13 мин.

Обучение на футбольного тренера в Германии: детский курс, категория С

Продолжаю рассказывать о своем опыте получения тренерской лицензии в Германии, и в этой статье подробно остановлюсь на первой обязательной специализации. Если Вы впервые зашли в этот блог, то можно прочитать про базовую информацию о категории Grassroots и обязательный курсздесь, а про немецкие тренерские категорииздесь.

Вообще, я первоначально не планировал посещать курс для детей, но на взрослый курс не набралось необходимое количество человек, а закрыть оба курса я хотел до конца ноября, ведь после этого я уезжал домой в Россию на почти 2 месяца. Пришлось регистрироваться буквально перед курсом, и поэтому, к сожалению, я не успел подать документы на возмещение рабочих дней работодателю от министерства спорта Гессена (напомню, что правительство Германии поощряет подготовку детских и юношеских тренеров и возмещает 10 рабочих дней в году тренерам на свое обучение). В любом случае, мой отпуск был забронирован на ноябрь и 5 дней не играли уже такой большой роли.

Детский курс проходил в главном пункте поддержки (Stützpunkt) федерации футбола Гессена в Грюнберге - маленьком городке в 80 километрах от Франкфурта-на-Майне. Грюнберг в основном известен именно благодаря этому месту. По сути это спортивная база с четырьмя полями (на данный момент полностью функционировало лишь одно, с искусственным газоном), на первом этаже которой располагаются учебные комнаты, несколько спортивных залов и сауна, а на втором этаже находятся комнаты, где живут спортсмены и тренеры.

Соседним зданием от базы находился отель, в котором можно было жить в одноместном номере, но за дополнительную плату в 45 или 60 евро за ночь, в зависимости от уровня комфорта номера. Я решил жить в обычном двухместном номере в здании самой базы и делить комнату с кем-то из сокурсников. Забегая заранее, мне повезло, и так совпало, что оба курса (и детский, и юношеский, который я проходил неделей позже) я жил с одним и тем же человеком, с которым мы нашли много общих интересов, отчасти потому, что мы были одними из самых молодых на курсе и оба недавно окончили (а Леонард продолжает учиться и сейчас во второй магистратуре) университет.

Вот так выглядела комната, в которой мы жили:

В практически каждой из двухместных комнат была своя ванная комната, но на первом курсе мы заселились достаточно поздно, и нам досталась одна из четырех комнат с общим душем и туалетом. Но в итоге это не вызвало никаких неудобств, хотя на втором курсе у нас была полноценная комната и было все-таки немножко приятнее.

Курс длился практически 5 полных дней -  с утра понедельника по полдень пятницы. Нашим лектором был Кристоф Либих - 38-летний тренер из Гессена, имеющий опыт тренерства юношеских команд Унион Берлина (U19 и U17), а также различных юношеских сборных Гессена (U18, U16 и U15). В 2018 году он получил высшую тренерскую категорию Fussball Lehrer (немецкая UEFA Pro License), пройдя курс вместе с Димитрисом Граммозисом (нынешний тренер Дармштадта 98), Лукасом Квасниоком (бывший тренер и спортивный директор Карл-Цайсс Йены), а также Робертом Клаусом (ассистент Юлиана Нагельсманна в РБ Лейпциг) и Маркусом Крёше (спортивный директор РБ Лейпциг). Подробнее про выпуск 2018 года можно почитать здесь.

Весь курс был посвящен только детскому футболу - категориям Bambini, F и E - то есть, детям до 11 лет. Построен он был следующим образом: вся наша группа (21 человек) была разделена на 6 групп, и каждой из групп была дана определенная тема для подготовки теоретической и практических частей. Теоретическая часть включала в себя презентацию на 10-15 минут с последующим ее обсуждением, практическая же предполагала проведение полноценной тренировки с упором на одну из определенных компетенций. Каждая группа занимала половину учебного дня, поэтому со вторника по четверг у нас было стабильно по 2 тренировки каждый день. Первый же день был более ознакомительный и организационный: знакомство, рассказ о структуре курса, повторение пройденного материала из базового курса, а также первая ознакомительная тренировка. Повторение пройденного материала было очень кстати, так как люди приходили с разных базовых курсов (в принципе курсы можно проходить как на базе в Грюнберге, так и в других футбольных клубах Гессена, в зависимости от района региона) и было видно, что более полные знания были у людей, прошедший 5-дневный курс в Грюнберге. Я проходил вечерний курс в 40 километрах от Франкфурта, поэтому узнал несколько новых вещей из двух часов повторения.

Группа была достаточно разнородная, как по возрасту, так и по роду занятий участников. Средний возраст находился в районе 35-40 лет, ведь в основном в детские тренеры идут родители детей, желающих заниматься футболом. На этот раз я не был младше всех: в нашей группе был 19-летний парень, который параллельно учится на фитнес-тренера и до травмы играл в футбол. Мой сосед по комнате (его зовут Леонард, и ему тоже 26), до сих пор играет в одной из Крайслиг, учится в университете Марбурга в своей второй магистратуре, а также проводит различные детские лагеря, где обучает детей футболу, причем проводятся они отдельно от DFB. Также был еще один интересный участник, приехавший уже во второй раз из Гонконга на тренерские курсы, но с ним я выложу отдельное интервью, так как его история действительно интересная и необычная. Добавлю интереса тем, что он играл в юношеской команде Франкфуртского Айнтрахта в то время, когда там играл Юрген Клопп. Остальные же участники курса работают в разных сферах - банки, логистика, кулинария, перевозки. На детском курсе были участники, которые так же, как и я, не имели опыта игры в футбол, но нас таких было всего 5 человек. В практических тренировках можно было участвовать по желанию, но обычно играли все, кто мог играть, правда, каждый день кто-то травмировался.

Помимо этого, на курсе было организовано трехразовое питание и кормили там, надо сказать, достаточно прилично, пусть выбор был и не очень разнообразным, но достаточным, чтобы наесться. Единственный минус - напитки не были включены в стоимость курса, поэтому приходилось либо покупать кофе / чай / напитки на месте, либо наливать себе воду в кулере заранее, но это, конечно, мелочи.

Моя группа выступала самой последней в четверг вечером. Выбор тем был достаточно широким - упражнения на пасы низом / дриблинг / прием мяча для разных возрастных групп до коммуникации с родителями / футбольными федерациями / клубами. Для нашей группы теоретической темой было сравнение дифференцированного обучения и методов Курвера, а практической была отработка техники ударов для детей группы E. Я был ответственен за теоретическую часть (так как упомянул, что занимаюсь анализом футбольных данных и на меня спихнули теорию) и немного помогал по практической.

Если говорить вкратце, то дифференцированное обучение и методы Курвера - два разных концепта подготовки молодых игроков. Методы Курвера названы в честь Вила Курвера, голландского игрока и тренера, который придумал их в противовес методам подготовки Ринуса Михельса. Михельс придерживался концепции, что все развитие игровых навыков в футболе происходит из уличного футбола (так называемое Zeister-Vision), в то время как Курвер предложил свою иерархию футбольных навыков и утверждал, что самое эффективное обучение происходит через многократное повторение того или иного упражнения, способствующего развитию этого навыка. Бавария, Манчестер Юнайтед и Аякс использовали эту концепцию в создании системы своих тренировок в 80-х и 90-х годах. Подробнее прочитать про методы Курвера можно вот здесь.

Концепция дифференцированного обучения была придумана профессором Вольфгангом Шольхорном, и его основная идея заключалась в том, что каждое движение в футболе индивидуально и уникально, и отклонения от устоявшихся "правильных" движений абсолютно нормальны. Более того, в самом учебном процессе приветствуется допускать эти отклонения, чтобы нервная система ребенка была готова к разным ситуациям на поле. Подробнее про методы немецкого ученого из Майнца можно прочитать тут, а тут можно посмотреть презентацию, которую наша группа использовала на курсе.

В моей группе было два других немца, которые тренируют уже не первый год, и которые очень сильно помогли как с языковой точки зрения, так и с объяснением, как нужно проводить тренировки и как следует вести себя с детьми. На данный момент я никого не тренирую, но начну это делать в следующем феврале, когда уже буду иметь лицензию и перееду в Берлин.

Вообще, в соответствии с методологией, которую продвигает DFB, структура тренировки состоит из пяти основных частей:

  • Базовая разминка (общие разогревочные упражнения с мячом / без мяча, бег ABC, 

  • Специальная разминка (разминочные упражнения с упором на отрабатываемый элемент)

  • Основная часть 1 (упражнение на элемент без соперника, но только в детском футболе)

  • Основная часть 2 (игровое упражнение на элемент с соперником, сложнее основной части 1)

  • Закрывающая игра (зачастую с модификациями для закрепления пройденного элемента)

 Длительность тренировки зависит от возрастной группы: самые младшие дети (5-7 лет)  тренируются 60 минут, дети до 11 лет могут тренироваться чуть дольше - до 80 минут. Мы проводили тренировки по 90 минут и адаптировали размеры тренировочного поля для взрослых, так как нам самим нужно было повторять упражнения. В итоге, каждый участник группы проводил одну или две части тренировки, и в конце занятия Кристоф давал каждому из тренеров советы и указания. Из-за плохой погоды на улице почти все тренировки были в зале, хотя одна из групп провела свою тренировку на улице на искусственном поле. 

Каждая из групп планировала тренировку для 12 детей, так как на экзамене нужно будет провести тренировку для именно такого количества футболистов. Вначале экзаменуемый презентует все 5 частей тренировки перед экзаменаторами устно и только потом допускается до поля, причем фактически нужно провести только два основных упражнения. Это делается в целях экономии времени, так как за один день 4 экзаменатора принимают 10 человек. 

Остановлюсь поподробнее на каждой из частей тренировки, проведенной нашей группой:

Базовая разминка:

Всё очень просто - бег ABC без мяча / с мячом, дриблинг в кругу, пасы низом и дропкики в парах.

Время выполнения: 10 минут

Специальная разминка:

Это и следующее упражнение проводятся на половине поля, ограниченной шириной штрафной площади. 12 игроков делятся на 2 команды по 5+1. Первые игроки начинают движение от фишек (можно поставить отдельно пасующего игрока и меняться), проводят мяч вправо, затем после 1-2 касаний бьют с правой (левой) ноги. После 5 минут команды меняются сторонами / меняют бьющую ногу.

Время выполнения: 10 минут

Основная часть 1:

Упражнение начинает игрок у флажка, отдает пас свободному игроку в штрафной площади, тот в свою очередь отдает пас сокоманднику, находящемуся в ситуации 1 на 1. Задача - забить гол ударом (можно после дриблинга). После каждого удара игроки меняются позициями (шестой свободный игрок стоит за игроком у флажка, на первоначальной позиции).

Время выполнения: 15 минут

Основная часть 2:

Ворота второй команды пододвигаются чуть ближе - на линию, перпендикулярную пиковой точке половины центрального круга . Область игры делится на 6 зон - 2 равных больших зоны шириной в штрафную площадь и 4 боковых зоны шириной поменьше. Проводится игра 6 на 6 с условием, что в боковых зонах (1 + 5, 3 + 6) играет по одному игроку с каждой команды, в центральных (2 + 4) же по три. Очки за гол назначаются следующим образом (на примере команды синих, для красных наоборот): из зон 4, 5, 6 - 1 очко, из зон 1, 2, 3 - 3 очка.

Время выполнения: 15 минут

Игровая часть:

Простая игра 6 на 6 с тремя воротами - одни большие (по центру) и двое маленьких. Можно заменить большие ворота на ворота для игры в футзале.

Время выполнения: 15 минут

В сумме чистое время упражнений составляет примерно 65 минут, можно немного увеличить основные части, а также не забывать про паузы на питьё и объяснение упражнений.

Картинки с упражнениями можно создавать онлайн - DFB создал специальный бесплатный онлайн-тул, который достаточно часто используют тренеры. С ним нужно немного поразбираться, но вообще всё очень интуитивно и просто.

Помимо основного обучения, практически каждый вечер можно было посещать другие мероприятия, проходящие в спортивной школе. В первый вечер мы посетили тренировку лучших игроков из местных футбольных клубов. Так как Грюнберг является центральным пунктом поддержки футболистов в Гессене, каждую неделю туда приезжают группы футболистов, отобранных тренерами, где их просматривают сотрудники центра и затем могут направить в команду более сильного клуба.

На следующий день мы смотрели, как проходит практическая часть теста на следующую категорию - категорию B. Практическая часть длится 30 минут, в течение этого времени участники должны выполнить комплекс упражнений на разные футбольные компетенции (дриблинг, пасы, навесы, удары, дропкик, игра головой, чеканка мяча), а также отыграть пробную игру на 7 минут.

Перед практической частью участники теста должны ответить на один теоретический вопрос за 15 минут. Тренеру из Гонконга разрешили пройти тест, учитывая обстоятельства его прилета издалека и он рассказал, что его попросили рассказать о причинах успеха Мёнхенгладбахской Боруссии в этом сезоне. То есть, вопросы могут быть не обязательно про теоретические и практические концепты тренерства, а на знание немецкого футбола.

В среду моя группа готовила презентацию и тренировку, а в четверг мы посетилипрактическую часть экзамена для тренеров юношеских команд. К сожалению, нам не разрешили подходить слишком близко к полю, чтобы не отвлекать своим присутствием тренеров и их детей, но пара тренеров, за которой мы наблюдали, в итоге сдала экзамен. Один из них рассказал, что вообще на экзамен даже можно привести часть своей команды, которую ты тренируешь, если ты сможешь договориться с детьми и их родителями.

В пятницу мы написали итоговый тест, который не оценивался, но позволял понять, насколько ты усвоил курс и над чем нужно еще поработать перед экзаменом.

Очень сложно вместить всю информацию с 5-дневного курса в одну статью, поскольку ее было действительно много, и я уверен, что спустя месяц после курса уже что-то позабыл. Поэтому специально для этого я создал свой телеграм-канал "Laptop Coach", в котором буду довыкладывать некоторые заметки и наблюдения с тренерских курсов, а также выложу все материалы, которые у меня есть и которые я оцифровал перед поездкой в Россию. Помимо этого, там будут некоторые мысли по проделываемой мной аналитике и анализу данных, информация о тренерских курсах и моем личном тренерстве, опыту посещения разных стадионов и многое другое. Обзорные статьи будут в любом случае примерно с той же периодичностью все так же выходить здесь.

Если у Вас есть какие-либо вопросы, то задавайте их в комментариях или же в чате телеграм-канала. Также подписывайтесь на блог и читайте его английскую версию на ksstats.com.