4 мин.

Тотти- Зидан. Как дуэль Классической Белой Европы против её насильственной Африканизации...(Часть 1)

Финал ЧЕ-2000. Италия-Франция. ДВА Символа: Ф.ТОТТИ- изящной и глубокой в замысле Классической итальяно-латинской футбольной школы и З.ЗИДАН-символ "новой" арабо-африканизированной "Европы". Кто победил в этом(далеко не только футбольном!) противостоянии?.. 

 

Тотти- Зидан. Взгляд на Историю(и не только футбольную!) сквозь призму этой дуэли! ЧЕ-2000 и ЧМ-2006. (Часть 1).

Противостояние уходящей с исторической сцены белой Европы с...новой "мультикультурной" Францией. Конечно, это была всего лишь одна сторона, как командной, так и индивидуально-творческой дуэли Зидана и Тотти... Да,сборная Франции к 2000году уже действительно очень изменилась. Пожалуй, лишь Ю.Джоркаефф, в какой-то степени олицетворял ещё ту настоящую, белую Францию, времён Платини, Жиресса, Рошто и Сикса и так и не состоявшегося, идущего следом, поколения Кантоны, Папена и Жинолы... Глупо,наверное, задавать вопрос- в чью пользу закончилась эта дуэль,когда сборная Франции сумела выиграть финал 2:1... С другой стороны,победа эта была далеко не бесспорной, хотя бы уже в силу того, что французы сумели сравнять счёт на самой последней минуте основного времени, лишь чудом уйдя от поражения, но а затем, уже в дополнительное время, победный гол ими был забит тоже далеко не в столь уж однозначной ситуации, а лишь спустя несколько минут после того, как Трезеге фактически выбил из игры вратаря итальянцев Тольдо, нанеся ему очень чувствительную и болезненную травму лица(носа...)

 

В целом же,надо сказать, итальянцы провели тот финальный матч,думаю,как минимум, не хуже французов, в не очень всегда свойственной им- открытой и можно сказать даже- атакующей манере. Были у той сборной Дино Дзоффа, в какой-то степени, и свои определённые тактические, а в чём-то,возможно, даже и концептуальные, новации. Я имею ввиду здесь, прежде всего, их, во-многом новую,и не только для них самих, но в какой-то степени и вообще не очень часто встречающуюся в наше время, модель игры сразу с двумя ярко выраженными Дирижёрами атак(или инсайдами- полунападающими): франческо ТОТТИ- Стефано ФИОРЕ- которая,думаю,во многом подчёркивала в чём-то новую для итальянского футбола игровую философию- со стремлением вырвать у соперника,прежде всего Середину поля, и не только выиграть, но и переиграть его в нём, прежде всего за счёт тонкости и глубины Созидательной мысли!

 

И в какой-то степени,было символично, что в этой, на мой взгляд, очень незаурядной и позитивной игровой концепции Дино Дзоффа, в составе итальянской сборной, большей частью, даже не находилось места такому общепризнанному классику жанра, как сам А.Дель Пьеро,- видимо, по причине того, что его игровой Диапозон, по мнению Дино Дзоффа, был не слишком достаточен, для роли ТОТАЛЬНОГО ДИСПЕТЧЕРА(сочетающего в себе лучшие черты и нападающего и атакующего полузащитника!)- символом которого и мог служить тогда технически блистательный,изящный в решениях,но вместе с тем, стратегически мыслящий Франческо ТОТТИ!.. В целом же, Чемпионат Европы-2000 запомнился довольно неплохой, свежей, а местами даже и феерической, по качеству игрой. Достаточно вспомнить хотя-бы такие,во-многом ставшие классическими матчи, как Португалия-Англия(3:2), полуфинал Франция-Португалия, да или тот-же, уже указанный выше,финальный матч Италия-Франция...

 

Конечно же,помимо феерической и знаковой игры Франческо ТОТТИ(да во многом, и самого диспетчерского сочетания: Тотти-Фиоре,как такового) и чемпионской(как по букве, так и по духу!) сборной Франции(Зидана,Джоркаеффа,Анри,Пиреса и Вильтора...), просто нельзя было тогда обойти вниманием и такую тогдашнюю бесспорную Мекку созидательного, технически изысканного и в высшей степени Эстетичного футбола, как сборная Португалии Луиша ФИГУ, Мануэля РУИ КОШТЫ и ЖОАО ПИНТО... Но а Фигу и Руи Кошта тогда, на ЧЕ-2000, без преувеличения солировали, и даже не столько играли...сколько возрождали былой Дух технически ЧИСТОГО и романтического футбола (Дух времён Платини, Зико, Роб.Баджо и даже самого великого Й.Круиффа!..)

 

Единственное что,в какой-то степени,можно было бы вменить португальцам, так это их нежелание играть в более темповой и скоростной манере, но и в этом, конечно была своя прелесть (да,к тому-же,нельзя забывать,что Фигу(из Барселоны) и Руи Кошта(из Фиорентины) приехали тогда на Чемпионат Европы после тяжелейшего сезона, в суперзвёздных на тот момент чемпионатах Испании и,особенно,Италии.) И тем не менее,не смотря на все, столь очевидные,уже указанные выше положительные моменты, я бы всё-же не спешил бы объявлять(как это сделали тогда многие) ЧЕ-2000 едва ли не победой и возрождением...тотально атакующего футбола.

Хотя-бы уже в силу того, что пресловутое "Дело Боссмана", запущенное в 1996году...жило и продолжало приносить свои,смертоносные для европейского футбола и института европейских сборных плоды- фактически упразднив и уничтожив сам органический и естественный процесс формирования национальных сборных, а потому и чемпионаты Мира и Европы,после 1996года(включая и ЧЕ-2000) были уже,что называется,лишь "замками на ветру,а точнее на песке", жившие и дышавшие лишь велением одного дня и одного события, не имея впереди даже минимальных предпосылок и перспектив для будущего развития НАСТОЯЩИХ европейских сборных,как таковых...

 

Но а теперь всё-же вновь вернусь,к заданной в начале,теме: футбольно-творческого,а в чём-то и концептуально-философского противостояния Зидана и Тотти. Конечно,оно вскоре,в какой-то степени,было продолжено и в сильнейшем на тот момент,клубном чемпионате Италии, где Рома(во главе со своим молодым,но уже таким блистательным дирижёром Ф.ТОТТИ, и благодаря ЕМУ!) сумела,после столь долгого перерыва завоевать-таки,в сезоне 2000/2001гг, звание чемпиона Италии, опередив,в очной дуэли,пожалуй,сильнейший на тот момент по-составу клуб Европы- Ювентус,во главе с Зиданом, Дель Пьеро и Давидсом...   (продолжение следует...)        

 

Автор: Евгений Каменецкий (Запрудский)