Три штриха к портрету хореографа: Бенуа Ришо
«Люди называют нас хореографами. Я думаю, что мы не хореографы, мы — создатели программ [program-makers]. Потому что хореограф делает то, что он хочет. Если я хореограф, я делаю, что хочу. Даже если у тебя не получается сделать это, ты должен будешь сделать это. Возьмите профессионального хореографа в танцах. Он говорит вам, что рука должна быть там — если вы не можете сделать это, вы должны будете поработать и должны будете сделать это совершенным образом. Если вы сделаете то же самое с фигуристом, вы никогда не увидите там руку. Это я вам точно говорю. Может быть, кто-то из них способен будет сделать это, но с большинством фигуристов вы сами должны отыскать способ сделать их особенными».
«Многие спрашивают меня, откуда берется мой танцевальный вокабуляр. Мне кажется, он приходит просто из опыта жизни. … Уже лет с шестнадцати меня не очень интересовал балет — классический балет. Для меня этого было недостаточно. Я начал открывать для себя разных современных хореографов: Матс Эк, Иржи Килиан, Лайтфут. И я стал интересоваться всей этой современной частью танца. … Так что это смесь определенного стиля жизни и моего интереса [в танце] к тому, что необычно, нетрадиционно».
Человек и стиль
Бенуа Ришо достаточно давно в фигурном катании. Свою непродолжительную спортивную карьеру он провел в танцах на льду под руководством известных тренеров Мюриель Буше-Зазуи и Романа Агенауэра, в ту пору еще работавшего в Лионе. После ее окончания на некоторое время ушел из спорта, успев пять лет поработать баристой, запустить музыкальную карьеру и даже поступить в частную школу драматического искусства Cours Florent в Париже, но в конце концов… вернулся в фигурное катание и стал ставить программы. А сейчас вырос в одного из самых интересных и востребованных хореографов планеты — постановщика, работающего на постоянной основе с японской, китайской и американской сборными, а также с целым рядом ведущих фигуристов прошлого и настоящего.
Интересно, что к первым успехам Бенуа причастны отечественные тренеры. В группе Алексея Урманова Ришо ставил свои первые программы — тогда еще только начинавшему свой путь в большом спорте юниору Денису Васильевсу. Сотрудничество растянулось на 3 сезона (2013-16). Одним из первых талант Ришо приметил и Алексей Николаевич Мишин, тут же пригласивший хореографа к себе в лагерь, поработать с Лизой Туктамышевой и другими учениками.
(источник: Инстаграм Бенуа Ришо)
Короткая программа под «Carmina Burana» Орфа, которую Лиза катала в течение сезонов 2015-16 и 2016-17 — его работа. Как и некоторые программы Андрея Лазукина, Александра Петрова и других. «Его», конечно, относительно — сам хореограф как-то честно признался, что по ходу сезона узнавал свои программы с трудом…
Ключевым моментом любой хореографической карьеры является нахождение «своего» исполнителя — того человека, которому удается на все сто процентов воплотить твои идеи и передать сам дух твоего творчества. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что для Бенуа Ришо таким счастливым моментом является встреча с японской фигуристкой Каори Сакамото и американкой Брейди Теннелл.
(источник: Инстаграм Бенуа Ришо)
Обе отнюдь не были «благодатным материалом» с хореографической точки зрения. Но в обеих фигуристках была индивидуальность, огромная жажда расти и работать и, конечно, несомненный талант, нуждавшийся в правильной и тащательной обработке. Сейчас, после трех лет сотрудничества с Бенуа, можно уже смело сказать, что их союз с Бенуа принес прекрасные плоды — как для обеих фигуристок, так и для карьеры самого хореографа.
За эти три года полностью созрел и окреп своеобразный стиль Ришо: достаточно эклектичный модерн, подпитаемый из самых разных источников как академического, так и «уличного» стиля. В качестве источников своего танцевального вокабуляра сам хореограф выделил творчество Матса Эка, Иржи Килиана и Поля Лайтфута. Этих трех очень разных мастеров объединяет, помимо принадлежности к модерну, связь с танцевальным театром NDT в Гааге (Килиан и Лайтфут были художественными руководителями NDT, Матс Эк успел поработать там танцором и хореографов в сезоне 1980-81), интерес к синтезу танца и кино и, самое главное, отменное чувство юмора и умение держать ироническую дистанцию. Без последнего ингредиента творчество Бенуа Ришо трудно понять и оценить должным образом.
Иногда считается, что стиль Ришо ограничен очень узкими модерновыми рамками, в которые не каждый фигурист сможет «вписаться». Что его стиль — как черно-белая фотография: модная, стильная, но быстро приедающаяся. Это не совсем так. Во-первых, сам модерн совершенно безграничен. Во-вторых, Ришо умеет строить долгосрочные планы и проводить вверенного ему фигуриста через очень разнообразную палитру стилей — достаточно посмотреть программы трех последних лет, поставленные для Каори и Брейди. Ришо умеет быть разным — не только черно-белым, как в фотографиях своего Инстаграма. Три программы этого поста — попытка снять черно-белые фильтры и хотя бы немного расцветить этот портрет.
I. Сатоко Мияхара, «Клеопатра» (КП сезона 2019-20): Восток
Прокат на Гран-при в Китае:
из интервью для Japan Times:
«Новая короткая программа — восточная. Это история Клеопатры с одним разделом в стиле хип-хоп. Я хотел попробовать что-то отличающееся от обычного, послал ей несколько идей и был очень удивлен, потому что она ответила и сказала, что хотела бы катать под эту музыку. Я не ожидал, что она выберет эту музыку».
Короткая программа Сатоко — своеобразный музыкально-хореографический «фьюжн», основными ингредиентами которого являются условный «восточный» стиль, академический модерн и элементы современного танца (EDM, хип-хоп, трэп). От востока в хореографии прежде всего руки — особенно в начале и конце программы. От модерна — общая стилистика и танцевальный вокабуляр. «Раздел в стиле хип-хоп», несомненно, представлен дорожкой шагов.
Музыкальная основа программы достаточно запутанная. Основных разделов три (хронометраж по прокату на Гран-при в Китае):
1) начало — медленное вступление, происхождение которого не совсем ясно, но, по-видимому, это был специально сделанный на продажу бит для рэп-исполнителей. Он появляется как минимум на двух треках: в песне Intro альбома Dark Quran исполнителя JoyRoad Bell (именно этот трек указан в официальном профайле Сатоко на сайте ИСУ) и в слегка урезанном виде в песне Checkmate рэпера Jovanni.
2) 1:57-2:35 (дорожка шагов) — еще один бит на продажу, теперь с названием Yalla от группы ZwiReK,
3) 2:36-2:58 — «Tabla and percussion solo» от перкуссиониста Hagag Meta’Al и затем практически незаметный переход в самом начале вращения (от 2:59 до конца) к последнему треку — Egyptian disco (Buddha bar edit), DJ Disse, David Visan mix.
При всей пестроте музыкального материала, общая композиция программы проста и очень эффектна: постепенное ускорение движения от медленного вокализа в начале к быстрой «ударной» концовке, через центральный раздел с хип-хопом, на который приходится дорожка шагов. Сложность чисто исполнительская состоит в том, чтобы соответствовать трем разным ритмам, быстро сменяющим друг друга на протяжении трех минут программы.
Именно работа с ритмом обращается на себя внимание. В первом разделе основная часть «ударных» акцентов подчеркнута работой корпуса и рук, центральный же акцент приходится на двойной аксель:
варианты исполнения на Cup of China (акцент на отрыве) и Bavarian open (акцент на приземлении)
Во втором резкая смена ритма подчеркивается работой конька и корпуса в дорожке шагов. Здесь стоит особо отметить потрясающую музыкальность Сатоко, которая успевает вписать буквально каждый шаг дорожки в ритмическую сетку музыкального сопровождения:
начало дорожки шагов
Эффект ускорения в быстром финальном разделе достигается за счет резкости в работе рук, хорошего раската и двух вращений в конце программы, скорость которых у Сатоко традиционно хороша — особенно в финальном заклоне.
В итоге получилась очень яркая программа: по-модерновому свежая и вместе с тем играющая на традиционных для фигурного катания восточных клише. Программа, давшая возможность фигуристке возможность, с одной стороны, выйти за пределы своего традиционного стиля катания, но вместе с тем сохранить присущую ей музыкальность и чувство ритма.
II. Каори Сакамото, «Пианино»(ПП сезона 2018-19): Лирика
Самый эмоциональный прокат случился на Чемпионате Японии, который Каори выиграла:
из интервью для TSL:
«Когда она впервые пришла ко мне, я сразу подумал: о Боже, это будет трудно. Там не было ничего — никакого интереса к хореографии, к деталям, ничего».
Путь Каори Сакамото — лучшая иллюстрация того, как Ришо умеет работать на перспективу. Фигуристка вышла во взрослые с «Лунной сонатой» и «Амели» — неоднозначными программами, над которыми когда-то многие посмеивались. Над «Матрицей» прошедшего сезона не смеялся уже никто. А между этими двумя крайними точками располагается «Пианино» — неожиданная для Ришо и самой фигуристки программа, показавшая, что Ришо может ставить лирику, а Каори — прекрасно ее катать.
Программа сделана по мотивам одноименного фильма, сюжетным ядром которого является внутренняя драма главной героини: в условиях поразившей героиню частичной немоты (селективного мутизма), ее основным средством общения и самовыражения становится игра на фортепиано. Сюжет, очень привлекательный в контексте фигурного катания, в котором все основные выразительные средства, конечно, тоже невербальны.
Музыкальной основой программы стал саундтрек к фильму, написанный Майклом Найманом (хронометраж по прокату на ЧЯ):
1) The embrace (0:34-0:42) — вступление к программе,
2) The scent of love (0:43-2:04) — центральный раздел: та мелодия, которую героиня фильма постоянно играет на своем пианино,
3) Deep into the forest (2:08-3:36) и, наконец, в конце появляется новый трек:
4) Tree of life («Древо жизни») в исполнении Роберто Каччапилья (с 3:36 и до конца) — этот трек был специально написан к открытию Миланской выставки ЭКСПО-2015.
Как и в программе Сатоко, при всей пестроте музыкального материала у программы имеется ясный вектор развития, ведущий от относительно спокойного и медленного начала к торжественному финалу и кульминации на спиралях хорео-секвенции и заключительном тройном риттбергере.
кульминация программы: ChSq+3Lo в акцент
Но общий колорит программы и использованный хореографический вокабуляр, конечно, совершенно иной: мягкие и плавные движения, классические закругленные линии, додержанность позиций. И удивительная музыкальность в расстановке основных элементов, особенно прыжков. Один из самых красивых и тонких моментов программы — двойной аксель, приземление с которого совпадает с вершиной мелодической фразы.
Многие программы Ришо можно узнать по нескольким первым движениям. Но вряд ли это относится к «Пианино» — программе, лирическая выразительность которой ничуть не уступает лучшим постановкам Дэвида Уилсона или Лори Николь. Программе, которая, без сомнения, добавила цветов в палитру катания Каори Сакамото и обогатила деталями впечатляющую основу ее катания: ее скольжение, скорость и энергетику.
III. Брейди Теннелл, «Механизмы» / «Хронос» (КП сезона 2019-20): Модерн
хороших прокатов было много, но лучший, на мой взгляд, с Чемпионата Америки:
«Мне кажется, эта программа позволяет мне показать ту грань себя, которая проявляется вне льда, в семейном кругу — немного более саркастическая, более забавная. Это как лук, с которого ты снимаешь слой за слоем. Показать эту программу — вызов для меня, но это тот вызов, который я принимаю».
Короткая программа прошедшего сезона — первый шедевр сотрудничества хореографа с американской фигуристкой Брейди Теннелл. Оригинален уже сам выбор музыкального сопровождения, в основе которого лежат два трека молодого отечественного композитора Кирилла Рихтера (склейка сразу после вращения: 1:43). Характер и стиль выбранной музыки, которую некоторые критики определяют как «экспрессивный минимализм», определяет стиль постановки: резкость в работе рук, ног, и даже поворотах шеи и взгляда; некоторая механистичность движения, соответствующая заявленной теме «часов» и «механизмов»; неклассические линии — либо прямые, либо с выраженными углами между плечом и предплечьем, бедром и голенью, или же рукой/ногой в целом и корпусом.
С другой стороны, в программе есть несомненная игривость и даже традиционный вокабуляр «соблазнения» — особенно в начале, когда Брейди несколько раз проводит руками по бедрам. Но все это подается иронически, через призму игры, как будто в шутку. В этих жестах та же механистичность и наигранность, та же «кукольность», что и в музыке: вся зарождающаяся в такие моменты экспрессия неизменно тонет в непрестанном тиканьи часов, в непрерывной работе механизмов. К этому не стоит относиться слишком серьезно, как не стоит всерьез относиться, скажем, к механической балерине, кружащейся под один и тот же напев по своей крошечной сцене — туда-сюда, туда-сюда, пока не закончится заряд.
Но эта программа прекрасна не только свежестью своих идей и прекрасным их воплощением — она еще и музыкальна, особенно в том, что касается передачи ритма. В ней есть и вполне знакомое крещендо перед прыжковым элементом, которое можно найти во множестве более традиционных программ,
и обыгрывание ритма вращений с помощью ударных, особенно эффектно сделанное в конце программы (обратите внимание на «качающуюся либелу», появление которой обыгрывает ритмический сдвиг в музыке).
В этой программе есть многое из того, что любят зрители и судьи, много знакомого, но есть и нечто большее — оригинальная идея, необычная и не использовавшаяся до того музыка, и блестящее пластическое воплощение новых идей на льду.
В этой программе — квинтэссенция того стиля Бенуа Ришо, который отличает его здесь и сейчас: оригинального, ни на кого не похожего, яркого.
И бесконечно далекого от черно-белых рамок.
P.S. Читайте другие посты в рамках серии "Три штриха к портрету хореографа":
о Ше-Линн Бурн, Лори Николь, Джеффри Баттле, Дэвиде Уилсоне, Михоко Хигучи и Юке Сато, Кендзи Миямото, Татьяне Тарасовой, Марине Зуевой и Кристофере Дине.
Обожаю пп Теннелл "Ромео и Джульетта", никогда не устаю пересматривать)
Ришо сделал следующий шаг в этом направлении. У превращает слабости в особенности и фишки. И угловатая (будем честными) Брэди Теннел и расхлябанный и плохо выученный (пока плохо) в плане хорео Грассл смотрятся в его постановках ярко и интересно . А их слабости смотрятся как будто так и надо , как будто это задумано хореографом.
Как будто Ришо делает и говорит "Принимаю огонь на себя" ))
При этом он демонстрирует разнообразие подходов. Та же Каори Сакамото имея мягкие руки и очень приличную хореовыучку в целом , до определенной степени грешила некоторым ограничением разнообразия движений. Чрезмерный минимализм. И к её постановкам Ришо подошел с другой стороны , так появились её "Лунная", "Амели" и в конце концов "Пианино" как вершина этого подхода.
Ну а по мере развития фигуристки , изменился и подход постановщика к её программам. Как результат - шедевральная "Матрица" ))
Дэвид и Лори тоже этим отличаются. Помню, первый в интервью TSL говорил о важности долговременной работы с фигуристом -- первый год уходит на притирку, на второй хореограф начинает что-то пробовать и экспериментировать, итд. Результат обычно года через 2-3 и приходит. Многие фигуристы, увы, 2-3 года ждать не хотят и перебегают от одного хореографа к другому каждый год, хватая помаленьку от каждого. Что тоже неплохо на самом деле. :)
Бенуа Ришо очень интересный для меня хореограф. С первого абзаца захватила эта фраза "...мы не хореографы, мы создатели программы." Это о моём, о наболевшем. Как же трудно интересным хореографам ставить спортивные программы, столько ограничений: по времени (почти неразрешимая задача хорошо нарезать музыку, и уложиться в 3-4 минуты). Ведь в это время надо впихнуть столько прыжковых и непрыжковых, к тому же все элементы надо предельно усложнять, от чего часто страдает эстетическая составляющая, много чем приходится жертвовать творческому человеку, для хореографии в программах трудно найти место. Но немногим это всё же удаётся, и Бенуа Ришо в их числе. Мне ещё нравятся программы Даниеля Грассла, особенно Моцарт. Может напишете продолжение про Бенуа Ришо?
Огромное Вам спасибо.
P.S. Док фильм про хореографа: https://youtu.be/pJyVS3Qblkw
P.P.S. Первое видео с канала ISU в России заблокировано.
P.P.P.S. Ожерелье у Сатоко 💖 бомбическое.
Заставили улыбнуться, особенно в том месте, где речь идёт про "традиционный вокабуляр «соблазнения» — особенно в начале, когда Брейди несколько раз проводит руками по бедрам". Обожаю иронию. И как позицию хореографа, и как отношение к ней фигуристки. Это редкость в фигурном катании.
В своем традиционном субъективном рейтинге сезона , из шести постановок женской одиночки (ТОП-3 КП и ТОП-3 ПП) - три от Бенуа Ришо . Причем осознал я это уже как говорится "постфактум" , сформировав рейтинг.
Да и да. Согласен и более чем.
Правда если говорить о развитии, у Лори и Бенуа разные принципиально подходы как мне кажется , в психологическом плане что ли . Цель то одна и та же - развитие фигуриста .
Но Лори делает фигуристу если так можно сказать "вызов" , типа - "А попробуй как вот это выкатать , вижу что ты можешь и это тебе очень подойдет , нужно только прибавить"
А у Бенуа что то вроде "Эххх... , опять мне за тебя отдуваться... Ну ладно сделаем так , судьи не заметят , а зрители вообще будут в восторге. Но вообще то можно было бы и по другому , надо только прибавить"
)))
Всё правильно вы написали. Хореограф интересный, необычный, небанальный. Мне нравится то, что он часто использует новый музыкальный материал, не заезженный фигуристами. И, конечно, чувствуется, что фигуристы, сотрудничающие с ним, делают это с удовольствием. Так что, постановщик прежде всего интересен самим фигуристам, а уже через них, через их исполнение становится интересен и зрителям.
Но нравится-не нравится -- это дело личное, а так талант постановщика там совершенно неоспорим, на мой взгляд.
В целом у Даниила Марковича бывают программы очень хорошие и действительно индивидуальные, под конкретную фигуристку, но бывают и откровенно проходные и слепленные на скорую руку как раз-таки из вот таких вот стандартных "слов" танцевального вокабуляра, из-за чего подчас кажутся очень похожими друг на друга. С моей точки зрения, глобальная проблема в его программах (даже удачных) одна -- это некачественная нарезка музыки. А корень плохой нарезки, в свою очередь -- в сомнительной практике резать музыку под элементы, вместо того чтобы выстраивать элементы (и программу) под музыку. Как итог, элементы с музыкой, как правило, соотносятся очень хорошо (скажем, вращение начинается со сменой материала, прыжок идет в акцент, итд.), но это часто достигается за счет цельности и естественности музыкального развития.
Когда-нибудь и до Грассля доберусь, возможно. Если он будет расти и улучшаться в хореографическом плане со скоростью Каори и Брейди, то через год-два мы можем увидеть очень интересные результаты их с Ришо совместной работы. Пока, на мой вкус, он смотрится все-таки еще немного сыровато. А программы у него интересные, да. :)
Вообще Иветт преобразилась благодаря программам от Ришо. Катала она катала свои девочкинские проги, и вдруг рраз, и откуда что взялось. На неё сразу стало интересно смотреть.
А КП Сатоко и Брэйди этого года я вообще обожаю. Обе очень стильные, а программа Брэйди ещё и ироничная. Ну и Матрица конечно, куда же без неё. Супер - программа.
А ваши материалы я всегда очень жду и читаю с огромным удовольствием.
Ришо - замечательный постановщик. Я его запомнила ещё по работе с Иветт Тотт. Он для этой фигуристки интересные программы ставил. А сейчас Ришо - один из моих любимых хореографов.
КП Бреди Теннелл этого года, под музыку современного российского композитора Кирилла Рихтера, просто покорила, одна из лучших постановок сезона.
Так-то танцевальный вокабуляр даже в том же модерне не резиновый, повторы неизбежны. Но, на мой взгляд, заимствование определяется все-таки как близость связных наборов движений, а не отдельных движений. Ну как для плагиата в литературе или музыке нужно совпадение, грубо говоря, приличного набора слов/музыкальных мотивов примерно в одной последовательности и с одним содержательным посылом, совпадения отдельных слов или букв явно недостаточно. :)
P.S. Когда какой-нибудь фигурист бьет одной рукой по другой руке, я почему-то всегда вспоминаю это: https://www.youtube.com/watch?v=-EsEFNLPzPc (с 1:30). :)
По поводу способностей отдельных исполнителей, ну вот выдали маэстро мою прекрасную Сатоко, а он из-под ее конька весь воздух на дорожке выкачал :( С экрана монитора оно, конечно, музыкально и все такое прочее, но с трибуны уж больно мелко. И это с ее раскатом!
https://www.instagram.com/p/BU07gYAld2A/