10 мин.

Как изменился Захарян в Испании?

Главное за полгода в «Сосьедаде».

Арсен Захарян подходит к плей-офф ЛЧ в странном состоянии: 0+1 в 25 матчах за «Сосьедад», всего три отыграл полностью. Критики много, но тренер Иманоль Альгуасиль защищает и напоминает про адаптацию.

Как она проходит? Спойлер: все не так печально, как кажется из цифр. 

Захарян осваивается в непривычной роли. Пока тяжело

20-летний Арсен переезжал в Испанию лидером «Динамо»: выходил в центре полузащиты в 4-3-3 и 4-4-2, играл левого и правого вингера, был важным звеном в прессинге Шварца. 

И эта универсальность должна была помочь в «Сосьедаде».

«Существует много вариантов того, как мы можем играть. Это зависит не только от схемы, но и от игроков, – объясняет Иманоль. – Например, иногда нам хочется играть строго по 4-3-3, но мы перестраиваемся на 4-4-2 ромб. Можно выйти с тремя центральными защитниками, потом снова перейти на ромб. Или игнорировать его. Это не так важно. Все зависит от игроков, их желания и качеств, который они дают команде. Моя цель как тренера – раскрыть их с такой стороны, которая сделает всех не только сильнее, но и немного счастливее». 

«У нас супертренер, мне нравится, – радуется Арсен. – Эмоциональный, на тренировках не дает покоя. Нравится с ним работать, изучать какие‑то общекомандные действия, пытаться мыслить по‑другому, правильно открываться. Я пока в фазе изучения испанского языка, а когда выучу – будет легче». 

Химия с Альгуасилем – хороший знак. Захарян еще по «Динамо» показал, что доверие для него крайне важно. Показательно, что спад Арсена на третий сезон совпал с приходом Славиши Йокановича, который не нашел такой связи с игроком, как Шварц или Марцел Личка.

«Очевидно, что когда Арсен наберет форму, он удивит всех, – обещает Альгуасиль. – Уверен, о нем будет говорить весь Сан-Себастьян. Это замечательный футболист. Важно, чтобы он раскрепостился, понимал меня и больше общался с товарищами. Это поможет всем. Настаиваю на том, чтобы он начинал учить не только испанский, но и баскский язык. Тренерский штаб наблюдает за Арсеном, он так старается. Мы довольны».  

Все это было значимо для интеграции Арсена, который понимал, что после перехода в «Сосьедад» многое придется начинать сначала. Никто не собирался под него подстраиваться. На старте сезона Альгуасиль перешел с ромбовидной схемы 4-4-2  на 4-3-3, где для россиянина потенциально есть пять позиций. Но вот роли почти на каждой чересчур непривычные.

Идеальное место для Захаряна – левый вингер в 4-3-3. Позиция знакома по «Динамо», но есть важный момент: Арсену нужна свобода для смещения в центр. Проблема в том, что фланговые игроки «Сосьедада» прикованы к бровке, весь центр отдается полузащитникам. Захарян никогда не играл в столь ограниченной роли. 

Альгуасиль, возможно, попробовал бы адаптироваться под Арсена, но зачем? Ведь есть Андер Барренечеа, идеальный вингер в системе «Сосьедада», а еще местный воспитанник. Разница в игровых стилях этой парочки – на тепловой карте. 

Да, Арсена, в отличие от Барренечеа, используют не только на левом фланге, но эта не та свобода, к которой он привык, привязка к флангу все равно есть. Захарян пока только осваивает новую роль, а еще проигрывает конкуренту в скорости и резкости. В таких условиях пространства мало, нужны быстрые решения. Это не стиль Арсена, который обожает придержать мяч. 

Он настойчиво смещается в центр, и это создает Альгуасилю некоторые проблемы, ведь в таком сценарии важен левый защитник. Тирни может покрывать больший объем, но он травмирован. Муньос – нет, тоже травма. Зимой «Сосьедад» взял Хави Галана из «Атлетико». 

Они пока привыкают друг к другу, но с «Осасуной» выдали неплохой тизер. Галан здорово чувствует, когда Захарян смещениями открывает фланг и вовремя подключается к атаке. Хави не боится играть смело, его понимание игры на порядок выше, чем у Муньоса. В этом моменте уже делает рывок, хотя Арсен еще не принял мяч. 

Здесь Арсен сместился в центр, но не просил мяч. Галан не постеснялся и прошел по флангу. 

Когда Захарян опускается за мячом, Хави уже на линии офсайда и ждет пас.

Когда парочка комбинирует на фланге, подключается левый хавбек. На скриншоте это Микель Мерино, с которым Арсен оперативно поменялся позициями. В таком рисунке у «Сосьедада» нет ситуаций один в один, которые нужны Барренечеа, но не очень комфортны для Захаряна. 

Матч с «Осасуной», пожалуй, первый, когда «Сосьедад» так адаптировался под специфические качества Арсена. Но на долгой дистанции этих надстроек, вероятно, не будет. Хотя в будущем связка связка Галана с россиянином может стать важным инструментом для Альгуасиля. 

А пока же Захаряна используют как затычку роли Барренечеа. Арсен не нарушает командную дисциплину, старается постичь основы, но в таком рисунке почти не приносит пользы. Даже против «Осасуны» от него было мало остроты. Захарян полезен, исполняет стандарты, но проигрывает конкуренцию на фланге. 

«Мы поставили Захаряна в непростое положение. Он силен индивидуально, хорошо цепляется за мяч в центре. У него хороший удар, он прекрасно чувствует моменты для рывка. Но сложно показать максимум, когда не можешь постоянно тренироваться с партнерами из-за микротравм. Эй, мы говорим про отличного игрока, никто не должен в этом сомневаться. Он привыкает не только к нам, но и к новой лиге.

Мы должны осознать, через что именно проходит Арсен. Это игрок, который покажет свой максимум только тогда, когда полностью адаптируется к испанской лиге, ее скорости и реалиям. Знаю, насколько Захарян силен индивидуально, но медиа требуют от него чего-то невероятного. Конечно, понадобится много времени, чтобы сделать мощный скачок. Уверен, он на это способен», – здравый вердикт Альгуасиля.

Захарян и правда очень старается, его не упрекнуть в плохой самоотдаче. По некоторым параметрам есть серьезный прогресс: например, он четко понимает, когда подниматься в прессинг, насколько активно продолжать давление или поджимать оппонента, которого опекает персонально. Это крайне важные нюансы, ведь прессинг – основа игры Альгуасиля. 

«Мне нравится, что Арсен не чурается борьбы, агрессивен без мяча, – подмечал тренер.

Оказалось, вылечить синдром десятки сложнее, чем понять прессинг «Сосьедада». 

Захарян ищет свое место в «Сосьедаде»

Были случаи, когда Захаряна использовали в центре поля или даже справа на фланге. Привычные метания по «Динамо», которые тот спокойно воспринимает.

«Моя профильная позиция – центр поля, – напоминает Арсен. – Альгуасиль об этом знает, но куда он меня поставит, там и буду играть. Приходилось играть слева, когда травмировался Барренечеа. Сейчас Кубо уехал на Кубок Азии, мне приходится играть справа».

За полгода в «Сосьедаде» Захарян сменил пять позиций. Поиски идеальной продолжаются до сих пор. 

Справа Арсен частично копирует функции Кубо. Роль Таке чем-то похожа на Барренечеа, повторяются привычные проблемы.

Против «Райо» Арсен даже вышел десяткой в стиле Давида Сильвы, а впереди форварды – Андре Силва и Умар Садик. К сожалению, в середине первого тайма пришлось уйти из-за травмы. Варианты центре интереснее для Захаряна, но там у «Сосьедада» правят Микель Мерино и Браис Мендес, оба – одни из лучших в Испании. 

Мерино – работоспособный игрок, контролирует темп и преимущественно помогает остальным. Роль Браиса раскованнее: активно лезет в прессинг, создает пространство на фланге, помогает Кубо в переходной фазе за счет умных подключений. Мендес тоже покрывает огромный объем, хоть и меньше, чем Микель. На бумаге Захарян из них способен подменять Браиса. 

Альгуасиль попробовал такой вариант в гостевом матче с «Интером». Мерино ушел направо, но остался в привычной роли. Захарян косплеил Браиса, рядом с ним на фланге играл Ойарсабаль. Арсен выглядел неплохо, хотя сначала слишком часто смещался во фланг. В таких эпизодах выше поднимался опорник Субименди. 

Но с прямыми обязанностями справился. Запускал прессинг, не такой активный, как обычно, ведь «Сосьедад» защищал счет. 

Неплохо адаптировался под движения Ойарсабаля.

Эпизодически они менялись местами с Мерино. Но Арсен правша, с правого фланга некомфортно смещаться в центр, приходится делать несколько лишних касаний. Микель фактически двуногий. 

По нагрузкам это совершенно другая роль. Было заметно, как устал Арсен перед заменой на 77-й минуте. Несколько матчей подряд в такой энергозатратной роли он пока физически не тянет. 

«В плане нагрузок тяжелее, но не сказать, что небо и земля, – объяснял Захарян. – Все тренируются максимально, нет времени подумать и отдохнуть, пауз мало. Тяжелее тренироваться. Первое время приезжал в отель, спал сразу после тренировок, тяжело было. Но со временем привыкаешь, сейчас нормально переношу».

Альгуасиль был доволен, но подчеркивал важную деталь: «Ему немного не хватает в последней стадии, он иногда принимает неверные решения с мячом. Но Арсен образцово отработал без мяча, как и вся остальная команда. В этом аспекте он способен держать наш уровень уже сейчас». 

Тренер обращает внимание на недостаточную атакующую эффективность. Дело не в голах или ассистах, он в целом мало обостряет, пока стесняется брать игру на себя. Как для вингера, так и для хавбека «Сосьедада» это проблема, ведь система Альгуасиля раскрывает индивидуальное мастерство. Если качества не хватает, сложно рассчитывать на что-то большее. 

Конечно, наглость – не решение всех трудностей Захаряна. Но сейчас кажется, что он слишком боится ошибок. Этого никогда не было в «Динамо», хотя конкуренция, конечно, несравнима. Арсен взрослеет, крепнет ментально, параллельно ищет место в одной из лучших команд Испании.

***

Суммируем. 

● Арсен стал важной частью ротации «Сосьедада». Осваивает несколько незнакомых ролей, нигде не вредит, но и не выделяется. От него требуется универсальность, но не такая, как в «Динамо».

● Захарян – молодец. Не только в плане самоотдачи, но и понимания сложной игровой системы. Это особенно важно в «Сосьедаде», что подмечает тренер.

● Альгуасиль ждет от Захаряна мощного скачка, но готов ждать. Пока же Захарян лишь страхует иногда выбывающих основных игроков. 

Телеграм-канал Бокова

Как играет «ПСЖ» Мбаппе и Луиса Энрике

Фото: Mutsu Kawamori, Panoramic, Ricardo Larreina/Global Look Press