4 мин.

Александр Зубков: «Не собираюсь заканчивать после Олимпиады. Политика подождет»

Призер двух Олимпиад, чемпион мира Александр Зубков рассказывает Sports.ru, как готовится посадить экипаж в боб за три секунды и взять медаль на Играх в Сочи.

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Сейчас мы тренируемся в Дмитрове, на эстакаде Парамоново – у нас короткий сбор, всего четыре дня проведем тут. 3-го и 4-го октября – контрольные тренировки, потом уедем на олимпийскую трассу в Сочи, как и скелетонисты с бобслеистами.

На контрольных будем проверять физическое состояние каждого индивидуально – и пилотов, и разгоняющих. Плюс обязательно – чистый разгон, чтобы понимать, кто сейчас самый быстрый. Пилотирования в этом межсезонье еще не было, начнем как раз в Сочи.

В апреле пришлось полечиться – мне оперировали колено. Это рабочая травма, от перетренированности. Пропустил полтора месяца, но из подготовки практически ничего не потерял – просто чуть-чуть сдвинули график. Сейчас выполняю все объемы без ограничений, главное – не форсировать, это может усугубить восстановление.

Посадку в боб тренируем на эстакаде – просто повторяем: разгон и посадка. За тренировку от шести до восьми таких повторений делаем. Синхронизируем действия полностью – начиная от старта и заканчивая посадкой.

Наша цель – посадка экипажа за три секунды. Это очень серьезное время, наверное, предельное в нашем виде. Вряд ли кто-то сможет быстрее. Мы уже совсем близко, на тренировках не хватает пары десятых.

Летняя подготовка – это набор объема и последующий переход на взрывные упражнения. Например, объем работы со штангой, прыжковая работа, беговая работа – порой очень длинные отрезки бегаем. Если есть возможность делать это на стадионе, на нормальной дорожке и в шиповках – то вообще здорово.

После сборов иногда состояние такое, два-три дня только отдыхаешь. Объемы накапливаются – чувствуешь, что уже на пределе. В принципе этого времени хватает, чтобы прийти в себя.

Когда работаем на треке, я иногда прошу Людерса постоять, понаблюдать за мной в конкретном месте, потому что чувствую – там есть ошибка. У нас после каждого такого занятия идет отсмотр видео, вместе анализируем. Вообще, Пьер контролирует оргвопросы, а, например, в тренировке старта больше участвует его помощник.

Я не люблю подразделять экипажи на двойки и четверки. Естественно, ту же посадку вдвоем отрабатывать легче, боб на двоих короче, но я и там, и там работаю с одинаковой самоотдачей.

Еще не решил, буду ли пропускать какие-то этапы Кубка мира перед Олимпиадой. Если да, то надо будет восстанавливаться, добирать объем. У нас точно так же, как и в циклических видах, можно перегрузиться.

Трассу в Сочи можно сравнить с Гран-при Монако – небыстрая, но много поворотов, которые надо проходить идеально. Самое страшное здесь будет – уйти в занос. Если ушел – на такой трассе исправляться долго. Каждая ошибка будет забирать важные секунды.

Зато этот трек – техничный, надо искать самый короткий путь, и скорость должна приумножаться с каждым виражом. Многое будет зависеть от пилотирования, но основной акцент надо делать на старт.

Симуляторами я не пользуюсь – трасса должна быть в голове.

Для сочинской трассы специальный боб не нужен. Мы просто по-своему его настраиваем – меняем узлы так, чтобы не терять скорость на виражах, ищем, как минимизировать потери – чтобы машина работала и только набирала скорость.

В первую очередь пилот и механик работают над рулевой настройкой – под собственный стиль пилотирования, под конкретный трек. Потом идет регулировка подвески – передней, потому что задняя блокируется, она неуправляема.

Чтобы привыкнуть к заново настроенному бобу, мне надо провести заездов десять. Тогда уже становится понятно, как машина себя ведет на треке, на разных скоростных режимах, что меня в ней не устраивает и как это поменять.

Если боб перевернулся, самое главное – экипаж должен сгруппироваться и залезть в машину как можно глубже, чтобы не получить травмы и ледовые ожоги. Если кто-то не сгруппируется, другому участнику команды может просто не хватить места в лежачем бобе, и человек выпадет.

Сейчас у нас машина белого цвета, но есть желание что-то нанести. Пока не могу говорить – обговариваем вопрос с федерацией, надо ждать утверждения.

Хронических травм у меня нет – их удается ликвидировать, но обычно у бобслеистов изнашивается спина, задняя поверхность бедра, ахиллы, верхний отдел позвоночника.

Не собираюсь заканчивать после Олимпиады. Уходить надо планомерно. Резкий уход – это плохо даже для организма: могут сразу повыскакивать все болячки, которые нажиты за годы в спорте.

По политике я не скучаю. Политика подождет, она всегда была и будет. А спорт – короткая, трудоемкая работа, не хочется ее упускать.

Хорошо помню свою первую Олимпиаду. Вам любой спортсмен скажет, что само попадание туда – большое достижение, этого хватает для счастья. Сейчас, когда есть какие-то титулы, то и подсознательно готовишься к конкретному результату.

В Сочи хотелось бы выиграть медаль – это будет большой успех для страны.

Альберт Демченко: «Рассказывать про сани – как описывать термоядерный синтез»

Александр Третьяков: «Еще не было трассы, с которой я побоялся бы съехать. Даже со скоростью 146 км/ч»