9 мин.

Разговоры о футбольном телевидении (из журнала «Football Tribune»)

Здобин: Чем хороши прямые трансляции по телевидения, так это тем, что ты ощущаешь сопричастность к происходящему событию. Именно поэтому в своё время огромную аудиторию собирали всевозможные трансляции, например, с высадки на Луну, памятуя о почившем совсем недавно Ниле Армстронге.

Тармасинов: Свадьбы королевские.

Здобин: Свадьбы, да, и похороны королевские. А что касается спортивного телевидения, то это вообще неотъемлемая часть – прямые трансляции, прямые эфиры. Часть неотъемлемая и, может быть, большая, самая важная и самая необходимая часть спортивного телевидения.

Тармасинов: А сейчас мы видим такую ситуацию, что футбола становится очень много, и именно в прямом эфире – тут тебе и Англия, и Испания, и Германия, и всё-всё-всё. Это хорошо или плохо? Не возникает ли перенасыщения и зрителя, и рынка?

Здобин: Здесь проблема в том, что естественно люди не хотят так много футбола. Но разные люди хотят разного футбола. Кто-то хочет и ФНЛ посмотреть, кто-то Испанию, кто-то Италию, кто-то российский чемпионат. И то, что было, по крайней мере, даже год назад, что было такое разнообразие, - это очень хорошо, количество именно. А сейчас, учитывая то, что НТВ-Плюс потерял практически половину национальных чемпионатов, мы видим ситуацию, в которой Плюс пытается закрыть эту нехватку количеством трансляций. 8 матчей Испании, 6 игр Италии – вот этот тренд мне не очень нравится, потому что я не понимаю, зачем показывать порой по 9 матчей Примеры в туре.

Тармасинов: Опять же, если мы говорим о телевидении, то мы говорим о рейтингах. Ведь, условно говоря, из шести матчей Испании будут рейтинговыми игры «Реала», «Барселоны» и ещё парочки сильных команд за ними. На них хотя бы смотреть интересно, там есть игроки мирового класса. Но кому интересно смотреть на встречу «Райо Вальекано» с «Вальядолидом», то сколько людей его посмотрит?

Здобин: Мы же с тобой говорим не об общедоступных каналах, где рейтинг важен, а о каналах кабельных и спутниковых, которые могут не очень сильно заботиться о рейтинге, либо не считать его вообще, потому что они не так сильно зависят от рекламы. Поэтому я думаю, что о цифрах трансляций они не думают, думают скорее о наполнении, чтобы, условно говоря, человек оставался с каналом, потому что для платного телевидения важно, чтобы абонент просто его у себя имел из-за того, что платится абонентская плата. А будет ли он смотреть ту или иную трансляцию – это уже не так принципиально важно.

Тармасинов: Интересно то, что в свете наличия очень большого количества однотипного футбола, ведь мы не видим, например, двух легионеров, которые играют в иностранных чемпионатах. Мы не знаем, как играет Марат Измайлов, и мы не знаем, как играет Дмитрий Булыкин. Единственное пока, что доступно на русском языке – новость о том, что Булыкин забил гол за свой «Твенте» и всё. В этом смысле многих экспертов доканывали вопросы, почему эти игроки не вызываются в сборную, хотя спрашивающие, скорее всего, видели только эти самые новости, что Булыкин или Измайлов забили гол или два. И к слову об однотипности – мы не видим Францию, мы не видим Голландию и мы не видим Португалию. Это страны, чемпионаты которых занимают пятое, шестое и восьмое места в рейтинге УЕФА. Футбол не должен быть однотипным.

Здобин: Что касается пассажа по поводу «легионеров», я не думаю, что здесь должна быть какая-то прямая зависимость, ведь тогда бразильское спутниковое спортивное телевидение должно показывать все чемпионаты всех стран, потому что легионеры из Бразилии есть, кажется, везде. А если говорить про однотипность, я зайду немножко с другой стороны. Ещё раз повторюсь, что я не понимаю, зачем показывать девять матчей испанского чемпионата. Невозможно найти зрителя, который посмотрит все эти девять матчей. Те же ценители, они посмотрят «Реал», «Барсу», плюс ещё пару матчей. Покажите мне этого человека, я ему хоть руку пожму.

Тармасинов: Да, если помнишь, был такой скандал с Петром Быстровым, который потерял сознание из-за казанской жары, и тогда все обвинили НТВ-Плюс, который для того, чтобы поставить все матчи РФПЛ в прямой эфир, назначили игру то ли на три, то на четыре часа дня. Самый солнцепёк словом. Евгений Дзичковский, если не ошибаюсь, написал тогда, что даже он, футбольный журналист, не смотрит все матчи в прямом эфире подряд, друг за дружкой.

Здобин: У нас есть замечательный пример с каналом «Спорт-1», который вообще все игры английского чемпионата показывает. Куда их, десять-то штук? Кто захочет узнать, что произошло в десяти матчах, тот посмотрит обзор.

Тармасинов: Но на том же Sports.ru есть ценители клуба «Суонси», который далеко не всегда попадает в прямые эфиры на «Спорте-1», а команда играет великолепно и вот эти люди, может, и посмотрят. Это тоже для болельщиков, но мы с тобой опять-таки говорим, сколько их, этих болельщиков. Сколько фанатов маленьких клубов, сколько болельщиков клуба «Катанья», который играет с большими клубами сутки через двое – один раз с интересным соперником, типа «Милана» с «Ювентусом», который соберёт зрителей и на стадионах, и у телеэкранов…

Здобин: …А два остальных со всякими разными сиенами, да. Мы с тобой в результате пришли к тому, что у каждого человека может быть потребность в разных трансляциях и кому-то взбредёт в голову посмотреть условный матч «Кальяри» - «Аталанта». Мы, в конце концов, придём к тому, что уже давным-давно придумано, но в России развивается как-то не очень хорошо. К сервису «pay-per-view», «плати и смотри». Если ты хочешь смотреть «Кальяри» - «Аталанта» - пожалуйста, доплати чуть-чуть и на здоровье любуйся, но показывать их по стандартной схеме…

Тармасинов: Но мы же с тобой говорим о российских реалиях. Сейчас матч ЦСКА в квалификации Лиги Европы будет показывать НТВ-Плюс по этой же самой схеме, стоит 75 рублей. Взвывших болельщиков ЦСКА сейчас намного больше, чем будущих болельщиков «Кальяри».

Здобин: Прости, ты сравниваешь игру российского клуба в еврокубке и далеко не самый рейтинговый матч очередного тура иностранного чемпионата. Согласись, не самое корректное сравнение?

Тармасинов: Я это к извечному вопросу, что наш народ любит халяву, и что мы заплатили один раз и не хотим ещё доплачивать, искать ссылки в интернете, отправлять смски и тому подобное.

Здобин: Поэтому мне и кажется, что сервис «плати и смотри» развивается у нас как-то не так. Этому есть свои причины. Например, что эту услугу предоставляет одна компания, у которой вроде как не очень хорошая ситуация с экономической точки зрения. Даже чтобы показать дополнительно один этот матч, канал вынужден ставить такие условия своим подписчикам.

Тармасинов: Ещё я не понимаю, зачем нужно показывать полностью первый дивизион. Чтобы в ходе того, как его показывают по телевизору, очистить его от коррупции и договорных матчей? Так для этого нужно не телевидение, а кое-какие другие структуры.

Здобин: Даже телевизор не всегда помогает. Вспомни хотя бы недавний матч нальчикского «Спартака» и «Торпедо» и пенальти на 99-й минуте. Я ни на что не намекаю, просто если уж люди между собой договорились, то уже ничего не поможет – ни вопли в интернете, ни трансляция по телевизору, ничего. Пока да, не спорю, это странное зрелище. ВГТРК ещё «повезло», что в ФНЛ всего 17 команд играет и количество матчей такое же, как в Премьер-Лиге.

Тармасинов: Помнишь ту знаменитую цитату президента ФНЛ Игоря Ефремова, который говорил, что матч Брянска и Нижнего Новгорода собрал рейтинг больше, чем ЦСКА - «Зенит»? Кажется, мы всей редакцией блога смеялись.

Здобин: Это ведь отчасти проект и социальный, не стоит забывать, что это – государственная компания. Подобных социальных проектов у неё ни один. Я надеюсь, что целью показа первого дивизиона не являлось заполнить эфир новообразованного канала «Спорт», потому что как ни переключу на этот канал, там идёт только ФНЛ и ничего кроме вообще.

Тармасинов: Теперь мы явственно видим то, что расставлены приоритеты. Что теперь ВГТРК – это Англия, НТВ-Плюс – это Испания, а Евроспорт 2 теперь – это Германия. Они ж показывают 5-6 матчей в туре и вторую Бундеслигу. Так что это может быть связано с некоей любовью руководителей – я сейчас не намекаю конкретно на НТВ-Плюс…

Здобин: … Хотя все подумают про НТВ-Плюс.

Тармасинов: А почему государственная компания купила именно английский футбол – я думаю, что это вызвано любовью нашего народа в последние годы. В нашем представлении это и есть настоящий футбол – борьба до последних секунд, красивые голы, обёртка красочная. То, чего мы недополучаем в чемпионате России, мы находим в чемпионате Англии.

Здобин: Давай не забывать о том, сколько представителей отечественного чемпионата играло в Англии, когда происходила эта эпопея с покупкой. Да, у этого есть те или иные причины – их можно находить, но с другой стороны их нельзя структурировать в одну. Везде есть разные причины этой любви компании к отдельным чемпионатам. Но действительно, как отдельную тенденцию можно выделить. И я не знаю, плохо это или хорошо.

Тармасинов: Это ведь будет только продолжаться – увеличение числа трансляций, я имею в виду. Если мы представим такой факт, что Англия через год вернётся на НТВ-Плюс, все те, кто 3 года назад говорили про обязательное ухудшение «Россией-2» показа АПЛ, должны за это время привыкнуть смотреть всю Англию в полном объёме, не говоря уже о «высокой чёткости».

Здобин: Причём смотри, какая там интересная ситуация. Когда ВГТРК только купила АПЛ, много было разговоров, что это Плюс избаловал зрителя, потому что они показывали по пять, по шесть, по семь матчей, а «Россия-2» уместит в себе максимум три. И посмотри, как повернулась ситуация – зрителю теперь придётся отвыкать от десяти матчей. И помимо этого придётся отвыкать, что можно посмотреть в HD, и на Спортбоксе бесплатно всё в прямом эфире. Можно говорить, что и комментаторы так себе, и «Россия-2» вещает в комбинированном формате 14:9. Но в чём ВГТРК уделало НТВ-Плюс окончательно и бесповоротно – это, конечно, в доступности показа. Суть даже не в общедоступности «России-2», а в том, что «Спорт-1» он, во-первых, дешевле, а, во-вторых, не требует оборудования за 16 тысяч рублей, чтобы посмотреть в HD, например.

Но при всём этом у нас нет французского чемпионата. Казалось бы – не самые великие потери, но люди уже негодуют по этому поводу.

Тармасинов: У нас ведь есть аргентинский чемпионат, тоже для ценителей. Украинский.

Здобин: Бразильский у нас показывали, тоже, по-моему, перестали. Есть Кубок Либертадорес, клубный турнир Южной Америки, Лига чемпионов и Лига Европы.

Тармасинов: Еврокубки ведь тоже в больших объёмах показывают, и их тоже можно смотреть практически целиком, только какие-то совсем экзотические матчи ты можешь посмотреть в записи.

Здобин: Достаточно ли этого? Я думаю, это то, о чём мы говорили в начале. Может быть нужно чуть больше разнообразия и чуть меньше объёмов.

Тармасинов: Было бы лучше, чтобы были не чемпионаты в полном объёме, побольше разных турниров, но можно и в меньших размерах это всё показывать. Это бы устроило, пожалуй, всех.

 

  НОВЫЙ НОМЕР ЖУРНАЛА "FOOTBALL TRIBUNE":

FT #7

 - Интервью с Евгением Дзичковским

 - Статьи о старте чемпионатов "большой пятёрки"

 - Колонка Станислава Поповича: дисквалификация Антонио Конте

 - Плюсы и минусы Олимпийского футбольного турнира

 И многое-многое другое!