7 мин.

Жозе Моуриньо: путь постоянной вражды настоящего макиавеллийца

В футболе много поэтов, но поэты не выигрывают много титулов. Жозе Моуринью никогда не был одним из тех, кто лирично рассуждает об идеалах и достоинствах так называемой "красивой" игры, его точка зрения воплощается в его тонко завуалированной колкости в адрес "поэтов", которые критикуют его собственную философию.

Пока Моуринью был в футбольном мейнстриме, начиная с триумфа в Лиге чемпионов с "Порту", его раскольнический характер навлек бесчисленных недоброжелателей, которые считают его самовлюбленным диктатором, который будет использовать любые средства, необходимые для обеспечения победы.

Будь то из-за темной психологии или явного прагматизма, очевидно, что Моуринью пошел дальше, чем любой менеджер до него, в поисках славы, к большому неодобрению романтиков и пуристов игры. Однако есть человек, который защищал бы и поощрял лидерский комплекс Моуринью, если бы он не родился 500 лет назад: это Никколо Макиавелли.

Макиавелли был дипломатом эпохи Возрождения, философом и политиком, жившим во Флоренции в начале 16 века. Он был частью Республики своего родного города в течение 14 лет, свергнув знаменитую семью Медичи своей политической проницательностью и мятежным характером до своего изгнания из правительства в 1512 году. После своего пребывания на этом посту Макиавелли приступил к написанию работ о своем опыте в политике и философии, которую он разработал из этого.

Он выпустил свою первую и самую известную работу "Принц" через год после своего изгнания, и именно отсюда проистекает большая часть его влияния в современном мире. Принц занимается идеей лидерства; как люди становятся лидерами и что делает их эффективными. Что заинтриговало Макиавелли, так это дилемма о том, способен ли кто-то быть хорошим лидером и по-прежнему придерживаться христианской морали или, другими словами, быть хорошим человеком. Макиавелли пришел к выводу, что это просто невозможно.

Он видел, что цель политического лидерства-защитить свое государство от потенциальной угрозы. Чтобы сделать это, человек должен знать, как бороться и делать все необходимое для достижения своей цели, даже если эти действия рассматриваются как коварные или вероломные. Лидер также должен управлять своим народом определенным образом, чтобы обеспечить порядок.

В то время как христиане верили, что лидеры должны быть милосердными, щедрыми и миролюбивыми, Макиавелли считал эти качества слабостями, которые можно использовать. Вместо этого он теоретизировал, что для эффективного правления нужно найти баланс между тем, чтобы бояться за его строгий режим, но не быть деспотичным и ненавидимым его последователями.

Макиавелли является одним из самых последовательных философов всех времен из-за этой веры, вдохновляя бесчисленных интеллектуалов, таких как Карл Маркс, Фридрих Ницше и Адам Смит. Термин "Макиавеллиец" до сих пор пользуется резонансом как средство описания политиков, которые используют коварные методы для достижения своих целей, и его прагматичный подход можно сравнить в других сферах жизни, включая футбол.

Вот в чем заключается связь между Моуринью и Макиавелли - в искусстве прагматизма. Футбол не имеет сильной корреляции с философией, но ранее уже говорилось, что Моуринью - макиавеллианский лидер, и с этим трудно не согласиться. Моуринью, как уже упоминалось, является неутолимым победителем, это его единственная цель в футболе, и он считает, что победа должна быть единственной целью игры. Вот почему он возражает против “поэтов”, которые восхваляют важность эстетики как равной или превосходящей важность победы.

Он непримирим в своих методах, которые поляризуют футбольное сообщество в отличие от любого другого: его загадочные и хитрые речи на пресс-конференциях, которые привлекают больше внимания, чем некоторые игры Лиги чемпионов, хитроумная паутина психологии, которую он плетет, чтобы нервировать своих противников и управлять своей собственной командой, и “негативный” футбол, который он вдохновляет, чтобы извлечь все до последнего кусочка серебра. Все это элементы его стиля руководства, стиля Макиавелли. Моуринью даже признал Макиавелли, заявив в интервью Telegraph в 2015 году, что он читал некоторые работы итальянца и знал о сходстве с ним.

Однако в том же интервью Моуринью сказал, что хочет положить конец своей хитрости и, так сказать, дистанцироваться от темных искусств. Прошло несколько лет, и это обещание он не сдержал.

Культ личности, созданный Моуринью, чтобы укорениться в ткани спорта, стал только более грандиозным и театральным, чем когда-либо, в то время как футбол, который создавали его команды, временами был крайне осторожным и сдержанным, как будто он накладывал жесткие стальные зажимы на пылающий Ferrari. Ну, по крайней мере, он выигрывает, верно?

Однако прошли пьянящие дни правления Моуринью на вершине мира. Теперь мы видим осажденного человека, который, кажется, ограничен прошлым, по-видимому, одержим своей персоной, а не своим успехом. Загвоздка с макиавеллистами заключается в том, что если их методы не дают желаемого эффекта, они не только неэффективны, но и излишне беспринципны. Пока весь мир глазеет на страсть и ловкость Гвардиолы и Клоппа, Моуринью остается в стороне.

СМИ всегда критиковали Моуринью за негативный подход к играм, в которых он мог бы спустить с поводка свое богатство вариантов атаки, и хотя мы знаем, что этот прагматизм является частью его натуры, мы также понимаем, что это оправдано только последовательными результатами. Моуринью делал это на протяжении всей своей карьеры, но теперь, когда времена изменились, пути Особенного становилось все труднее принимать. 

И вот мы приходим к настоящему. Причины увольнения Моуринью из Тоттенхема и Юнайтед до этого поразительно похожи на причины его кончины в "Челси", и обстоятельства жутко связаны: отсутствие инвестиций со стороны правления и разногласия между игроками, приведшие к увольнению. Кто-нибудь еще испытывает чувство дежавю?

Он относится к футболу, как к шахматному матчу, как многие великие прагматики относятся к жизни. Все, что мы делаем, имеет последствия, и чтобы добиться успеха, мы должны быть на несколько шагов впереди. Никколо Макиавелли использовал бы этот подход, чтобы определить, что нужно сделать, чтобы обеспечить победу над конкурентами.

Однако следующий шаг Моуринью остается неопределенным. Его наследие начинает распутываться, поскольку образы того, как он ежегодно поднимает трофеи, омрачаются тем, что в реальности он хмурится на линии в конце каждой второй игры, закончившийся ничьей 1: 1 с командой среднего уровня. Если Моуринью смотрит на футбольный матч как на шахматный матч, мы можем сделать вывод о корнях его кончины с помощью аналогичной причинно-следственной логики.

Самым важным и повторяющимся фактором в карьере Моуринью за последние шесть лет или около того является то, что в конце его пребывания в "Реале", "Челси" и "Манчестер Юнайтед" , да и Тоттенхэме он, казалось, потерял раздевалку, но обстоятельства каждого краха относительно неоднозначны, потому что клубы не склонны проветривать свое грязное белье.

Вражда между Моуринью и Касильясом оказала большое влияние на отношения между менеджером и его командой. Исключение такой любимой и влиятельной фигуры на основании неубедительных доказательств было рискованным шагом со стороны Моуринью.

В "Челси" все было радужно в течение двух лет, и Моуринью вернул "синим" статус лучшей команды в Англии. Однако события лета и в первой игре против "Суонси" сыграли решающую роль. Я считаю, что Моуринью имел право чувствовать себя достойным большего количества персонала, но это, возможно, оправдывало бы упущение титула, а не то, чтобы стать кандидатами на понижение к декабрю.

Скандал с участием Евы Карнейро запятнал репутацию Моуринью, но отвернулись ли игроки от него из-за этого инцидента или произошло что-то еще за кулисами, что привело к разрушительной атмосфере, которая была создана вокруг клуба за такой короткий промежуток времени? Должно быть, произошло что-то существенное, чтобы игроки перестали играть за менеджера в одно лето. Это неясно, и можно только строить гипотезы.

К своему третьему сезону на "Олд Траффорд" и к концу работы в Тоттенхэме он стал более прагматичным, чем когда-либо, его стиль игры был бесстыдно оборонительным и осторожным. В то же время он не боялся публично призывать своих собственных игроков – часто несправедливо – критиковать их выступления или поведение. Люк Шоу, Энтони Мартиал, Маркус Рэшфорд и другие подвергались критике на постоянно насыщенных пресс-конференциях Моуринью.

Моуринью не перешел к изменениям, происходящим в футбольном ландшафте, где игроки лучше реагируют на руку, обнимающую за плечо, чем на прохладное тиканье. Похоже, что в своем стремлении победить любой ценой он не смог понять, что его методы работают не так, как раньше. Даже Макиавелли в конце концов был изгнан из Флорентийской республики.

Нет никаких сомнений в том, что Моуринью обладает уникальной перспективой и невероятным опытом в прекрасной игре, но то, как он передает это, стало его падением. Его вера состоит в том, чтобы победить любой ценой, но чтобы вернуться к своему пику, ему, возможно, придется адаптировать эту философию