5 мин.

Сэкитори Алекно

Аэропорт «Уфа». Из теплой Москвы наша сборная прилетела в столицу Башкирии, в которой довольно прохладно. Прилетела, словно, с курорта – в шортах, легких футболках небесного цвета. Высокие пассажиры пугали посетителей аэропорта. Еще бы – 320 метров и шесть сантиметров совокупного живого роста.

– Максим, первый раз чемпионом страны стали. Подбородок-то выше не задирается? – первый вопрос диагональному Михайлову.

– Нет, ну что вы. Очень здорово, что удалось выиграть чемпионат России. Но теперь начинается новый турнир, Мировая лига, в которой тоже хочется стать чемпионом. Тем более Японии мы уже два года назад проигрывали. Дома...

Михайлову определенно веришь. Образцовый спортсмен на площадке и за ее пределами. На обложке официального медиа-гида Мировой лиги этого года красуется именно наш Максим. В компании с Жибой и Сашей Старовичем. Действительно, лидер «Зенита» в этой сборной незаменим, так как его основной конкурент за место в составе самоустранился. Семен Полтавский отправился лечить спину почти на полгода.

Достойную конкуренцию в диагонали мог бы составить Николай Павлов. Но у него проблема другого толка – натурализация.

– Вопрос о моем участии по-прежнему открыт. Но вы видите, что я с командой, тренируюсь. Значит, нужен. Чем смогу, тем помогу, – рассуждал игрок новосибирского «Локомотива» с украинскими корнями.

– Коля – мой очень хороший друг, – говорит еще один натурализованный игрок «Локомотива», связующий Александр Бутько. – Мы с ним много времени проводим вместе и в Новосибирске, и в сборной. Честно говоря, до сих пор ситуация с натурализацией не ясна. Я знаю, что наша федерация работает над этим вопросом и делает все возможное.

***

Аэропорт «Шереметьево». Сборную Японии в Москве встречали журналисты. Совсем не для интервью. Рядом с дверью, через которую проходят игроки, один из корреспондентов крупного федерального канала держал в руках прибор для измерения радиации. Японцы его не видели. Прибор показывал: «радиационный фон в норме».

– Существует ли хоть какая-то возможность получить радиацию от соперника? – капитан россиян Тарас Хтей расплылся в улыбке.

На самом деле безобидный опыт российских телевизионщиков даже самими японцами мог бы быть воспринят нормально. С чувством юмора у этих ребят все в порядке.

– Можете сказать, какое место в Японии занимает волейбол? – вопрос главному тренеру гостей Тацуе Уета.

– В нашей стране волейбол, наверное, третий по популярности вид спорта. Сразу после футбола и бейсбола. Волейболисты сейчас обгоняют даже сумоистов.

Тут Уета посмотрел в сторону российского главного, Владимира Алекно.

– Кстати, Владимир Романович с его мощной комплекцией мог бы стать неплохим сумоистом. И выступил бы очень хорошо, это я вам точно говорю.

– Расскажите, какие дальнейшие планы? Ведь на родину вы не вернетесь, все матчи в этой Мировой лиге проведете на выезде…

– Нас ждет довольно долгое путешествие. Как вы знаете, мы будем много ездить по Европе: помимо России у нас в группе Германия и Болгария. А тренироваться придется на базе в итальянской Падуе. Свободного времени немного. Думаю, что ностальгировать по родной стране будет некогда.

Путь от родины до Уфы у японских волейболистов занял почти тридцать часов.

***

Общий призовой фонд Мировой лиги в этом сезоне составляет 18,5 миллиона долларов. В России в последние годы принято проводить матчи сборной в регионах. В этом году их будет три. Но если Сургут и Калининград уже познали на себе организационные хлопоты, то Уфа стала в этом деле новичком. Как и центр ее притяжения – «Уфа-арена», которая впервые за свою четырехлетнюю историю узнала о волейболе.

Пресс-служба хоккейного «Салавата Юлаева» все дни на работу выходила исправно, боевой пост не сдав. А на воскресной игре разрывалась между живым просмотром второй встречи России и Японии на еще свежем чемпионском «льду» и шедшим в это время по ТВ драфтом юниоров КХЛ.

Специальное волейбольное покрытие «тарафлекс» легло поверх льда и прослоек настолько удачно, что японцы даже и не думали жаловаться на холод из-под пола. Не говоря уж о российских игроках.

– Климат – хороший, – Тарас Хтей был краток и точен. Для майской погоды, действительно, самое то.

– Холода мы не ощущаем. Немножко, может, специфичный свет, который предназначен для хоккея, но ничего страшного. Зал большой и уютный, все прекрасно. Получаем удовольствие от «Уфа-Арены», – таких комплиментов Владимир Алекно сделал в Уфе с десяток.

***

– До фонарей под потолком пасуй – звонкое пожелание Бутько от Алекно слышно на пустой арене отлично. Суетятся только организаторы в проходах и наша сборная на тренировках.

Уже по ним можно сделать вывод: фаворит нашего тренера в важной позиции связующего – Сергей Гранкин. Бутько старается, но не всегда получается.

– Мы прекрасно знаем возможности Гранкина, который, несмотря на молодой возраст, имеет хороший опыт выступлений. Что касается Бутько, то когда, если не сейчас смотреть его в сборной? – вопрошал перед играми с Японией Алекно. – Он так еще пятилетку может промариноваться в клубе и не заиграть за Россию. Надеюсь, что оба прекрасно понимают, что им предоставляется хороший шанс перед Олимпиадой. Но на данный момент, не скрою, Сергей чувствует себя увереннее.

Бутько свой шанс получил, но наверняка не такой, о котором мечтает. Большую часть времени пасы раздавал именно «динамовец».

Новичка команды Алексея Спиридонова, отлично проведшего сезон в одинцовской «Искре», надо было видеть. Для него не существует понятия игра и тренировка. Он всегда и везде выкладывается по полной программе. Волейбольный Радулов, не иначе.

– Команда России вся прекрасная, но этот парень под номером «пятнадцать» был заметен даже на предматчевой разминке, – японский главный Уета Спиридонова по фамилии не назвал. Но запомнит теперь надолго.

В первом официальном матче за сборную Спиридонов предсказуемо разбушевался и стал самым результативным, набрав 16 очков.

– Признаюсь, волнение было, но потом с ним справился и все пошло так, как я изначально хотел, – кажется, у Алексея искры из глаз бьют, даже когда он общается с журналистами.

– Таких, как Спиридонов, называют клевыми, – Владимир Алекно доволен.

***

В первом матче россияне победили по сетам 3-0. Вспоминая то самое замечание японского тренера, про Алекно и сумо, можно сказать, что наш тренер продемонстрировал коллеге искусство сэкитори. Так в национальной японской борьбе зовется один из высших рангов. Соперник такого борца практически всегда в проигрыше. Но эффектно ответить в состоянии в любом из эпизодов. Так вот вторую встречу первого игрового уик-энда японцы начали с победы в первом сете, упорной борьбы во втором и 12:25 в третьем и четвертом.

Возвращение в сборную главного волейбольного «сумоиста» получилось без сюрпризов. Владимира Романовича и его команду провожали громкими аплодисментами, кучами просьб об автографах и даже эксклюзивными подарками. Была такая атмосфера, которая не так часто бывает у нас в других командных видах спорта. Алекно пообещал сделать все, чтобы так было всегда:

– Ныне покойный артист Михаил Евдокимов, помню, шел на выборы в своем крае с лозунгом: «Обещаю одно – воровать не буду». Я же обещал и обещаю, что сделаю все, чтобы сборная побеждала.