11 мин.

Самые впечатляющие вратарские перфомансы из 2000-ых

Касильяс и его первый финал в 19 лет

Икер Касильяс

Начиная свой первый сезон в основной команде третьим и самым неочевидным выбором на позицию голкипера, Икер окончательно начал набирать свой рейтинг с ноября, когда в Мадриде стартовала эра Дель Боске. И пусть в обойме дон располагал опытным Иллгнером, чемпионом мира и неоднократно лучшим вратарем Европы, который пусть похоже уже и пережил свои лучшие годы, к тому же испытывал проблемы с травмами, но был безусловным авторитетом и аргентинцем Биссари, выписанным клубом в летнее межсезонье с родины из “Расинга” (к слову, Альбано до сих пор трудоустроен в Серии А), Дель Боске вопреки этому начал с упорством ставить на игры тогда ещё неизвестного широкому кругу таланта, в свитере под номером 27 с длинными рукавами, которые он всегда норовил закасать или вовсе обрезать. «Икер всегда напоминает мне, как я отругал его из-за того, что он постоянно обрезал рукава его игрового свитера. Я не помню этот случай, но я уверен, что так и было. Мне казалось, что голкиперу неправильно играть с короткими рукавами. Быть может потому, что я был старомоден. Однажды я также сказал Гути, что, поскольку он такой хороший футболист и приятный парень, почему бы ему не расстаться со своими длинными волосами? И он ответил, что пострижет волосы, как только я сбрею свои усы. И он был прав. Я не должен был лезть в эти вопросы»,— смеясь, вспоминал дон Висенте. Сам сезон для “Реала” складывался натужно, лишь встраивались в состав Эльгера и Сальгадо, а звездные Анелька и Макманаман никак не могли обрести себя. В итоге пятое место в Ла-Лиге (аккурат между “Сарагосой” и “Алавесом”) и вылет в полуфинале Кубка Короля от “Эспаньола”. В ЛЧ тоже не все гладко: выход из второго группового этапа обеспечило лишь преимущество личных встреч с киевским “Динамо”. В плей-офф же случился тот самый финт Редондо, дубль Рауля в “Театре Мечты” и, наконец, пару важных голов в ворота “Баварии” в ответственный момент сообразил Анелька. На финал в Париж “Реал” ехал совсем не фаворитом, ведь соперником была яркая “Валенсия”, разгромившая в плей-офф “Лацио” и “Барсу”, и вообще проводившая более ровный и качественный сезон. Но сам матч перевернул все расклады, ведь Мадрид сопернику не дал создать практически ничего. Да, у самого Касильяса работы было не сказать, что слишком много, но он был парнем, несколько дней назад справившим свои девятнадцать, а теперь, отстояв насухо, поднимающим один из главных футбольных кубков над головой. Эта карьера явно обещала быть большой. 

Иллгнер и Касильяс

По завершении сезона Биссари и Иллгнер смогли конкурировать между собой лишь за позицию второго номера, а вскоре оба и вовсе покинули клуб. Спустя годы, немец делился: «Смешная история, которую я помню об Икере, касается того, что однажды, когда Бернабеу пел ему: «IIIIIIIIIIIIIker, IIIIIIIIIIIIker, IIIIIIIIIIIIker», я спросил его, ревнует ли он, что весь стадион поет мое имя:«Illllllllllllllllggner, Illllllllllllllllgner, Illllllllllllllllgner». С того времени я был только на скамейке, а он в старте».

 

Тольдо и тишина в Нидерландах

Франческо Тольдо

Перед стартом домашнего Евро, менеджер сборной Нидерландов Франк Райкаард пообещал, что он будет оставлять восемь игроков практиковать пенальти после каждой тренировки: «Если ты берёшь хороший разгон и посылаешь мяч прямо в угол с нужной скоростью, у голкипера не будет шансов. Это тренируется. Я не хочу вылетать из-за незабитых пенальти». После того, как Тольдо взял три в матче и послематчевой серии, а ещё две попытки были смазаны Клюйвертом и Стамом, Райкаард с горечью отметил: «Мы тренировали эти удары практически каждый день, но игра показала, что пенальти- это всегда нечто особенное. И это не наша сильная сторона».

Франк Де Бур, за день до полуфинала оставшийся после основного занятия, чтобы 40 раз пробить с точки с закрытыми глазами, в игре не забил оба свои подхода. Перед первой попыткой его смутил рьяный протест итальянского голкипера против назначения пенальти. За несколько дней до этого Де Бур забил пенальти Чехии, ударив в удобный для себя левый угол. 2 года назад, против Бразилии на ЧМ, он исполнил тоже самое. «Я должен был бить также итальянцам, но в последнюю секунду я изменил решение. Тренировка мне не помогла. Я подумал, что Тольдо видел мои предыдущие пенальти, и эта мысль засела у меня в голове». Перед второй попыткой, уже в серии послематчевых одиннадцатиметровых, его брат-близнец Рональд, просидевший весь матч в резерве, посоветовал ударить сильно по центру. «Перед вторым ударом я даже не нервничал. Но Тольдо превратил это в игру. Он подмигнул мне. Но на этот раз у меня не было сомнений, я хотел сказать ему: «Да, ты знаешь куда я буду бить, ну и пусть». Де Бур подмигнул в ответ, и ударил прямо по центру, но ударил недостаточно сильно, и Тольдо остановил летящий мяч ногой. 

Расстроенные голландцы

После матча Италия ненадолго смогла отвлечься от трёх последних кошмаров на Кубках мира, а на опустевшей “Амстердам-Арене” Франческо был счастлив и немногословен: «Они могли атаковать наши ворота целый день, но они бы все равно не забили».

 

Кан и слезы Канисареса

Кан и Кили Гонсалес

На “Сан-Сиро” встречались два клуба, каждый из которых проиграл по финалу ЛЧ в последние два сезона. Сам матч с игровой точки зрения получился просто катастрофическим, а главным действующим лицом вечера до серии одиннадцатиметровых оставался судья Дик Йол, который за 90 минут три раза указывал на точку, при этом два раза явно по надуманному поводу. За все 45 предыдущих финалов турнира такого не случалось ни разу, максимум один пенальти, да и тот последний раз поставили в 85 году “Ювентусу”. Но это все стало неинтересно по истечении 120 минут, потому что послематчевая серия стала тем шоу, ради которого все собрались, главной звездой которого выступил зверь Кан. Он был настолько заряжен и буквально накидывался на мяч, что “Валенсии” не помог ни промах Пауло Сержио, ни мастерство Канисареса, отыгравшего очень сильно, но все же недостаточно, чтобы забрать Кубок. 

«Я думаю это был пик этой команды. Если бы мы не выиграли в Милане в 2001 году, я думаю, что дальше это сделать было бы сложнее, потому что наши топ-игроки: Эффенберг, Элбер и Лизаразю как раз тогда находились в своей лучшей форме. Это был последний шанс для нашего поколения. Ощущения от выигрыша титула, ощущения сразу после незабитого или отраженного пенальти- это те моменты, которые никогда не забудутся. Само празднование- это весело, но это не то, что запоминается», - рассказывал Кан официальному сайту УЕФА. «Я помню, когда мы выиграли пенальти, Канисарес лег на линию ворот и начал плакать. Я знал, что он чувствовал, поскольку сам испытал нечто подобное в 1999 году». 

Канисарес

Сам Сантьяго позже признавался, что рана так и не зажила, а единственным утешением стало то, что он уже выигрывал ЛЧ в составе “Реала” в сезоне 97/98, пусть и будучи сменщиком Боде Иллгнера: «Я даже не знаю, говорил ли что-то Кан. Я был в шоке, задаваясь вопросом, можно ли отмотать время назад и перебить наш последний пенальти. В этот момент ничего больше не имело значения. Я вырос с мечтой о победе в Лиге Чемпионов».

 

Нигматуллин и переигровка в Инсбруке

Руслан Нигматуллин

Даже австрийцы, наверное, подавая протест, не надеялись на такой исход дела. Ну, подумаешь, протест! Ведь никогда прежде матчи из-за судейской ошибки не переигрывались. Однако КДК УЕФА, основываясь лишь на аргументах одной заинтересованной стороны, что противоречит всем правилам, на экстренном заседании постановил: ответный матч должен быть переигран. В конце августа Апелляционный комитет УЕФА рассмотрел апелляцию “Локомотива” и подтвердил абсурдный вердикт, странности которому добавило решение сохранить в силе все наказания, вынесенные судьей Марио ван дер Энде (при  отменённом результате игры!). Таким образом, так и не удаленный в Инсбруке Руслан Пименов лишился возможности помочь команде в переигровке. 

Пименов: «Вообще за что все это: карточка, переигровка, моя дисквалификация? Если возвращаться к тому злополучному моменту, то начинать надо с вопроса: с чьей стороны фол-то был? Я помню все до мелочей. Лоськов делал передачу, я набегал и бил. Причём соперника вообще не видел-сил мало оставалось, и концентрацию, наверное потерял. Смотрел то на мяч, то на ворота. Если бы был судьей и давал в этом эпизоде фол, то дал бы его в другую сторону. Австриец летел в меня прямой ногой. Если бы попал в опорную - все, травма... Мы упали оба, подбежали доктора, стали над нами колдовать. Меня привели в порядок, я увидел Володю Маминова: он разговаривал с судьей. И тут ван дер Энде показывает карточку. Я даже не понял, кому он вынес предупреждение».

Ну а что случилось дальше, погожим сентябрьским вечером при 15 тысячах свидетелей на стадионе в Инсбруке, лишний раз описывать даже не стоит. Кто-то называет это «матчем жизни» Нигматуллина, кто-то — лучшей отдельно взятой игрой голкиперов за все время просмотра футбола, а кто-то и сожалеет, ведь тогда казалось, что это не просто матч квалификации, а только начало чего-то большего, старт успешной и длинной карьеры. 

Вот что в интервью “Спорт-Экспрессу” по следам того матча говорил опытный коллега Руслана Станислав Черчесов, проведший весь матч на скамейке запасных “Тироля”, оказавшись в заявке на матч после длительного простоя в связи с травмой колена: «Я с Нигматуллиным знаком еще с 1995 года, со "Спартака". Тогда, помню, Руслан был очень расстроен своими неудачами. Я, как более опытный товарищ, попытался его успокоить. Сказал, что он молодой и перспективный и к тому же имеет возможность тренироваться в лучшем клубе страны. Что касается возникших проблем, то они не вечны. В принципе нельзя сказать, что мы тогда вместе много работали или я ему о чем-то подробно рассказывал. Мы просто часто гуляли вместе по Тарасовке. Разговаривали на житейские темы. Считаю, для молодого вратаря очень важно, когда с основным вратарем у него нет трений. Это помогает ему в росте мастерства.

Черчесов

Мы лишний раз убедились: он свое дело знает. Но вопрос, как он будет играть, если переберется, скажем, в Англию или Италию. Там у него будет серьезная конкуренция, он каждый день будет находиться под прессом. Там ты попадаешь в совсем другой мир».

 

Акинфеев и заклятие ворот на “Эмирэйтс”

Сеск промахивается по пустым воротам

Подходя к этой игре в четвертом туре у ЦСКА в активе было 7 очков и ещё надежная защита, а у Акинфеева- 5 подряд сухих матчей в ЛЧ, включая квалификацию против “Ружомберока” (в группе по 1:0 с “Гамбургом” и “Арсеналом” и 0:0 с “Порту”) и вцелом очень уверенная игра, с важными сэйвами во всех этих матчах. И если после стартового поединка в группе с португальцами впору было говорить, что ЦСКА чудом спасся от поражения, то теперь речь стоило вести не иначе как о промысле футбольного бога. И какими бы обидными ни казались слова Венгера о том, что “мы должны были громить их с разностью в шесть мячей”, нельзя было не признать правоту француза- такого издевательства над ЦСКА ранее видеть не доводилось. Более 20 шансов у Сеска, Анри, Ван Перси и Росицки. И с Акинфеевым здесь все понятно - ему трудно было остаться незамеченным, ведь практически все 90 минут мяч двигался около или в его штрафной. 

Но отдельно стоит упомянуть и о Леманне. Ведь что отличает одного из лучших от просто хорошего голкипера? Ты можешь весь матч отработать в прогулочном режиме, но в одном моменте ты включаешься на полную, и в нужную секунду спасаешь свою команду от большой сенсации. Так было в моменте с Вагнером. Исходя из того, как складывался матч, у бразильца не было шансов проявить себя - большую часть времени он фактически простоял, поскольку контратаки у армейцев отсутствовали как таковые. Однако в те редкие моменты встреч с мячом, он неизменно показывал топ-класс. И на излете часа игры, оставшись против Галласа, прокинул ему между ног и выскочил один на один с Леманном. И тут бы быть неминуемому голу, ведь немца он пробил, но вратарь сумел вовремя развернуться и накрыть ползущий в пустые ворота мяч, который Вагнер уже готов был добить в сетку. 

Венгер и Леманн

«Мы смотрели друг на друга и задавались вопросом, как мы не победили», —говорил после матча Тьерри Анри. У нас было столько моментов, чтобы забить, что в какой-то момент защитник ЦСКА сказал мне: “На поле есть только одна команда”. Но иногда и этого недостаточно, ведь в итоге мы чуть не проиграли эту игру». Игру, за которую Игорь до сих пор отдаёт дань футбольному богу. 

Кого-то не хватает? Пишите в комментариях. И, если понравился пост, подписывайтесь на блог- впереди много интересного.

Мастера штрафных из нулевых, которых вы могли забыть