8 мин.

Путь на дно. Хроника падения «Лидс Юнайтед»

Похоже, он действительно проклятый.

В 1919 году футбольный клуб «Лидс Сити» обанкротился и прекратил существование. История циклична, и через 85 лет судьбу своих праотцов практически повторил «Лидс Юнайтед». И если потеря «Сити» сквозь года особых сожалений не вызывает, то падение и дальнейшее прозябание в низших дивизионах «белых», имеющих в своей трофейной комнате не только внутренние, но и яркие международные победы, можно без преувеличения назвать драмой европейского футбола.

За агонией «Лидса» пристально наблюдала вся мировая общественность. Неужели никто не придет на помощь? Имена потенциальных инвесторов со всех уголков планеты не сходили с полос британских газет, а Его Высочество принц Бахрейна Абдурахман ибн Мубарак даже помог материально, как выяснилось, любимому клубу, щедро погасив десятую часть долгов. Но этим вклад и ограничился- богатые арабские шейхи ещё только присматривались к футбольному бизнесу, и не готовы были рисковать, выкупая акции не слишком привлекательного актива.

Пока руководство Премьер-лиги терпеливо ждало спасения «белых», все оттягивая процедуру банкротства, в марте появилась надежда в лице финансовой компании во главе с Джеральдом Крэснером. «Я пришёл всерьёз и надолго»- заявил Крэснер на пресс-конференции, после своего избрания на пост председателя правления клуба. Кажется, на «Элланд Роуд» облегченно выдохнули, ведь он пообещал наконец привести в порядок дела клуба и реструктуризировать гигантский долг в 100 миллионов фунтов, пусть и не сразу, а за 3-4 года. Долговая яма «Лидсу» вроде как больше не грозила. В отличие от вылета из Премьер-Лиги. 

Бойер

А ведь ещё совсем недавно, буквально пару лет назад, «Лидс Юнайтед» считался вполне преуспевающим клубом, достойно конкурирующим с «МЮ» и «Арсеналом». А про их яркие еврокубковые кампании и вспоминать не стоит. Что же случилось?

В 1996 году президент клуба, его сиятельство граф Хервуд (личность, надо сказать, весьма таинственная) назначил председателем правления преуспевающего бизнесмена Питера Ридсдейла. Финансист, биржевой игрок Ридсдейл не был посторонним для клуба. Болельщик «Лидса» с детства, постоянный обладатель сезонного абонемента взялся за дело с энтузиазмом.

Ридсдейл пошёл на определённый риск, доверив пост менеджера Дэвиду О’Лири, не имевшему опыта работы на таком уровне. И не прогадал. Ирландец долго играл за «Арсенал», но заканчивать свою карьеру приехал как раз в «Лидс», а затем стал ассистентом Джорджа Грэма. Когда в 98 году Грэм ушёл в «Тоттенхем», О’Лири получил шанс и им воспользовался. В короткий срок крепкий середняк «Юнайтед» сумел сделать рывок наверх- работа собственной академии и грамотная кадровая политика стали слагаемыми успеха. 

Кьюэлл

Ридсдейл, постепенно ставший главным акционером, в начале своей клубной деятельности зарекомендовал себя вполне рачительным шефом. Роскошных покупок «Лидс» не совершал- несколько парней из молодежной команды, в Австралии нашли одаренного школьника Харри Кьюэлла, в скромном «Чарльтоне»- Ли Бойера и Дэнни Миллза. Из «Боавишты» привезли суринамца Джимми, уже впоследствии ставшего знаменитым страйкером Хасселбайнком. В клубе существовало четкое разделение обязанностей- непосредственно за тренировочный процесс отвечал О’Лири, Ридсдейл вёл трансферы и координировал работу всего клуба. Все шло, как по маслу.

Первому тревожному звонку никто не придал особого значения. Летом 99-го вдруг громко хлопнул дверью Хасселбайнк, уехавший в «Атлетико Мадрид». «Мне перестала нравиться моя зарплата в «Лидсе». Там не смогли удовлетворить мои потребности»,— заявил бывший кумир «Элланд Роуд», которого фанаты тут же окрестили не слишком оригинально- «Иудой». Но команда продолжала прогрессировать, а Алан Смит, Кьюэлл, Ли Бойер и Вудгейт довольно быстро выдвинулись в число лидеров. 

Джимми

И постепенно столь осторожному Ридсдейлу стало изменять чувство меры. Контракты практически всех игроков основы стали пересматриваться в пользу повышения. Немалые средства были запущены в покупку футболистов высокого класса- Рио Фердинанда, Бриджеса, Видуки, Фаулера, Робби Кина, Сета Джонсона, Дакура, Даррена Хаккерби и других, но далеко не все приобретения клуба стали себя оправдывать. Часто менялись спонсоры. Кроме того, босс продолжал активную игру на бирже. И тут грянул гром.

Высокие зарплаты всего состава, общие затраты и дорогие покупки,которые не смогли быть покрыты доходами от Лиги Чемпионов. Истекающие контракты со спонсорами, а в завершение еще и неудачи на бирже. Казна растаяла, как мартовский снег.

«Разговоры о нашем финансовом неблагополучии являются вымыслами. «Лидс» крепко стоит на ногах. Конечно, мы не можем себе позволить делать то, что «МЮ» или «Арсенал», у них покровители высшего уровня. А у нас я за все плачу из своего кармана»,— говорил Ридсдейл осенью 2001-го. Но британские таблоиды не были бы собой, если бы сразу не раскопали, что не все так радушно, как подаётся- в клубе начались задержки зарплат и премиальных. Футболисты все чаще начинали выражать недовольство, и «Лидс» остановился в развитии- в феврале 2002 года наступил длительный игровой спад, который затем вылился в итоговое 5 место в таблице и, как следствие, пролету мимо жизненно необходимых лигочемпионских бонусов.

Фаулер

В ту самую пору и состоялась первая акция фанатов против Питера Ридсдейла. Он попытался успокоить протестующих, но толпа уличила председателя во лжи и вообще едва не сорвалась. Хорошо, Дэвид О’Лири, чей авторитет у болельщиков всегда был высок, вступился за босса. И вот после этого случая между тренером и руководителем как будто пробежала чёрная кошка- Ридсдейл затаил обиду на О’Лири, чья популярность у масс стала бить по рейтингу председателя. С тех пор, некогда единый кулак разделился для фанатов «Лидса» на положительного Дэвида О’Лири и отрицательного Питера Ридсдейла.

Долги тем временем росли и росли, к лету 2002-го достигнув устрашающей отметки в 79,8 миллионов. Утаить это было невозможно, и пришлось решаться на крайнюю меру- распродажу игроков. Что, разумеется, никак не могло понравиться главному тренеру, строившему команду не один год. Первым ушёл Рио- О’Лири узнал об этом в вечернем выпуске спортивных новостей. Стало ясно- пора готовиться к худшему сценарию. В скором времени Дэвид О’Лири был отправлен в отставку, чуть позже сумев-таки добиться выплаты неустойки за разрыв контракта через суд.

На пост главного тренера заступил Терри Венейблс, лучшие футбольные годы которого уже явно были позади. Менеджер-ветеран, он не смог удержать команду на прежнем уровне, не найдя взаимопонимания с ведущими игроками и упустив раздевалку. Деньги, вырученные от продажи Фердинанда всех финансовых проблем не решили, и расставание с футболистами продолжилось- свой обходной в спешке подписали Фаулер и Кин, которых отдали по дешевке (всего 13 миллионов в сумме за двоих), недолго продержались и Бойер с Вудгейтом, а Дакур зимой уехал в «Рому». 

Кин

Фанаты, успевшие привыкнуть к яркой игре своих любимцев, равнодушными в такой ситуации остаться не могли. Все зло для них персонифицировалось в образе плотного седого человека, которого ещё несколько лет назад они готовы были носить на руках. В адрес Питера Ридсдейла посыпались угрозы, на которые он стойко отвечал: «Меня не запугать. Я никуда не уйду».

Запугали. И Ридсдейл ушёл. Полиция графства Йоркшир в ходе расследования обнаружила счёт, на который перечислялись средства на киллера для председателя. Что интересно, там набежала сумма, достаточная для финансирования целого отряда наемников. Учредителями счета оказались простые студенты, фаны «Лидса». Ридсдейла это ничуть не развеселило, и он подал в отставку.

Новым председателем правления стал дедушка-профессор Джон Маккензи, а Питер Рид, чуть раньше сменив Венейблса, помог выжить клубу в Премьер-Лиге, заняв итоговое 15 место. Межсезонье выдалось веселым. Кьюэлла, у которого через год истекал контракт, пришлось отдать «Ливерпулю», чтобы выручить хоть что-то. Денег не было, а дыры в составе затыкать надо было спешно. Пришлось довольствоваться либо бесплатными игроками, либо арендованными. Так в команде оказалась целая россыпь интересных персонажей: французы Зумана Камара, Дидье Доми и арендованный у «Марселя» нападающий Сирил Шапюи, который впоследствии сыграет лишь 1 матч в Премьер-лиге, африканцы Саломон Олембе и Ламин Сако из того же «Марселя», покинувший «Челси» Джоди Моррис и Джермейн Пеннант, подававший большие надежды у Венгера. Главным же подписанием кампании стал чемпион мира, так до конца и не оправившийся после тяжелой травмы, бразилец из «Милана» Роке Жуниор. Самый титулованный из всей приехавшей братии, он и провалился громче всех- в тех редких матчах, что выходил на поле, постоянно привозил голы, заимев на «Элланд Роуд» емкое прозвище «Катастрофа». В зимнее окно он уехал в «Сиену»- «Лидс» отказался дальше платить ему по 10 тысяч фунтов в неделю. Из всех новичков стабильно в основном составе заиграл лишь Пеннант. 

Лидс

Сама команда выглядела обреченной в большинстве матчей сезона. Недолго продержался и Рид, в ноябре его заменил Эдди Грэй, бывший ассистент О’Лири. Он попытался перестроить игру, перейдя на схему 4-5-1 со Смитом, Домиником Маттео и Дэвидом Бэтти в центре, юркими Милнером и Пеннантом по краям и Видукой впереди. Но это не помогло- команда была слишком сырой. Как итог 19 место в таблице и закономерный вылет «Лидса».

Казалось, это не надолго и он скоро вернется. Ведь вылетать, а затем победно возвращаться «Юнайтед» не впервой. Пусть Робинсон, Харт и Смит, боровшиеся до последнего, все-таки разошлись кто-куда, зато остались опытные Лукас Радебе, Гари Келли и Эрик Бакке, а вместо Милнера вот-вот должен был засверкать свежий продукт академии Аарон Леннон... Так ведь?

«Лидс», мы до сих пор ждём.