10 мин.

«Зенит» в Воронеже. Запоздалые, но оооочень подробно описанные впечатления

Много лет писать о «Зените» за тысячу километров от Питера и дождаться его в своем городе – незабываемо. У меня ушло немало времени на то, чтобы подготовить этот текст. Но в данном случае точно – лучше поздно, чем никогда. Он получился длинным, поэтому разобью на несколько частей и буду выкладывать порционно в ближайшие дни.  

Несколько слов о том, что вы вообще читаете, если вдруг случайно увидите этот текст в ленте или найдете его по тегу. Подписчиков у моего блога мало, и вряд ли многие помнят, в чем его отличие от других. Так вот, я профессиональный, временами спортивный журналист из Воронежа, который вот уже восемнадцать лет болеет из этого города и его окрестностей за петербургский «Зенит». А потому не писать о нем не может.

О том, почему моим любимым клубом стал не «Факел», как-то уже рассказывал. Если любопытно – прочтите. Впрочем, для провинции это нормально – болеть за кого-то из грандов, помимо клуба из своего региона. Особенно в том случае, когда местный клуб не баловал успехами и годами был далек от Премьер-лиги.  

За это время у меня, увы, было считанное число свиданий с «Зенитом». В Питере бывал редко. А даже когда попадал, не всегда была возможность посетить игру сине-бело-голубых. За почти два десятилетия у меня до недавнего времени – один поход на «Петровский» (18.10.13, победа над ЦСКА, забили Халк и Широков) и две игры «Зенита-2» с «Факелом» в 2016 году. В мае петербуржцы выиграли с минимальным счетом и сумели удержаться в ФНЛ. В октябре – проиграли, но день навсегда запомнился коротким общением с Владиславом Радимовым. Еще видел зенитовцев в двух играх за сборную – памятном для каждого воронежца товарняке с Бельгией и матче-открытии Кубка конфедераций-2017. Это мой пока единственный визит на «Газпром-арену», посещение игры «Зенита» на домашнем стадионе еще впереди.

Вот и всё. Скромный совсем багаж. Я болельщик «Зенита» от телевизора и монитора. Так уж сложилось по разным причинам. Но этой осенью судьба подарила невероятную прежде возможность дважды видеть любимую команду в Воронеже. Случилось то, о чем недавно невозможно было даже мечтать. Местный «Факел» впервые за двадцать один год представлен в элитном дивизионе российского футбола. Тот самый «Факел», на игры которого я дисциплинированно ходил три последних года в любую погоду и ковид, если только пускали на трибуны. Нет, дело не в симпатиях к воронежскому клубу. Болеть за него, не вылетавшего из ФНЛ трижды по неспортивным обстоятельствам, правда было сложно. Но клуб оставался главной и самой доступной возможностью соприкосновения с миром большого футбола.

Сегодня, когда город сходит с ума от внезапно проснувшейся любви к футболу (ну, летом сходил, сейчас страсти поутихли), я радуюсь не столько за воронежскую команду, сколько за возможность для поклонников футбола окунуться в атмосферу РПЛ и увидеть в нашем городе лучших игроков и тренеров. Сам ажиотаж вокруг «Факела» выглядит несколько фальшивым и, безусловно, пройдет, как только команда вновь окажется там, откуда неожиданно всплыла. Хотя я знаю несколько человек, которые пронесли любовь к «Факелу» через все годы безвременья. И вот за них сейчас по-настоящему радостно.

Звезды сошлись так, что в этот исторический сезон у меня, благодаря работе, есть возможность не просто бывать на играх «Факела», но наблюдать за ними из ложи прессы. И – ходить на послематчевые пресс-конференции. Так что прошедшим летом и уходящей осенью получил больше футбольных впечатлений, чем, может быть, за всю предыдущую жизнь. Циннбауэр и Савичев, дважды Абаскаль, «наши» Василенко и Пятибратов на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Карпина, Осинькина и Йокановича, правда, не видел. На игры с «Динамо», «Крыльями» и «Ростовом» по разным причинам попасть не удалось. Но главное – конечно, Семак! Перед тобой, словно ожившая картинка с пресс-конференции, какие обычно смотришь в YouTube.

Даты 8 октября и 16 ноября – особенные в календаре-2022. Они отмечены приездом в Воронеж петербургского «Зенита». Ведь пребывание в Премьер-лиге открыло перед «Факелом» еще и возможность сыграть в элитной группе в розыгрыше Кубка России, а жребий был настолько благосклонен к истосковавшемуся по большому футболу воронежскому болельщику, что подарил по дополнительному визиту в город, несомненно, самых ожидаемых гостей – красно-белых и сине-бело-голубых.

В день первого приезда «Зенита» у меня случилось несколько интересных пересечений с петербургскими фанатами. О них и буду рассказывать далее.         

Вдоволь наснимав кадров предматчевой атмосферы у входа на центральную трибуну воронежского стадиона, я отправился в сторону «Севера», где на ЦСП традиционно располагаются гостевые фанаты. В отличие от «Спартака», «Зенит» не стал пренебрегать квотой и сформировал сектор компактного пребывания своих болельщиков, куда не продавались билеты в Воронеже. Впрочем, не сомневаюсь, что и на остальных местах было достаточно людей, тайно и явно симпатизировавших сине-бело-голубым.

По пути к сектору я пытался заговорить с кем-то из болельщиков «Зенита», но вразумительно ничего не получалось. Один достаточно пожилой уже мужчина высказал негатив в адрес президента клуба Александра Медведева и наших бразильцев. Мол, хотим видеть своих на поле. Удивительно, но в умах некоторых наших болельщиков еще продолжает жить наивная мечта о «ребятах с нашего двора» в основе «Зенита». Хотя уже и в клубной академии значительное число молодых футболистов – иногородние. И многие из тех, кто номинально считается воспитанниками, являются ими с натяжкой. Кузяев и Сутормин, например, переехали в Петербург уже ближе к футбольному выпускному, а громко заявили о себе в других клубах.

Впрочем, с точки зрения воспитанников в составе сейчас не самые плохие времена. Помимо названных ведь есть Кержаков, Чистяков, Круговой, Одоевский. И пусть роль большинства из них не определяющая, всё же они – часть команды, наши любимцы и настоящие петербургские чемпионы. Но кому-то этого, видимо, мало. Наверное, тотальное доминирование в чемпионате для кого-то не так важно, как возможность видеть на поле ещё больше своих земляков. Что ж, если угодно сетовать на присутствие в составе Малкома и Клаудиньо, на руководство, выстроившее лучший в стране и стабильный клуб там, где так было далеко не всегда – пожалуйста. Каждому своё.

В этот день я услышу и другое мнение, более совпадающее с моим. Озвучу его, поскольку это важно в контексте провинциального боления за гранд. Клуб, который позиционирует себя как лидер российского футбола, и должен в целом представлять всю Россию. Поэтому совершенно не важно, из каких городов будут зенитовцы-россияне – из Петербурга ли, Воронежа, Владивостока или Севастополя. Каждый мальчишка на просторах огромной страны, которая к тому же становится больше и больше, должен мечтать однажды надеть на себя игровую форму со стрелкой на груди и знать при этом, что он будет любим и уважаем. Неважно, где он познает азы футбола – в академии «Зенита» или на маленьком сельском стадионе где-нибудь в центральной России.

Что касается определяющей роли легионеров, то это стечение сегодняшних обстоятельств. Мы имеем дело с одним из слабейших наших футбольных поколений. Последние результаты наших клубов в Европе до отлучения от еврокубков – тому свидетельство. Отдельные успехи на юношеском и молодежном уровне не должны вводить в заблуждение. У нас просто мало по-настоящему сильных игроков с российским паспортом. Ну, и «Зенит» в последние годы формировал состав с прицелом на Лигу чемпионов. А там, скажем прямо, стабильного успеха можно добиться, имея состав на уровне не самой слабой национальной сборной. Поэтому искали игроков именно такого калибра, которых в России в достаточном количестве просто нет. А тем более – в Петербурге.

Атмосфера в клубе, отношение болельщиков, один из лучших стадионов Европы, привлекательность Петербурга как места, где можно классно жить и играть – всё в купе позволило сохранить почти всех топовых легионеров в составе в эти мрачные времена. Что оказалось не под силу другим российским клубам. Но если ситуация с международной изоляцией нашего футбола затянется, или реализуется сценарий перехода в азиатскую конфедерацию – состав неизбежно будет трансформироваться. И футбольные ура-патриоты еще успеют порадоваться.        

***

- А это наша знаменитая Инесса. У нее больше ста выездов! – отрекомендовала подругу женщина средних лет.

- А у меня сегодня 82-й, - добавила еще одна их спутница.

И тут остается только по-доброму завидовать. Люди, имеющие возможность ездить за любимой командой по всей стране (наверное, и не только) – счастливые люди. Сколько же впечатлений они собрали, сколько же могут рассказать.

Но, увы, к разговору Инесса и ее подруги расположены не были. На вопрос «Как вам в Воронеже?», заданный скорее для завязки беседы, ветеран зенитовского движа неохотно ответила, что в столице Черноземья хорошо, погода радует. Но и в ноябре, когда точно будет гораздо холоднее, они сюда обязательно приедут снова.    

Вот, кстати, вам и крушение стереотипов. Выездной фанат – далеко не всегда вырвавшийся «на свободу» мужик, еле стоящий на ногах от выпитого по дороге алкоголя. И не агрессивный молодчик, так и ищущий, с кем бы здесь подраться. Вполне себе интеллигентные женщины. Подозреваю, дома их ждут мужья и дети. А, судя по возрасту, наверное, уже и внуки. А они – через полстраны за «Зенитом». Восторг!  

***

Потом ко мне подошел мужчина средних лет с зенитовским шарфом и вежливо попросил сфотографировать его на фоне воронежского стадиона. «А то жена не поверит, что на футбол ездил». Улыбнуло.

***

Но кто ищет – тот всегда найдет. Наконец, оказался рядом с группой фанатов, более расположенных к общению. Взрослые мужчины, явно разменявшие пятый десяток, в футболках и при атрибутике. Подошел к ним как журналист. На мне-то из «опознавательных знаков» - только значок, подаренный приятелем, незадолго до этого вернувшимся из Питера с факеловского выезда. Но быстро раскрыл карты.

Ребята попросили рассказать в местной прессе о своем покойном товарище. С собой они привезли баннер с его фотографией. Над снимком была дата смерти – 21.09.2022, три символа, обозначающих виды транспорта – самолет, поезд и автобус, а рядом с ними – число 119. Количество выездов за «Зенит» на его счету.

- Сегодня его 120-й выезд. Вот. Леха Милый в Воронеж приехал, пробил 120-й выезд. А мы чисто за парнем приехали.

- А что с ним случилось? – интересуюсь у ребят.

- Рак… Да, вот мы и делаем его последний выезд.

- Нет, ну не последний… - возражает один из них другому.

- Крайний, крайний выезд, да. Он с нами будет всегда. Сюда мы именно из-за него. Я три года не ездил, честно говоря. Поехал сегодня чисто ради него. Шикарный человек вообще, просто… Душа компании. Он наш просто был…

- От мозга до костей…

- Да, да, да. Он фанат. Он фанат, просто как… Он за «Зенит» всегда, за Родину, за веру.

- Сколько лет было?

- Ему? Сорок восемь было… Он меня на два года старше.

Вероятно, это был последний выезд данной компании. Еще один мужчина добавил относительно Лехи:

- С ним мы начали ездить, с ним мы и закончим. Двадцать два года я с ним знаком.

Интересуюсь еще принадлежностью к какой-либо организованной группе болельщиков. Может быть, знаменитый на всю страну «Невский фронт»?

- Нет. Мы все, кто участвовал, уже завязали. Нам уже возраст не позволяет.

- Мы уже старые…

- Я был в группировке, да. Да ты не бойся…

Вот так мое любопытство и желание разговориться вдруг приняли за испуг.

Классные мужики. Настоящие. Ради памяти друга потратили деньги и выходной. оторвались, наверное, от семей… И ради «Зенита», конечно, тоже. Честно признался им сразу, что рассказать в СМИ о Лехе не смогу. Наш формат новостного издания такого не предполагает. Но своим долгом считаю сделать это хотя бы здесь. Жаль, что с большим опозданием. Но так уж сложились обстоятельства. Пусть покоится с миром и наблюдает за играми сине-бело-голубых из VIP-ложи клубной расцветки.

А мы с парнями на прощание проскандировали «Это стольный град…», и я довольный пошел работать в ложу прессы. Предстояло самое интересное.   

To be continued…