Трибуна
37 мин.

Рейтинг лучших игроков в истории НБА от Bleacher Report – абсурд. Сейчас покажем, как должно быть на самом деле

От редакции: вы в пользовательском блоге Board Man Gets Paid. Здесь рассказывают о новой «Филадельфии», о «Трех башнях» «Лейкерс», а теперь еще и о будущем «Голден Стэйт». Поддержите начинающего автора плюсом, комментарием, подпиской на блог – и таких материалов на Трибуне станет еще больше.

Пару недель назад популярный сайт Bleacher Report представил миру топ-50 лучших игроков в истории НБА. Вот как он выглядит:

50. Рик Бэрри49. Элвин Хейз48. Уолт Фрейзер47. Айзейя Томас46. По Газоль45. Джордж Гервин44. Рэй Аллен43. Реджи Миллер42. Кавай Ленард41. Пол Пирс40. Эдриан Дэнтли39. Билл Уолтон38. Патрик Юинг37. Ману Джинобили36. Расселл Уэстбрук35. Стив Нэш34. Кевин Макхейл33. Джейсон Кидд32. Клайд Дрекслер31. Дольф Шейес30. Боб Петтит29. Джон Стоктон28. Крис Пол27. Джеймс Харден26. Джон Хавличек25. Скотти Пиппен24. Элджин Бэйлор23. Мозес Мэлоун22. Джулиус Ирвинг21. Дуэйн Уэйд20. Карл Мэлоун19. Чарльз Баркли18. Джерри Уэст17. Дирк Новицки16. Кевин Гарнетт15. Кевин Дюрэнт14. Кобе Брайант13. Хаким Оладжувон12. Дэвид Робинсон11. Оскар Робертсон10. Стефен Карри9.  Уилт Чемберлен8.  Билл Расселл7.  Тим Данкан6.  Шакил О’Нил5.  Ларри Берд4.  Мэджик Джонсон3.  Карим Абдул-Джаббар2.  ЛеБрон Джеймс1.  Майкл Джордан

Вряд ли вообще найдется человек среди тех, кто хоть немного баскетбола видел, который воскликнет: «О, вот этот рейтинг мне подходит, я, пожалуй, здесь со всем согласен». Дело даже не в том, что любой рейтинг/топ априори субъективен, и полностью согласных не сыскать нигде, а просто потому что это нелогичный бред, провоцирующий раздражение, споры и пену изо рта.

И это нам всучило далеко не последнее издание Bleacher Report, которое, между прочим, является своего рода болельщецким сектором в СМИ, первоначально – платформой для блогеров и фанатов, где те заправляли кухней и задавали тон. Если угодно – народный фольклор в мире спорта.

Данный рейтинг целенаправленно вынуждает на него реагировать. Алей-уп сами знаете чего на вентилятор с целью последующих разбирательств для выявления правды, а ведь в споре рождается истина, как известно.

То есть быть несогласным с предложенным рейтингом – это нормально. Ещё нормальнее на него ответить. Вот и я отвечаю, вот я и пишу статью на эту тему. Написать свою истину – таков мой мотив.

Что ж, начнем!

Хотя даже не знаю с чего начать.

Этот рейтинг настолько абсурдный, что в голову уже закрадывается сомнение, тот ли вообще Айзейя расположился на 47-м месте.

Топ, на самом деле, крайне парадоксален. Как правило, люди, чем ближе к первым местам подходят, тем больше в них растет возмущение и недоумение, но тут скорее даже наоборот.

Топ-5 вполне жизнеспособен. Первые 7 позиций или даже первая десятка еще имеет право на жизнь, но все что идет дальше – полнейшая вакханалия. В этом, пожалуй, преимущество различных хит-парадов, ограниченных топ-5 или топ-10. Попросту сужено поле боя и, тем самым, ограничен полет фантазии для читателя – меньше шансов смачно упасть в лужу. Но B/R решили, что раз набрасывать, то с особым садизмом и повальным масштабом.

Майкл на первом месте, ЛеБрон на втором месте – первые две строчки в любых рейтингах будут выглядеть так в ближайшие 5 лет, а в последующие 25 герои будут те же, но их будут активно тасовать местами. Не хочется акцентировать внимание на Леброне, но даже если для вас он игрок вне первой десятки, флоппер, псевдокороль, блеклая пародия на Зайона и т.д. – стоп! Будьте чуть более адекватны.

Места с 3-го по 9-е вполне понятны и объяснимы, лично мне все симпатично именно в таком виде. Да, порядок этих персонажей резонно менять. Да, где-то здесь начинает мелькать тень угнетенного Кобе. Но нет никого из этой компании, кто на дистанции и в разрезе истории уступал бы Брайанту, так что до сих пор всё терпимо. Куда важнее, что тут нету вопиющих кадров, которые хоть в чём-либо сильно проседали относительно предшествующих в списке. Но как раз такой человек и замыкает первую десятку, вызывая уйму вопросов, и вопрос «Составитель, ты в своем уме?» далеко не последний.

Стефен Карри еще слишком молод в сознании баскетбольного коммьюнити. Лишь недавно пройденный пик и карьера, которая вроде бы далека от завершения, не позволяют думать о Стефе как об игроке полностью реализовавшемся. В отличие от ЛеБрона, например, который тоже еще играет.

Карри по-прежнему воспринимается вундеркиндом, пускай ему 31 год и на высоком уровне он играет уже минимум 5 лет. И, оказавшись зажатым в списке между Оскаром Робертсоном и Уилтом, он просто не вывозит историческую составляющую. Вы открываете список лучших игроков ALL-TIME и ухмыляетесь, приготовившись в топе наблюдать лишь фамилии мастодонтов, а тут вдруг этот парниша. Конечно, это шок. Общество еще не готово к такому. Неспроста в Зал Славы вводят лишь спустя 4 года после завершения карьеры. Людям нужно время все осмыслить.

По той же причине кощунственно высоко кажется место Дюрэнта. Существуют большие сомнения, сможет ли Кевин уже по прошествии всей карьеры считаться круче тех, кто пока выше его в списке, ну а сейчас 16-я позиция рейтинга кажется непристойно высокой.

Особое извращение – 13-я и 12-я позиции. Не знаю даже, что это за сорт юмора такой, но Дэвид Робинсон никогда и ни в каком списке не может стоять выше Оладжувона. Я вовсе не уверен, что Робинсон должен быть в топ-20, но даже если должен – уместнее было бы поменять их с Хакимом местами, чтобы Дэвид был под ним, ну прямо как в 95-м. Та серия слишком показательна, чтобы сейчас что-то выдумывать.

Уэйд и Новицки сыграли за карьеру два очных финала, по разу выиграв, и ушли в один год. Но у Дуэйна на два перстня больше, а в рейтинге от B/R он на 4 позиции ниже. Как это понимать? Не знаю сколько весит чемпионский перстень, но два лишних чемпионства явно весомее даже ярчайшего пика, тем более я не уверен, что Вспышка в своём прайме быть менее крут.

Крис Пол на позицию выше Стоктона. Тут два вопроса. Первый: почему? Даже при том, что Крис бывал в роли первой скрипки и технически лучше оснащён как игрок – за Джоном многолетний рутинный труд, вылившийся в бессмертное первое место по ассистам и перехватам в истории. И два выхода в Финал. Второй вопрос: а где же тогда Гэри Пэйтон? Просто в моих чертогах разума именно они втроём идут рядом, а ведь составители именно по принципу ассоциаций создавали рейтинг (ну или как объяснить смежные позиции шутеров Рэя и Реджи и двух Кевинов?). А здесь Пэйтон, единственный среди разыгрывающих обладатель звания «лучший защищающийся», вне 50 лучших игроков.

Апогеем всего этого пронумерованного хаоса стало присутствие в списке Джеймса Хардена и Расселла Уэстбрука. Фамилия второго в любом подобном списке смело может считаться кликбейтом и не должна сильно ранить – это же глупая шутка. Но об этой парочке чуть позже.

Я подбирал (уже круто звучит, да?) эпитеты для описания сего списка, но понял что лишь мечусь между синонимами к словам «бредовый» и «идиотский». А затем вдруг всплыло идеальное прилагательное – бессистемный. Этот список – бессистемный. Здесь не прослеживается логики, нельзя выявить конкретного признака для определения величайших, и всё противоречиво.И грешно было бы с моей стороны создавать статью лишь с целью поохать и покритиковать, не предложив ничего взамен.

Потому я любезно воспользуюсь основой, предложенной ребятками из B/R, и расставлю всё по местам, вживлю систему в эти нестройные ряды. Если конкретнее – выявлю основные критерии и уже по ним умело разбросаю героев по полочкам. Разумеется, в один список всё не уместить.

Собственно, Расселл Уэстбрук стал для меня вспомогательной линией. Его присутствие не кажется таким уж чудовищным, если рассматривать всё через призму статистики. Но как мы знаем по самому Расселлу – статистика и чемпионства, как правило, идут вразрез. И я создам два разных списка, в одном из них будут превалировать титулы, в другом – статистическое чудо и индивидуальность.

Важное замечание: одно не исключает другого. Само собой, Роберт Орри не войдёт в списки 50 величайших за количество перстней, Уэстбрук не запрыгнет слишком далеко в статистическом топе. Если я отталкиваюсь от изначального рейтинга, то места в моём списке не должны сильно разниться с оригиналом.

Рейтинг I. Чемпионский

50. Деннис Джонсон

49. Уэс Анселд

48. Пау Газоль

47. Стив Нэш

46. Реджи Миллер

45. Рик Бэрри

44. Дольф Шейес

43. Джо Дюмарс

42. Роберт Пэриш

41. Пол Пирс

40. Гэри Пэйтон

39. Джейсон Кидд

38. Рэй Аллен

37. Клайд Дрекслер

36. Ману Джинобили

35. Джеймс Уорти

34. Уолт Фрэйзер

33. Чарльз Баркли

32. Джон Стоктон

31. Кавай Ленард

30. Элджин Бэйлор

29. Кевин Макхэйл

28. Уиллис Рид

27. Кевин Дюрэнт

26. Карл Мэлоун

25. Билл Уолтон

24. Боб Петтит

23. Дэвид Робинсон

22. Скотти Пиппен

21. Дирк Новицки

20. Кевин Гарнетт

19. Джулиус Ирвинг

18. Стефен Карри

17. Мозес Мэлоун

16. Айзейя Томас

15. Дуэйн Уэйд

14. Джон Хавличек

13. Оскар Робертсон

12. Хаким Оладжувон

11. Джерри Уэст

10. Уилт Чемберлен

9. ЛеБрон Джеймс

8. Ларри Берд

7. Шакил О’Нил

6. Тим Данкан

5. Кобе Брайант

4. Мэджик Джонсон

3. Карим Абдул-Джаббар

2. Билл Рассел

1. Майкл Джордан

Жирным выделены те, кого нет в оригинальном топ-50.

За бортом: Джеймс Харден, Крис Пол, Расселл Уэстбрук, Патрик Юинг, Эдриан Дэнтли, Джордж Гервин, Элвин Хейз.

Здесь всё вроде бы просто. Без сюрпризов – обилие «озерников» и «кельтов» в топ-20, лучший из «нечемпионов» лишь на 26-м месте, а доисторический Билл Расселл взгромоздился на пьедестал хотя бы из-за чудесного факта, что ему не хватило пальцев на руках для всех чемпионских колец.

ЛеБрон откатился на 9-ю строчку, так как проигранные финалы в конечном наследии не пойдут даже за 0,5. Хотя Ларри Легенда на позицию выше – момент спорный и возможен лишь в моём недалёком полутопе: Джеймс уже лучший на своей позиции. Кобе, наоборот, взлетел на пятую строчку, но его реальное место, пожалуй, не так высоко. И всё же магия имени и два чемпионства с Пау в качестве второй звезды возносит его в топ-5 данного рейтинга.

Самый большой прорыв за Айзеей (с 47-го на 16-е), но это очередной камушек в огород Bleacher Report, которые его едва из топ-50 не выжили, словно Майкл из Олимпийской сборной.

Ещё один скачок за Каваем, который оставил за спиной Баркли и Стоктона, но пропустил на позицию вперёд Мэлоуна. Кавай даже в своём нынешнем состоянии (лишь 8 лет карьеры + медовые месяцы с Джорджем впереди) может рассматриваться как игрок из топ-25. Абсолютно полярные титулы MVP Финала со «Спёрс» и «Рэпторс» зачтутся за многогранность и тяжёлый путь от солдата до генерала. О Кавае сейчас говорят очень много, но, что удивительно, продолжают недооценивать.

Рейтинг II. Статистический

50. Винс Картер

49. Ману Джинобили

48. Кармело Энтони

47. Уолт Фрейзер

46. По Газоль

45. Рик Бэрри

44. Трэйси МакГрэйди

43. Кавай Ленард

42. Пол Пирс

41. Гэри Пэйтон

40. Рэй Аллен

39. Эдриан Дэнтли

38. Джордж Гервин

37. Реджи Миллер

36. Патрик Юинг

35. Аллен Айверсон

34. Элвин Хейз

33. Крис Пол

32. Джон Хавличек

31. Боб Петтит

30. Расселл Уэстбрук

29. Джейсон Кидд

28. Джулиус Ирвинг

27. Скотти Пиппен

26. Стив Нэш

25. Кевин Дюрэнт

24. Мозес Мэлоун

23. Элджин Бэйлор

22. Чарльз Баркли

21. Джеймс Харден

20. Стефен Карри

19. Дэвид Робинсон

18. Джон Стоктон

17. Дирк Новицки

16. Кевин Гарнетт

15. Хаким Оладжувон

14. Билл Расселл

13. Карл Мэлоун

12. Ларри Берд

11. Мэджик Джонсон

10. Джерри Уэст

9. Оскар Робертсон

8. Тим Данкан

7. Ларри Берд

6. Шакил О’Нил

5. Кобе Брайант

4. ЛеБрон Джеймс

3. Уилт Чемберлен

2. Карим Абдул-Джаббар

1. Майкл Джордан

За бортом: Билл Уолтон, Кевин Макхейл, Айзейя Томас, Дольф Шейес.

Из ниоткуда появляются героическая четвёрка Кармело, Винсенити, Ти-Мак и Айверсон, которые очков за карьеру наклепали будь здоров.

Уилт резко поднялся на третий, ограниченный в атаке и лишённый даже намёка на сбор статистики Билл Расселл скатился в тартарары.

Уэстбрук и Харден поднялись в топе, хотя их потенциал здешний не имеет границ.

Тоже субъективный рейтинг, а как же. Проработаны лишь ключевые герои, второстепенные для статьи герои, по классике, с плохой рисовкой. И дабы весь труд не превратился в малоинтересную шизофрению выберу методом прицельного тыка четыре пары, наиболее подходящих по теме статьи, и сопоставлю их.

Что ж, поехали.

Глава I. Система ценностей

Нам нужно нырнуть в бездну и отправиться в путешествие к центру Земли, чтобы очутиться на первобытных и вычурных паркетах лиги, где среди костлявой белой массовки особенно нечеловеческими казались фигуры двух гигантов, двух главных персонажей того времени.

Противостояние, которое давно вошло в летопись, воспринимается скорее как легенда. В любой сказке найдётся хороший и плохой, добрый и злой персонажи. Как бы я ни хотел этого избежать в своём тексте, но, очевидно, это будет сквозить.

Минуя резко скакнувшую статистику Уэстбрука по подборам, сомнительные трипл-даблы Элфрида Пэйтона и самые отвратительные мусорные очки в истории – 70-очковый «перформанс» Букера – оказываемся в эпоху, где тяготения к статистическому и индивидуальному должно не быть вовсе. Во всяком случае, так кажется.

В голове перманентно возникает мысль, что раньше если было не лучше, то было правильнее. В мире без компьютеров и без цифрового безумия, в виде спорта, правила которого ещё не все поняли, да и меняются они через каждые два года – откуда здесь взяться фрикам, помешанным на собственной статистике? Но первыми уходят лучшие, и Уилт Чемберлен в один момент своей карьеры перешёл на тёмную сторону, обратив свои игровые навыки и потрясающее атлетическое тело в статистическое рабство.

Что вообще такое Уилт? Это бессмертный рекорд в 100 очков, это 50.4 очка в среднем за игру в сезоне 61-62, это первое место по подборам в истории, это 31+22 в среднем по карьере. Можно долго продолжать, суть одна: Чемберлен жил по принципу «Рекорды созданы, чтобы их бить», но после него это уже не представлялось возможным. Книга Рекордов – одно из прозвищ Уилта. Довольно просто и красноречиво.

Для стороннего зрителя Уилт – суперспортсмен, который на пути к победам демонстрировал феноменальную статистику. Правды наполовину. Если копнуть глубже, если просто чуть напрячься и всё сопоставить, то становится ясно, что Уилт Чемберлен – величайший мусорщик в истории баскетбола. Но потому и величайший спортсмен.

Самая очевидная деталь: скачущая статистика Уилта по ассистам. Игрок, который в первые 8 лет карьеры не отдаёт и четырёх передач, в 11-м сезоне делает 8.6 передач в среднем по сезону. А на следующий сезон после галочки напротив рекорда статистика рушится вдвое. И одним только переходом в другую команду здесь не отделаешься.

Известнейшая легенда про «4 фола Чемберлена» на самом деле сущая правда. Игрок, который бросает играть в защите после четвёртого фола (заметьте, не после пятого, с запасом берёт) ради ещё одного рекорда и продолжения пиршества по набору очков в каждом матче – это нормально? В современных реалиях нет, но в условиях первобытной лиги с соперниками-любителями имело место быть и такое.

Самым главным пристрастием Уилта были, конечно, набранные очки, и ведь их банально проще коллекционировать. Чтобы понять, что личная статистика для Чемберлена имела большее значение, чем победы, достаточно взглянуть на их противостояние с Биллом Расселлом.

Друг против друга титаны провели 142 игры.

Статистика Уилта: 28.7 очка и 28.7 подбора

Статистика Расселла: 14.5 очка и 23.7 подбора

Баланс побед и поражений в этих играх:

Уилт: 58-84

Расселл: 84-58

Тут легко сослаться на то, что лучшему игроку противостояла лучшая команда, ещё и с защитным антиподом в лице Расселла. А-ля ЛеБрон против «Голден Стэйт» в 17-м и 18-м годах. Но вспоминается фраза Билла про то, что когда он давал Уилту набрать 40 очков, тот успокаивался, и «Селтикс» побеждали. Звучит правдоподобно.

У любого игрока, зацикленного на личной статистике, неизменно идёт снижение цифр в плей-офф. В постсезон не попадают лёгкие противники, там снижается темп, там защита с первых минут и всё такое. Падает статистика из-за оказываемого противодействия, а вместе с тем и теряется мотивация у таких математических гениев.

Статистика в плей-офф:

Уилт: 22.5 очка, 24.5 подбора, 4.2 ассиста

Расселл: 16.2 очка, 24.9 подбора, 4.7 ассиста

Рекорд в Финалах конференции и в больших Финалах:

Уилт: 48-44

Расселл: 90-53

Рекорд в седьмых играх:

Уилт: 4-5

Расселл: 10-0

Если забыть на минуту Расселла с его доминантным «Бостоном» – почему Уилт, самый талантливый атакующий игрок эпохи, в плей-офф играл на две головы ниже своего обычного уровня? Не говорит ли это частично о том, что ошеломительные цифры регулярки – искусственны?

Равно как искусственно созданы дебаты про состязательность в историческом наследии Расселла и Чемберлена. Не столь важно какими путями шли оба, и с какими трудностями сталкивались, ключевое в данном спарринге итоги.

Чемпионства:

Уилт: 2

Расселл: 11

Чемберлен – уникум. Человек, который выдавал пускай и в полулюбительской лиге фантастические цифры, который игнорирую нахождения соперников на паркете подобно Аватару Аангу мог себе позволить сначала познать магию подборов (27.1 подбор в первые два сезона в НБА), затем магию набора очков (50.4 и 44.8 очка в третий и четвёртый сезоны, соответсвенно), магию передач (7.8 и 8.6 асссиста в сезонах 66-67 и 67-68) и магию защитных действий (улучшенная защита в период выступления в «Лейкерс») не может оставлять равнодушным.

Но если отталкиваться от понятия «лучший игрок», то командные достижения превалирует над личными, ведь это командный вид спорта. Потому 2 чемпионства Уилта тлеют на фоне перстней Билла с «Селтикс».

Уилт сам это понимал, о чём свидетельствуют два показательных момента.

О первом напомнил недавно Дуайт Ховард. Со слов Дуайта – чемпионство Уилта с «Лейкерс» в 72-м – жертва во имя команды. Мол оглянувшись назад Уилт понял, что личные рекорды не главное и стал делать то, о чём просит команда ради завоевания титула. Несколько комично, что принципы командой игры Чемберлен понял лишь на закате карьеры, но этот факт о многом говорит.

Второй момент. Мифическая цифра в 20 000 женщин, с которыми за всю жизнь успел переспать Уилт и чем сильно гордился, недвусмысленно говорит о его увлечении не только женским полом, но и статистическими достижениями. Но уже на смертном одре Чемберлен произнёс фразу, которая наводит на мысль о позднем просветлении Уилта и о расстановке приоритетов в системе ценностей: «Мужчины, которые думают, что иметь тысячу разных дам довольно круто, абсолютно неправы, так как иметь одну женщину тысячу раз гораздо более прекрасно».

Глава II. Сквозь цифры к звёздам

Ни притягательный и полный разврата Лос-Анджелес с целой россыпью легенд, ни веющий белизной и традициями Бостон, ни монохромный Сан-Антонио, ни преступный Детройт не расскажут Вам о работе и боли столько, сколько сделает это Солт-Лейк-Сити.

Два баннера под сводами «Дельта-центра» (ныне – Вивинт Смарт Хоум-Арена), извещающие о двух победных Финалах конференции – увековеченное в материи напоминание о сотнях бесчисленных часов в спортзале и тысячах пик-н-роллов, которые два чугунных товарища выполняли бок о бок 18 лет. Две легенды клуба, две ипостаси, на которых зиждется история всей франшизы.

Почему Стоктона редко причисляют к лику величайших вроде бы понятно. Во-первых, Джон никогда не был скорером, то есть имел навыки для набора очков, и периодически это демонстрировал, как, например, в трёх играх плей-офф 89-го с «Уорриорз» или в серии с «Рокетс» перед первым выходом в Финал, но не был направлен на очки. Во-вторых, не был первой скрипкой, что сильно сказывается на итоговой исторической позиции. Вторая причина исходит из первой, но обе они являются следствием наличия в команде другого персонажа, о котором и пойдёт речь.

Карл Мэлоун слишком буквально понял определение «мощный форвард» и отрастил себе чудовищные передние конечности, но лишь для того, чтобы с их помощью доставлять многочисленные посылки по адресам вражеских колец. И он занимался этим на протяжении 19 сезонов без потери в качестве даже в последних из них.

Мэлоуна продолжают то включать в топ-3 игроков своей позиции, то без причин игнорировать. В параноидальном топе от Bleacher Report Карл идёт пятым по счёту тяжёлым форвардом после Данкана, Гарнетта, Новицки и Баркли. Спорить можно безудержно долго лучше ли он троих из них (Тимми вне политики), но даже при такой низкой оценке среди игроков по позиции он вошёл в общий топ-20. А теперь представьте как высоко бы он воспарил над другими, если бы взял чемпионство, хотя бы одно.

Не обязательно в баталиях с Майклом. Можно было это сделать в 99-м после локаута и получения награды MVP регулярки. Или в момент бейсбольного отпуска Майкла, когда на трон Запада залез Хаким. На самом деле, возможностей у «Юты» было предостаточно, но потому они и получили славу крупнейших в истории чокеров за многочисленные провалы в плей-офф после сильных регулярок.

Сам Мэлоун – олицетворение таких «Джаз». Стоктон в меньшей степени причастен к чокерству, ибо и основные показатели в плей-офф у него преимущественно росли, и самый эмоциональный момент в истории франшизы на его счету. Мэлоун же у многих ассоциируется с двумя промахами с линии в первой игре Финала-97 и роковой потерей в шестой игре Финала-98. Собственно, первую и последнюю игры «Юты» в истории Финалов он и загубил.

Об этом помнят люди. Но! Об этом не помнит статистика. Основная статистика подсчитывает лишь матчи регулярки. И тут игровое долголетие Карла как нельзя кстати.

А ведь Карл – игрок регулярки. Если выбирать свою Символическую Сборную Игроков Регулярки, где основными факторами были бы стабильно высокие показатели в регулярных чемпионатах и здоровье, то она будет выглядеть так:

Джон Стоктон

Джеймс Харден

ЛеБрон Джеймс

Карл Мэлоун

Карим Абдул-Джаббар

Банально, но ладно. Смысл в том, что Карл, как и в своё время Карим, как и в наше время ЛеБрон, стал властителем времени и довёл количество очков до стратосферы. Он превратил набор очков в рутину и призвал на помощь железное здоровье.

Карл – второй в истории по набранным очкам, забитым броскам и сыгранным минутам, первый по заработанным и реализованным штрафным (Харден даже не в двадцатке, если интересно), лидер франшизы в половине статистических категорий (вторая половина за Стоктоном, разумеется). Но качество ценится больше, чем количество, потому Кевин Гарнетт, уступающим ему по всем основным показателям, кроме блок-шотов, котируется выше. Из-за памятного для «кельтов» 2008-го, само собой.

Единственное в XXI веке чемпионство «Селтикс» удивительным образом повлияло на всех его участников, словно на героев подросткового ужастика, которые спустя несколько лет после происшествия начинают получать по заслугам. Но только тут «бостонцы» в хорошем смысле получают по заслугам и пожинают плоды.

Док Риверс стал с того момента «крутым тренером», хотя победа в том Финале была отнюдь не тренерская, а сам Док за все последующие годы с Большим Трио ничего не выиграл, даже не вышел в финал конференции с «Клипперс» при рабочей тройке Пол/Гриффин/Джордан и, как недавно выяснилось, стал причиной по которой Тим Данкан не перешёл в «Орландо» в начале нулевых, то бишь перевернул ход истории. Но этого в упор не видят, и сейчас в распоряжении Дока оказались две золотые гусыни в виде Кавая и Джорджа, с которых он будет частично собирать себе славу.

Кендрик Перкинс моментально стал обладателем чемпионского ДНК, чем охотно пользуется сейчас, Рэй Аллен сделал большой шажок в раскрепощении своих потомков-снайперов, а Пол Пирс и Кевин Гарнетт собрали все сливки и из просто хороших игроков поколения стали культовыми.

Гарнетт в своём прайме также был магистром цифр, в свой MVP-сезон выгравировал сумасшедшую статистическую линейку в 24.2+13.9+5.0+1.4+2.2. Но в момент, когда у него была возможность предать статистику ради возможности выиграть титул, он это сделал. Ещё один долгожитель с претензиями на самые высокие места в пантеоне легенд, но по сухим числам – Мэлоун выше. И только титул позволяет без тени сомнения считать Гарнетта лучше в итоговой гонке. Это карта, которую Карлу просто нечем бить.

Кевин ещё слишком свеж в нашей памяти, многие начинали смотреть баскетбол именно в период его яркой молодости в Миннесоте, а многие просто болельщики «Бостона». И характер, сочетающий в себе самца, быдло и лидера – отталкивающий для соперника, но притягательный для болельщиков, притом и своих, и чужих. Титул чемпиона – вишенка на торте как для самого КейДжи, так и для его наследия.

Карл Мэлоун же воспринимается скорее как злодей, в том числе из-за проигранных битв герою нации Майклу. Если отбросить все предыстории и взглянуть на итоги, то Карл провёл замечательную карьеру, надолго вписав своё имя в многочисленные статистические рейтинги. И может сложиться впечатление, что и сам Мэлоун был этим доволен и к этому стремился. Но он себя разоблачил, когда в предпенсионной агонии метнулся в стан «Лейкерс» на последний сезон с единственной целью – выиграть перстень. Но затем случилась кармическая травма и апсет в Финале от «Пистонс».

Парадокс в том, что по прошествии времени роль Мэлоуна в истории будет только увеличиваться. Акции чемпионств будут терять в цене, цифры будут возводиться в культ, а век баскетболиста в современном мире продолжает укорачиваться, что на десятилетия вперёд сохранит прописку Карлу в топе по очкам. А пока же он может наслаждаться статусом величайшего игрока из числа тех, кто не выигрывал чемпионат. Как минимум, по моей версии.

Глава III. Альтруистичный эгоист

В своей первой статье на сайте я, в числе прочего, имел наглость назвать Расселла Уэстбрука «сомнительным по части всех защитных метрик» игроком. Этого оказалось достаточно, чтобы пробудить древнее зло.

Удивительно. Я выбрал самый безобидный из всех минусов Уэстбрука и тут же получил пощёчину. В виде предложенной статистики от одного из пользователей.

Меня ткнули лицом в «Defensive Win Shares», «Defensive rating» и «Defensive Box Plus/Minus». Я пишу об этом здесь, так как именно Расселл находится в топе во всех трёх рейтингах. Хм, что же, это значит, что Уэстбрук – отличный защитник? Разумеется, нет, что за бред, Боже.

Дело в том, что Расселл входит в когорту игроков, максимально противоречивых с точки зрения защиты. По реакции на таких персонажей хорошо определять смотрит человек матчи или передёргивает на нарезки в Ютубе и статистику.

Так, например, Defensive Rating хоть и не зависит от защиты остальных четверых партнёров по команде в отличии от двух других вышеуказанных метрик, но на него сильно влияет количество блоков и перехватов, делаемых игроком. Если Вы по-прежнему думаете, что лучше защищается тот, кто делает больше блок-шотов и перехватов, то как Вы вообще сюда попали?

Чтобы Вы понимали всю бесполезность таких рейтингов для выявления крутых защитников, то за прошлый сезон Никола Йокич (7) опережает Эла Хорфорда (20) в списке Defensive Box Plus/Minus, а гуру защиты Джеймс Харден – 15-й в категории DWS. Даже пресловутый PER, который вроде бы называет сильнейших за всю историю, работает по той же системе и игнорирует подвиги таких мастеров защиты как Патрик Беверли или Брюс Боуэн.

Не всё то золото, что блестит, и не всё напрямую с защитой связано, что в себе корень «Def» имеет. Примерно так же наивно думать, что в баскетболе защитники по позиции сугубо обороняются, а форварды – атакуют.

На количество перехватов Уэстбрука в большей степени влияют физические данные и особенности командной защиты, нежели реальные навыки игры в обороне. Да и эти «выдёргивания» в попытке перехватить пас примерно с такой же частотой вредят собственной команде. Но вот беда – это не отражается в подобных статистических списках. А мещане читают и верят...

Подборы – неотъемлемая часть подсчёта «продвинутой» статистики, но как же велик подбор! Он является своего рода лакмусовой бумажкой для уличения второсортных защитных рейтингов. Он в прямом смысле обнажает их, если вы, конечно, слышали понятие «голые цифры». Стивен Адамс умер за грехи Уэстбрука – умер в этих самых защитных топах. Потому что машины не способны подсчитать сколько раз могучий новозеландец ставил широкую спину в борьбе под кольцом, но оставлял возможность взять отскок братьям своим меньшим.

Но подбор же – отличная мишень для манипуляции, и в руках злодея становится грозным оружием. Уэстбрук идеально подошёл на роль антагониста всей лиги и душу продал за право вписать своё имя в историю.

Современники Родмана пытались оклеветать главное достоинство Денниса, называя цифры по подборам скомпроментированными и фальшивыми. Если вы задумывались может ли центровой мусорить подборы – да, может, ведь Драммонд этим в «Детройте» и занимается, вознося себя на вершину тошнотворных защитных рейтингов, хоть и защищается он как дерьмо. Но именно Расселл пошёл на статистический каминг-аут, так как в силу своей позиции скрывать зачастую очевидные грехи невозможно. Потому все те, кто смотрит матчи, с некоторым презрением относятся к трипл-даблам Уэстбрука, оставляя в детском восторге лишь обладателей розовых очков и обожателей статистики (передаю пламенный привет пользователю Air Rodman и посвящаю последние 11 абзацев тебе, юный друг).

Это не отменяет факта наличия высокого баскетбольного IQ у Расса – надо признать, понимание игры у него на отменном уровне. Жаль только он чередует своего гения с нелепыми неподготовленными бросками и решениями, а мозги направляет в неправильное русло.

Расселл на сколько безумен, на столько и умён: не только начал штамповать цифры по одним показателям, но и оседлал те, в которых вроде бы несостоятелен. Пока мы живём в 2019-м, этот парень мыслит на 20 лет вперёд, где для всех он машина по трипл-даблам и неуязвимый в защите. Только вот что-то без чемпионства, но это лишь потому, что Боб Майерс всё купил!

Понятия жадности и щедрости тонут в хитросплетениях баскетбольного ремесла. У Расселла за последние четыре сезона 10,5 передач в среднем за игру, но его периодические попытки всучить юбилейную десятую передачу в руки партнёру сопоставимы с бредом человека, называющего уплату налогов благотворительностью. То есть ничего альтруистичного в этих действиях нет.

А теперь выудим из истории ещё одного поинт-гарда с сомнительной репутацией. Айзейя Томас. Оригинальный Айзейя, тот который баскетболист, а не водитель грузовика с деньгами.Власть, которой обладал Его Воздушество в 90-х годах, сложно оценить сполна. Но она была настолько большой, что её хватило, чтобы низвергнуть одного из лучших разыгрывающих поколения в пучину всеобщей неприязни. И выкинуть из Олимпийской сборной, соответственно.

Это же и причина, по которой Айзейя так низко пал в рейтинге Bleacher Report. Практически во всех остальных топах он также будет котироваться слишком низко, ниже своего истинного уровня. Американцы больше нашего сведущи в делах баскетбольных, но конкретно в этом случае болельщики из СНГ могут более объективно и без пелены в глазах оценивать заслуги Томаса. Вот и спрашиваем: какого чёрта Айзейя так низко?

Томасовские 19+3+9 не сильно впечатляют, особенно на фоне того же Уэстбрука, но как только речь зашла о титулах, то B/R резко поменяли правила игры и проигнорировали достижения Айзейи. А ведь в двух чемпионствах с «Детройтом» кроется вся суть игрока. И личности тоже.

Это всё тот же вопрос системы ценностей отдельно взятого человека и, следовательно, игрока. Мотивы Уэстбрука, до сих пор прозрачные, будто бы обретают новый смысл с переходом в «Рокетс», но это мнимая история. Айзейя прозрачен тоже – сердцеподобный малыш сам являлся мотивом легендарных «Пистонс». И все грехи Томаса как на ладони: грехи личностные, не имеющие ничего общего со статистикой.

Костерите Айзейю и «Bad Boys» за жёсткость, грубость, убийства и геноцид, но не пытайтесь приписать им слабости современных модников. О личных достижениях в тех «Пистонс» не могло быть и речи. Даже возвращаясь к подборам Родмана – критики сходятся во мнении, что мистифицировать цифры он начал уже после ухода Чака Дейли, а превратил в рутину уже в «Спёрс».

Плохиши из Детройта настолько плохие, что крутые до жути – это мысль едина и для гиков и для простых болельщиков. А Айзейя символ той команды, но остаётся недооценённым и приниженным сверх того.У каждого свои герои, но лично мне ближе идеология человека, готового жертвовать индивидуальными достижениями и собственной репутацией ради команды-семьи, чем того, кто использовал обедневшую после ухода Дюрэнта франшизу «Тандер» как платформу для наращивания личной статистики.

Айзейя, ограниченный габаритами и отсутствием бешеного атлетизма, как у Уэстбрука, например, всё равно являлся основополагающим звеном «Пистонс» на протяжении почти всей карьеры. Из очевидных слабостей – 29% реализации трёхочковых. При том, что в то время все бросали трёшки либо кошмарно, либо так себе. Тогда и не было сдвига на дальних бросках. А у Расселла – 30,8%. Ну не смешно ли?

Кто-то обрушится с ярлыками «хейтер» и «гуманитарий», но едва ли я пытался омрачить заслуги Расселла Уэстбрука. Да и сравнение Уэстбрука с Томасом проигрышное скорее для второго. Просто потому что тот уже не соответствует современным реалиям, он недостаточно попсовый

.А Уэстбрук – попса попсой. Не только приспособленец, но и реалист, который вписывает своё имя в историю единственными имеющимися у него чернилами. Мы все уже давно попали в матрицу, но только Расселл Уэстбрук это осознал и начал действовать.

О времена, о нравы!

Глава IV. Современный и своевременный

Пересматривая в стотысячный раз топ-моменты карьеры Ди Уэйда, либо просто включив ностальгический Финал-2006, легко заразиться «майамипатриотизмом» и удариться в легкий фанатизм по Дуэйну. Это можно. Главное – не обожать во вред другим, ведь в современном болельщецком обществе зачастую любовь к одним равняется ненависти ко всему прочему.

В этой части статьи будет сказано лишь хорошее о Дуэйне, а все неоднозначное можно расценивать как подтверждение выдающейся крутости оного. И все же перечень характеристик Флэша – лишь фундамент для сравнения с кем-то другим.

Дуэйн Уэйд занимает в ранке атакующих защитников место соответствующее его игровому номеру. И это тот случай, когда едва ли кто оспорит, ведь ни выше не прыгнуть, ни ниже не упасть.Был ли у Джордана свой кумир, которому он пытался подражать, или он быстро почувствовал себя кумиром для миллионов – не столь важно, ведь мы смотрим на итоговый результат. А по факту Майкл – уникум, и все, кто ему предшествовал, даже не бета-версии, а пророческие наскальные рисунки. А вот еще факт: Кобе копировал Джордана. Это нетленная правда, которая не позволяет ни в каких рейтингах ставить Кобе выше Майкла всем, кроме болельщиков «Лейкерс», так как копия, как бы она ни была хороша, не может быть лучше оригинала.

По той же схеме разродился разговор, что Дуэйн следующий в этой цепочке, то есть лишь последовать Брайанта, его преемник, его личная копия. Эта теория ломается о тот самый Финал 06-го года. Дуэйн взял MVP финальной серии на 3 года раньше, чем Кобе, хотя был задрафтован на 7 лет позже. Что это за копия, которая личного успеха добилась раньше оригинала? Что-то тут не сходится.

Тем не менее, игровой стиль всей троицы крайне схож. Проторенная Майклом дорожка короля средних бросков и атлетичных проходов идеальна подошла Брайанта и Уэйду и дала фору в споре за звание лучших на своей позиции, так как подавляющее большинство атакующих защитников во все времена – снайперы-ролевики.

Тем удивительнее, что на главную сцену забрался игрок другой масти и уникального стиля. У Джеймса Хардена больше шансов на успех, чем они были у Кобе и у Дуэйна в своё время. Кобе уже нарисовал себе потолок, подражая в начале карьеры Майку, Харден же пишет свой собственный стиль, и подсчитать его границы не представляется возможным.

Харден начал карьеру золушкой на скамье запасных в «Оклахоме», что способно сбить спесь с любого. Три года под одногодкой Уэстбруком и на драфт старшим Дюрэнтом очевидно повлияло на психику статистического Джокера. А затем случился катастрофический, но неизбежный для «Оклы» обмен Хардена в другой клуб.

В руках проводящего четвёртый сезон Джеймса сосредоточилась вся власть отнюдь не бедствующего «Хьюстона», что можно сопоставить с восшествием на всероссийский престол двухмесячного Ивана IV. В отличие от бедного царевича, Харден поочередно избавился от Ховарда и Пола, продолжая уже восьмой год акцентировать внимание публики на индивидуальных достижениях. Но не на титулах.

Харден идет последней главой в моей статье не по принципу хронологии. А потому что является статистической кульминацией всего статистического. Вы-то думали, что Уэстбрук – главный злодей, но ведь не бывает в детективах таких очевидных концов. Нет, именно Харден, подобно Мориарти, стоит за всей преступной бандой, финальный босс статистической игрушки. Джеймс Харден и есть сама статистика.

Даже если Харден чудесным образом возьмет чемпионство на продолжающемся пике карьеры – это, конечно, повысит его акции в исторической летописи, но будет лишь придаточной частью в его числовых подвигах. Забудьте все, о чем вам говорили на уроках математики в школе. Джеймс Харден и есть сама математика.

Начнем с того, что Харден является амбассадором «Рокетс», которые проповедуют цифровой баскетбол. Хьюстонские ученые первыми дошли до того, что 3 больше 2, тем самым обрекли мир на изобилие трехочковых бросков. Не «Уорриорз» с Карри и Томпсоном были первыми «пулялками», нет. Только «Хьюстон» довел все до безумия, бросая из-за дуги чаще, чем откуда либо.

И Джеймс тот парень, который основал плохую компанию, а не примкнул у ней. Он являет собой весь «Хьюстон», вокруг него выстроена система команды, полностью зависима от него. Трехочковые, статичная атака и изоляции под лидера – для многих такой баскетбол лишен эстетики, непонятен и неприятен. Но это единственный путь «Рокетс», которому верно следует и сам Харден. Вспоминается выпуск Game of Zones про «Хьюстон» как раз-таки, где персонаж Майка Д’Антони чарует Хардена своей математикой:

— Это невозможно, я не могу выбросить 30 трешек за игру!

— Смотри, Джеймс, если модель правильная, то ты можешь утроить свое нападение и вытащить нас из кризиса...

— Да, но что, если я промажу? Я ведь могу забить 0 из 27.

— Да, Джеймс... Но что если ты их все забьешь?

*горящие глаза Хардена*

Я зачем-то продолжаю писать о Хардене кириллицей, но давно пора перейти на цифры. Именно цифры отделяют скептиков Хардена от его страстных поклонников. Люди говорят, что не заглядывают в boxscore, а им важно победила команда или нет. Что ж. Хорошие цифры Хардена положительно влияют на результат. А плохие цифры Хардена наносят команде поражение. Статистика и победы наслаиваются друг на друга, и здесь нет поводных камней, как в случае с трипл-даблами Уэстбрука.

В период с 12 декабря по 6 февраля Джеймс последовательно набирал 50, 32, 47, 35, 35, 39, 41, 45, 41, 43, 44, 38, 32, 42, 43, 38, 57, 58, 48, 37, 61, 35, 40, 37, 30, 43, 44 и 36 очков! Сумасшествие. Но кайф в том, что в этих 28 играх его команда одержала 21 победу, то есть 75% побед.

Кто и когда занимался подобным до Хардена? Верно, Кобе в интервал после Шака и до собственных чемпионств. Так почему Кобе боготворят, а заслуги Хардена принижают, при том, что и процент попаданий, и процент побед у бородатого товарища выше?

Самый весомый аргумент против чисел Хардена – невыход «Хьюстона» с ним в финал. И данный факт сильно бьёт по всем амбициям. Даже если учесть, что схема заработала вовсю лишь в два последних сезона, и в них же «Хьюстон» был бит передвижным пятизвёздочным отелем из Окленда – ещё одна осечка не только сделает Д’Антони безработным, но и отравит наследие Хардена.

И все числа померкнут спустя годы без заветного кубка. Кобе мог позволить себе не мусорные матчи, а даже пару мусорных сезонов, так как в итоге это оказалось передышкой перед триумфом. Уэйд ушел красиво – в том числе красиво из-за трех перстней.

Дуэйн уже спустя несколько месяцев после завершения карьеры рассматривается как народный персонаж. Народный – в данном случае, антоним к цифровому. И как будто бы у него никогда не было адресности к статистике. Да нет же, была. Правда, из лучших побуждений.

Абсолютно шикарный сезон Уэйда – сезон 08-09. По хорошему, MVPшный сезон, но ЛеБрон выкрал у него это звание в тот год. 30.2+5.0+7.5+2.2+1.3 – возможно, самая божественная статистическая линейка для игрока задней линии из тех, чья фамилия не Джордан. У Хардена в прошедшем сезоне – 36.1+6.6+7.5+2.0+0.7. Будто бы лучше, но бонусом идут 5 потерь за игру (3,3 у Дуэйна), хуже процент с игры (42,2% против 49,1%) и посредственная защита.

Из ощутимых достатков Флэша – его альтруизм. В контраст невысокому количеству ассистов (5.2 по карьере) Уэйд может считаться командным игроком. Это чётко просматривается в повышении статистики по передачам в сезоны повышенного скоринга (у Кобе же наоборот), в передаче власти ЛеБрону в Майами, что привело к двум совместным титулам, и в готовности выходить со скамейки в последний год.

Слив Криса Пола, который просил играть более командно, а также игра в изоляции, что в баскетболе символ либо крутого парня, либо эгоиста, либо того и другого, не делают из Хардена щедрую душу. Оттого приход в команду Уэстбрука ещё больше будоражит, но сполна оценить химию мы сможем не в начале регулярки, а ближе к середине весны.

Игра Уэйда – наслаждение для глаз, красота в первозданном виде. В меру резкие, в меру плавные движения, взрывы, кроссоверы, евростепы (когда их ещё не использовал каждый второй) и данки через «больших». Ну все как мы любим.Игра Хардена бывает красива тоже. Но не всегда, слишком уж врезаются в память крестовые походы Джеймса на линию штрафных, флопы и отчаянные попытки забить трёшку, когда вот просто не идёт. Это минус цифр, потому как цифры не так красивы как художественный текст.

Удивительно, но Дуэйн не для всех герой. Например, фанаты «Бостона» припомнят не только высокотемпературные баталии команд в плей-офф, но и спровоцированную Ди травму Рэджона Рондо в 2011-м. Дотошные зрители соберут на маленький сборник «грязных» эпизодов с участием Уэйда, но не покидает ощущение, что всё это делалось в рамках спортивной злости и от большой воли к победе. В то же время, женоподобные движения Хардена и нескончаемые жалобы судьям не добавляют ему фанатской любви. А возможно, я субъективен.

И все же сопоставление Джеймса Хардена с Ди Уэйдом не так однобоко, как может показаться. Не хотелось бы заканчивать дебаты о Хардене за упокой, так как для меня он остаётся положительным персонажем. И, как сказали бы девушки, в нём виден потенциал.

Упомянутое мной отделение от привычной стилистики звёздных SG и соответствие всем трендам современного баскетбола выводят Джеймса на другой формат гонки с принципиально новыми критериями оценивания. Титул или же его отсутствие повлияет на позицию игрока в контексте времени, но чтобы понять игру Хардена, нужно отказаться от привычных взглядов на вещи.

В дословном переводе с английского trash – мусор, но слово окончательно просочилось в русский язык и его теперь используют не только в негативном ключе. Теперь трэш – это китч и переизбыток моды, что-то новое и пугающее. Так вот, Джеймс Харден – кусок первосортного динамичного трэша, который постепенно превращается в классику НБАшной макулатуры. Он уже популярен у молодёжи, которая неустанно соревнуется с ним в изобретении новых степбэков и фирменных движений. Не потому что современное поколение испорчено, а потому что больше восприимчиво ко всему новому.

И даже если баскетбол будущего, который пропагандирует весь «Хьюстон» и персонально Харден, вам кажется деградацией и лишенным лоска примитивом, то переборите себя и взгляните на это по-новому. Мир баскетбола развивается и переходит на цифровую систему вещания, люди с косным мышлением остаются за бортом. Так что либо вы эволюционируете вместе со всеми, либо вы Кармело. Третьего не дано.

Просто отшагните назад и окажетесь далеко впереди.

Эпилог

Каждый пытается выдолбить свое имя в истории наиболее удобным ему путем. Нет нужды доказывать одним ценность чемпионских титулов, а других убеждать в весомости личных наград и достижений. Время всегда все и всех расставляет по местам.

Обсуждать многочисленные рейтинги и хит-парады мы не устанем, но на дистанции все это теряет смысл. Мы не знаем и не может знать истинную цену трипл-дабла, награды MVP или выигранного чемпионата. Ну, до тех пор пока на сайте Basketball-Reference не появится новая статистическая вкладка с идиотским рейтингом, который откроет нам правду. И затем здесь в комментариях оракулы нам все по полочкам расфасуют, Джордана обличат, а Уэстбрука в боги запишут, ну вы поняли.

И в заключение хотелось бы продемонстрировать самый что ни на есть гуманный топ величайших, изданный ESPN. Он нестандартный, потому к нему сложнее всего придраться. Game Changers – «меняющие игру» , здесь собраны главные новаторы своих эпох, люди, привнесшие наибольший вклад в культуру баскетбола в мире.

Это баскетбол в чистом виде. Самые значимые фамилии.

Следующим в списке, наверное, пойдёт Айверсон, который вывел кроссоверы на новую ступень эволюции, тем самым повлиял на целое поколение.

Неподалеку расположится и Джеймс Харден, изобретающий подвиды степбэков и евростепов. Дальше Данкан с его фундаментальными бросками от щита и бесчисленным арсеналом лоу-пост движений. Тут будут и Эрл Монро, и Пета Маравич, и Пенни Хардуэй и многие другие.

Баскетбол прекрасен и многогранен, а еще он не стоит на месте.

Обложка: Авторская by Makartashev.

Фото: Gettyimages.ru/Ronald Martinez/Allsport, Streeter Lecka, Mike Ehrmann; commons.wikimedia.org; nba.com; globallookpress.com/Kenjiro Matsuo/AFLO