15 мин.

Коммуникационные упражнения и их польза: развитие функциональной техники и обучение принципам игры

Наконец, обещанный текст про коммуникации!

Какие это упражнения, в чём разница между коммуникациями и моделированиями, когда и как их использовать в тренировочном процессе, какая польза от них?

Обо всём этом (и не только) поговорим сегодня в тексте.

Коммуникационные упражнения – что это? Различия с моделированием

По сути, коммуникационные упражнения – это упражнения с мячом, где игроки развивают функциональную технику и отрабатывают принципы игры без сопротивления соперника (обычно фишки заменяют соперника), в которых обязательным условием является наличие игрового контекста (именно поэтому их ещё называют изоляцией с контекстом). Минимальное количество игроков – 2, поэтому их называют коммуникациями.

Различие между коммуникациями и моделированиями заключается в нескольких деталях.

Во-первых, в коммуникациях – нет определённого одного направления, а есть двойное направление, вверх-вниз.

Во-вторых, обычно в них нету конца, завершающей цели. Сейчас поймёте о чём я.

Моделирования – это почти те же упражнения, что и коммуникации, но в них есть определённое одно направление. В них есть конец, завершающая цель, куда игроки должны дойти. Завершить атаку, дойти до определённой зоны и т.д., и всё это через одно направление. После того, как игроки завершают одно повторение (доходят до зоны, завершают атаку), всё повторение начинается заново.

Коммуникация на примере «Баварии» Пепа Гвардиолы

Моделирование на примере той же «Баварии»

Если в коммуникациях нет определённых позиций, то в моделированиях – обычно есть конкретные позиции игроков.

В этих упражнениях идёт обучение принципам игры и развитие у игроков функциональной техники. При правильном построении упражнений, идёт развитие и физических качеств.

И коммуникации, и моделирования являются подводящими к основному упражнению тренировки, но никак не основными.

Очень сложно в игровых упражнениях обращать внимание на мелкие детали, потому что всё происходит в хаосе. А в коммуникационных упражнениях куда проще обращать внимание на детали и на каждого игрока, потому что нету хаоса. Кроме того, в них существенно больше повторности элементов, без которых невозможно играть в умный футбол.

Вся польза коммуникационных упражнений. Принципы игры, функциональная техника, и даже физическое развитие

Перед тем как говорить о принципах игры и функциональной технике, давайте сначала перечислим пользу коммуникационных упражнений, названные уже выше:

  • активного соперника в этих упражнениях нет, соответственно игроки обучаются новым элементам легче.

  • Именно то, что эти упражнения являются подводящими к игровому, так создаётся последовательность при обучении: от простого к сложному.

  • Привычки. Из-за большого количества повторений определённых действий, у игроков создаются правильные привычки, действия будут переходить на подсознательный уровень, из-за чего мозг просто будет воспроизводить эти действия в нужный момент сам. Подсознание – банально быстрее сознания.

  • В коммуникациях проще тренеру: нет хаоса, тренеру проще обращать внимание на нюансы и корректировать, он сможет обратить внимание почти на каждого игрока.

А теперь о том, как эти упражнения развивают технику.

Во-первых, опять-таки, повторения. В коммуникационных упражнений игроки очень много повторяют различные технические элементы и именно это способствует к тому, что эти элементы уже будут в будущем выполняться подсознательно.

Во-вторых, в этих упражнениях все технические элементы выполняются в движении, прям как в игре!

В третьих, можно прорабатывать почти все технические элементы: приёмы мяча, различные передачи, ведение мяча, удары и т.д.

В четвёртых, самое главное, всё это в контексте игры! Всем давно известно, что техника (и любой другой аспект) будут эффективнее развиваться, если есть контекст игры.

Ну и кроме всего этого, в них есть взаимосвязь тактики и техники. Техника работает на тактику или тактика на технику? Конечно же, техника работает на тактику и соответственно коммуникационные упражнения – отличный инструмент для взаимосвязи техники и тактики. Поэтому, теперь поговорим про принципы игры внутри коммуникационных упражнений.

Сначала хочу опровергнуть мнения о том, что в коммуникациях нету решений. Решения, принципы игры или как ещё называют: индивидуальная тактика, групповая тактика – всё это есть и в коммуникациях! Как открыться? Когда открыться? На каком расстоянии отскочить? Какой ногой принимать? Под каким углом принимать? С какой силой делать передачу? В какую ногу делать передачу? Вся индивидуальная тактика. Непрерывность после действий, своевременность каждого действия.

Коммуникационные упражнения – лучший инструмент для обучения групповой тактике. Стенки, смена направления атаки, игра на третьего, двойные/тройные открывания, два раза игра на третьего, ситуации 2 в 1 и т.д.

Всему этому можно обучать в этих упражнениях, главное – направляющий на правильные решения тренер.

Физическое развитие

Как же классно, когда через одно упражнение можно развивать все аспекты.

Вообще, споров о том, как развивать игроков физически – очень много и есть различные мнения на эту тему.

Некоторые говорят, что можно развивать игроков физически без отдельных изолированных упражнений, направленных на физическое развитие и ничего больше.

Вторые используют только изолированные упражнения, направленные на физическое развитие.

А другие говорят, что нужно развивать обеими способами: и на футбольных тренировках через подвижные игры, коммуникации и игровые упражнения, и отдельно: это либо дополнительный спорт, либо изолированные упражнения на развитие определённых физических качеств, условно перед тренировкой (но не во время тренировки). И я именно за этот подход. Объяснение:

Есть некоторые физические качества, которых можно (и даже эффективнее) развивать через футбольные тренировки, то есть не изолируя отдельно. Это кайф и это самое лучшее. Но при этом есть такие вещи, которых невозможно максимально развить внутри футбольного контекста и стоит их изолировать.

И поэтому я не буду говорить, что через коммуникации можно развивать все физические аспекты. Это неправильно. Но при этом, регулируя площадь упражнения, время выполнения и с помощью определённых требований можно и нужно развивать некоторые аспекты физической подготовки. Например, увеличивая расстояния и с помощью определённых требований можно развивать скоростную выносливость игроков. Если расстояния короче, то можно работать над взрывной скоростью. Если требуем постоянно интенсивность, то соответственно можно повышать интенсивность у команды.

Когда, чему и как обучать?

Стоит начат с того, что рано заходить в коммуникации – не стоит. Когда игроки не умеют ещё управлять своим телом, не знают, как поставить ногу при передаче – давать коммуникации не самый лучший вариант. В таких ситуациях намного важнее заложить двигательную базу детям, а вместо коммуникаций нужно упростить и давать, например, изолированные упражнения с техническим комплексом, без определённого контекста.

Когда дети уже умеют делать базовые технические элементы и обладают двигательной базой, можно переходить в коммуникации, постепенно увеличивая контекст и требования. Например, можно начинать с передач в структуре (треугольник/ромб). Тут будет и функциональная техника, и требования по тактике (начиная от отскоков и скрытых передач).

Далее всё усложняется.

Известно, что обучение групповой тактике начинается с тренировочного этапа обучения. Именно во втором этапе обучения добавляются шаблоны по групповой тактике, такие как стенки, игра на третьего и смена направления атаки и всем этим инструментам обучать эффективнее всего с помощью коммуникаций.

Почему со второго этапа, а не раньше? Потому что всё от простого к сложному. Не стоит обучать игре на третьего, когда игроки особо не умеют делать передачи и принимать мячи. Плюс ко всему, там очень много нюансов по тактике, поэтому не обучившись базовым вещам индивидуальной тактики, не стоит переходить к групповой тактике.

Далее, когда игроки обучились этим шаблонам, можно переходить к обучению более сложным инструментам групповой тактики, таких как два раза игра на третьего, второе/третье открывание, ротации нескольких игроков, выход инсайда между линий, фланговые взаимодействия (вбегания по полуфлангу, забегания) и т.д.

Затем (или одновременно) можно постепенно усложнять коммуникационные упражнения, всё больше и больше увеличивая темп, интенсивность, расстояния и усложнять требования.

При этом, опять-таки, важно помнить, что обучая инструментам/шаблонам, одновременно в коммуникационных упражнениях обязательно идёт обучение принципам/подпринципам игры. Правильный корпус, отскоки, ложные рывки, своевременность открывания, передачи и вообще любого действия, непрерывность, скрытые передачи и т.д.

Между коммуникациями и основным упражнением должна быть взаимосвязь по задачам и теме. На то коммуникации нужны и являются подводящими упражнениями, чтобы игроки поняли требования, которые будут в основном упражнении. Иначе приходилось бы останавливать игроков каждые 2 минуты в основном упражнении, чтобы объяснять детали.

Одновременно в этих упражнениях можно работать и над завершением.

В итоге у нас получается такой вывод: в коммуникации нужно заходить, когда игроки уже освоили базовые технические элементы и обладают двигательной базой. Далее всё от простого к сложному. Можно начинать с передач в в структуре, давая базовые задачи. Далее (второй этап обучения) можно начинать обучение стенкам, игре на третьего и смене направления атаки, одновременно развивая базовую технику и обучать принципам игры. После, на третьем этапе, можно обучать более сложным вещам вроде второму (и даже третьему) открыванию, фланговых взаимодействий и т.д. по нарастающей, с одновременно высокими требованиями принципам игры. Когда игроки уже понимают требования, нужно стараться делать на максимальном темпе и интенсивности.

Упражнения

Вообще, коммуникационные упражнения вы легко можете создавать/подстраивать под уровень игроков и задачи тренировки, а также учитывая количество игроков, тему недельного цикла и тому подобные факторы. Самое главное помните: упражнение – это только инструмент. Всё это зря без тренера, который будет постоянно обучать игроков и направлять их.

Ну а мы в свою очередь, поделимся несколькими вариантами для каждого уровня, от простого к сложному.

P.S. Все упражнения, даже моделирования, я буду называть одним названием – коммуникациями, чтобы было удобнее вам и нам.

1) Простые приёмы с передачей в ромбе. На примере снизу дали пример передач в ромбе, но их можно делать и в треугольнике.

Чему можно обучать:

  • скрытые передачи

  • приёмы с уходом

  • приёмы дальней ногой

  • открывание (правильный корпус, готовые ноги, отскок от соперника)

  • своевременность открывания и передачи

  • непрерывность (например: помощь после передачи)

  • умение выбирать оптимальные расстояния

Коммуникации и их польза: развитие функциональной техники и обучение принципам игры, изображение №1

Далее всегда можно усложнять упражнение. Например, игроки середины (1;3) могут принимать мяч вперёд и выполнять разрезающие пасы на игроков фланга (4;2).

2) Коммуникации 3 x 0.

Чему можно обучать:

  • смена направления атаки

  • скрытые передачи

  • сброс назад под давлением

  • приёмы с уходом

  • открывание

  • своевременность действий (например, четвёртый номер должен открываться в тот момент, когда первый номер готов делать передачу)

  • непрерывность

  • умение выбирать оптимальные расстояния

Первый номер начинает, делая передачу на второго, тот в свою очередь делает сброс. Далее первый номер меняет направление атаки передачей на четвёртого номера, который открывается и уже принимает мяч вперёд.

Первый номер начинает, делая передачу на второго, тот в свою очередь делает сброс. Далее первый номер меняет направление атаки передачей на четвёртого номера, который открывается и уже принимает мяч вперёд.

Далее уже тренер сам выбирает: либо игроки делают завершение (ударом, достигая определённую зону ведением мяча и т.д.), либо четвёртый номер разворачивается с мячом и делает обратную передачу на перового номера.

Опять-таки, везде можно усложнять. Один из вариантов снизу, где первый номер уже делает смену направления атаки разрезающей передачей на четвёртого номера:

Первый делает передачу на второго номера, тот сбрасывает мяч обратно. Первый номер делает приём вперёд и меняет направление атаки разрезающей передачей на четвёртого номера.

Первый делает передачу на второго номера, тот сбрасывает мяч обратно. Первый номер делает приём вперёд и меняет направление атаки разрезающей передачей на четвёртого номера.

3) Коммуникация под игру на третьего.

Кроме как функциональной техники, игра на третьего очень сильно требует своевременности и умения выбирать оптимальное расстояние. Когда открыться? Когда отскочить? На каком расстоянии открыться? На каком темпе открыться? А также, очень много деталей, типа обманных движений и отскоков. Всему этому, конечно же, эффективнее всего обучаться на коммуникационных упражнениях.

Даже дальний игрок под номером 4 должен соблюдать непрерывность, когда сужать, а когда играть широко

Даже дальний игрок под номером 4 должен соблюдать непрерывность, когда сужать, а когда играть широко

Есть много вариантов, как завершить упражнение (начать заново). Один из вариантов: после приёма вперёд игрок под номером 2 делает агрессивное ведение и достигает определённой зоны, а партнёры соблюдают непрерывность и поддерживают его. Другой: можно сделать завершение через фланговую передачу, удар.

Есть ещё один вариант, он более сложный, но допустимый. После приёма второй номер делает дальнюю передачу на четвёртого номера, где он вместе с третьим номером отыгрывается в стенку и передаёт мяч на нижнего игрока.

4) Коммуникация под стенку. Те же принципы игры, функциональная техника, индивидуальная и групповая тактика и обучение всему этому с контекстом игры. Кайф же!

Опять же, есть много вариантов продолжать/докончить повторение. Один из вариантов – после приёма вперёд второй номер разворачивается и опять играет в стенку с третьим номером, только уже на обратном пути.

Опять же, есть много вариантов продолжать/докончить повторение. Один из вариантов – после приёма вперёд второй номер разворачивается и опять играет в стенку с третьим номером, только уже на обратном пути.

5) Коммуникация смена направления + игра на третьего.

Когда игроки уже обучились инструментам по отдельности, можно их объединять уже в одном упражнении.

Коммуникации и их польза: развитие функциональной техники и обучение принципам игры, изображение №6

Есть ещё вариант со стенкой (между четвёртым номером и третьим) во фланге вместо игры на третьего, как вариант.

6) Коммуникация под игру на третьего и второе открывание.

Первый номер делает передачу на второго, тот скидывает на третьего и открывается за спину, одновременно уводя обороняющегося игрока и создавая пространство для партнёра. Четвёртый номер вбегает в это свободное пространство.

Коммуникации и их польза: развитие функциональной техники и обучение принципам игры, изображение №7

7) Коммуникация под вбегание инсайда.

Когда мы много раз повторяем определённые действия на тренировках осознанно, эти действия перейдут из сознания в подсознание сохранятся уже там, за счёт чего на игре мы будем принимать решения автоматически, мозг сам будет находить нужные решения максимально быстро.

Коммуникации и их польза: развитие функциональной техники и обучение принципам игры, изображение №8

И тому подобные упражнения.

Повторяюсь: коммуникационные упражнения можно придумывать даже самим. Главное, чтобы условия были максимально приближёнными к игре и соответствовало задачам.

А теперь про один важный нюанс.

Возможно, есть те, кто думает, что эти упражнения убивают креативность игроков, их творчество.

Смотрите. С помощью этих упражнений мы вырабатываем правильные привычки, базу, которые помогут игрокам действовать эффективнее на поле. Соответственно, чего-то по началу запрещаем (например, приём удобной ногой вместо дальней). Именно из-за этого появляются мнения, что эти упражнения и требования убивают креатив. Получается, те кто говорят такое, топят за полную свободу действий.

Но лишь единицы могут развиваться в таких условиях, где полная свобода действий (принимаю как хочу, корпус располагаю как хочу, пасую кому хочу). На деле большинство игроков так и останутся, не развиваясь. Потому что их не учили играть эффективнее. Это во-первых.

Во-вторых, мы не убиваем креатив. Через эти упражнения и требования у игроков вырабатывается база, с помощью которой они могут играть футбол эффективнее. А потом они уже сами ищут из этой огромной базы необычные решения, творчество, креативность.

Мы даём много правильных привычек, а после того, как они уже их освоили, у них появляются возможности для креативности.

Бонус: коммуникации на оборону

Вес текст мы говорили только об атаке. Да, чаще всего коммуникационные упражнения используют для атакующих действий. Но при этом моделирования можно использовать и для решения некоторых оборонительных задач. Например, игра в линию. Ей можно обучать через моделирование.

Задача – познакомить игроков с принципами и деталями некоторых вещей обороны.

При этом, обучать обороне по большей части эффективнее через подвижные игры и игровые упражнения (стопы всегда в помощь), как мне кажется.

Объясню почему.

Один из главных моментов в обороне – правильная структура. Ей особо не обучить через коммуникации. А вот через подвижные игры вроде структурных салок или позиционных игр – этому эффективнее обучать.

Или же другой момент: в обороне ещё одним из важнейших моментов являются единоборства. На коммуникациях невозможно создать такой контекст, где были бы стопроцентные единоборства. А вот на подвижных и позиционных играх – можно.

Но обучать действиям при открытом/закрытом мяче и игре в линию через моделирование – можно и нужно. Можно на пассивную атаку поставить игроков, но не советовал бы делать это с маленькими возрастами. Им это будет слишком скучно или же, что ещё хуже, у них могут формироваться неправильные привычки.

Снизу моделирование игры в линию на примере «Наполи» Сарри.

Резюмируя

Целью этого текста не являлось сказать, что коммуникации – самые лучшие упражнения и давая игрокам эти упражнения, они мгновенно прибавят. Тот, кто по-настоящему обучает и развивает игроков – это тренер, а не упражнение.

Да, упражнения на коммуникации – отличный инструмент для развития функциональной техники, обучения принципам игры, индивидуальной и групповой тактике, а также для развития определённых физических качеств. Но при этом это не значит, что нужно давать коммуникации по 60 минут каждую тренировку. Важно помнить, что они являются именно подводящими к игровому упражнению, но никак не заменяют его. Ну а пока мы собираем информации для текста по игровым упражнениям, в качестве благодарности поделитесь этим текстом с другими тренерами тоже.

Наш телеграмм канал для тренеров