Трибуна
5 мин.

«В концовках выходили «копатели». Это все чуйка Брагина». Как Каменев спас Россию от позора с Данией

За 44 секунды до коллапса.

От редакции Sports.ru: это пост пользовательского блога «МЧМ. Истории», который завел бывший пресс-атташе молодежной сборной России Петр Терещенков под чемпионат мира-2020. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные сюжеты о русской молодежке и других наших сборных появлялись чаще в вашей ленте.

Сегодня молодежка сыграет с Германией. Реален ли риск остаться без плей-офф при неудачном результате? Вроде бы с таким соперником все должно пройти без особых тревог, но спорт суров, и примеров сенсаций от хоккейных карликов хватает. Последний раз в 40 секундах от масштабного коллапса молодежка была в четвертьфинале МЧМ-2016, уступая 2:3 сборной Дании.

«Мы сравняли, но тут же получили третью. Вот тут начался легкий мандраж. Саша Дергачев сказал: «Как я маме в глаза посмотрю, если проиграем». Мы бы, наверное, из арены не вышли, если бы проиграли Дании. Хотя я всё равно думал, что не проиграем», – вспоминал в интервью после турнира Радель Фазлеев.

Да уж, эти пять игровых минут между третьей шайбой соперника и ответной от Влада Каменева прилично забрали здоровья. От нехороших мыслей прилично трясло, да еще и финский стадион в едином порыве шаманил сенсацию. Я дал себе клятву: «Если мы не забьем, то больше никогда в жизни не буду смотреть хоккей».

Раз Камень спас для меня любимую игру, то ему и рассказывать вам, что творится в голове в такие моменты, когда попахивает, мягко говоря, провалом.

«У меня нехороших мыслей не было. Просто в голове крутилось: «Надо забить, надо сравнять», – начал экскурс в историю капитан сборки-2016.

Я же буду снабжать его воспоминания небольшими ремарками. Забивать в кульминационные моменты – это все-таки какой-то дар. И у Каменева он точно есть. Сейчас лень поднимать статистику и уточнять, но вроде бы он дважды забивал при «6 на 5» на юниорском чемпионате мира, точно переводил игру в овертайм на последних мгновениях заключительного контрольного матча перед МЧМ-2015 с Финляндией.

«Про ЮЧМ уже плохо помню. Вроде бы Канаде я тогда забил в концовке. Финнам точно было. Но специалистом по голам с пустыми воротами себя точно не считал. Но с Данией, кстати, реально было чувство, что именно я смогу забить в решающий момент. И оно добавляло мне хладнокровия».

Про тайм-аут Валерия Брагина мне еще тогда в Хельсинки рассказывал Светлаков. Его поразило, что тренер не рисовал схемы, а просто расставил игроков и сказал, что мы обязательно забьем таким тоном, словно иного варианта не существовало в принципе.

«Он сказал, кто, где встает, и все, – версия Влада. – Мы и так понимали, что надо набрасывать на ворота при каждой возможности. Кстати, постоянно пересматриваю видео наших голов с того МЧМ, но вот сейчас почему-то не могу вспомнить, у кого бросок не получился, когда шайба прилетела ко мне. Провор бросал?»

Это был Лаута, Влад. Но в тех двух чудесных спасениях той сборной в концовках (напомню, в финале сравняли за шесть секунд до сирены) самым поразительным было то, что Брагин выпускал не снайперов из первой бригады большинства вроде Лазарева и Капризова и не Коршкова с Красковским. На лед выходила комбинация из лучших атакующих защитников Проворова и Рыкова и смесь нападающих из третьего и четвертого звеньев (Лаута, Дергачев, Светлаков) ну и Камень, как вы догадались. Кстати, в финале Каменев к последнему штурму уже был удален до конца игры и шестым был центр четвертого звена Фазлеев.

«Да, у нас выходили «копатели». Никогда такого не встречал. Думаю, это все чуйка Брагина. Нам вообще очень помогала уверенность тренера при тайм-аутах. Мне кажется, что в такие моменты так и должно быть. Спокойствие, а не шухер. А то, что он не чертил схемы, было достаточно необычно. Даже сейчас в «Колорадо» тренер по большинству заранее знает, кто где встает, если дойдет до «6 на 5», но все равно рисуют при тайм-ауте. Не могу объяснить, может, волшебство какое-то? Верили в тренера, верили в его магию, конечно же, были в курсе, какие матчи вытаскивали его сборные. И работало же. Вот мы спокойно выходили и сравнивали».

Но как в принципе можно угодить в такую ситуацию, когда в важнейшем матче уступаешь явному аутсайдеру? Версию с недонастроем из-за крупной победы в товарняке перед турниром Влад отмел решительно. А меня ему обманывать незачем.

«Не. Настрой был в порядке. Мы знали – будет тяжело, и спустя рукава никто не играл. Но это же молодежный чемпионат мира. Эмоции перехлестывают. У них залетать начало, рикошеты какие-то не в нашу пользу, воротчик тащил. Вот я бы назвал такие причины. Очень надеюсь, что с Германией такого расклада у пацанов не будет, и они спокойно выиграют».

Кто интересуется психологической составляющей игры, наверняка задается вопросом: «А есть ли разница, кому гореть – аутсайдеру или сильному оппоненту, вылет, от которого не будет считаться позором.

«Думаю, все-таки чуть-чуть есть. Думаешь: «Ну как так, ну по-любому мы не можем проиграть». Но про неминуемый позор в случае вылета по ходу матча никаких мыслишек не было».

Заканчивать давайте будем на оптимистичной ноте. Каменев забросил еще одну в овертайме, Россия, пройдя по самому краю, все-таки вышла в полуфинал.

 «После матча нам, конечно, влетело чуть-чуть от тренера. Мне звонили родители и говорили: «Вы что там творите, валерьянки не напасешься». Хотя, уже в раздевалке какой-то момент пришло осознание, какой провал мог случиться. Шок. А потом уже прикалывались друг над другом, и были очень счастливы, что так удачно все в итоге сложилось».

Фото: vk.com/fhr; REUTERS/Markku Ulander/Lehtikuva