8 мин.

Еще раз о юбилее

В апреле этого года мы отмечали 15 лет со дня старта нижегородской «Электроники», предшественницы нынешней «Волги», в профессиональной футбольной лиге. А сегодня о сезоне-2001 вспоминают его непосредственные участники.

Новым домом стал «Полет»

Начиналась подготовка к участию во втором дивизионе еще летом 2000 года. «На разведку мы с Владимиром Анатольевичем поехали в Павлово на матч местного «Торпедо», – вспоминает тогдашний помощник Зиновьева Валерий Мочалов. – Сотрудник РФС Борис Александрович Липшиц, который был инспектором на той игре, проконсультировал нас по вопросам подготовки документации к лицензированию. Его рекомендации оказались очень ценными».

А Владимир Анатольевич Зиновьев рассказал, как «Электроника» перебралась на стадион «Полет»: «Мы еще играли по третьей лиге, а стадион «Труд» уже начали ломать, чтобы сделать из него арену для конькобежного спорта и хоккея с мячом. Вот мы и стали задумываться о новом «доме». Многие предприятия сбрасывали в то время социальные активы. Но вариантов с футбольными стадионами было немного. В итоге сработала классическая схема решения проблем: сбор информации, ее анализ и принятие решения. Первое было моим вопросом, второе – коллективным (с руководством группы компаний «Электроника»), третье касалось только руководителей. Кстати, этот алгоритм в работе будет успешно применяться на протяжении всего времени работы клуба.

«Понятно, что исполнение принятых решений полностью лежало на наших плечах при ежедневном контроле руководства. Так, приведение стадиона «Полет» в надлежащий вид, согласно регламенту соревнований, стало для всех настоящей «народной стройкой», - вспоминает исполнительный директор ФК «Электроника» Илья Нугзарович Козлов. - Продавцы магазинов, футболисты, руководители компании, военнослужащие, школьники, администрация футбольного клуба и, конечно же, строители принимали посильное участие в его реконструкции и дальнейшей эксплуатации. Впоследствии же стадион стал актуальным для проведения официальных матчей первого дивизиона и учебно-тренировочных занятий клубов премьер-лиги. «Самоделкиными» окрестит нас действующий в то время президент ПФЛ Николай Александрович Толстых, который в дальнейшем всегда будет уважительно относиться к нашему клубу».

Кто бы тогда мог подумать, что сбудутся пророческие слова Ильи Козлова о том, что клуб со временем будет играть в премьер-лиге, и вот уже более 15 лет история российского футбола пишется при нашем участии.

Жарков вошел в историю

Первую победу подопечные Владимира Зиновьева и Валерия Мочалова отпраздновали в первом же матче. Случилось это 17 апреля в Йошкар-Оле. «Поехали на тот выезд, скажем так, не основным составом, – вспоминает Владимир Зиновьев. – Не особенно хотели проходить дальше в Кубке, так как стадион «Полет» был еще в процессе подготовки к сезону. Но началась игра, стали создавать моменты у ворот хозяев. И в середине второго тайма Андрей Жарков ударом с «носка» забил первый в истории «Электроники» и единственный в своей профессиональной карьере гол, ставший победным. Это был матч 1/256 финала Кубка России. А в следующей стадии «Электроника» дала бой на своем поле грозному в ту пору уренскому «Энергетику».

«Кстати, футбольные ворота на «Полете» мы установили только ближе к ночи накануне кубковой игры с командой Виктора Павлюкова, – рассказывает Илья Козлов. – Зато при подведении итогов инспектор того матча Андрей Дмитриевич Будогосский объявил нам благодарность за подготовку и проведение первой игры в истории клуба на профессиональном уровне».

С первого же выезда в зоне «Поволжье» второго дивизиона «Электроника», пройдя боевое крещение кубковыми поединками, также вернулась не с пустыми руками. Ничья с саранским «Биохимиком-Мордовией» случилась во многом благодаря вратарю Александру Тришину (ныне начальник команды «Волга» - авт.), отразившему пенальти на 24 минуте встречи.

Вспоминает Александр Тришин:

- В 2000 году я выступал за дзержинский «Химик», у которого по окончании того сезона появился новый спонсор - компания «Сибур». Перед клубом была поставлена высокая задача, под которую стали собирать, по сути, новый состав. Ну а мне в межсезонье позвонил исполнительный директор «Электроники» Илья Нугзарович Козлов и предложил попробовать свои силы в нижегородской команде. Я приехал на контрольный матч с ворсменским «Спартаком», после которого у меня состоялся предметный разговор с главным тренером клуба Владимиром Анатольевичем Зиновьевым. Владимир Анатольевич сумел убедить меня в том, что работать в «Электронике» будет интересно. Я доверился ему и до сих пор не жалею, что принял тогда предложение Зиновьева.

- Не трудно было найти общий язык с партнерами, которые были младше вас на десять лет?

- Нет, я не чувствовал себя не в своей тарелке. Мы были единым коллективом. Выходя на поле в одной команде вместе с 18-летними ребятами, я как будто и сам помолодел. Парни играли азартно, с юношеским задором, стремясь доказать, что они могут успешно выступать и на профессиональном уровне. И, я считаю, сделать это удалось. Сезон-2001 мы начали с кубковой победы в Йошкар-Оле, а затем разгромили на своем поле «Искру» из Энгельса - 4:1.

Также запомнилась домашняя победа над опытным турнирным бойцом выксунским «Металлургом» со счетом 3:1. А еще кубковое дерби с уренским «Энергетиком». После 120 минут напряженнейшего поединка была зафиксирована боевая ничья - 1:1, а в серии послематчевых пенальти мне, к сожалению, не удалось выручить свою команду. Зато уже в следующем матче первенства в гостях мы сыграли 0:0 с саранским «Биохимиком», а я в этой встрече отразил одиннадцатиметровый.

Зарплату платили час в час

«В сезоне 2001 года мы еще ездили по городам Поволжья на нашем знаменитом «ПАЗике», – продолжает свой рассказ Владимир Зиновьев. – Приезжаем, к примеру, в Волгоград на матч с «Олимпией», которую тогда тренировал Леонид Слуцкий. Нас спрашивают: «Вы, правда, на этом автобусике приехали? Я в ответ: «Нет, на самолете прилетели!» (Улыбается). Кстати, мы сыграли тогда вничью с командой Романа Адамова и Дениса Колодина. «Олимпия» опережала нас в своем развитии на один год, мы находились с ней на разных полюсах, но старались идти тем же путем, а добрые отношения сохранились и по сей день».

«Да, ездили порой по 15-20 часов на «ПАЗике», – подхватывает Илья Козлов. – А «питательным спонсором» «Электроники» был в то время директор Сормовского универсама Денис Александрович Кислицын - большой фанат нашей команды».

О зарплатах в «Электронике» ходили легенды. «Такие же, только не в долларах, а в рублях», - отвечали частенько соперникам нижегородские футболисты. «Помню, к нам однажды известный тренер, который до сих пор работает в зоне «Урал-Поволжье», устраиваться на работу приехал, – вновь вступает в разговор Валерий Мочалов. – Правда ли, говорит, что у вас зарплаты день в день, без задержки. Не день в день, а час в час, - отвечаю. Но как только он узнал размер заработной платы, сразу же как-то ехать в Нижний перехотел. Я уж лучше, говорит, в Ульяновске свою зарплату подожду».

«Также хочется вспомнить добрым словом фирму STEX и ее директора Андрея Грязнова (еще одного нашего преданного болельщика), – говорит Владимир Зиновьев. – В этой нижегородской компании нам шили экипировку на заказ с учетом нашего дизайна и размеров футболистов. Комфортно, дешево и красиво! На протяжении нескольких лет мы успешно играли и тренировались в форме от STEX».

Похороны «Торпедо-Виктории» и скандал в Урене

Если же говорить о самых интересных матчах того сезона, то 14 июля 2001 года на стадионе «Пионер» «Электроника» обыграла «Торпедо-Викторию» - 2:0. Этот поединок был анонсирован в нижегородской прессе как «дерби Автозавод - Сормово 40 лет спустя». А после первого круга автозаводский клуб прекратил свое существование…

Дерби в Урене 9 сентября 2001 года завершилось грандиозным скандалом. Уделим этому памятному матчу более пристальное внимание.

Уже в первом тайме стал разгораться скандал, которым в итоге и закончилась игра. В центре внимания был главный арбитр матча - дзержинец Андрей Козлов. Уже в первой половине встречи в его адрес с тренерской скамейки "Электроники" посыпались обвинения. В частности, сомнение вызывали частые фиксирования офсайда у форвардов нижегородцев, а также спорные моменты с уходом мяча за пределы поля. Самым ярым критиком действий Козлова выступил Валерий Мочалов. Сразу после свистка, извещающего об окончании первого тайма, между арбитром и тренером произошел весьма любопытный диалог, в котором судья… попытался оправдаться за свои решения.

Все самое интересное произошло незадолго до финального свистка. На 73 минуте Никола Георгиев лихо ушел от защитников "Энергетика", без труда уложил на газон Осипчука и закатил мяч в пустые ворота. "Энергетик" после "холодного душа" бросился в атаку. Навал уренцев носил весьма сумбурный характер, но спустя несколько минут после соло Георгиева Зиников ворвался в штрафную нижегородцев и потерял мяч. Отбирая его, нарушил правила на Жукове, но нарушение, тянувшее, по мнению рефери, на пенальти, было зафиксировано со стороны… футболиста «Электроники». Бабичев с "точки" пробил безупречно. А за 7 минут до финального свистка уренцы заработали штрафной удар, который мастерски реализовал Александр Царенко, воспользовавшийся ошибкой все того же судьи.

«Вспомню лишь два эпизода того матча в Урене, - рассказывает Владимир Зиновьев. - Первый - на Жукове фолят, разбивая ему щиток и нанося травму, в нашей штрафной и нам же ставят пенальти. А потом Александр Царенко берется исполнить «стандарт». Арбитр Александр Козлов из Дзержинска показывает бить по свистку. Но Царенко ударил до свистка, и гол был засчитан. Мы впервые тогда после матча подали протест на судейство. Потом Козлов скажет, что «тренеры «Электроники» телевизор кому надо отвезли, чтобы меня дисквалифицировали». Это надуманно, конечно, же. На судейском комитете и без телевизора во всем справедливо разобрались, вот только очков нам это не прибавило. Тогда после игры я и бросил в сердцах фразу: «В Урене настоящие только медведи!».

В заключительном матче сезона-2001 «Электроника» разгромила на своем поле «Хопер» из Балашова – 3:0. Подвести жирную черту под успешным сезоном футболисты доверили Евгению Александровичу Кузнецову - сыну генерального директора ГК «Электроника». Женя, не мудрствуя лукаво, пробил точно под перекладину, чем вызвал восторг у партнеров, тренеров, зрителей и особенно у своих близких, отмечавших гол крепкими объятиями и поцелуями.

В итоге «Электроника», имея в своем составе большинство местных выпускников Сормовской ДЮСШ по футболу, 17-18 летних мальчишек, заняла 9 место из 18 команд зоны «Поволжье» второго дивизиона, а ее главный тренер Владимир Зиновьев выразил огромную благодарность ребятам за проделанную работу. Также и команда была благодарна за ту атмосферу, которая вокруг нее была создана вспомогательными службами «Электроники». Кроме того, с футбольным клубом всегда был его «двенадцатый игрок» - преданный нижегородский болельщик. Это родители и родственники футболистов, одноклассники, однокурсники, соседи, друзья и простые горожане, которым полюбилась игра молодой команды.

По окончании того сезона тренеры и футболисты «Электроники» не скрывали, что хотели бы в следующем году сыграть с нижегородским «Локомотивом», однако «красно-черный» клуб, вылетев из первого дивизиона, был расформирован и, минуя вторую лигу, рухнул в пучину КФК. А команда Владимира Зиновьева продолжила штурмовать вершины ПФЛ и в следующем первенстве выступила еще лучше. С «Локомотивом» бело-синие сыграют в сезонах 2003 и 2004 годов, но это уже совсем другая история. И мы ее обязательно расскажем.