Реклама 18+

История и трагедия Тома Прайса

  • Это история о молодом гонщике из Уэльса, который известен многим своей фатальной аварией. А начну я с конца, с конца его недолгой и трагичной карьеры.

5 марта 1977 года. Южная Африка, трасса Кьялами. Это была третья гонка чемпионата, после двух прошлых гонок в чемпионате лидировал аргентинский гонщик Карлос Ройтеман, он выйграл гонку в Бразилии и стал третьим в Аргентине. Том Прайс не финишировал в обоих прошлых Гран-при. В Аргентине он был не классифицирован, а в Бразилии сошёл из-за проблем с двигателем. В квалификации Том квалифицировался пятнадцатым. Старт гонки прошёл без аварий. На пятом круге из-за проблем с топливной системой сошёл Тиррел Ронни Петерсона. Том боролся за позицию с Хансом Йоахимом Штуком, но на двадцать первом круге из-за утечки топлива сошёл Ренцо Дзордзи. А дальше случилось самое страшное. Вылезая из болида Ренцо Дзордзи увидел огонь и включил систему пожаротушения и из болида пошёл дым, маршалы с огнетушителями стоявшие на противоположенной стороне трассы увидели дым и дождавшись "окна" между болидами перебежали трассу, первый маршал, который бежал впереди успел перейти, а второй девятнадцатилетний студент замешкался и не успел... Том ехал за Хансом Йоахимом Штуком, тот увидев маршалов успел среагировать и свернуть вправо, а Прайс, ехавший за ним в упор естественно этого не успел и на скорости 270 км/час сбил маршала. От удара маршала разорвало на множество кусков и врашаясь его тело улетело к барьерам. Огнетушитель, который маршал нёс с собой отлетел в голову Тома, сорвал с него шлем и частично обезглавил его после этого отлетел в дугу безопасности и сломал её. Эта дуга безопасности потом попадёт в радиатор Ники Лауды. Сначала показалось, что Том едет дальше, но когда его болид не тормозил у следующего поворота и врезался в болид Жака Лаффита и барьер, всё стало понятно. Шансов выжить не было ни у маршала, ни у Тома.

https://www.youtube.com/watch?v=q99k2r6GeS4

  • Свою гоночную карьеру Прайс начал в 70-х годах. В 1970 году он выиграл гонку Daily Express Формулы Ford, за рулем Lola T20. В следующем году он провел сезон в Формуле-Форд, где занимал неплохие позиции. Благодаря этому его пригласили в команду Royale для участия в Formula Super Vee. В 1972 году он перешел в Формулу-3, но закончить сезон не смог, так как во время гонки в Монако сломал ногу. В 1973 году Прайс провел хороший сезон в Формуле- Atlantic, где финишировал в нескольких гонках за рулем Motul Rondel F2. Лучшим его достижением в том сезоне стало второе место в Норисринге.
  • В формуле-1 он дебютировал в маленькой команде Токен. На ГП Бельгии 1974, но там он не финишировал. Сезон 1975 стал самым успешным для Прайса. Сначала он победил в "Гонке чемпионов", в Австрии он стал третьим, на ГП Великобритании он выиграл поул . Он был четвёртым Германии и стал шестым Бельгии, Нидерландах и Италии. В двенадцати гонках он набрал 8 очков и стал 10м в общем зачёте. В сезоне 1976 он стал третьим в Бразилии, и стал четвёртым в Великобритании и Нидерландах, а дальше 1977й.
  • Вот так сложилась гоночная карьера талантливого валлийца, чья жизнь оборвалась очень жестоко и навсегда останется одной из самых страшных трагедий Формулы-1.
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Истории из Ф-1
+2
Популярные комментарии
de Ruyter
+2
Попробую немного разукрасить твой материал..
Алексей Шанёв
+1
Адски скучнейший текст. При том, что в русском F1racing про Тома была отличная биографическая статья. Ну и тафталогии выше крыши: в квалификации квалифицировался... Отстой, короче
Rudolf Yurgenson
+1
Вообще-то, Ван Вуурена не разрывало на кусочки, это иллюзия, созданная штанами, которых с него сорвало ударом.
de Ruyter
+1
И показалась, что Том прав, затея Рона Денниса с дебютом в Ф1, внезапно провалилось. Ибо спонсоры Motul решили поддержать BRM. Остался болид и контракт с Прайсом. Все это купили два судовых брокера и на Гран При Бельгии некая команда Token с Прайсом за рулем дебютировала в Ф1. Гонка для Тома окончилась на 66 круге, когда обходивший его на круг Шектер вытолкал валлийца с трассы. Но про Прайса вспомнили. Тут же поступили предложения от Hesketh, Уильямса и Shadow. В последних менеджером был Алан Рис, валлиец, что, наверное, и повлияло на решение Тома.

Он успел не много. Поул в Британии 75, победа в незачетном Гран При Чемпионов. На Гран При ЮАР 77 19-летий маршал Фредерик Янсен Ван Вуурен и его коллега, побежали тушить задымившуюся машину Ренцо Цорци, тогдашнего партера Прайса по Shadow. Трасса была пуста, просто Ханс-Йоахин Штук , Прайс, Жак Лаффит и Гуннар Нильссоном, оказались скрытыми от маршалов небольшим подъемом. 270 км/ч.

Ван Вууренса смогли опознать только когда директор вызвал всех маршалов гонки, и его среди них не было. Увы, в руках у него был огнетушитель, попавший в голову Тому. Через несколько месяцев, сменивший Прайса Алан Джонс выиграет ГП Австрии и перейдет в Williams, чтобы стать впоследствии чемпионом мира.
Ответ на комментарий de Ruyter
Попробую немного разукрасить твой материал..
de Ruyter
+1
В 20 лет Прайс, насобирав гроши, смог оплатить себе обучение в автогоночной школе. Собственно на этом его карьера и должна была закончится, но как раз в 1969 году газета Daily Express стала спонсором соревнования и главным призом там был болид Формулы Форд. Что бы его выиграть необходимо было показать и скорость в обычной машине на трассе и знания истории автоспорта. Вот тут-то детские увлечения Тома ему помогли. Он выиграл болид.

Уже на следующий год Том в дебюте выиграл чемпионат Формулы Форд. Его менеджером становиться экс-пилот Лотуса Тревонс Тейлор. Тейлор переподписал Прайса в Формулу 3. Он выиграл в гонке поддержки незачетного Гран При Чемпионов, с такой лёгкостью, опередив и Роджера Уильямсона и Йохана Масса и Джеймса Ханта, что многие решили, что машина Тома была легче нормы. Затем он принял участие в гонке Ф3 перед Гран При Монако. В тренировке у его машины вылетел привод, Том вышел из машины, чтобы исправить неполадку и был сбит Питом Лампладом, в итоге сломал ногу, отлетев в витрину магазина от удара. «Я возился возле машины, когда увидел Питера Лампладу, который несся прямо на меня. Я в это просто не мог поверить в происходяшее и замер на месте возле машины. Следующее, что я помню, это то, что я барахтаюсь в окне, куда я отлетел от удара. В том же сезоне он выиграл Ф-Вее. Я выиграл все гонки, в которых участвовал».

В 1973 году Том отлично выступает в Формуле Атлантик, женился на девушке, с которой познакомился на дискотеке, и в конце сезона переберется в Ф2 под крыло к самому Рону Деннису. Тома назвали самым прогрессирующим пилотом года и даже дали приз, от которого Том отказался. Прайс ведь продолжал собирать данные по автоспорту и он обратил внимание, что обладатели этого приза до него, все как один пролетели мимо Ф1.
Ответ на комментарий de Ruyter
Попробую немного разукрасить твой материал..
Написать комментарий 11 комментариев

Новости

Реклама 18+