10 мин.

Аруна Бабангида. Игрок, который должен был стать лучшим в мире

В интервью The Athletic в 2019 году менеджер «Арсенала» Микель Артета вспомнил свои подростковые годы в академии «Барселоны»: "В нашем общежитии, в академии, были Пепе Рейна, Виктор Вальдес, Андрес Иньеста и Карлес Пуйоль. Но я хорошо запомнил парня по имени Аруна Бабангида. Вау, в 15 лет он был лучшим игроком в мире. Я не могу выразить словами, насколько он был талантлив. Он играл в Греции, на Кипре и в России. Хотя должен был быть звездой".

Сейчас нигерийцу Бабангиде 37 лет, и он закончил с профессиональным футболом…

«Первое, что нужно сказать, это то, что Микель был прекрасным парнем и хорошим другом», – начинает Бабангида. – «Мы жили в одной комнате, и он всегда спал подо мной на этих двухъярусных кроватях. Микель всегда делал все правильно, но он бы никогда не поверил, что станет менеджером «Арсенала». Хотя я видел к тому предпосылки. Он был игроком, который понимает игру. Он делал правильные передачи, давал правильные подсказки. Он был лидером, и даже в то время его стиль и манеры были схожи с Пепом Гвардиолой, с которым я также много тренировался. Можно было сказать, что однажды они оба станут тренерами».

«Как бы то ни было, я точно знаю, почему Артета сказал вам, что я был лучшим игроком в мире. И позвольте мне сказать следующее: если у вас есть возможность взять интервью у других игроков из академии той эпохи, спросите их, и они скажут вам то же самое. В этом я уверен на 100 процентов. Я знаю это, потому что они говорили мне это лично. Они хотели знать, почему мне никогда не давали шанс. Они говорили мне: "Ты должен играть, потому что клуб подписывает игроков, которые недостаточно хороши даже по сравнению с твоей левой ногой". Если что, я правша».

Бабангида – второй справа, со своими товарищами по команде в «Ла Масии», включая Иньесту (в самом центре) и Артету (второй слева)

Бабангида – не первый вундеркинд, который не оправдал ожиданий, но совершенно ясно, что сам он считает, что не просто он упустил свой шанс, а весь спорт проглядел уникальный талант.

Бабангида прибыл в Барселону в 1997 году, скоростной нападающий из «Аякса», где его брат Тиджани, вингер, провел семь лет, выступая за нидерландский клуб. Тем не менее, в конце 1990-х об Аруне заговорили в европейском футболе. Бабангида, вплоть до Алекса Гримальдо в 2011 году, был самым молодым игроком, сыгравшим за «Барселону Б». Быстрый поиск на YouTube даст вам некоторые представления о качестве его игры. Бабангида был креативным полузащитником, взрывным на первых метрах и по-настоящему одаренным в искусстве паса. И все же, несмотря на 42 гола в 110 матчах за вторую команду «Барселоны», он так и не пробился в первую команду. В 2004 году он окончательно покинул Барселону, отправившись на Украину – в «Металлург Донецк».

Так что же произошло? Похоже, что отправной точкой стал Луи ван Гал, который тренировал «Барселону» между 1997 и 2000 годами, а затем вернулся в сезон 2002/03. Между тем ни Лоренсо Серра Феррер, ни Карлес Рексач не продержались достаточно долго, чтобы оказать заметное влияние.

«Ван Гал действительно верит в молодых игроков», – объясняет Бабангида. – «Но он очень жесткий парень, и он был слишком строг».

В каком смысле строгий? «Он пытался контролировать все, что происходило в раздевалке и за ее пределами. Я помню, когда тренировался с первой командой, ван Гал выучил мелодию звонка на моем телефоне и на телефонах других игроков, и если мой вдруг срабатывал, ван Гал просто сходил с ума. Он повторял: "Зачем ты пытаешься пронести телефон? Почему этот человек звонит тебе?" Я был молод, и мне приходилось мириться с этим. Он очень жесткий человек».

На поле многие креативные игроки на протяжении многих лет говорили о чувстве тревоги и сдержанности из-за размеренного стиля игры ван Гала. Школьный подход и прозаическая игра во владение мячом могут подорвать уверенность игроков.

Реклама 18+

Аднан Янузай, бывший игрок «Манчестер Юнайтед», однажды рассказал, каково это, играть под руководством ван Гала: «Если футболист слишком много думает на поле, это не приводит ни к чему хорошему. В вашей игре должен быть инстинкт. Когда мяч приходил к нам, нам приходилось останавливаться и думать: "Что мы будем с ним делать? Я ведь не могу потерять мяч"».

Бабангида страдал аналогично. Он объясняет: «С ван Галом вы действительно значительно улучшаете свои навыки, потому что он хочет, чтобы все было идеально. Он не приемлет, когда вы совершаете много ошибок в игре, и это заставляет вас трудиться. Каждому тренеру в своей команде нравятся отличники, но, учитывая стиль ван Гала, не думаю, что ему нравятся игроки, которые перебрасывают мяч через голкипера или применяют дриблинг слишком часто. Он любит игроков, действующих попроще».

Несмотря на оговорки ван Гала, звезда Бабангиды продолжала расти летом 1998 года. В возрасте 15 лет он присоединился к тренеру в предсезонном туре по Нидерландам, и товарищи по команде быстро оценили его талант. Для Бабангиды это было резкое повышение.

«Я помню, что в то время каждому африканскому мальчику было трудно жить в Европе. Я приехал в Барселону и был единственным чернокожим во всей академии. У меня были проблемы с языком: я был один, а испанские дети не говорили по-английски. У меня был личный учитель языка, но это было непросто: "О, он приехал из далекой Африки, так что это будет сложнее". Даже некоторым игрокам из Испании было тяжело. Андресу Иньесте было труднее, чем мне. Его семья приезжала в Барселону из Альбасете, а когда они уезжали, он всегда плакал, и нам приходилось говорить ему: "Успокойся, все в порядке". Дело было не только во мне. Я помню, что вся семья Пепе Рейны постоянно навещала его, и тогда ему становилось грустно. Моя большая семья никогда не приезжала в Барселону, только иногда мой брат».

«Я наблюдал за тренировками первой команды, вживую смотрел игры на «Камп Ноу». И вот однажды мне сказали: "Завтра не опаздывай, ты тренируешься с первой командой". Той ночью было трудно заснуть, зная, что я собираюсь тренироваться с Ривалдо и Луишем Фигу».

«Мне было страшно входить в раздевалку. Однако Фигу подошел ко мне и сказал: "Привет, Аруна!" Он уже слышал обо мне, потому что обо мне писали во всех газетах. Страшно ли было бороться с ними? Я же не играю в отборе! Это они должны были попытаться справиться со мной. Я помню, что уже был на тренировке команды, когда такие защитники как Серджи и Мигель Анхель Надаль сказали мне: "Аруна, поверь мне, если ты будешь бегать сегодня и не отдавать пасы, мы будем играть грубо. Так что возьми мяч и не забывай про гребаные передачи"».

«Мой же стиль был: передай мяч мне в ноги, и тогда мы заиграем. Все тренеры говорили полузащитникам: "Возьмите мяч и отдайте его Аруне". Я верил в свой дриблинг».

Если его слова звучат высокомерно в печати, то следует сказать, что по телефону они более ироничны. И всё же он не скрывает веры в себя.

«Когда я впервые попал на предсезонку, мы пришли в раздевалку, и нам сказали, что нужно быть в аэропорту в 16:00. После тренировки каждому игроку «Барселоны» выдали конверт, в котором лежали наличные. Это был бонус для тренировочного лагеря. Я открыл его и увидел много песет. Я такой: "Ух ты, что это такое?" Фигу наблюдал за мной. Он подошел и сказал: "Пойдем со мной, у тебя есть счет в банке?" Он отвез меня в банк La Caixa, чтобы внести деньги на счет. Кажется, он считал, что я буду глуп с этим. Я оставил немного в кармане, после чего он отвез меня в аэропорт. Я никогда не видел таких денег».

«Во время предсезонных матчей я был в газетах каждый день... я... этот молодой африканский мальчик. В последнем матче, который мы проводили, счет был 0-0, а ван Гал говорил, что я не сыграю. Но шла 80-я минута, и ван Гал сказал, чтобы я выходил, не разминаясь. Я забил решающий мяч, и началось сумасшествие. Раздавались вопросы: "Аруна получит шанс? Не осложнит ли это жизнь Фигу?"»

Как выяснилось, Бабангида не побеспокоит Фигу. После «Барселоны Б» наибольшее количество матчей в лиге за один клуб (54) он проведет в цветах кипрского «Аполлона Лимасола». В немецком клубе «Майнц» его больше всего запомнят по игре, которую он не сможет посетить, чем по нескольким выступлениям, в которых он примет участие за два года.

«Томас Тухель, главный тренер ПСЖ, был в то время вторым тренером. Он сказал: "Ты не играешь за первую команду, но завтра у тебя игра за дубль в такое-то время". Так что я сказал "ОК". Затем место и время встречи изменились, а мне никто ничего не сообщил».

«Я жил в отеле очень близко к месту назначения. Мне звонят и спрашивают: "Ты где?!" Я взял свои вещи и побежал на стадион, но опоздал. И это попало в газеты. Я был дико зол, потому что всё исказили, предполагая, что я опоздал. Это была дерьмовая история! И не правда!»

Реклама 18+

В «Олимпиакосе» он добился большего успеха, воссоединившись с бразильцем Ривалдо. «Я всегда считал, что с моим стилем игры мне нужны очень сильные партнеры, играющие в очень хороший футбол. Это не так просто, когда вы покидаете «Барселону». Вы не найдете игроков такого же уровня. Это другой способ мышления».

«Выбор Украины был немного безумным. Когда я уезжал из Барселоны, у меня было несколько предложений из Франции от моего агента, но в то время я был не доволен им. И поехал в Донецк. Затем я отправился в «Олимпиакос». Люди не могли понять, как я попал из «Барселоны» на Украину. «Олимпиакос» пригласил меня на предсезонный турнир в Валенсию. Ривалдо уже был там в то время, и он сказал представителям «Олимпиакоса»: "Он отличный игрок! Подпишите его, подпишите его". Я приехал туда, и в первой же игре... счет был 1-1, я вышел на 15 минут, обыграл вратаря и забил. На следующий день мы проиграли 2-3 «Удинезе», но я забил два мяча. Меня подписали».

Бабангида недавно встречался со своим бывшим партнером по академии – Иньестой

Оглядывался ли Бабангида когда-нибудь назад, задумывался ли он, что сам мог быть проблемой, а не тренеры или стиль игры? «Конечно, когда ты молод, у тебя в голове столько всего происходит. Но я всегда возвращаюсь мыслями к своему просмотру в «Барселоне»: они решили, что хотят меня заполучить всего лишь после 20 минут наблюдения за моей игрой».

«Я всегда верил, что стану игроком первой команды «Барселоны», и так думал не только я. Я забивал или ассистировал в большинстве матчей за команду «Б». В своей первой игре против «Осасуны» я забил два гола и отдал результативную передачу на Луиса Гарсию, который потом играл за «Ливерпуль».

«Все говорили обо мне, но подходящего случая так и не представилось. Я всегда слышал от других людей, что мне не повезло. В каждом сезоне я был лучшим игроком в составе «Барселоны Б». Я забивал больше всех, но всегда было одно и то же - я так и не получил своего шанса. Я хотел бы узнать от одного из тренеров настоящую причину, потому что мне никто никогда ничего не говорил».

«Я действительно считаю, что с другим тренером все могло быть иначе. На все 100 процентов. Если бы это были Гвардиола или Луис Энрике, и не потому, что они знали меня лично. Они верят в талантливых и молодых игроков. Не имеет значения, кто находится в первой команде, если он не так хорош, как вы, он не будет играть. В мое время было не так. Вам нужен кто-то, кто верит в вас и доверяет вам».

Оригинал: https://theathletic.com/1699829/2020/03/26/unwritten-haruna-babangida-barcelona/