14 мин.

Большое интервью Артура Минчука - тренера пары Александра Бойкова и Дмитрий Козловский!

«ПРЫГАТЬ СКОРО БУДУТ ВСЕ, А ВЫДЕЛЯТЬСЯ — ТЕ, КТО КАТАЕТСЯ». БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ ТРЕНЕРА ПАРЫ БОЙКОВА — КОЗЛОВСКИЙ.

Из этого интервью вы узнаете:

  • Как из двух одиночников получается пара

  • Что не так с дыханием на поддержках

  • Зачем спортсменам брать музыку «на вырост»

  • Что нужно сделать на льду, чтобы поднять зал

  • Как избежать головокружения от успехов, когда ты молод, нравишься публике и начал побеждать

  • Зачем фигуристам регулярные занятия с артистами Мариинского театра

  • Как показать павлина, дельфина и ручей (а главное — зачем)

  • Два лидера в паре — благо или зло

  • «Можно же и тройной аксель в паре прыгать, почему нет». — Правда

C Артуром Минчуком мы поговорили за несколько дней до того, как Александра Бойкова — Дмитрий Козловский должны были улетать в Турин. Условились, что выпустим интервью после финала Гран-при, а еще я надеялась пообщаться в Турине с самими спортсменами — они производят впечатление наиболее коммуникабельной пары в сборной прямо сейчас. 

К сожалению, финал завершился для Александры и Дмитрия не так, как хотелось бы, поэтому нашу беседу было решено отложить до лучших времен.

Когда я попросила Артура прокомментировать выступление учеников в финале, он ответил совершенно спокойно и без желания приукрасить ситуацию: «Получилось не все, но результат рабочий. Главным стартом первой половины сезона для нас является чемпионат России. К нему и будем сейчас готовиться».

В этой фразе вся суть профессии тренера. Он — как капитан корабля: если взошел на палубу, паниковать поздно. Оценил ситуацию, проанализировал ошибки и отдал  матросам новые команды — плывем дальше.

Артур Минчук интересен сразу в нескольких моментах. Во-первых, своей молодостью — мало сейчас на высоком уровне тренеров, которым около тридцати. Во-вторых, работой с Тамарой Москвиной — личность такого масштаба в мировом спорте еще поискать надо. В-третьих, результативностью — за четыре года карьеры его ученики из двух одиночников превратились сначала в призеров юниорского чемпионата мира, потом — в призеров взрослого чемпионата Европы. 

Сезон 2019/2020 Бойкова — Козловский начали с серебра на коммерческом турнире Шанхай Трофи и двух убедительных побед на этапах Гран-при. В финале стали четвертыми.

— Давайте вспомним момент, когда Саша с Димой впервые вышли на лёд, и вы уже знали, что будете их тренировать. Какое они произвели впечатление на вас?

— (Задумался.) Два одиночника из хорошей группы, перспективная пара. Есть расположенность к парному катанию и у партнёрши, и у партнёра. Дима высокий, Саша с хорошей комплекцией, это все способствует развитию парных элементов. А так… Не могу сказать, что сразу влюбился в них. Вышли, начали работать, пошёл результат.

— Вы молодой тренер, вам дали молодую пару. Как начинали тренировки? Сказали — привет, с сегодняшнего дня мы идем к олимпийскому золоту?

— (Улыбается.) Нет. Мы ставим постепенные задачи. Одни соревнования, потом другие, идёт обретение мастерства и техники. Глобальных целей вроде «через 4 года мы должны все выиграть» с ходу никто никогда не назовет. 4 года — это очень много. За это время в спорте может случиться все что угодно — и травмы, и разлад внутри пары. Нужно держать партнеров рядом как интересных друг другу людей.

— Какими качествами должны обладать два одиночника, чтобы из них получилась толковая пара?

— Самое сложное — психология. В пару становятся мальчик и девочка — с разными характерами, разного возраста, из разных семей. Им нужно время, чтобы друг к другу притереться. Если процесс изучения элементов стопорится на ссорах, пустых разговорах, неработе — это сразу разделяет пару, потому что теряется общая цель. Именно поэтому можно взять двух самых лучших одиночников, но пара из них не получится никогда, если люди готовы слушать только себя.

Должна быть ещё банальная симпатия. Чтобы просто было приятно находиться целый день рядом с другим человеком, рука в руке.

— Александра и Дмитрий изменились в отношении к тренировкам за время вашей совместной карьеры?

— Они всегда ответственно к ним относились. У нас никогда не надо никого заставлять. Это немножко облегчает задачу, потому что если спортсмен выполняет требования тренера — будет толк. А если не желает что-то делать — ничего не добиться.

— Что было тяжелее всего освоить ребятам, когда они только начали кататься вместе?

— Тодес и подкрутку, наверное. На их изучение уходит от трех до пяти месяцев. Если партнёрша прыгает, с выбросами вообще проблем нет. Партнёр помог — девочка прыгнула.

Вообще все сложно, а знаете почему? Потому что в паре задействованы принципиально другие мышцы — не те, что у одиночников. На поддержках иначе работает дыхание. У нас же, по сути, с одиночным общая только прыжковая часть и вращение. И мало просто выучить парные элементы. Их шлифовать и дорабатывать надо постоянно.

Пока мы общаемся, Саша с Димой пробуют элементы под внезапно зазвучавшие на катке «Очи чёрные». Спрашиваю у Артура — неужели решили вернуться к прошлогодней короткой программе?

— Нет, пробуем показательный номер. О возвращении и мыслей не было, надо расти дальше. Нельзя на одном останавливаться.

ccылка: https://www.youtube.com/watch?v=GBBxOqCf_8E

— В этом сезоне у вас необычный выбор для короткой — музыка из песни «My way» Фрэнка Синатры. Не кажется ли вам, что программа ребятам несколько на вырост?

— Отчасти так и есть. Взяли эту музыку, потому что они растут, мастерство растёт, открываются новые возможности. Хотелось, чтобы они могли это выкатать и чтобы музыка была редкая. А вообще у нас командное принятие решений в таких вопросах. Ребята приносят свое, я — свое, Тамара Николаевна тоже. Всё слушаем, обсуждаем, выбираем.

Например, прошлогодний «Щелкунчик». Ребята катали его два сезона, потому что по юниорам исполняли программу только на 80% от задуманного — нам еще оставалось, куда прибавлять. Зато в первый взрослый сезон что ни выступление, то они поднимали зал. У них есть харизма, и как спортсменам им это большой плюс — могут завлечь публику.

Есть интересные спортсмены, а есть неинтересные. Саша и Дима к первой категории относятся.

— В чем секрет? Как сделать из двух юных спортсменов интересную публике пару?

— А дело не в возрасте точно. Если взять абстрактного 30-летнего фигуриста, он не поднимет зал только на основании своего возраста. Должно сойтись много факторов — чтобы была удачная программа, чтобы пара жила в музыке, чтобы делала чисто элементы.

Причем нужно не просто выполнять элементы определённой группы, а всегда искать интересный заход, выход и позицию.

— Как вам кажется, у них нет сейчас головокружения от успехов? Такие юные — и уже побеждают, поднимают залы.

— Абсолютно нет. Слушайте, гран-при — это же коммерческие соревнования. Выиграли этапы — молодцы, и только. Кружиться голова может от чемпионатов мира и Олимпийских игр — там статус поднимается и рейтинг, и все остальное. Здесь тоже дают рейтинг за высокие места, но это не настолько привилегированные соревнования, как те, что я назвал выше.

Приятно победить, потому что на этапы ездят реально сильные соперники, и не более того. Работать-то дальше надо. Впереди национальный чемпионат, Европа, мир. Поэтому выступили, забыли, поехали дальше. Нельзя витать в облаках. Иначе нас все обыграют.

— Кто в паре Бойкова — Козловский лидер?

— Два лидера. Очень сложно, но по сути это и делает пару такой, какая она есть. Представьте — два лидера, и каждый прав. И ведь я должен быть прав. И Тамара Николаевна должна быть права. (Смеётся.) Все правы, а работа должна быть сделана.

Но на самом деле это — большой плюс, потому что умножает их потенциал вдвое. Мы с Тамарой Николаевной вроде справляемся. Держим на контроле, как тренируются, как отдыхают, с кем говорят, как одеваются. Они же ещё и перед родителями хотят выглядеть правыми — взрослые уже (улыбается).

— На ваш взгляд, тренер должен контролировать общение спортсменов с прессой?

— Мы как тренеры со своей стороны видим задачу в том, чтобы пару подготовить к разным ситуациям и разным вопросам. Пресса — это общество, известность, публичность. Это очень важно для спортсмена. Они должны быть готовы общаться и для видео, и для печати. Должны быть эрудированными и уверенными.

— Где у Саши с Димой технический потолок?

— У нас в работе разные элементы высокой сложности. Что-то мы пробовали делать уже по юниорам. А вообще такие вещи готовятся обычно на основной — олимпийский — сезон. Потому что те же четверные подкрутки и выбросы очень травмоопасны.

В общем, потолка нет. Мы и в этом сезоне добавили новый выброс, усложнили подкрутку поднятой рукой, в следующем году, возможно, поработаем над прыжковой частью. Можно же и тройной аксель в паре прыгать, почему нет. Но сейчас нет парников такого уровня. Может, когда-нибудь появятся.

— Вы считаете, что есть смысл в четверных у спортивных пар?

— Смысл есть всегда. Это такое заблуждение, что усложняться бессмысленно, потому что судьи плохо оценивают. Если делать чисто, то и оценивать будут хорошо. Другое дело, что разучивание подобных элементов происходит, что называется, «на травме». Одиночники тоже травмируются, когда учат четверные, но они отвечают сами за себя. А у нас все зависит от двоих, и в случае ошибки бьётся всегда девочка. Максимум, что угрожает партнеру — расстроится сильно.

Мы подводим Сашу и Диму к усложнению постепенно. Когда подготовимся — будем не рассказывать, а показывать. Подкрутку мы изучали в прошлом сезоне. Выброс делали на лонже, потому что иначе по ходу сезона слишком рискованно.

ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=HZyLcH17SDs

— Непосредственно перед стартами как меняется тренировочная нагрузка?

— Варьируем тренировочный план, смотрим по их состоянию. Смотрим еще на внешние факторы — отдых, учёба. Оба учатся, у Саши экзамены в этом году. То есть объем нагрузки как таковой не меняется, как считают сами ребята, — мы просто по-другому ее распределяем.

— Какое обычное расписание тренировочного дня в вашей группе?

— Два зала, два льда, специальная физическая подготовка, хореография, акробатика. Плюс у нас ещё балет с артистами Мариинского театра. Актёрское мастерство есть. Получается, что ребята с утра до вечера загружены по полной.

— Актёрское мастерство преподается на постоянное основе?

— Конечно, как и хореография. У нас и прицельная работа над скольжением есть, и танцы современные, и классическая хореография. Это все — база. Она даёт лицо паре, как красивую обложку на книге. Потом уже мы дописываем страницы техникой, элементами.

На актерском мастерстве с нами работает Степин Сан Саныч  — ведущий специалист Мариинского театра. Он очень много даёт, но и ребятам хочу отдать должное — они со своей стороны готовы вкладываться и учиться.

Сложно же, когда тебе говорят — покажи дельфина, покажи ручей, покажи павлина. И ты должен показать, используя не только лицо, но и все тело.

— Павлина я ещё могу представить, но вот ручей…

— Вот, а как у них от этого фантазия работает, представляете? Это даже скорость реакции в разных ситуациях повышает.

— У вас есть стратегическое понимание, куда придёт парное катание через олимпийский цикл?

— Прежде всего, будут новые правила, которые всегда так или иначе принимают перед началом нового цикла. Если в ИСУ примут решение поднять стоимость четверных выбросов — многие тренеры и спортсмены поменяют позицию относительно этого элемента.

Плюс сейчас переломный момент, скажем так, с исходными данными. Если раньше к нам в парное приходили одиночники с двумя, редко — тремя тройными, то сейчас многие владеют всеми тройными прыжками — никого этим уже не удивить.

Кстати, поэтому важно сейчас уделять внимание парным элементам и собственно катанию — прыгать скоро будут все, а выделяться — те, кто катается. Словом, будет интересно.

 — Артур, что вы за человек? О вас очень мало информации и в прессе, и в социальных сетях. Чем увлекаетесь, что любите делать в свободное время?

— Семьёй увлекаюсь (улыбается). Рыбалка, если получается. Но сейчас, пока ребёнок маленький, редко выбираюсь. В основном все время дом — работа. Вообще природу люблю.

Мы же здесь целый день, — Артур окидывает взглядом лед. — В одиннадцать утра пришли и в восемь вечера ушли. Куда-то особо ездить отдыхать даже сил нет.

— На ваш взгляд, что-то общее есть в воспитании детей и тренерской работе есть?

— Они же тоже дети — в процессе воспитания их как личности и как спортсмена. Но вообще я получаю абсолютно разные эмоции от семьи и работы. Нужно уметь и совмещать разные роли и перестраиваться.

— Вы в работе придерживаетесь авторитарной позиции? Или доверяете спортсменам участвовать в принятии каких-то решений?

— У нас нет такого — «я сказал, и все». Слишком много в этом процессе участников, чтобы кто-то брал на себя абсолютное право голоса во всех ситуациях. Спортсмены имеют право сказать, что им, например, неудобны шаги на дорожке. Есть некий общий технический подход, а есть тактильные вещи, которые только сами спортсмены и чувствуют — они обусловлены конституцией тела. Так вот зачем упираться и катать что-то неудобное, если можно это поменять.

ccылка: https://www.youtube.com/watch?v=drbSHcrp_dY

— У вас есть четкое разделение ответственности с Тамарой Николаевной?

— Тамара Николаевна со своим огромным опытом постоянно генерирует идеи, а я у неё все время учусь. Нет такого, что я — только по поддержкам, а она — только по выбросам, например. Мы всё вместе делаем. Поэтому и есть результат, мне кажется.

Единственный момент, где бывает разделение — детальная работа над программами. Тут обычно делим какую-то часть: я беру, например, технику, а Тамара Николаевна — представление. Чтобы друг друга не перекрикивать — это тоже неправильно.

— Как должен закончиться этот сезон, чтобы вы посчитали его удачным?

— Нам главное, чтобы они были здоровы. Если спортсмен здоров, тренеру есть с чем работать. А в плане результата не только от нас все зависит — соперников много, и они сильные. Да и вкусы у судей тоже отличаются.

источник: https://matchtv.ru/figure-skating/matchtvnews_NI1126035_Prygat_skoro_budut_vse_a_vydelatsa__te_kto_katajetsa_Bolshoje_intervju_trenera_pary_Bojkova__Kozlovskij?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

орфография и пунктуация сохранены.

Пишите мнения и впечатления в комментариях, как обычно, мирно и дружелюбно. Спасибо за внимание! 

PS. Читайте и смотрите также:

Олимпийская чемпионка Алина Загитова в образе Лары Крофт на матче СКА - ЦСКА!

Пресс-конференция с участием Олимпийской чемпионки Алины Загитовой в рамках промокампании шоу «Спящая красавица»

Олимпийская чемпионка Алина Загитова в передаче «Вечерний Ургант»! Алина Загитова в японских новостях!

Статья ТАСС: Алине Загитовой нужен отдых. Она не заслужила критику за решение приостановить карьеру

Интервью призера юниорского финала Гран-при 2019 года Дарьи Усачевой: о медали и группе Тутберидзе!

Олимпийская чемпионка Алина Загитова: дайджест!

С днем рождения, Юзуру Ханью! В 25 лет уже легенда и MVP! Интервью Юзуру Ханью после NHK Trophy 2019!

Статья с сайта VOGUE Italia: российская чемпионка Алина Загитова - спорт и красота в Финале Гран-при 2019!

Статья с сайта JapanTimes: Юдзуру Ханью показывает, что он гораздо больше, чем великий фигурист!

Олимпийская чемпионка Алина Загитова на этапе серии Гран-при NHK Trophy 2019!

Алина Загитова: именная коллекция косметики - коллаборация Alina Zagitova x Shiseido! Видео и фото материалы!

Алина Загитова: «Кармен» с ЧМ 2019 и «Me Voy» с ГП Франции с комментариями испанского канала tdp в переводе!

Алина Загитова и Shiseido: путь от золота Олимпиады-2018 до именной коллекции косметики класса люкс!