6 мин.

Ставки высоки. Анализ данных выигрывает конкуренцию

Неужели футбол настолько хаотичен и самобытен, что его нельзя понять и нужно только восхищаться? Решаема ли эта проблема? Это две совершенно противоположные позиции, но на самом деле данный спор актуален как никогда.

Другие виды спорта пришли к использованию аналитики гораздо раньше и на данный момент активно используют данные при разборе игры и других компонентов. В футболе говорят, что лишь один параметр имеет значение, и статистика никогда не совершала сейв и не забивала гол.

Ни трудности футбольного анализа, ни культурные противоречия не могут угомонить некоторых людей.  Потому что все эти барьеры только усиливают положительный эффект от правильного анализа данных. Каждый, кто способен построить модель, понимающую и анализирующую футбольные параметры, имеет у себя на руках нечто очень ценное.

Существует новое поколение футбольных аналитиков, чьи попытки предсказывать результаты были протестированы в игорной индустрии, а после проданы клубам.  Трудности и специфика футбольного анализа только подстегивает интерес таких аналитиков как Рори Кэмпбелл, основатель «C&N Sporting Risk»,.

Кэмпбелл посетил «Sloan Sports Analytics» конференцию в Бостоне, где послушал дискуссию про аналитику в гольфе. «Говорят гольф больше всего подходит для аналитики, - рассказывает Кэмпбелл изданию «The Independent». - Я думал, что гольф проще всего понять и, основываясь на данных, принять правильное решение».

Футбол, в котором гораздо больше данных, является противоположностью гольфа. «С футболом намного сложнее, - говорит Кэмпбелл. - Но говорить, что такой подход не применим неправильно. В моем понимании сложно это хорошо. Просто потому, что существует большая возможность приобрести конкурентное преимущество при правильном использовании аналитики. По той же причине игроки в покер зарабатывают больше шахматистов, потому что в шахматах лучший игрок почти всегда побеждает, в то время как в покере имеют значение удача».

Ливерпуль

Реальная трудность для нового поколения спортивных аналитиков - способность разбирать игру на моменты и предсказать следующие шаги. «Невозможно получить точный ответ, потому что игра является разнообразной и непредсказуемой», - признает Кэмпбелл. Как можно улучшить разбор аналитики?

«Мы пытаемся понять процентное соотношение, с которым могут произойти некоторые вещи», - говорит Кэмпбелл. - Существует огромная разница между данными и аналитикой. Данные – это просто куски информации, не имеющие практического применения. Аналитика же позволяет использовать данные с целью принятия правильных решений в будущем. Поэтому если данные бесполезны, если не способны помочь в принятии будущих решений. Неинтересно понимать, что случилось в прошлом, потому что это уже произошло. Хочется быть на шаг впереди и иметь преимущество на годы вперед».

Огромной проблемой в футболе были сами данные. Был недостаток информации для того, чтобы сделать какой-либо вывод. Сейчас каждое действие на поле тщательно отслеживается и записывается. Становится довольно просто хранить данные и их систематизировать. Аналитики просто должны задавать правильные вопросы».

Брайтон Хоув энд Альбион

Кэмпбелл перечисляет: «При каких условиях больше вероятность, что удар будет голевым: после перепаса, паса на ход, контратаки или длинного паса? Какие пасы эффективнее: прямые или идущие под углом? Какую стратегию лучше выбрать для данных 11 футболистов? Всё это важно. Вы пытаетесь просчитать все возможные варианты, чтобы решит проблему».

Гораздо проще делать какие-то прогнозы после того, как все факторы учтены. На этом строится успех в индустрии ставок, которой увлекался Кэмпбелл пока проходил тренерское обучение после Оксфордского Университета. «Я всегда был уверен, что процессы и стратегии, построенные на аналитике, дают наибольшее преимущество в какой бы сфере вы не работали».

Такая информация однозначно полезна при работе с футболистами, но в то же время аналитика способна внести ясность во все аспекты деятельности. «Числа вносят определенность. Если целью команды является попадание в Лигу Чемпионов место в топ-4 в Премьер-Лиге, то есть много факторов, способных повлиять на выполнение этой задачи. Это очень большая работа и с ней не справиться в одиночку».

Team Sky

Каждая цель должна разбиваться на пункты. Сколько очков надо, чтобы попасть в четверку? Сколько голов нужно забить? Какова будет разница забитых и пропущенных? Сколько ударов необходимо сделать? Сколько ударов нанесут по нашим воротам? Надо проникнуться всеми элементами, влияющими на конечный результат и разобрать их».

Мало клубов обращают внимание на эти факторы, хотя в других видах спорта такой подход очень успешен. Кэмпбелл приводит в пример «Team Sky», которая выиграла «Tour de France» в 2012 году. Они знали что нужно было для победы Брэдли Виггинса.

В рамках «Tour de France» выделялась «Team Sky», потому что они использовали данные с подъемов и временных промежутков. Они знали, что это могло дать преимущество:  начертили график и сопоставили данные, поняв, что будет необходимо для победы. Потом сравнили результаты с данными Брэда. Это позволило понять, в чем необходимо прибавить, если они хотят победить».

Самый известный пример из мира спорта — это история «Окленд Атлетикс», рассказанная в фильме «Человек, который изменил все». Даже в этом случае Кэмпбелл считает, что важны не только числа, но и процесс мышления. «История «Окленда» не столько история чисел, сколько их интерпретации, - он говорит. - Нам надо лучше понимать изучаемые данные. «Человек, который изменил все» - это история про четкую стратегию, понимание ситуации и недостатков, а также способность всё исправить. Надо понимать цель и ее достигнуть».

Человек, который изменил все

Аналитический подход приходит и в английский футбол. Рори Кэмпбелл был советником в «Вест Хэме», а также помогал в трансферной политике «Ливерпулю». Были привлечены Роберто Фирмино, Садио Мане, Мохаммед Салах и Наби Кейта. О Мане уже ходили слухи в аналитическом сообществе, когда он играл за «РБ Зальбург».

В Англии также есть два клуба, которые принадлежат людям, заработавшим свое состояние в индустрии ставок и переняли те же методы. Речь про Мэттью Бенхама из «Брентфорда» и Тони Блума в «Брайтон энд Хоув Альбион». Два больших человека из игорного бизнеса купили футбольные клубы, и, если что-то работает в одной сфере, стоит попробовать это и в другой области. Играя на ставках, учишься анализировать и прогнозировать следующие шаги. Это умение позволяет определять в командах сильные и слабые стороны.

Английские клубы начинают пользоваться данными, и все идет к тому, что первые клубы уже достигли положительных результатов. Клубам, которые скептически относятся к данной тенденции нужно понять, что, если они не получают четкого результата, это не значит, что они вообще ничего не получают. Не всегда можно решить проблему с помощью данных, а вот приблизиться к достижению цели – вполне.

 

Оригинал текста

 

 

 

Контакты:

http://smartsport.fors.ru/

https://www.facebook.com/iforssmartsport

https://vk.com/iforssmartsport

https://smartsport.pro