Трибуна
16 мин.

Драфт-2018 – ваш новый 2003-й. В НБА идет смена поколений, Эйтон, Дончич и Янг скоро захватят лигу

От редакции: вы читаете материал пользовательского блога Board Man Gets Paid, где объясняют, чем же так интересен Яннис, пишут о лучших сериях плей-офф, называют карьеру Леброна «героической безысходностью». Здесь всегда интересно: подписывайтесь и отметьте автора плюсами.

За последние несколько лет поклонники лучшей игры с мячом и конкретно лучшей ее лиги повидали многое. Это и легендарный камбек имени Леброна Джеймса в Финале-2016, это и самое влиятельное Решение в истории, принятое Кевином Дюрэнтом по лекалам того же Джеймса, которое едва ли не было бито не менее историческими 0-27 «Хьюстона», однако в итоге же было бито травмами и Каваем лично.

Это и самая короткая со времен локаута регулярка, и исторический «пузырь» и загадочный, но по достоинству оцененный обществом (но не Леброном) плей-ин. Мы видели достаточно, мы помним многое, но без преувеличения можем называть текущий плей-офф одним из самых удивительных, если не самым. И это несмотря на очевидные изъяны в виде многочисленных травм, карантинов и проблем восприятия столь причудливого сезона.

В отличии от фанатов хоккея, например, поклонники НБА – куда менее искушенные в смысле сенсаций. Если в НХЛ апсет первой команды конференции от восьмой, финал в первый для франшизы год или свип сильнейшего в регулярке коллектива становятся нормой, то в баскетболе подобное можно увидеть не слишком часто. Что уж говорить, НБА за всю свою многолетнюю историю не дарила нам отыгрыш с 0:3 в серии, хотя казалось бы – когда, если не в это сумасшедшее для мира время?

Иронично, но в лиге, где преобладают свободолюбивые афроамериканцы либеральных взглядов, сохраняются консерватизм и рутинный подход. НБА – косная лига, которая в организационном плане практически не менялась со времен слияния с АБА и революций Стерна. Мистер Сильвер – тоже важный персонаж в истории, и хоть очевидна была его деликатность, а также желание сохранить политику бывшего комиссионера, именно с решений Адама (как и положено эпохальным сюжетам) начались серьезные метаморфозы в НБА. И те случились, в первую очередь, вынужденно из-за вещей, сотрясших мир далеко за пределами спорта.

НБА на протяжении долгих лет практически не получала развития, и процесс передачи власти молодым, который в остальных видах спорта традиционно проходит быстро, был заторможен. Однако нынешний плей-офф – сколь особенный, столь и важный в культурном плане, так как способен стать поворотным для лиги.

Зрелые и сильные слишком долго доминировали в общественном пространстве, попутно разорив на трофеи и славу пару поколений, но теперь новое мощное поколение завоевывает НБА. И прямо на наших глазах молодость провожает опыт, возвращая лигу к естественному развитию.

Часть I. Поколение слабых

В большом теннисе последние годы популярна тема про «NextGen» и ущемляющего его противника в лице старого поколения, которое обособляют до Федерера, Надаля и Джоковича. Вопрос доминации этой троицы – палка о двух концах. Несомненно, все трое – великие (или величайшие) спортсмены, но их неестественно долгое царствование говорит и о слабости молодых теннисистов, отсутствии конкурентоспособности с вышеупомянутыми тремя.

И такая очевидная для индивидуального вида спорта проблема находит отголоски и в командной игре.

В баскетбольном коммьюнити слово «прайм» встречается чаще, чем где-либо – даже чаще, чем на телевидении, чей «прайм-тайм» (время наиболее активного просмотра ящика) вылился в мир, в том числе и в спорт.

Несколько примеров. Очевидно, что у Шакила прайм пришелся на «Лейкерс», а конкретно на время трипита и личные три титула MVP Финала. У Дирка Новицки праймовым был год MVP, хоть и главный трофей он добыл лишь 4 года спустя. У Джордана или Карла Мэлоуна я бы выделял два прайма – физический и ментальный: в первом случае оба на пике физической формы выдавали самые результативные сезоны в конце 80-х, но во второй половине 90-х один очень круто станцевал, а второй отточил игру в атаке и защите, отпраздновав это двумя титулами MVP и двумя выходами в Финал.

По аналогии с последними две пиковые точки нахожу и у Леброна Джеймса. Разумеется, это 2012-й год – год меж двух чемпионств, титулов MVP и MVP Финалов, обрамленный олимпийский золотом и статусом лучшего игрока планеты на обеих сторонах площадки. И 2016-й, который имеет даже больший вес для культурного наследия Леброна. Но на дворе 2021-й, а люди по-прежнему боятся не упомянуть хотя бы вскользь Джеймса, когда речь заходит о лучшем игроке прямо здесь и сейчас. Но ведь его прайм уже прошел, в чем дело?

Самые влиятельные игроки своих эпох в свои лучшие годы доминировали в лиге, но, за исключением разве что Джордана, это были короткие отрезки в несколько сезонов. И если даже игрок сохранял высокий уровень на более длительный срок, то просто на пик выходили игроки моложе, и уже они считались главными действующими лицами. Это естественно. И наоборот: баскетбольное долголетие Леброна Джеймса – противоестественно.

Я не про добавки. Леброн тратит миллионы в год на свое здоровье, неудивительно, что и в середине четвертого десятка он в превосходной форме. Долголетие в данном контексте – уровень влияния на лигу в самые первые сезоны и прямо сейчас. После Майкла начался поиск нового Майкла, и если в игровом плане таким стал Кобе, то в медийном за без малого 20 лет не нашлось лучше кандидата, чем Джеймс. Опять же, можно однобоко трактовать данный факт как уникальность и гений Леброна, но истинная проблема кроется в ограниченности тех, кто на свой пик по расписанию должен был выйти год-два назад.

Драфт НБА 2003-го года часто сравнивают с драфт-классами 84-го и 96-го в попытке выявить сильнейший в истории. Что до 2003-го, то его причисляют к сильнейшим лишь из-за четырех фамилий, выбранных в первой пятерке драфта и так красиво разбавленных Дарко Миличичем. Но эти фамилии были ключевыми в конце нулевых, а три из них объединились вместе и стали главной проблемой лиги еще на 4 года. Это вроде бы дольше, чем полагается, однако стало реально благодаря тому, что за последующие три драфта в лигу пришли только два потенциальных участника Зала Славы – Дуайт Ховард и Крис Пол. Можно сказать, что поколения между Леброном и Дюрэнтом не существовало вовсе.

Зато с 2007-го по 2009-й в лигу пришли Дюрэнт, Роуз, Уэстбрук, Харден и Карри, которые предопределили сначала последующее развитие лиги, а начиная с определенного этапа – ее стагнацию. Это было последнее масштабное звездное пополнение, после которого драфты как явления начали деградировать, а басты и калеки выпускаться стали чаще игроков Матча всех звезд.

Из выпускников 2010-2013 только Кавай Ленард, который вообще-то хронически флегматик и травматик, реализовал потенциал сполна, и, несмотря на историю болезней, еще сохраняет шансы на MVP Финала с тремя разными командами. Ирвинг не ходил дальше второго раунда без Леброна, Дэвис прошел его только с Леброном, Клэй и Дрэй отказались от личностных достижений в угоду чемпионским амбициям, а Джордж и Лиллард, как «Тоттенхэм» – до вершин не добрались… Тут, наверное, вы ждете что-то про скромного парня из Греции, который какую-то там статуэтку два раза подряд давеча тут выигрывал? Да, Яннис прекрасен, но еще достаточно молод в нашем сознании, и какие-то выводы мы начнем делать по итогам этого плей-офф.

С 2014-го и вплоть до 2018-го года в НБА настало смутное время. Если же болельщики стали жертвами монополии, питаясь безальтернативными финалами «Уорриорз» – «Кэвз», то драфт-классы в этот период были одними из слабейших в столетии.

Это был апофеоз не деградации, а дегенерации, так как стал очевиден сбой инкубатора, начавшего плодить инвалидов – физических и психических. Пожалуй, только Йокич и в перспективе Митчелл и Тэйтум могут считаться полноценными звездами. Эмбиид якобы тоже таковой, но он просто больной и измученный человек, который, к тому же, к 27 годам не выиграл ни одной награды и ни разу не доходил до Финала конференции.

Зато мы увидели в деле Уиггинса и Окафора, продолжаем размышлять переоценены или недооценены Лонзо Болл и Маркелл Фульц, ну и любуемся за неустанным прогрессом Бена Симмонса. Последнего на фоне текущего плей-офф можно костерить до бесконечности долго без риска ошибиться или быть непонятым. Есть еще в сравнении успешные Таунс и Расселл, которые с каждым новым сезоном все прочнее откладываются в сознании как мусорные скореры. Давайте честно: и Девин Букер до прошлого сезона казался таким же.

Почти десятилетие лига поставляла ролевиков и звезд второго эшелона без намека на появление культовой фигуры, способной сминать или хотя бы подминать под себя лигу на годы вперед. Разумеется, это наложило свой отпечаток на общую картину. Можно выделить два серьезных тренда НБА 10-х годов: увеличение среднего возраста чемпионских команд и претендентов на чемпионство и продолжительная доминация Леброна и Дюрэнта.

Первый тренд форсировали сами команды, когда молодым игрокам со слабых драфтов предпочитали в ротацию ветеранов. Ну и, конечно, факт наличия в финалах то Леброна, то «Уорриорз». Джеймс в принципе любит собирать вокруг себя зрелых проверенных игроков: в 2013-м его «Хит» были одними из самых возрастных чемпионов в истории (30.07 лет в среднем), в прошлом сезоне «Лейкерс» были второй самой возрастной командой из тридцати, в этом – самой (29.1). «Голден Стэйт» же, напротив, стали одной из самых молодых команд-чемпионов в 2015-м, но лишь старели вплоть до Финала-2019, сохраняя костяк и разменивая одних ветеранов на других.

Не имея иных достойных конкурентов, Леброн все десятилетие соревновался с Карри, Дюрэнтом и Каваем в финалах, куда выходил 9 раз из 10. Вылет в первом раунде в этом году – не случайность, лишь частично вину можно списать на короткий перерыв между сезонами и взрослых мужчин, кидающихся в ноги.

Истинные причины? Очевидны. После долгих лет разочарований мы наконец ощущаем присутствие «NextGen» в НБА.

Деандре Эйтон назвал драфт-2018 сильнейшим в истории. Сейчас это может звучать абсурдно, но у меня есть несколько доводов в пользу его слов, а также пара примечаний в каком смысле здесь стоит понимать «сильнейший».

Часть II. Класс 2018

Уже писал, но повторюсь снова: нет истины более правдивой, чем та, что пришла к нам изначально в виде заблуждения. Два года назад не было в лиге игрока, раздражающего меня больше, чем Трэй Янг. Рахитичная внешность, вечно самодовольная гримаса, ужимки и мерзкий процесс зарабатывания фолов путем выпячивания пятой точки (когда-то Харден грешил таким, очевидно, адаптация движений стриптизерши). Карри жевал капу – уже бесил! Янг же собственными повадками впитывал всю нелюбовь – не только мою.

И все же мою злую душу успокаивал факт того, что как только этот наглец доберется до плей-офф, то тут же будет сожран «защитным духом постсезона», а сам же на своей половине будет мишенью для каждой второй атаки соперника. Это не я придумал, но я в это поверил. Правды ради, в это сложно было не поверить: согласно различным продвинутым метрикам, Янг действительно был одним из худших в лиге по части защиты, а своего спасительного Клэя Томпсона в задней линии в «Атланте» не наблюдалось.

Плей-офф настал, а Трэй Янг остался самим собой. Как оказалось, имеющихся вингов хватило, чтобы нейтрализовать ударную мощь противников и не превратить разыгрывающего в пушечное мясо, благо для этой роли в команде на ограниченных минутах имеется Лу Уильямс. В атаке Трэй продолжил делать привычные для себя вещи, перемешивая эффективность с непрекращающимся пафосом.

Настоящим откровением стала серия с «Филадельфией», в которой «Атланте» и Янгу персонально уже по новой сулили провал. Не случилось. Трэй провел шикарную серию за исключением, разве что, седьмого матча, где подсобил Кевин Хертер – еще один представитель драфт-класса 2018-го. Особенно гротескно Трэй Янг смотрелся на фоне Бена Симмонса, который вроде как должен был уничтожить оппонента. В итоге Янг от игры к игре проявлял лидерские качества, не переставая верить в партнеров и свой бросок, а Симмонс просто исчез.

Я признал Трэя Янга как баскетболиста и зауважал как личность. Кривляния и провокации никуда не делись, но они кажутся мне теперь вполне уместными. В свой третий сезон в лиге Янг выходит в финал Востока и поборется за главный Финал. Вне зависимости от результата серии с «Бакс» Трэй уже доказал свою состоятельность в качестве первой скрипки команды плей-офф, но, вероятно, в следующие пару лет он докажет, что его статус еще выше и амбициознее названного.

Но главным человеком с драфта-2018 до сих пор считается Лука Дончич. Серия «Далласа» с «Клипперс» в этом плей-офф отлично сочетается с основным посылом статьи несмотря на итоговый вылет Дончича. Дело в том, что «Клипперс» – идеальные представители уходящей эпохи. И идеальные антагонисты для главного героя.

«Клипперс» – вторая самая возрастная команда сезона, в которой на передовых позициях играют почти изжившие себя в номинально мягкой и розовой лиге Моррис, Беверли и Рондо, а главными звездами в отсутствие Кавая являются 31-летние Реджи Джексон и Пол Джордж. Последний, к сожалению, так и научился таскать рояль, когда это необходимо: Джордж был крут внутри хорошей по именам тренерской «Индианы» Вогеля, но проваливался в первых раундах в сезоны после травмы, не протащил дальше и «Оклу», был главным виновником прошлогоднего кошмара «Клипперс». Этот плей-офф он закончил с хорошими цифрами, но закончил очень скоро.

«Даллас» начинал серию в качестве андердога, но повел в серии 2-0 и 3-2, выиграв первые три гостевые игры. Пикантность момента заключалась в том, что «Клипперс» открыто слили конец регулярки, чтобы не попасть на проблемных и нездоровых «Лейкерс», но попасть на «Мавс», против которых и близко не легкая прогулка была в прошлом плей-офф. Лука, как говорится, «took it personally»: был шикарен и выдал очень зрелый для себя баскетбол.

Команде не хватило одной победы, Луке не хватило местами командной поддержки, нормального Джоша Ричардсона, кого-то полезного в ротации вместо Порзингиса и правильных тренерских решений Карлайла. Учитывая годы Луки в «Реале», третьегодкой его называют неохотно, хотя пространство для роста у игрока по-прежнему огромное. Дончич уже заимствовал не самые приятные привычки у звезд (флопы, споры с судьями и, похоже, игру в генменеджера), но это часть акклиматизации в НБА после Европы и тоже развитие. Он значился главным претендентом на MVP перед стартом сезона, добавит еще. Нет сомнений, что Лука Дончич – одно из главных лиц лиги в 20-х годах.

Впрочем, это предсказывали и раннее. А вот Деандре Эйтон первые два сезона был мишенью для критики. Сейчас же он перекрывает кислород Дэвису, доводит MVP-центра до 0-4 и вколачивает победный данк в матче Финала конференции. Эйтон назвал родной драфт лучшим в истории, но будучи первым его пиком не смог раскрыться моментально и слыл тенью более успешных к настоящему моменту Дончича и Янга. Но, как оказалось, найти своего Криса Пола к имеющемуся «большому» гораздо проще, чем «большого» к имеющемуся Луке.

Без Криса не было бы ни второго места на Западе, ни финала Запада, ни прогресса команды и отдельных ее игроков. Развитие Эйтона естественно, но Пол это развитие ускорил и направил в нужное русло. Криса часто называли волшебником, потому что он способен из игрока калибра Деандре Джордана делать участника Матча звезд. Но тёзка Эйтона не выбирался в первом раунде драфта, тем более первым пиком, и текущий функционал самого Эйтона далеко впереди примитивной комбинации подборы-заслоны, а потенциал и вовсе необозрим.

В начале лета 2018-го года ходили серьезные дебаты кого же «Санс» возьмут на драфте: Эйтона или Дончича. На тот момент словенец рассматривался как почти готовый продукт доминации в НБА, а тренером аризонской команды был Игор Кокошков… Но незадолго до драфта Деандре сказал, что не против оказаться в «Финиксе» и организовать мини-дуэт Кобе-Шак с Букером, тем самым благословил аризонцев на выбор себя любимого.

Новыми ШаКобе двое из «Финикса» так не стали, зато спустя два года заполучили себе лучшего разыгрывающего XXI века, который для обоих стал ментором, а персонально для Эйтона еще и плеймейкером для взращивания личной статистики и опыта. И этот опыт на следующей неделе трансформируется в опыт игры в большом Финале, в котором и лучший разыгрывающий столетия тоже пока не бывал.

А еще в команде с того же драфта играет Микал Бриджес – один из лучших защитников на периметре прямо сейчас и претендент на награду лучшему оборонцу сезона в ближайшие годы.

А еще по случаю выхода в Финал Эйтон и Бриджес увидятся если не с Янгом и Хертером, то с 17-м номером того драфта Донте Дивинченцо, который до травмы был железным стартером в команде-контендере. К слову, «Милуоки» по-прежнему воспринимаются командой молодой, равно как и Яннис. По духу парни из Висконсина ближе к еще юным парням с драфта 2018-го, чем к предыдущему поколению с Каваем и Джорджем. И стало быть, потенциальное чемпионство «Бакс» – это титанический прогресс в рамках той темы, что я затронул в статье.

А ведь есть еще и Джарен Джексон, и Коллин Секстон, и Майлз Бриджес, и Гилджес-Александер, и Майкл Портер младший, и Грэм, и Шэмет, и Брансон. Есть еще и Бэгли, который был выше Луки и Янга на том драфте, немного сдулся, но еще может начать прогрессировать, если в кратчайшие сроки покинет «Кингз». Все они за исключением главных персонажей, которых разобрал подробно, едва ли будущие суперстары, но абсолютно точно хорошие ролевики, которые либо уже играют в топовых командах, либо скоро переберутся туда.

Драфт-2018 значительно сильнее ему предшествующих, и мы можем делать такие выводы сейчас не на основе фамилий, а оценивая текущее положение дел. На дистанции он, вероятно, уступит и драфтам 84-го и 03-го годов, но он уже в некотором смысле «сильнейший», так как прекратил ужасающую тенденцию минувшего десятилетия и должен вернуть природно-естественную смену поколений в НБА.

Ведь и правда, глядя на игру Дончича, Эйтона и Янга, хочется сказать, что эти парни забронировали себе место на баскетбольном Олимпе на ближайшие 10-12 лет. Другое дело, что это будет несколько противоречить всему написанному в статье, так что не исключено, что пройдет время, и тогда уже на первые роли выйдут Зайон, Ламело и Халибертон. Или пики Сэма Прести.

P.S. Подписывайтесь на телеграм-канал «Разряд | Люблю кино и спорт», там много всего о баскетболе, спорте и массовой культуре, в том числе немножко меня и моих текстов.

Обложка: Авторская by Mak Kartashev.

Фото: REUTERS/Mark J. Rebilas-USA TODAY Sports, Bill Streicher-USA TODAY Sports, Kirby Lee-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Mike Lawrie, Elsa, Jonathan Daniel, Gregory Shamus, Jonathan Daniel; globallookpress.com/Javier Rojas/Keystone Press Agency, Armando Arorizo/ZUMAPRESS.com, Panoramic/Keystone Press Agency