4 мин.

«Играем дуру или ухо оторву!». Как иностранный тренер руководит женской сборной России

И еще много замечательных историй про женскую сборную России на чемпионате Европы.

Лето. Франция. Чемпионат Европы. Женский. Это на одной чаше весов. ФИБА-Европа, холодрыга и захолустье на другой. В любом случае плюсов куда больше, чем минусов. Потому и количество российских журналистов при желании способно заполнить любую из пустующих трибун в первый день Евробаскета.  И у каждого есть набор заголовков, которые осторожно упакованы в чемодан вместе с кедами и футболками. Город Ванн на севере Франции, где российская сборная проводит групповой этап, дает шикарную возможность для жонглирования банальностями. «Россия утонула в Ванне» – на случай поражения. «Корстин в Ванне» – если вдруг Илона будет решать. Или – «Шампанское в Ванне» –  к первому месту в группе. Потом-то сборная едет в Лилль. И там будет сложнее. И с заголовками в том числе. Мы же надеемся, что «сЛиллись» так и останется в черновиках, правда?

Итак, первый официальный матч новой сборной. И вот тут ожиданий прям целый список. Впервые у нас тренер иностранец. Новая сборная. Илона Корстин будет играть первого номера, а команда снова зависит от натурализованного игрока.

Ожидания разрушились в первый же день пребывания на Евробаскете. Новая сборная, по факту это 9 тех, кто был на Олимпиаде в Лондоне. Тренер иностранец по-английски-то говорить не умеет. Альфредас Вайнаускас, пусть и литовец, но комбинации придумывает совсем не прибалтийские. В тайм-аутах было отчетливо слышно «играем дуру»! А если не пойдет, «дерем ухо». Но первое место личного хит-парада – «кричим зону, играем лично! Мы их запутаем!».

Если бы Вайнаускас не сказал бы этого, клянусь, я бы соврал, что так оно и было! Но тренер лишь развел руками: Так ведь сработало же. Испанки к нам подготовились, плюс девушки нервничать начали. Надо было расслабить их и встряхнуть. Смогли вернуться в игру, что-то наладить. Пусть в итоге и не хватило совсем чуть-чуть.

- Спасибо за откровенность, но это не все, тренер. Зачем вы разыгрываете «дуру» и «тянете ухо»?

– Слушайте, ну мы же не роботы! Комбинация есть, а как ее назвать, дело десятое. Лишь бы во время игры можно было быстро скомандовать быстро. Играем «дуру», потому что это весело и снимает напряжение. Есть еще «ухо» и «коза». Тут важнее, чтобы взаимодействия работали.

- Принс откровенно избегает борьбы, бережет себя в защите и, в целом-то, процентов на 50 «отрабатывает».

– Да она же после травмы, почти не тренировалась. Но она нужна нам. От нее есть агрессия, будут очки. И мне надо было ее задействовать. Пусть и в таком состоянии.

- Вы хотите сказать, что даже половина реальной Принс лучше, чем без нее совсем?

– Полагаю, так. У нас ведь нет разыгрывающих. Да и сама Принс больше второй номер, скоррер. Но мы играем без чистого плеймекера. Илону Корстин вынуждено задвигаем на ту позицию, на которой она никогда не играла. В этом есть проблема, и с этим ничего не поделаешь. Нам нужна Принс даже такая. Может быть, я передержал ее на паркете, но у нее был шанс вытащить игру. Сегодня не получилось, но ее заигрывать надо.

В целом, Вайнаускас создает впечатление приятного специалиста. То, что про него говорят девушки, что он сам говорит и делает, внушает оптимизм. Более того, создается впечатление, что в команде ему доверяют. И пусть, он осторожно начинает уже говорить про место в шестерке и путевку на чемпионат мира (Тренер, это только первая игра, рано соломку стелить!), но все же. Скорее оптимизм.

А вот структура ФИБА-Европа оптимизма не заслуживает. Уже который год ФИБА такая фиба. Одна ущербность организации на другой, и еще одна появляется. На этот раз организаторы Евробаскета переплюнули сами себя. В календаре лето, на улице во время матча +15 и прохладный ветер пронизывает через открытые двери местного дворца спорта. К тому времени, когда сборная России пытается спастись в этом фантастическом матче, спускаясь с «-18» до минус двух, в пресс-ложе уже все промерзли на сквозняке и оглохли от искусственного шума установленных колонок. На паркете жара, а мне чертовски холодно. Только в последнюю минуту Испания добывает победу (30 очков от Альбы Торренс совсем космос), а россиянки понимают, что, провалив игру, едва не спаслись. Идут в микс-зону со смешанными чувствами. И оказываются на улице…

Новую форму можно выжимать (куда только подевались эти по-дурацки милые завитушки от Боско?), послематчевые интервью проходят на улице. К третьему вопросу Илона Корстин подмерзает, после четвертого покрывается мурашками, а к пятому уже откровенно стучит зубами от холода. Но успевает сказать, что «так играть в защите нельзя», что «Принс далека от идеала, но всем надо адаптироваться к «номинальному лидеру», что жалко играть с Испанией в зарубу в первом же матче.

Кто только додумался устроить микс-зону в шатре на улице?

И еще один камень в огород ФИБА-Европы. Самый важный. Любители соцсетей и инстаграммов поняли, что официальный отель чемпионата Европы не может работать отдельно от интернета. Самая красивая команда чемпионата не может выкладывать свои фотки в сеть. А это едва ли не главный резон следить за Евробаскетом. Завтра пойду с фотиком. И буду делать лук. Восстановлю справедливость.