14 мин.

Кантона одержим искусством: фотографирует бездомных, снимает документалки и играет в театре

Даже открыл продюсерскую компанию

23 года назад Кантона объявил о завершении карьеры, разбив сердца болельщиков «Манчестер Юнайтед». Игрок сказал, что уже добился всего в футболе и теперь ждет новых вызовов от жизни: «Я был профессиональным футболистом 13 лет. Настала пора заняться чем-нибудь другим». Для дальнейшего развития экс-форвард «МЮ» выбрал искусство, и вот, что из этого получилось.

Король Эрик пишет картины и снимает бедные районы Парижа

Отец Кантона, Альберт, работал медбратом в психбольнице, но много времени уделял живописи. Маленький Эрик всегда внимательно следил за увлечением отца, они вместе рисовали, а по выходным вся семья: родители и три брата – Эрик, Жоэль и Жан-Мари – посещали выставки. Именно тогда и развилась его любовь к изобразительному искусству.

«Родители научили нас, что обязанность человека – созерцать мир, его красоту и трагедию. Часто отец останавливался на дороге, чтобы посмотреть на необычный закат или свет солнца. Он был зависим от искусства и брал нас на выставки. Отец писал картины, потому что он нуждался в этом, а не для того, чтобы их продать. Он дал нам уверенность для самовыражения».

В 15 лет Кантона бросил школу, чтобы играть за «Осер», где он получил первый профессиональный контракт. Там футболист начал много рисовать, чтобы выражать себя не только на поле, но и на холсте. Сам он признается, что для него очень важно показывать свой внутренний мир: «Я всегда пытаюсь найти способы рассказать о себе. Это моя нужда. Если не будет возможности выразить себя, я умру».

Картины Кантона отличаются сильной экспрессией, броскими цветами и пламенностью. Его первая выставка прошла в Марселе в 1988 году. В том же году (Кантона уже было 22) Эрик начал коллекционировать полотна постимпрессионистов. Этот неряшливый, стремительный жанр казался близким футболисту, который уже успел отбыть первое наказание за неподобающее поведение: Кантона ударил партнера по «Осеру», Брюно Мартини, в лицо, а причину так и не объяснил.

Сейчас вкусы Эрика поменялись. Кумиром он называет уличного художника Бэнкси, считая, что граффити и стрит-арт – важнейшие жанры современности: «Я думаю, стрит-арт очень политичен, мне нравится, что художники – храбрые люди, они рискуют и пытаются донести действительно значимые вещи».

Кантона, большой любитель часов, является амбассадором  Hautlence (швейцарская компания по производству наручных часов). Эрик даже разработал для них дизайн, а в рамках презентации получившегося проекта привез личную коллекцию стрит-арта в Гонг-Конг, чтобы подчеркнуть бунтарский облик новой волны производства часов.

Лелея любовь к живописи, Кантона медленно переключился на фотографию. Играя за «Монпелье» он стал большим поклонником корриды, поэтому именно с нее и начал творческий путь: «Еще когда я приходил на арену без камеры, я смотрел корриду как фотограф. Мне были интересны движения, эмоции, все мелкие детали, поэтому я решил их запечатлеть».

Снимая страстный и жестокий вид спорта, Кантона пользуется черно-белой палитрой, что звучит парадоксально. Сам он объясняет это так: «Коррида напоминает мне жизнь, а она белая и черная, не серая. Цвет во время боя может быть прекрасным, но он всегда одинаков – такое меня не интересует. Коррида – это игра. Игра успеха и провала, жизни и смерти».

Вместе с французской художницей Хелен Арнал Эрик организовал выставку, связанную с корридой. Девушка представила миру картины, Эрик – черно-белые фотографии. Выставка прошла в Арле, городе на юго-востоке Франции, где Ван Гог нарисовал «Ночную террасу кафе». Их экспозиция не пользовалась большим успехом, и Кантона зарекся больше не выставлять фотографии на публику: «Конечно, я рад делиться своими работами, но мне все больше и больше хочется сделать их частью личной жизни. В конце концов я все равно сожгу все фотографии».

С тех пор упоминаний корриды среди его работ больше нет – Кантона открыл новую сторону искусства. Футболист уже долгое время поддерживает благотворительные организации, которые помогают бездомным и малообеспеченным людям, потому что на примере своей семьи знает, что значит быть бедным. Его дед бежал из Испании, в которой в то время шла гражданская война, во Францию, не имея ни денег, ни дома – только молодую подругу. После Второй мировой он стал строителем и накопил достаточно средств, чтобы купить кусок земли. Всей семье пришлось жить в пещере два года, пока они не обзавелись новым домом.

Вероятно, чувствуя зов крови, Кантона старается помогать людям в сложной ситуации. С 2009 года он является спонсором организации «Abbé Pierre», которая заботится о бездомных. В сотрудничестве с ней он выпустил книгу фотографий «Она, он и другие», показывающую неприглядную жизнь трущоб Парижа и пригородов: бедность, голод, беспризорных детей. Как и в серии с тореадорами, Кантона использовал черный и белые цвета, чтобы обрисовать безысходность положения: «Я не хотел опускаться до жалости, потому что эти люди [на фотографиях] прекрасны, можно увидеть красоту в их глазах. Но мы здесь, чтобы напомнить, что такое положение неестественно».

Поддержать организацию можно купив книгу на Амазоне за 47 долларов.

Творческая манера Кантона отличается еще и тем, что футболист отрицает современные камеры, предпочитая им их предшественников: «Я не использую цифровые фотоаппараты, потому что они создания 21 века, века репетиций и потребления. Ты можешь сделать сто снимков, но сохранить только один. Поэтому я и использую пленку: она расширяет взгляд, обостряет чувства. Если ты что-то упустил, ты упустил это навсегда».

Интерес Кантона к футболу пропал после первых съемок в кино

Еще до ухода из большого футбола, в 1995 году, Эрик исполнил второстепенную роль во французской комедии «Любовь в лугах». Картина была номинирована на кинопремию «Сезар», но игра футболиста осталась незамеченной критиками.

Кантона вернулся в кино уже после прощальной конференции. Съемки были для него способом сбежать от депрессии, которая настигает спортсменов после завершения карьеры. Эрик засветился в исторической драме «Елизавета», которая рассказывает о первых годах правления королевы Англии. Партнерами Кантона по съемочной площадке были известные актеры: Кейт Бланшетт,  Дэниел Крэйг, Венсан Кассель. Хотя роль Эрика была эпизодической, Кейт отметила его работу: «Кантона очаровал меня. Такой серьезный, в кадре он выглядел как настоящий мужчина и играл неплохо для новичка»

Первую главную роль Кантона получил в комедии «Прогулка с придурками», где он сыграл глуповатого боксера, приютившего монаха и обезьяну, которая умеет говорить и играть в баскетбол. Французские медиа низко оценили и фильм, и актерские способности Эрика Кантона, назвав шимпанзе Муки лучшим артистом, чем бывший футболист.

Но Кантона и сам знал свои слабые стороны: «Многие люди думают, что настоящими актерами могут стать только те, кто ходил в драмкружок. Конечно, школа очень важна, но еще важнее стремиться к самообразованию. Я вынужден серьезно работать над собой, а первые четыре-пять лет – это мой учебный путь в кино».

Видимо, футболисту удалось вывести формулу успеха: все последующие фильмы принесли ему славу неплохого актера,  который умело вживается в любую роль, а французские издания, которые не видели в нем «открытие нового таланта», взяли свои слова обратно.

Главное, чему научился Кантона, – прорабатывание деталей, которые не описаны в сценарии. Эрик придумывает, как его герой говорит, двигается, какие эмоции испытывает, он проникает ему под кожу. А путеводителем в этом нелегком занятии для него стал Марлон Брандо и его персонаж в фильме «Апокалипсис сегодня». Кантона восхищается фантазией и актерскими качествами американца: «Он создал незабываемую личность. Брандо придумал голос, манеру поведения, стиль героя – все. Сейчас актеры получают «Оскары» и «Сезары» за выступления, но не за игру».

Кантона вообще с пренебрежением относится к современному кинематографу и товарищам по профессии: «Есть несколько хороших актеров, к которым я испытываю глубочайшее уважение, но большинство – высокомерные, завистливые люди, которым не место во французских фильмах».

С таким же холодом футболист воспринимает и эпическое кино: «Я люблю фильмы с сильным посылом: они, как жизнь, открывают двери. Терпеть не могу блокбастеры. «Звездные войны», «Назад в будущее» это не мое, я не смотрел их, даже когда был ребенком».

Идеальный для себя фильм Кантона создал вместе с британским режиссером Кеном Лоучем – «В поисках Эрика». В нем он стал и актером, и продюсером, и спонсором. Идея принадлежала самому футболисту, который вместе с братьями написал двухстраничный рассказ и отнес его французской продюсерской компании. Одним из условий его воплощения, которое назвали братья, был выбор режиссера – Кен Лоуч и никто больше.

Кантона повезло: британец обратил внимание на его работу. Несмотря на то, что Лоуч не снимает известных актеров, он утвердил Кантона из-за огромной любви к футболу. Вместе с бессменным сценаристом Полом Лаверти он расширил историю и создал сценарий, который обзавелся новыми героями и новыми гранями. Работу Лоуча Кантона сравнивает со стилем Алекса Фергюсона: «Они очень похожи. Один – лучший режиссер, другой – лучший тренер, но оба очень человечны. Фергюсон одержим футболом, для него каждая игра, как первая. Кен работает так же».

«В поисках Эрика» – история о почтальоне из Манчестера Эрике, переживающем личностный кризис. Кантона, являющийся мужчине в галлюцинациях, помогает ему выйти из этого состояния. Лоуч – мастер реалистичного кино, поэтому в картине громко звучат проблемы жестокости, бедности, предательства, пропущенные через призму футбола.

Но главный вывод делает герой Кантона: «Ты должен всегда доверять товарищам по команде», – эта мысль выросла вместе с ним. Лучшим действием на поле Эрик называет пас на Ирвина, а не свои голы: «Самое важное, что мы делаем, мы делаем как команда».

Но у Кантона не было времени ностальгировать, потому что после съемок в фильме Лоуча он проснулся не только выдающимся футболистом, но и признанным актером. Его хвалили все: от режиссера до критиков: «Кантона очень успешен в этой роли. Убедительный, заставляющий поверить в проблему, он источник здравого смысла для бедного почтальона», – считает Роджер Эберт. А Каннский кинофестиваль номинировал картину на «Золотую пальмовую ветвь».

Специально для релиза «В поисках Эрика» Кантона вместе с братьями, которые тоже увлечены кино, открыл продюсерскую компанию Canto Bros Production. Принципами Эрика, Жоэля и Жан-Мари являются открытые чувства, чистые человеческие отношения и эстетика. С их помощью уже вышло несколько фильмов, самыми интересными из которых, пожалуй, является серия документалок «В поисках…»,  которая рассказывает о футбольных городах мира.

Кантона ходит на матчи, разговаривает с футболистами и болельщиками, проникается атмосферой и особенностями национальных чемпионатов и клубов. Сейчас можно найти 8 фильмов: Стамбул, Алжир, Рио-де-Жанейро, Барселона, Милан, Афины, Буэнос-Айрес и, конечно же, Манчестер.

Кантона любит поэзию и шутит над Сократом

Со второй женой Кантона познакомился на съемках фильма «Обжора» (2003). Он играл полицейского, страдающего от компульсивного переедания, Рашида  – обворожительную убийцу, которая помогает главному герою найти красоту внутри. Фильм стал метафорой их отношений. Кантона признается, что сразу влюбился в девушку: «Это была любовь с первого взгляда. Все, что мне хотелось, – быть с ней. Это стало моей целью».

В 2007 году пара поженилась, и через два года у Кантона и Рашиды родился первый общий ребенок – мальчик Эмир. Семья не мешала творческим планам ни Эрика, ни его жены. Кантона продолжал сниматься в кино, а Рашида, страстная любительница музыки, в 2012 году выпустила первый альбом, который очень нескромно назвала своим именем «Рашида Бракни».

Музыку написал друг девушки – французский музыкант Кали, – а слова сам Эрик Кантона. Альбом рассказывает историю «всеобъемлющей, невозможной любви», вдохновение для которой бывший футболист черпал из своих отношений.

Но связь Кантона с литературой не ограничивается написанием стихотворений. Хотя король Эрик с присущей ему развязностью и говорит, что не читает Сократа, потому что философии его учат жизнь и три страницы The Sun (британский таблоид) по утрам, футболист выделяет «Портрет Дориана Грея» О. Уайлда и произведения Гейне, восхищаясь путаницей в образах героев: «Ты хочешь что-то сделать, но голос внутри запрещает. Два человека в одном разуме. Это прямо про мою жизнь!»

А недавно Кантона присоединился к движению Black Lives Matter, прочитав стихотворение «Дорогой белый брат» Леопольда Седара Сенгора, первого президента Сенегала.

Когда я рождаюсь - я черный,

Когда я взрослею – я черный,

Когда я на солнце – я черный,

Когда я болен – я черный,

Когда я умираю – я остаюсь черным.

Ну а ты, белый человек,

Когда ты рождаешься – ты розовый,

Когда ты взрослеешь – ты белый,

Когда ты на солнце – ты красный,

Когда ты мерзнешь – ты синий,

Когда ты напуган – ты зеленый,

Когда ты болен – ты желтый,

Когда ты умрешь – ты станешь серым.

Итак, нас двое,

И кто из нас цветной?

Драматический театр заменил Эрику "Олд Траффорд"

Кантона оставил «театр мечты» и после успеха в кино захотел попробовать себя на сцене чего-то поменьше. Это решение далось ему тяжело, но Эрик не получил бы прозвище «король», если бы не рисковал: «Когда я впервые задумался об участии в пьесе, это казалось мне непривычным, потому что я не знал, что лежит в основе. Но чем больше я работал, тем более бесстрашным становился».

В качестве дебютной постановки Кантона выбрал драму Натали Сожен «Перед лицом рая», режиссером выступила его жена Рашида. Пьеса рассказывает о самом разрушительном за последние 300 лет землетрясении, которое произошло на Гаити в 2010 году, но на передний план выходят образы главных героев. Макс, персонаж Кантона, прижат обломками супермаркета, его жизнь зависит от любого движения другой жертвы свирепой природы. Так, находясь в смертельной опасности, мужчины делятся мечтами, страхами и тайнами.

Перед Эриком стояла тяжелая задача: без движений, только голосом показать безвыходную ситуацию, в которой оказался его герой, веру в лучшее и готовность к вероятному исходу. Но Кантона не испытывал ни страха, ни волнения – уж слишком знакома ему эта атмосфера: «Ты все еще в игре, которая требует огромного количества усилий, но всегда ведет к настоящему возбуждению в день постановки или матча. В плане эмоций все очень схоже, просто поле другое».

Зрители по достоинству оценили дебют Эрика: после того как опустился занавес, люди аплодировали еще десять минут. Консервативные французские критики тоже не остались в стороне. «Прекрасная пьеса! Кантона можно было ощутить на сцене, у него отличный голос, но еще есть куда стремиться. Для дебюта очень неплохо», – отреагировал на постановку Le Parisien.

И Кантона действительно стремится, такая уж у него цель – попробовать все, до конца проявить себя: «Моя страсть – никогда не заканчивающаяся гонка за прекрасным. Я боюсь пустоты, которую заполняю поиском. Я боюсь, что, если перестану искать, страх смерти или, что еще хуже, страх жизни охватит меня. А жизнь необыкновенна».