в костёр никто не подбрасывает, а то, что подбрасывается, - достаточно скучно, хотя новости регулярно обновляются. Содержание новостей стандартное, без изысков: день рождения Радулова – медосмотр - видео о награждении клуба в Кремле - интервью Квартального – день рождения Да Костафильм «Красная Армия» о героическом прошлом – первый выпуск журнала  "Красно-синий лёд" то ли от КХЛ, то ли от студии ЦСКА.

железный

 Всё будто бы есть, новостей будто бы много, но их подача скуповато выглядит в формате новостной ленты ВКонтакте. Такой материал как у вас, армейцы, надо подавать искусно, а не на уровне школьной стенгазеты.

Изобретательности в привлечении публики маловато. Абонементной программы нет, оригиналы.

Фото недели от ЦСКА:

 

Панин

Поздравления Григорию Панину с рождением сына!

Свежих фото на сайте, достойных восхищения, не нашел. Разве что есть не совсем обычное фото с улыбчивым Александром. Поначалу не мог понять, чем мне приглянулся банальный со всех сторон кадр, но вдург осенило, - улыбка-то новая!

улыбка

Трудитесь, друзья, над подачей материала, он у вас есть, но качество фото, его скупая репортажность несовременна. 

Оценки:

- развитие сайта - 1 балл (развивается только страница ВКонтакте)

- содержание закладок – 1 

- содержание новостей, разнообразие – 4 

- фоторяд - 3.5 

- развитие абонементной программы - 0

Всего: 9.5 баллов

 

1

- «Динамо» уже второй месяц на главной странице своей витрины поздравляет Андрея Сафронова с днём рождения, новостей из клуба почти нет, завораживающей интриги сезона так и нет, генменеджер, продажи абонементов и толстовок, - вот и все радостные новости.

Сафрон

Не придуман пока ни один ход, мало-мальски подогревающий интерес к сезону. Какая-то летаргия. Разве что абонементная программа по-прежнему выделяется картинкой и основательностью подхода. Виртуальный тур по новой Арене уже можно было бы соорудить и прикрепить к странице. Зато эту работу легко проделал баскетбольный ЦСКА, вывесивший свой рассказ о Ледовом дворце ВТБ.

Басктбольный клуб ЦСКА, создавший видеопрезентацию, преследовал, скорее всего, свои цели - показать возможности нового дворца для "Финала четырёх" Евролиги.

Экскурсия от хоккейного клуба "Динамо" должна быть гораздо вкуснее, ориентировать её надо на разные аудитории болельщиков, показать работающие буфеты, даже если они не работают, включите свет и видеокуб в зале во время сьёмок, устройте какое-нибудь развлечение на льду для болельщиков, включите эмоции.  Вы должны вызвать настоящее слюноотделение и желание немедленно выкупить абонемент. Доведите же начатое вашими маркетологами до ума, добейтесь классной подачи уже проделанного труда.

- Классной свежей фотки на сайте не обнаружил, разве что фото, презентующее генменеджера.

Оценки:

- развитие сайта – 0 балл (хотя по качеству сайт выделяется, но мы оценивали в предыдущем выпуске)

- содержание закладок – 4 (много всего, в том числе большое пространство для болельщика, - даже есть свой сайт, жизнь там поддерживается, но особо не кипит)

- содержание новостей – 1 

- фоторяд (свежее) - 1 

- развитие абонементной программы - 2 балла. Оценка выставлена за то, что сама программа существует, она солидно подана, остается подогревать интерес к ней, но этого не происходит. При этом отмечаю, что развитие программы возможно, готов даже написать сценарий работ. Для хороших людей не жалко.

Всего: 8 баллов

 

1

"Спартак" пока обновляется робкими шажочками.

- развитие сайта – 1 балл. Новостная лента поддерживается, фотогалерея заведена на страницу Фейсбука, что видится перспективным решением. Раздел "ВИДЕО" приводит на канал you tube. Возможно, верная оптимизация затрат.

- содержание закладок – 1 (непаханое поле, но развивается только страница «Новости», хотя вид самого новостного раздела пока состоит из текстовых ссылок, пока халтура)

- содержание новостей, частота обновлений – 3.5 балла.

- фоторяд - 3.5. Есть симпатичные ходы, фото и видео клепается, отслеживается чуть ли не каждый день новой команды, но пока работа не искусная, суховато.

- развитие абонементной программы – 0 баллов. Пока не раскочегарились. Допускаю, что уже и не имеет смысла.

Неоперативная работа, неуверенные шаги к новому успеху видавшего виды менеджмента у клуба, требующего взрывной энергетики, смелых и нестандартных шагов.

мхл

Прошлогоднее фото с сайта молодёжной команды "Спартак"

- Свежего классного фото на сайте на обнаружил.

Всего: 9 баллов

Удивительно, что сильный по составу менеджмент пока не может набрать обороты. Сезон завтра. Стоило бы подумать о редизайне сайта и не только по функционалу. Вектор, выбранный дизайнерами несколько лет назад в сторону "ретро", требует или пересмотра или более смелой доводки во всех компонентах. Нужны убедительные доказательства новой жизни клуба. С имиджевой точки зрения, новому вариться в ушедшем невыигрышно, поневоле тревожность преследут. 

Подвожу итоги двух туров состязания между столичными клубами по раскрутке предстоящего сезона (с учётом баллов, проставленных экспертами в предыдущем тексте исследования):

1

«Динамо» - 27 баллов

ЦСКА – 16.5

«Спартак» - 16.5

Эмоциональные наблюдения:

- Московские клубы не парятся, болельщики им особо не нужны;

- Продажи клуба замешаны на продаже прошлых достижений клубов, визуальных элементов и каких-либо маркетинговых шагов, направленных на привлечение свежих аудиторий, её формирование, не заметно;

- Фоторепортажи есть, кадров в фотогалерее ЦСКА и "Спартака" немало, но репортажные кадры, представленные на сайтах  - это бытовуха, а не завораживающие кадры о кумирах и любимом виде спорта;

- Основные имиджевые лица клубов, интрига развития в новом сезоне:

  • ЦСКА – Сергей Фёдоров, Дмитрий Квартальнов и Александр Радулов. Образа команды нет, свежей крови нет, хотя есть скупая, но попытка попытка рассказать о других хоккеистах. Вся интрига развития клуба пока сосредоточена в команде ВХЛ «Звезда» и приходу в неё Николая Пронина (судя по подаче);

  • «Динамо» – Андрей Сафронов. Образа команды нет, интриги развития клуба нет (судя по подаче);

  • «Спартак» – Герман Титов, Алексей Жамнов, Артём Воронин. Образа команды нет, сплошная свежая кровь, но её подача отсутствует, интрига развития клуба сосредоточена в перестройке раздевалки Лужников и появлении фарма в Воскресенске; 

Общий итог изучения жизни сайтов:

- с вами пока НЕ ИНТЕРЕСНО. Вялотекущая жизнь самоуверенных в себе клубов. Менеджменту необходимо освежение крови, а то и за болельщиков особо не бьётесь и самим вам не очень интересно. Управленцы или не проснулись или уже устали. Непрофессионально и непростительно по отношению к будущему клубов и финансовым инвестициям общества в хоккей. Как только вы начинаете засыпать на ходу, - ждите неожиданностей и остановок в развитии. Почти все клубы Лиги, судя по присутствию в инете – живее вас в разы.

Свидетельством того, что гора может рожать мышь может быть и то, что ни у одного из столичных клубов нет самодеятельного или «типа» самодеятельного блога на sports.ru или любой другой виртуальной площадке, где тусят болельщики. Забавно, но это факт. Где же народная любовь, страсти несогласия с курсом партии, острыми вопросами менеджменту, так или иначе популяризирующими ваши клубы? Оппонирование любому здоровому организму не помеха, так что создавайте оппонента, устраивайте дискуссии с ним на страницах спортивных порталов, продвигайте тех, кто умеет любить клуб не лебезя и не поддакивая. Также показательно то, что никто из болельщиков особо не вступался за свои клубы, отстаивая своих родных управленцев, разве что проскользнуло недовольство моей близорукостью от сотрудников "Динамо" в комментариях к предыдущему тексту.

Одна из видимых причин сырости сайтов, как в случае со "Спартаком" и ЦСКА и холодом красивого сайта "Динамо" - странное отношение к своему менеджменту. Ни у одного из московских клубов не представлены на сайте именно те, кто и проводит всю черновую работу по упаковке и продвижению. Следовательно, их роль в клубе невысока, так что ждать чудес менеджмента при таком отношении к своим героям не приходится. Не говорю уже о том, что в клубе должны быть лица-коммуникаторы, не просто представленные на сайте контактами, а постоянно находящиеся на прямой линии с болельщиками. О необходимости подобной работы доступно поведал в предыдущем тексте ИССЛЕДОВАНИЯ Олег Майоров. Не переживайте, никто вас не одолеет глупостями, если вы настоящие профессионалы и умеете ценить свою публику, проверено многократно.

Подведу итоги двух туров состязания менеджмента клубов.

2

Желаю вам, коллеги, быстрее просыпаться, времени на раскачку нет, боремся за посещаемость.  

Предложений для вас достаточно, направления ближайшего развития сайтов я обозначил, слышащий да услышит.

Продолжение исследования следует...

Переключу внимание на клубы, в большей степени заслуживающие пристального внимания и дружеского участия.  Интереснее изучать тех, кто активнее трепыхается, несмотря на скудные ресурсы и не меньшие трудности на пути к счастливому будущему. Заодно и покажу образцы нормальной работы из российской продвинутой глубинки, откуда, как известно, всё лучшее и начинается.

Приведу свой топ-лист привлекательности сайтов в порядке, определённом по результату оценок специалистами "Спортивного Агентства 2015".

Безусловный лидер рейтинга - НОВОСИБИРСК.

1
2

 

3

 

В оценке остальных сайтов "лидирующей группы" мнения специалистов разделились. С их субъективной оценкой и рассуждениями о несовершенствах поделюсь позже. Сейчас же демонстирую главные страницы сайтов в порядке их рейтинга, пока достаточно условного.

ЕКАТЕРИНБУРГ 

 

4-0
4
5
6

УФА

7
8

 

АДМИРАЛ

32
11

Отдельно остановлюсь на плюсах и минусах лучших сайтов Лиги в следующем выпуске ИССЛЕДОВАНИЯ. Здесь же приведу несколько собственных замечаний в блоке "НРАВОУЧЕНИЯ" и размышления Сергея Галецкого, принимавшего участие в оценке дизайна сайтов:

1-е место: «Сибирь». Стильный, продуманный сайт. Удобная навигация.

2-е место: «Автомобилист». Сайт в модном блоковом стиле, но получилось очень аляписто, глаза разбегаются, сайтом нужно учиться пользоваться.  В рекламе презентации команды показалось что «Автомобилист вперёд!» кровью написано, жутких ощущений не вызвало, но мысль промелькнула. 

3-е место: «Адмирал».

4-е место: «Салават Юлаев». Хотя больше похоже на сайт "Башнефти". Топорно как-то, логотип команды потерялся на фоне огромного баннера спонсора. Навигация странная, состав команды еле нашёл. В первой ссылке «клуб» первой строчкой спонсор, причём пустая ссылка. Задумка с меняющимися игроками команды и надписью на форме при каждом обновлении страницы понравилась.

Нравоучения  

Абсолютно разделяю идеологический сценарий, реализованный дизайнерами "Сибири". На главной странице должна быть устремлённость в будущее, а не сплошное смакование прошлого, как принято у великих клубов и, тем более, неприятных воспоминаний, как у «Салавата», огромным шрифтом напоминающим болельщикам о неудаче, завершившей сезон (что видно на скане главной страницы уфимского сайта, отраженном в тексте).

Не должно быть угнетающего и любого прошлого вообще, зачем занимать прошлым столько места в сегодняшней жизни и ценные квадратные сантиметры коммерческой площади сайта. Зачем треть главной страницы у «Салавата» занимает информация, отраженная на скане части Главной страницы?

13

Точно так же, неужели не намозолила глаза пусть и хорошая, но картинка и статистика из прошлого, занимающая столько места на Главной "Адмирала":

14

Той же "Сибири" я напомнил бы недавние слова генерального менеджера Кирилла Фастовского: ""Сибирь" ещё ничего не добилась" и убрал бы подальше из памяти нынешний предмет гордости - таблицу регулярного первенства прошлого сезона Востока, где клуб восседает на первом месте. Хватит любоваться, не стоит зомбировать болельщика на лидерство, наоборот, ещё и ещё раз надо напоминать: "это новое восхождение, а значит, снова с нуля, снова интрига, - на что мы способны в новом сезоне? Сможем ли снова придумать рецепт успеха? Каждый год нужны новые рецепты и новая магия, в том числе болельщицкая".

Задача для сценаристов сайтов клубов КХЛ.

Очевидна особенность клубных сайтов, требующая решения. Задается жесткое наличие и размещение модулей, теряющее свою актуальность в межсезонье. Каждый сезон клуб проходит летнюю перезагрузку и сайт должен работать именно на задачу обновления. Здесь не должно быть места модулям о последней и следующей игре, здесь не должно быть таблицы и другой статистики. Всё подчинено будущему, вопросам и ответам, акциям для болельщиков в межсезонье.  Сайт должен "дышать" сообразно моменту, то есть, как минимум, должна быть "игровая форма" и летняя".

Задача менеджменту.

Отличная работа дизайнеров должна быть поддержана и трудом сотрудников клуба, отвечающих за наполнение сайта. Иначе внешняя привлекательность, заданная дизайнерами, сводится на нет работягами, не особо "горящими" на своей должности, то есть, непрофессионалами. Это болезнь и московских динамовцев и, в какой-то мере, уфимцев.

Также менеджменту надо быть готовыми к тому, что логистика сайта должна совершенствоваться и развиваться сообразно целям и задачам текущего момента. Доверие и интерес посетитель должен испытывать к каждой кнопке, каждому разделу, иначе не работающий, неактуальный или слабый по содержанию даже один модуль ведёт к недоверию или утере интереса к другим, в том числе и спонсорским модулям, что ударит по карману рано или поздно.

Бывает наоборот

На сайте «Автомобилиста» бросается в глаза активность и креатив команды создателей интересной жизни клуба. Но за ними никак не поспевает существующий дизайн. Много всего, информация, цветовые пятна суетятся в одной пестроватой каше, а могли бы поддерживать и усиливать друг друга.

Роль менеджмента в успешности клуба

Странно, но на сайтах клубов не представлены те, кто создает спортивный продукт и это свидетельствует о статусе, полномочиях, уважении к труду и перспективах развития клуба. У всех в разделе «РУКОВОДСТВО» представлены важные в жизни клуба люди, - Президенты, они же главы администрации и первые лица клубов, – генеральные менеджеры, директоры. Но только у одного клуба уважительно представлены и остальные участники процесса, то есть почти все ключевые сотрудники клуба из Екатеринбурга. При этом, первые лица находятся с ними в одном ряду и раздел называется скромно «АДМИНИСТРАЦИЯ» в отличие от принятого у большинства клубов разделения на «РУКОВОДСТВО» И «ПЕРСОНАЛ». Приятно также, что вся «АДМИНИСТРАЦИЯ» подана достойными фотографиями. У большинства клубов фотопортреты персонала, а иногда и портреты игроков напоминают снимки раздела «ЭТИ ЛЮДИ НАХОДЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ РОЗЫСКЕ». 

АДМИНИСТРАЦИЯ клуба "АВТОМОБИЛИСТ"

20

Для сравнения "РУКОВОДСТВО" ЦСКА

21

То есть, у армейцев просто некому работать, их совсем мало, зато приятно, что улыбаются.

И, на десерт, "РУКОВОДСТВО" ХК "СПАРТАК"

22

Красно-белых можно оправдать, ещё не успели обзавестись командой, пока им трудно, сочувствия.

Предложение

Пора клубам пересмотреть своё отношение к "персоналу" и достойно представить каждого из сотрудников, причастного к созданию успеха, ведь хоккей - командная игра и результат тоже "начинается с вешалки". Открытость для сотрудничества должна быть подтверждена наличием не только электронных адресов управленцев, но и "манифестов", заявляющих о направлениях работы сотрудника, нуждающихся в обратной связи с болельщиками, специалистами, способными привнести что-либо в деятельность клубной системы.

Также, на сайте должны быть представлены все участники команды по подготовке и проведению матчей, где есть и "голос арены" и звукорежиссёры/осветители, аниматоры и дальше по списку. Уверен в эффективности такого простого шага, попробуйте.

Продолжение ИССЛЕДОВАНИЯ в следующем выпуске ближайшие дни.

Предыдущий выпуск "Битва за болельщика". 

Для желающих развлечься очередной выпуск "Субботнего настроения"

А пока поблагодарю КХЛ за конкурс "Лето с хоккеем" и спасибо автору, приславшему класный пример своей хоккейной страсти.

 

23

Анонсы

В следующем выпуске:

- отслеживание динамики развития сайтов столичных клубов

- демонстрация удачных акций менеджмента клубов Лиги, направленных на подогрев интереса к сезону, продажам абонементов

- лучшие журналистские работы недели

- рубрика "Философ недели. Мысли и недомыслия"

- лучшие публикации недели на sports.ru по теме "Развитие Лиги"

- предложения клубам и КХЛ

- новости МХЛ

- что-нибудь ещё

PS

Буду рад, если сотрудники клубов и болельщики сочтут критику и пожелания дружескими и дельными, способными усилить эффективность менеджмента. Благодарен за ответные укоры, поучения и, тем более, попытку творчества. Значит, вы неравнодушны. Значит, есть надежда. Приглашаю к обсуждению и совместному придумыванию разумного "сегодня" и счастливого "завтра" российского хоккея. 

счетчик