8 мин.

Магнетизм бортов и шестиквадовые программы. Произвольная топ-5 мужчин на чемпионате мира

Ни один прокат пятёрки лидеров после короткой программы не обошёлся без сюрпризов.

Начнём с Шомы Уно. На чемпионат мира он отправлялся как один из фаворитов: много четверных и хорошие компоненты, что ещё для счастья надо? Но японца подвела недальновидная стратегия и любовь к мясу. После Олимпиады, став серебряным призёром, Шома на радостях подарил «победные» ботинки ресторану, где готовят его любимое блюдо под названием якинуку. Пока подписанные олимпийским медалистом ботинки красовались на витрине ресторана, Шома подавал тревожные звонки из Милана, падая на тренировках один прыжок за другим, ещё и недокручивая. В итоге выяснилось, что Уно тревожит боль в ноге, да такая, что короткую программу пришлось катать на обезболивающих. Насколько это было связано с новыми ботинками, японская федерация не прокомментировала, но есть большая вероятность, что довольно сильно.

Перед произвольной Шома отказался от обезболивающих, сказав, что не любит уколы. В результате первый же четверной прыжок – риттбергер, который, кстати, в этом сезоне мужчины показывали всего ничего, – был упаден. А за ним и четверной флип с недокрутом, тройной аксель – в стэпаут с заплетающимися ногами и тоже недокрученный четверной тулуп.

 

Видеть такого Шому, честно говоря, было непривычно и печально. Техника на экране стремительно падала со 101 с копейками балла и остановилась на 94.65. Всё равно неплохо – в конце концов, было достаточно прыжков, которые Уно выполнил. Тем не менее, казалось, что сегодня Шома на подиум точно не попадёт – впереди были спортсмены с многообещающими заявками. Шоме оставалось ждать.

Следующим был Боян Цзинь, также известный как Человек, Которого Редко Берут В Расчёт. Вообще-то зря – весь сезон он казался наиболее стабильным, совершая падения в рамках допустимой погрешности, владея замечательными старшими квадами и вообще не особо нервничая во время выступлений. На Олимпиаде он остановился в двух шагах от пьедестала, став четвёртым. На ЧМ все карты были у Бояна на руках, но борты оказались притягательнее, чем медали.

Свой коронный элемент – четверной лутц – Боян совершил в стиле Джереми Эббота на ОИ 2014. Прямо в борт. А дальше всё покатилось, как снежный ком – четверной сальхов превратился в двойной, четверной тулуп – снова в борт, а это означало потерянный каскад (минус двойной тулуп). Дальше у Цзиня следовал сольный четверной тулуп, но он не учёл, что это будет считаться недопустимым повтором. Впрочем, и этот прыжок китаец упал. Приземлённый триксель был передышкой перед парой финальных падений – каскад тройной лутц-тройной тулуп, где последний превратился в двойной, а также упаденный тройной флип.

Пожалуй, это выступление было самым шокирующим за день. Уж от кого, а от Бояна такое видеть, мягко говоря, было непривычно. Завершив ужасающий прокат с девятью дедакшнами, Цзинь, впрочем, хотя бы улыбался, заняв фантастическое предпоследнее место.

 

После он поведал представителю ISU, что проблем с физическим состоянием у него нет. «Думаю, я слишком расслабился после Олимпиады и не смог сконцентрироваться. Во время шестиминутной разминки я был в порядке, не было плохого самочувствия, но в итоге я расфокусировался».

За Бояном на лёд вышел Михаил Коляда. На разминке, кстати, выполнил прекрасный четверной лутц. Но выступление было открыто уже привычным падением с него же. Следом был потерян каскад четверной тулуп-тройной тулуп – Коляда коснулся льда рукой и почему-то не прицепил следующий прыжок. Во второй половине программы Михаил вновь прыгнул квадотулуп, но уже упав. Финальным штрихом программы стал сдвоенный риттбергер. Таким образом, Коляда улетел техникой под юную звезду Японии Казуки Томоно. Но в целом россиянину хватило баллов для того, чтобы остаться на втором месте.

 

Примерно на этом моменте у поклонников Коляды засосало под ложечкой: на очереди были два американца с сильнейшим заявленным контентом. Выступи они вдвоём лучше, и Миша мог попрощаться с пьедесталом.

Но все мы помним присказку «заявить можно что угодно, а вот прыгнуть…»

Семнадцатилетний Винсент Чжоу решил продолжить катать пятиквадовую программу, как и на Олимпиаде. В Корее казалось, что Винсент улучшился после завальной первой половины сезона, а короткую программу в Милане Чжоу откатал даже лучше, чем на ОИ. Винсент уже дал интервью, в котором заявил, что в следующем сезоне будет пробовать шесть квадов в произвольной.

Но чуда на чемпионате мира не случилось – своим выступлением Чжоу собрал все возможные пометки в протоколе: падения, недокруты, неясное ребро и повтор прыжка. По уровню боли этот прокат мог соревноваться с прокатом Бояна.

В самом начале был запланирован почти что «коронный» каскад Винсента (во всяком случае, сам он его успел за сезон полюбить, а в недавно прошедшей короткой программе даже не получил за него недокрут, как обычно) – четверной лутц-тройной тулуп с руками наверх. Но что-то пошло не так, лутц был упаден, каскад потерян. Четверной флип был сначала принят за тройной, в итоге – неясное ребро и недокрут. Затем недокрученный четверной сальхов в стэпаут, недокрученный же сольный четверный лутц (что означало недопустимый повтор). Единственным относительно чистым квадом был тулуп. После него снова последовали ошибки: недокрученный квадосальхов в стэпаут с повтором (вместо него был запланирован каскад 3А+2Т), почти что упаденный триксель с недокрутом, снижение за вращение и недокрут на финальном ойлерном каскаде из тройных.

 

Слишком много слова «недокрут», пожалуй, но что есть, то есть.

В суматохе никто и не заметил, что Винсент прыгнул шесть «четверных». Впрочем, называть это четверными не стоит – по количеству «галок» очевидно, что у Чжоу был на самом деле только один квад.

Винсент прокомментировал свой катастрофический прокат: «За два дня до того, как я отправился на ЧМ, меня беспокоила боль в спине, и я мучился с этим всю неделю. Тренировки были ужасны. В короткой я выступил хорошо благодаря моей великолепной команде медиков. Но я не оправдываюсь спиной за такой сегодняшний прокат. Я просто устал. Думаю, вчера нужно было немного отдохнуть».

Чжоу также опубликовал довольно печальный пост в своём Инстаграме, последней фразой которого было «Встретимся на пьедестале. В месте под названием мои мечты». Хотя в коротком интервью ISU он сказал, что в новом сезоне нацелен попасть в топ и быть на пьедестале следующего ЧМ.

Тем временем фанаты Шомы Уно и Михаила Коляды уже праздновали их медали, а вот фанаты Нэйтана Чена замерли в ожидании.

У Нэйтана было всё, чтобы выиграть ЧМ: первое место после короткой программы, устаканившийся тройной аксель, победная произвольная на Олимпиаде, придавшая уверенности. Но также и всё, чтобы с треском этот чемпионат провалить: очередной груз ожиданий от федерации США после малой золотой медали, психологически сложная обстановка провала всех сильнейших конкурентов (после выступления Чен рассказал, что читал о текущем положении дел в Твиттере Джеки Вонга) и пять четверных прыжков, которые и по отдельности-то прыгать нелегко, а ещё и в собранном виде в длинной программе…

Тем не менее, открывающий четверной лутц был отлично приземлён и получил GOE 2.14. А дальше пошёл-поехал привычный прыжковый конструктор – у заявки и исполняемого на льду было мало чего общего. Лутц должен был быть в каскаде с тройным тулупом. За ним бы шёл сольный четверной флип, но Нэйтан прицепил к нему двойной тулуп. Вместо тройного риттбергера был исполнен как раз квадофлип.

Нэйтан и дальше продолжал демонстрировать, что в школе его любимым предметом была математика: двойной тулуп уже прыгнут? Окей, значит вместо 4Т2Т во второй половине прыгаем сольный квадотулуп. Тройного тулупа ещё не было? Цепляем к четверному. Дальше последовал небольшой стэпаут на четверном сальхове, удачный тройной аксель и совсем уж простой, «для баловства», ойлерный каскад из тройных.

Нэйтан Чен снова исполнил шесть четверных, хотя за день до этого на пресс-конференции уверял, что делать этого не будет, цитирую: «Слишком рискованно, шесть квадов делают вторую половину программы очень трудной». Что ж, кажется, он в состоянии вывезти эту невероятную сложность.

 

Хотя если честно, это тасование элементов не было сиюминутной инициативой Нэйтана. Рафаэль Арутюнян, тренер Чена, в свежем интервью упомянул, что шесть квадов были запланированы, и они с Нэйтаном не собирались отступать от этого плана, а также что лучшая стратегия – «собирать по кусочкам новое произведение, спрятавшись ото всех. Показать его – и снова спрятаться».

Нэйтан Чен улучшил свой личный рекорд, полученный ранее в Корее, и стал безоговорочным чемпионом мира.

 

За ним призёрами стали Шома Уно и Михаил Коляда.

 

Так завершился чемпионат мира и сезон 2017-2018. Несколько месяцев отдыха пронесутся незаметно, а дальше – новые сюрпризы. Надеемся, в основном положительные.