10 мин.

Перевод беседы Массимилиано Амбези и Анжело Долфини: «Юдзуру придает прыжкам ощущение святости»

Предлагаю вашему вниманию свой перевод подкаста спортивных комментаторов Массимилиано Амбези и Анжело Долфини от 30 октября 2019 года; хоть запись и вышла после Skate Canada и до NHK Trophy, но, на мой взгляд, все же содержит некоторые интересные моменты, заслуживающие ознакомления.

Перевод с итал. на англ.: anjaheyheyhey

Перевод с англ. на рус.: Pamina

Source: incandescentlysilver

Ведущий: Семь дней назад вы сказали, что целью Юдзуру Ханю на данный момент является превзойти сумму в 300 баллов – в ответ Нейтану Чену и его результату на Skate America. Но я бы сказал, теперь мы все ближе к развязке. Массимилиано, между нами, вы сказали, что если это действительно случится, то баллы Ханю перевалят за 300 с хорошим запасом. Так и случилось. Почему вы были так уверены в этом?

Массимилиано: Я исходил из того, чего он достиг в середине сентября на Autumn Classic в канадском Оквилле. Поскольку несмотря на некоторые проблемы, пару ошибок, неприятные замечания от технических специалистов, необычно строгую судейскую бригаду и так далее… На том соревновании он доказал, что находится в хорошем состоянии на тот момент – середину сентября. На тренировках ему удавалось исполнить практически все, и соответственно, в следующие пять недель он должен был становиться не только сильнее с физической стороны, но и увереннее психологически. Помимо этого, мы следим за Ханю уже с 2008 года, когда он впервые принял участие в юниорском этапе Гран-при, состоявшемся в начале сентября в итальянском городе Мерано. За это время мы успели хорошо изучить язык его тела, стали лучше понимать Юдзуру. Поэтому я был твердо убежден, что порог в 300 баллов, и даже больше, ему покорится. Хотя признаю, 322 баллов я не ожидал. И вот тут он меня удивил, даже превзошел мои ожидания, ведь я рассчитывал на что-то около 310.

И я также хотел бы остановиться вот на чем: нет ничего плохого в том, что на турнире в Оквилле Ханю заработал всего 279 баллов. Если мы обратимся к результатам, полученных на всех соревнованиях этого сезона на текущий момент – Гран-при, челленджерах, турнирах группы B, – то увидим, что больше 279 баллов получил только Нейтан Чен на Skate America. И затем Юдзуру на Skate Canada. И больше никто не приблизился к 270. Совершенно ясно, что если результат в 279 баллов, как в Оквилле, так сильно разочаровывает Юдзуру, то это говорит только о его амбициях и совершенной убежденности в своих колоссальных возможностях. И даже тогда, на том соревновании, он показал себя на очень высоком уровне. Самосовершенствование Юдзуру и привело его к самому высокому результату этого сезона, который он получил на Skate Canada – второму в данном олимпийском цикле. Я считаю, что это только начало, потому что на Skate Canada Ханю выложился лишь на свои 80%. Вот когда Юдзуру сумеет выложиться на 100%, тогда мы и увидим все самое лучшее, что у него есть.

Source: Kyodo News

Анжело: Несомненно, то, что мы видели на Skate Canada, очень много значит, даже для самого Ханю, ведь это только начало сезона. Это лишь подтверждает то, о чем мы говорили – что он поразительно хорошо подготовлен, особенно если мы вспомним остальные выступления Юдзуру в это время года. Не будем забывать, что для Ханю победа на первом этапе Гран-при в сезоне – явление неожиданное и тем самым впечатляющее. Это уже не первый, а второй раз в карьере Юдзуру, когда он побеждает на самом первом этапе Гран-при. Мы привыкли видеть его на пике формы в той части сезона, которая следует с декабря. Нетрудно заметить, что ему пришлось в чем-то ускорить подготовку, но опыт и определенная зрелость позволили ему выступить на очень высоком уровне. Однако отметим, что хоть мы и ожидали его возвращения с улучшенными и отточенными программами, но сейчас в том, что он хотел нам продемонстрировать, он был близок к совершенству. Ведь и в короткой, и произвольной программах не было никаких грубых ошибок. Можно сказать, конечно, что была пара маленьких деталей в некоторых элементах, которые можно было бы улучшить с точки зрения GOE. Например, четверной риттбергер, которым он открывает произвольную, мог бы исполняться качественнее; то же самое можно сказать и о комбинации из короткой программы. Но опять же, для того, чтобы по-настоящему превзойти свои 322 балла, ему понадобится что-то еще, возможно, еще один четверной. Посмотрим, что он решит, будет ли он добавлять что-то в свою произвольную. Единственное, что приходит на ум – четверной лутц, возвращение которого, хоть и недолгое, мы наблюдали летом.

Массимилиано: Да, это тот прыжок, который нелегко вставить в программу, однако, судя по расстановке элементов в его произвольной программе, это он и планировал.

Анжело: Да.

Массимилиано: Я уверен, что короткая, выполненная без ошибок (пример которой мы видели на Skate Canada в четверг) заслуживает 115 баллов.

Анжело: Это так.

Массимилиано: Как минимум. Ведь то, что мы наблюдали, было абсолютным совершенством.

Анжело: Вообще, со стратегической точки зрения, я бы ничего не стал в ней менять, но это тебе уже известно.

Массимилиано: Да-да, мы довольно много об этом говорили, в том числе и в предыдущем эпизоде.

Анжело: Именно.

Массимилиано: Произвольная программа – учитывая ее техническое содержание, несомненно, самого высокого уровня, – оценивается практически на самые высокие GOE и могла бы легко дотянуть до 225 баллов. Таким образом, «идеальный Юдзуру» за обе программы наберет 340 баллов. 340 баллов – и исход турнира предрешен.

Source: The Asahi Shimbun

Если говорить об окончательных суммарных 320-325 баллах, то Нейтан Чен уже доказал, что может набрать столько же, если брать во внимание два последних чемпионата мира, на которых он откатывал безошибочно обе программы. У Ханю, которого мы видели на Skate Canada, тоже есть кое-какие тузы в рукаве, как ты и отмечал раннее.

Анжело: Не так много, правда.

Массимилианo: Не так много, да, но по его меркам достаточно. И там, на Skate Canada, он наконец-то получил ответы на все свои вопросы. Вот о чем он спрашивал себя: «Если я откатаю без ошибок, смогу ли я победить Нейтана Чена, зная, как сегодня работает система оценок?» У него не было ответа. И он нашел его на Skate Canada. Ведь он осознал, что, исполнив все на высшем уровне, сумеет заработать больше 323 баллов Нейтана Чена, которые поставили ему на чемпионате мира в Сайтаме.

Анжело: Это точно.

Массимилиано: Без каких-либо проблем.

Ведущий: Теперь я бы хотел остановиться на некоторых высказываниях Ханю, поскольку по окончанию соревнований он сделал несколько интересных заявлений. В особенности, он сказал, что, если бы все обернулось не так хорошо, как оно вышло в реальности, ему пришлось бы изменить композицию обеих программ, исключив большое количество связок. Что стоит за этим высказыванием Юдзуру?

Массимилиано: Очевидно, он блефует. Нет, конечно, учитывая его статус и высокое положение в спорте (а он обладает и тем, и другим, это не подлежит сомнению), это – послание самой системе (ISU). Ханю – спортсмен, который изучает правила досконально, до последней точки. И все его элементы расставлены таким образом, чтобы получить за них максимальные GOE. Если вы внимательно посмотрите на его исполнение сложнейшей комбинации 4T-1Eu-3F, он старается попасть точно в музыкальный такт. В какой-то момент кажется, будто он откладывает элемент, только чтобы выполнить его в такт. Чтобы получить GOE даже за критерий «соответствует музыке». И вот, будучи светилом фигурного катания и человеком, почитающим правила, он говорит себе: «Что ж, правила таковы. И я стараюсь уважать их настолько, насколько возможно, но поощрен ими не буду. Как такое может быть, что мои программы, богатые связками, не получают достаточно баллов? Как так получается, что мои элементы со связками на заходах и выездах, точно соответствующие критериям GOE, иногда не получают больше +3?».

Поэтому из-за всего этого у него были сомнения, которые развеялись после победы на Skate Canada. Он мог бы сделать это и раньше и тем самым оказать некоторое давление на техническую панель и судей, но он заявил об этом тогда, когда все уже закончилось, как настоящий джентльмен. Однако проблема остается. Ханю никогда не поменяет свою манеру катания. Он был точно таким же в тринадцать лет, на своем первом в жизни юниорском этапе Гран-при в Мерано. Я помню его таким: Юдзуру выходит на лед, разминается, делает два круга и – внезапно выполняет кораблик и двойной аксель высотой с борт. Тринадцать лет. А затем доделывает все остальное. На той разминке он показал самые разнообразные элементы. То был его дебют на Гран-при, он был ребенком, но даже тогда можно было видеть, как он отличается. Чем? Тем, что он умеет придавать прыжкам ощущение святости: прыжок не может существовать в «изоляции». Для него прыжок – это не 30 метров подготовки, толчок пальцем ноги и само исполнение – что бы это ни было, возьмем лутц, к примеру. Он «обогащает» свои прыжки – чем-то перед и чем-то после них. В этом психология его катания. Он никогда не сможет этого изменить. Он, конечно, может сказать: «Да, да, я буду все менять, так как не получаю достаточно баллов», но он не сможет этого сделать. Потому что таким он видит настоящее фигурное катание: насыщенным связками, переходами, сложными элементами. И в этом секрет его успеха.

Source: Kyodo News

Анжело: Да, помимо высокого качества, присущего его элементам, мы довольно часто, и не без удовольствия, упоминаем и прыжки Ханю, поскольку они уже стали своего рода его фирменным знаком. И также позволю себе заметить, что он уже сам по себе является воплощением того, что в GOE значится под словом «легкость» (Прим. перевод.: effortless – «без усилий»), особенно если брать во внимание его тройные аксели, четверной сальхов… Есть в нем эта естественность, гибкость, его движения перетекают из одного в другое. Благодаря всему этому он и стал иконой своего вида спорта, тем, кого мы могли бы назвать величайшим фигуристом всех времен. И все же, ярчайшие моменты его программ – не только прыжковые элементы. Он очень цельный фигурист, от дорожек шагов – трудных, замысловатых – до вращений, высокой сложности, высокого мастерства… В общих словах, он – всесторонне цельный фигурист. И это необходимо подчеркивать, об этом нельзя забывать, потому что то, что он нам предлагает – законченный, финальный, всесторонний продукт – программу без слабых мест, без пустот, которой можно наслаждаться от начала до конца.

Source: Kyodo News

Массимилиано: И сам остается человеком, как и все, со своими слабостями и преимуществами. Какую же слабость мы могли заметить у него до Skate Canada? Фактически на всех тренировках, и перед короткой, и перед произвольной он исполнял все довольно буднично, я бы сказал, на 80% безупречно. В том смысле, что шансы чистого исполнения были 8 к 10. Но сам он сомневался: «Смогу ли я также выступить на самих соревнованиях? Может, проблема в моем отношении к ним?» Вероятно, причина его уверенности и спокойствия перед произвольной программой заключалась в том, что короткая, в которой все было реализовано, не считая той комбинации – а тройной аксель вошел в историю, – стала для него неплохим стартом. И мы все видели результат. Так же я хотел бы еще раз вернуться к акселю, поскольку, по моему мнению, то был пример безупречного тройного акселя. Только в одном я сомневаюсь, и может, ты, Анжело, поможешь мне: что лучше, твиззл-тройной аксель-твиззл или кораблик-выкрюк-тройной аксель-кораблик?

Анжело: Ну, если исходить строго из соображений сложности, то я бы выбрал вариант с выкрюком, но еще вот что бы добавил: если говорить о музыке, а именно о композиции из короткой программы этого сезона, то я полностью за твиззлы, потому что тогда нам демонстрируется точное следование критерию «смешения» («blending») этих элементов с настроением, смыслами, которые дает эта музыка. Так что могу сказать, что выбор для короткой программы был верен и тщательно продуман. Очевидно же, что на этот вопрос нет правильного ответа, потому что с технической точки зрения оба эти захода – крайней степени сложности.

Благодарю, что дочитали!

До новых встреч,

Ваша Pamina

Source: ciaozhan