5 мин.

Опять в двойке. Почему второе место – успех для ЦСКА

Денис Романцов – о том, как Слуцкий третий год подряд выжал максимум из тех игроков, что у него были.

Среди тех, кто после игры тянулся к Роману Еременко, чей старший брат как раз из Ростова, был местный болельщик с желтым и голубым флагами. Один из них он подарил Еременко:

– Держи, Рома, это наш общий синий цвет.

Еременко скрутил флаг и пошел с ним в автобус.

За двадцать минут до этого Вернблум на излете нервного тайма сравнял счет, а Тошич помчался к тренерской скамейке. Ему и не нужно было ничего спрашивать, все и так понятно: Слуцкий вскочил и показал Тошичу два указательных пальца. Слуцкий потом признался, что о счете игры Краснодара узнал только после гола Вернблума. Матч закончился и тренеры ЦСКА окружили начальника команды Якунчикова, который по телефону следил за последними минутами игры в Химках. Слуцкий не мог устоять на месте и накручивал на газоне восьмерки. Ожидание длилось больше минуты – и, кажется, в это время Слуцкий нервничал даже больше, чем во втором тайме.

Когда все стало ясно, игроки и тренеры ЦСКА кинулись обниматься.

А потом стройной шеренгой двинулись к болельщикам.

Разморенный успехом, Слуцкий пришел к журналистам и закидал их вопросами про таблицу: кто вылетел? кто в стыках? кто четвертый? а остался бы «Ростов», если бы выиграл?

– Я очень люблю команду «Ростов» и не представляю ее вне премьер-лиги, – объяснил Слуцкий.

Бердыев пришел в другом настроении. Начал тихо, а потом вдруг резко повысил голос:

– Я менял Кангу, хорошо игравшего, потому что знал, что ему вторую желтую дадут. Просто знал. Видел, что судья убивает, а игроки ЦСКА Кангу провоцируют.

– Игнашевич должен был получать красную?

– Два раза. За пенальти и за фол в середине поля. А мне пришлось убирать лучшего нашего игрока, потому что судья его ловил. Что это за беспредел?

Если Бердыев прав, это, наверно, первый случай, когда судья, убивая команду, назначает пенальти в ее пользу – но и эмоции Бердыева можно понять.

ЦСКА теперь пробиваться в Лигу чемпионов через два квалификационных раунда, да и чемпионство команда потеряла, но характеристика сезона не описывается только двумя этими обстоятельствами. Нужно учитывать и другие:

1. ЦСКА – один из двух клубов премьер-лиги (второй – «Кубань»), по кому ударил не только финансовый кризис, но и украинский. В результате летом ЦСКА потратил на трансферы порядка 150 тысяч евро (да и те – только на Панченко), а зимой был вынужден не только продать Думбия, но и отпустить в Бразилию полезного в первых турах Витиньо, чтобы разгрузить зарплатную ведомость. На скамейке остались 19-летние Страннберг с Головиным (которым из-за травм лидеров приходилось выходить и в старте) и Панченко, забивший один мяч за весь сезон. Основной состав (лучших из неушедших) Слуцкий смог выставить только в мае. Результат – 14:3 в пяти играх. При этом более-менее равнозначная замена у Слуцкого есть только на двух позициях: левый защитник (Щенников) и центральный (Алексей Березуцкий), замена на всех остальных позициях приводила к ощутимой потере в качестве. ЦСКА вновь показал, что, когда нет травмированных и когда игры идут раз в неделю, команда становится практически непобедимой. Другое дело, что в прошлом году ЦСКА играл основой всю весну, а теперь – только май. Потому и результат похуже – на четыре очка меньше.

2. С приходом Натхо и Еременко ЦСКА отошел от прошлогодней модели, которая подразумевала в основном контратакующую игру с расчетом на быстрый выход из обороны (характерный эпизод – золотой гол Тошича-2014). С конца августа футбол ЦСКА стал намного более атакующим – команда обычно атаковала по сути всемером с подключением обоих крайних защитников, в экстренных же случаях, когда нужно было отыгрываться во втором тайме, вперед шли и Вернблум с Василием Березуцкий, а сзади оставались только Акинфеев с Игнашевичем. Отсюда и семь крупных побед (восьмая, над «Торпедо», была одержана еще до Натхо с Еременко, да и то, по большому счету, благодаря решению судьи наказать «Торпедо» не только пенальти, но и удалением Рыкова). Но в этом доминирующем футболе хватало минусов – он не работал с командами, не уступающими ЦСКА в классе атакующих игроков («Зенит» и «Динамо»). К тому же обе игры с «Зенитом» ЦСКА начинал как раз осторожно, в прошлогоднем стиле, а, пропуская, не находил в себе сил отыграться.

И все-таки:

– ЦСКА потерял двух лидеров – Эльма на весь сезон, а Думбия на вторую половину, но у команды не случилось резкого отката назад, как было, например, в 2009 году, когда после ухода Газзаева и почти всех бразильцев ЦСКА плюхнулся на пятое место. Наоборот, Слуцкий третий год подряд выжал из тех, кто у него есть, максимум – другое дело, что в этот раз этого не хватило, чтобы опередить «Зенит».

– ЦСКА не в состоянии платить за новых игроков столько, сколько «Спартак» – за Промеса, давать новичкам такие зарплаты, как «Динамо» – Вальбуэне, у него нет трех опытных центральных нападающих, как у «Локомотива», и нет даже двух, как у «Краснодара», при этом ЦСКА выше всех этих клубов в таблице.

И это главное.

Фото: Gettyimages.ru/Epsilon; РИА Новости/Анна Фиаловская