17 мин.

В поисках настоящего

Зачем разговор о дворцах спорта

В рамках проекта "Карта развития Лиги" уже второй текст посвящаю проектированию ледовых арен. В тексте "Арены КХЛ" затронул тему экономической эффективности дворцов спорта. Предваряя "Записки проектировщика", обозначу позицию, побудившую развивать тему экономической и социальной эффективности спортсооружений.

1

- Смею утверждать, что ситуация с проектированием и дальнейшей эксплуатацией спортивных сооружений в России абсурдная.

- Абсурд заключается, прежде всего в том, что проекты спортсооружений не нацелены на экономическую эффективность и, в результате, чем больше дворцов спорта и стадионов мы строим, тем больше создаём "чёрных дыр", изымающих всё больше и больше средств из бюджета на социальную сферу, где есть не менее важные здравоохранение и образование.  

1

- В России на сегодня невозможен хозяйский подход, способный развернуть ситуацию по созданию спортсооружений типа "чёрная дыра"  и не существует предпосылок для появления заказчика, способного изменить ситуацию. Зато бюджетникам всех мастей, начиная с минспорта, выгодно появление новых дотируемых объектов.

Вместо создания нового, вместо инвестиций в наукоёмкие технологии в спорте и физической культуре мы будем постоянно латать дыры и финансировать процесс "вода в песок". Большой спорт, равно как массовый, при таком подходе, по своему уровню развития обречён на отставание от тех же процессов за рубежом. А отечественные деятели от спорта ни за что не сдадут позиций и всегда с пеной у рта будут доказывать верность той искуственности, что нагородили они и их предшественники, что импотенция это наш путь, а во главе проектов, арен и ведомств должны находится опытные завхозы и распределители потоков. Да, есть исключения из правил, случаются талантливые, играющие с системой. Но в игре  с системой не может быть смелости, дерзости, на первый план выходит гибкость и осторожность, ведущие в трясину. Да, забыл, есть ещё герои, выстраивающие в КХЛ всё под себя, им бы ещё и мудрости.   

1

Убеждён, что необходимы честность и сверхусилия для преломления нашей дикости во многом, что связано с профессиональным и массовым спортом,  спортивно-оздоровительной инфраструктурой. Поэтому и намерен создать серию просветительских материалов с целью "вода камень точит".

В тексте обозначены возможные направления разговора, глубина дальнейшего разворачивания темы зависит от уровня вопросов.

Уровень обсуждения зависит от того, удалось ли собрать блогу читателей, интересующихся вопросами развития хоккея, от того насколько sports.ru желает содействовать мозговым штурмам на своих страницах и от общего душевного состояния читателей ресурса. Не уверен, но и лучшего времени не будет и лучшего ресурса в стране нет.

Арены. Часть I

Записки проектировщика - футуролога

Во время работы над концепцией ледового дворца пытался обнаружить ответы на вопросы о месте хоккея в жизни людей.

- Чем манит ледовый дворец тех, кто приходит играть в хоккей или сопереживать чьему-то успеху?

- Что есть в жизни ледовой арены такого, чего недостаёт в окружающем пространстве?

Убеждён, есть на ледовой  арене и в хоккее что - то настоящее, чего нет в обычной жизни. И для того, чтобы правильно "подать" все грани особенной жизни на арене для будущего пользователя, проектировщики обязаны прожить жизнь на арене во всех возможных ролях и смоделировать существующие и желаемые поведенческие модели. 

Хоккей в моей жизни  

Среди гипотез, родившихся в результате исследования, есть и такая:

*Хоккейный матч – это маленькая жизнь, её модель, сжатая во времени. Сценарии игры очень близки к жизненным сценариям, здесь можно выигрывать в эпизодах, но проиграть всю жизнь, то есть игру. Здесь можно быть заведомым аутсайдером, но оказаться победителем, зная свои слабости  и умея вытаскивать из себя свои резервы в нужное время.

Сыграть матч  - это прожить ещё одну жизнь.

А прожить хоккейный матч на трибуне – это пропустить через себя тот жизненный сюжет, все те потрясения и удачи, что пришлись на долю моей команды в сегодняшней маленькой жизни.

И чем больше жизней мы проживаем на льду сами или на трибуне вместе с любимой командой, тем насыщенней эмоциями и страстями наша судьба.

21

1. В  игре

- Сначала я преображаюсь в супермена.

- Если в этой короткой жизни на льду я хочу победить,  моё тело и разум должны быть готовы к жизни на других скоростях

- Я обязан:

  • успевать реагировать на опасности и непредсказуемость соперника,

  •  предупредить опасность,  «прочитав» её,

  • предугадать действия партнёра и быть готовым оказаться рядом или в нужной точке в нужный момент.

У меня может всё получиться, если я оставляю «за бортом» прицеп сегодняшних забот и бытовухи.  

Да, матч состоит из разного, здесь можно добиться успеха поначалу, но расслабляться нельзя до последнего мгновения жизни на льду, иначе тебя могут просто снести или размазать.

Также можно сначала проспать и профукать, но на этом жизнь не заканчивается и можно выйти победителем в ней, если у меня есть план, силы, воля, умение и команда, желающая того же.

А если я не успел сегодня реализовать себя в полной мере и не всё получилось, то у меня есть ещё в запасе дополнительные шансы и новые жизни – в следующей игре. Но я обязан эту новую жизнь прожить иначе, я вместе с каждым из моей команды обязан включиться сразу, у меня и  и у моих партнёров должен быть другой план, другая включённость.

Также как в обычной жизни здесь есть опасности, интриги, непредсказуемость. Но здесь всё зависит не от «геополитических сил и цен на нефть, чьей-то приближенности к дачному кооперативу. Успех жизни на льду в моих руках и готовности каждого из моих партнёров к победе здесь и сейчас.

На льду правила одинаковы для всех, даже для тех, у кого вся родня в генеральских погонах, любое нарушение может привести не только к личному краху, но и «концу света» для  всей команды. Но если, всё-таки я оступился,  но в следующей жизни – игре смог стать героем, то счастье есть и  мои друзья будут благодарны мне за то, что я снова с ними.  

Да, я не всегда в форме, не всегда готов, но если я не волыню, -  меня поддержит каждый из команды, и я снова и снова буду готовиться к жизни супермена и становится им, переступая порог ледовой Арены, оставляя на улице глупости и мелочи, суету и ненастоящее.

А после…дотерпеть бы и снова вернуться сюда в  атмосферу хоккейного братства.

2. На трибуне

Даже если я не могу сегодня быть в игре, - то приду сопереживать и радоваться игре моих друзей, на Арене есть  эмоции и страсти и без них уже кисловато.

Долгие годы наблюдаю, общаюсь и пытаюсь понять природу «боления» и, хотя мне больше по душе самому быть в игре, препарирую и свои чувства, когда прихожу болеть за близких мне людей.

Ниже изложу результат моих  наблюдений в форме «собирательного образа» болельщика. И пусть простят меня те, кому покажутся циничными мои выводы исследователя, но в них всё честно, даже мои заблуждения.

«…По роду своей деятельности натренировал психику, близкую к антикризисному управлению, мои эмоции «не виляют разумом». От этого мне почти неведомы какие-либо переживания о результате моей деятельности. Но, когда я приближаюсь к ледовому, со мной начинают происходить всякие метаморфозы, как будто в моём теле оживает другой, иногда смешной и не очень разумный, но очень живой человек, напоминающий о том, что я был лёгким и эмоциональным, мальчишкой и балагуром. То ли я возвращаюсь в детство или юность, то ли я чувствую связь с космосом, где от моих действий зависит всё в этой жизни. 

1

Связь с космосом начинается с того, что я начинаю быть суеверным и вспоминаю, что мне нельзя опаздывать на игру ни при каком раскладе, проверено тыщу раз – без меня успеют начудить. При этом я не имею права торопиться и суетиться, иначе снова где-то засада и проеду «на красный»  или ещё чего хуже, в общем,  перегреться  раньше времени тоже нельзя. 

1

На подходах к дворцу внутри всё прогревается и я вспоминаю о том, что у меня есть сердечко. Но я готов ко всему, хладнокровен, уверен, - ведь я успел заскочить домой и напялить  счастливый прикид, поднялся на счастливые места и, что важно, успел вовремя заметить и обойти десятой дорогой парочку нефартовых персонажей.  Они тоже болеют за наших, но если они орут и болтают всякую чушь рядом – стопудово проиграем. 

1

Так что держусь подальше от них, на верхних местах,  там, где у меня связь с космосом налажена.

Но со стороны за нашими болелами мне нравится наблюдать. В них полно жизни, они неравнодушные и здесь они настоящие энерджайзеры. В своей жизни больше нигде  не встречаю  такие сгустки энергии, эмоций и позитива. Мы все на Арене братья и сёстры, у нас у всех общая цель, мы дышим и замираем как единое целое, наши сердца бьются в одном ритме, несмотря на то, что все мы совсем разные. 

1

Да, мы не всегда побеждаем, но  те счастливые мгновения  единения, когда вскакиваем со своих мест с поднятыми руками, оправдывают всю мою досаду и ворчание, когда кляну себя за то, что пришел болеть за слабаков. Я всё равно следующий раз приду, - за сердцебиением и внутренним жаром, что приключаются только здесь, за весельем и картинкой, состоящей  из красивых в своей искренности людей. 

1

Далеко не сразу понял, -  чем красивы эти люди и в чём сила той картинки, что я вижу на хоккее.

1

Прежде всего, - та энергия и жар, что прячутся внутри болельщика всегда красивы, даже если человек не умеет улыбаться в обычной жизни, - здесь из него прёт мощь хотя бы из глаз. Здесь можно кричать и прыгать взрослым и детям. И картина единения молодых и не очень, детей и родителей, - она такая редкая в наши дни, что не может не завораживать.

1

Само собой, парни, за которых мы болеем, - это наши герои. У нас в обычной жизни разве много героев, восхищаться и поддерживать которых нам удаётся со всей страстью?  

1

Ещё здесь  я могу отдать все мои силы менее умелому и одарённому, но более дерзкому и по-игроцки смышлёному. В этой маленькой жизни на льду победы приходят и к тем, кто заведомый аутсайдер и результат «тендера» вроде бы предсказуем. Но даже одна из десяти победа менее мастеровитой  и «нафаршированной» команды даёт мне надежду на то, что и я выстрелю в своей жизни с тем набором моих умений и слабостей, что пока не дают мне лидерства и признания. 

1

И, не дай бог, вмешаются в честную жизнь на льду купленный судья или всемогущие дельцы! Здесь место только для честной мужской борьбы, здесь не место предсказуемому всемогуществу денег и подковёрным интригам.  

1

Здесь всё «по чесноку» и все как на ладони. Здесь мы обнажаем наши души и даём волю эмоциям. 

1

Здесь всё по-людски.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Слова про генофонд.

Если прикинутся социологом, изучающим развитие современного человека, то эмоциональный рассказ моего собирательного образа болельщика, самого иногда рубящегося на льду, можно расшифровать околонаучными словами и несколько  затёртыми понятиями:

- Современному человеку, живущему  в пока не осознанной и поэтому пока не названной реальности, генетика командует: «Тебе ещё пригодятся человеческие особенности,  пока особо  не востребованные, но способные «выстрелить» и выделить тебя из толпы».

- Родоплеменное общество когда-то  для своего выживания породило и сформировало  типы людей, генетически  предрасположенных к охоте или альтруизму во имя спасения племени, охране и защите близких или бесстрашию первопроходца, мудрости хранителя знаний и очага. Зачем-то эволюции надо было породить и закрепить за частью людей ещё и склонность к лени и продажности, трусости и тупости, умению выжить любой ценой и взять своё хитростью и обманом.

- На разных этапах своего  развития общество призывает к жизни разные качества и разных героев. Существует  гипотеза, что спорт позволяет сохранить и поддержать в тонусе  генофонд, «стоящий на запасном пути» и готов спасти человечество, выдав ему в нужный момент необходимое число  важных для выживания или общественного равновесия героев, носителей качеств, не особо востребованных в мутные и суетные времена.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Выделю своими словами основное из  рассказов разных людей о мотивах вылазки на ледовую арену:

- Сопереживать преодолению и мастерству, получить заряд адреналина, пройдя через риски и опасности.

- Сбежать из четырёх стен офиса, квартиры, от быта и забот.

1

-  Вместе с семьёй развлечься в красивом и эмоциональном месте. Нам нравится атмосфера хоккейного карнавала.

1

- Потусить в хорошей компании (расшифровываю «компании сильных и мужественных,  эмоциональных и настоящих»). 

1

- Поддержать свой эмоциональный тонус и увеличить свой жизненный ресурс.

 

Создать среду

1

Размышления, приведенные выше, отражают личное понимание  хоккея исследователем, занимающимся проектированием и разработкой концепций спортсооружений. Моя позиция  может не совпадать с пониманием функции спорта в современном обществе людьми, ответственными за создание спортивных объектов и развитие физической культуры. 

1

Убеждён в том, что философия жизни на объекте рекреации значительно отличается от целей и задач других общественных зданий и архитектор должен понимать эту разницу не ощущениями, а рассудком. В завершение публичной исповеди о личном подходе к созданию популярного спортивного объекта, подкину ещё несколько вопросов, ответы на которые могут быть полезными для всех, кто желает создать ледовую Арену, способную быть не только социальным объектом, но и успешным бизнесом.

- Важна ли среда для  реализации наших подсознательных побуждений?

- Мы хотим настоящего во всём, братства и праздника, но работают ли архитекторы для того, чтобы удовлетворить наши «хотелки»? 

- Что надо сделать проектировщикам, чтобы  жизнь в стенах Дворца спорта  бурлила содержательным разнообразием и отвечала нашему ожиданию самого привлекательного и человечного места в городе?

Не те люди

Относительно недавно случилось общаться с одним из заказчиков, - представителями управляющей компании, руководящей проктированием, строительством и эксплуатацией Ледовой Арены. Обнаружилось что общаемся на разных языках. Вроде бы молодые управленцы, современные, уверенные в себе. Но оказалось,что опыта проектирования или эксплуатации спортивных арен у них не было, зато есть опыт эксплуатации торгового центра. Молодые управленцы совершенно уверены в том, что разницы между задачами, потребителем и моделями поведения в торговом центре и Ледовом дворце одинаковые.  

 Поделюсь картинкой, иллюстрирующей разницу в задачах проектировщиков по созданию среды в случае торгового центра и Дворца спорта.

1

Разделы, не поместившиеся в формат статьи:

- Что такое привлекательность ледовой арены, из чего она складывается? Системообразующие специалисты (тренеры и педагоги, спортсмены – личности), красивые люди, наполняющие ледовую арену – это часть имиджа Арены?

- Составляющие успешности ледовых арен.

- Почему государственные ведомства не способны сфрмировать заказ на экономически успешные арены?

- Инвесторы и проектировщики задаются подобными вопросами при строительстве спортивных объектов?

- Алгоритмы, предлагаемые для изменения ситуации.

- Экономические потрясения и готовность потребителя платить за услуги рекреации.

- Может ли городское сообщество влиять на городские проекты?

- Есть ли шанс не наступать на грабли в Нижнем Новгороде и Новосибирске, где запланировано строительство современных арен?

PS

Для небанальных людей, начиная с заказчика, не надо доказывать, что процесс проектирования  - это создание чего-то нового для людей будущего, а не погружение во вчерашние стереотипы. Сотрудничество талантливых заказчиков и ответственных проектировщиков над задачей, кажущейся относительно стандартной, порождает особую энергию, новые вызовы, позволяющие создать чудо.

О собственной мотивации: опыт и знания надо кому-то отдавать, а после мутных времён рано или поздно надо будет созидать содержательно новое. Вот только непонятно когда уйдут смутные времена.

В тексте использованы фотоматериалы из архива "Музея ХК "Атлант". Тем самым хочу напомнить и ещё об одном абсурде. "Арена Мытищи" признана самой успешной в 2014-м году, получила даже какой-то приз, но после развала клуба "Атлант" дворец, построенный под КХЛ, превратился в две ледовые коробки, окруженные пустыми трибунами, в фойе вместо регулярного карнавала хоккейных болельщиков живет рынок.

Да, в московском регионе это была самая уютная арена. Возможно ли возрождение?

 

Мы в соцсетях:

      

1
1
1
1

 

Наши проекты:

- Лучшие работы фотографов клубов КХЛ

1

 

 - Виртуальный музей хоккейного клуба "Атлант"

1

 

 - Спортивное Агентство-2015

1
счетчик