7 мин.

Шота с чем-то. Как «Касымпаша» покоряет турецкий футбол

Репортаж Дениса Романцова из Стамбула, где Сенияд Ибричич совершил невероятное – сыграл здорово и забил, – а «Касымпаша» одержал волевую победу над «Галатасараем»

Один из лучших игроков Европы подцепил мяч в шквалистой атаке, развернутой нигерийцем Калу Уче, двинулся в центр и пальнул в дальний от Муслеры угол – 1:1. Ибричич проводил за «Касымпашу» первый матч после перехода из «Газиантепспора», и гол в ворота чемпиона завел боснийца настолько, что он сорвал со стопы правую бутсу и понесся с ней к тренерской скамейке, где растворился в объятиях Шоты Арвеладзе и его ассистентов. Когда кутеж у скамейки «Касымпаши» поутих и футболисты потрусили на свою половину поля, судья Йылдырым озадаченно приостановил Ибричича – давать желтую принято за снятую футболку, а как карать за бутсу он, кажется, не знал. В итоге дело ограничилось вербальной профилактикой, но свою карточку Сенияд все-таки получил – уже после перерыва.

Чтобы воочию убедиться, что Ибричич все-таки умеет вдохновенно играть в футбол, действительно стоит выбраться в один из старейших районов европейской части Стамбула, к северо-востоку от Золотого Рога. Обаятельный стадион на 15 тысяч радикально реконструирован семь лет назад и носит имя Реджепа Тайипа Эрдогана, действующего премьер-министра Турции и выходца из Касымпаши. Три из четырех трибун вплотную примыкают к полю, что позволяло особо пылким болельщикам «Касымпаши» прицельно плевать в спину защитника «Галатасарая» Сабри, бросавшего аут, и одновременно снимать это на видео.

Турецкие болельщики вообще как-то мистически воздействуют на игроков. Представьте себе: идет разминка, игроки выполняют ускорения на противоположной фанатам половине поля под присмотром тренера по физподготовке. И тут трибуна начинает поочередно скандировать их имена: сначала «Калу Уче!». Калу выскакивает из шеренги разминающихся и несется к фанатскому сектору, перманентно похлопывая себя по сердцу. Сближаясь с сектором, Калу бравурным кулачным жестом провоцирует троекратное «Оле!» и обменивается аплодисментами с болельщиками. Когда Калу возвращается к партнерам, фанаты начинают звать Эрнста и тот тоже бежит к ним через полполя. И так – полкоманды по очереди.

Еще одна колоритная особенность стадиона «Эрдоган» заключается в том, что оба фанатских сектора («Касымпаши» и гостей) умещаются на одной трибуне и разделяются только небольшой зоной отчуждения, на которую, правда, все равно как-то пробираются немногочисленные болельщики хозяев. Фанаты «Галатасарая» (главным образом – группировка UltrAslan), разумеется, забили до отказа отведенный им сектор, а их заводящие все полтора часа игрового времени умудрялись стоять на оградительных решетках – как и положено, спиной к полю. Уже в первом тайме с гостевого сектора прилетела петарда. Видимо, как раз под такие случаи перед трибуной обоих фанатских конфессий предусмотрен небольшой пятачок, но занятно то, что эта свалка петард и другого трибунного мусора по совместительству служит еще и зоной для разминающихся футболистов.

«Касымпаша» – детище влиятельного бизнесмена Зафера Йылдырыма – самый бойко растущий клуб Турции. Глава крупной туристической компании в свое время владел акциями «Бешикташа», а в мае прошлого года решил основательно вложиться в «Касымпашу». Еще год назад клуб с 93-летней тусклой историей обитал в первой лиге, затем через переходные матчи пробился в высшую, подписал двух звездных свободных агентов (Андреаса Исакссона с Фабианом Эрнстом), купил у «Эспаньола» Калу Уче, в октябре позвал тренером Роя Кина, а когда тот отказался – нанял Шоту Арвеладзе, который в первый же год самостоятельной тренерской работы сенсационно занял шестое место с «Кайсериспором». В сентябре «Касымпаша» разделался на своем поле с «Фенербахче» (2:0), а в середине ноября – уже с Арвеладзе – поднялся на третье место, но постепенно сполз на менее престижное, но все равно достойное для дебютанта девятое.

Оба тайма Шота Арвеладзе провел на ногах – за исключением тех мгновений, когда он подпрыгивал от радости или ярости и висел на шее своего помощника Жан-Жака Нидербурга после финального свистка. Словосочетание «живет игрой» не вполне емко описывает поведение Шоты у бровки. Арвеладзе, например, хватал бутылку с водой, самостоятельно вычислял, кому именно из игроков нужно было смочить горло, и импульсивным жестом выманивал того с центра поля. Во всех остальных случаях Арвеладзе тоже сам подносит футболистам питье – во всех клубах мира этим занимаются администраторы или массажисты, но Шота использует эти мгновения еще и для того, чтобы дать своим игрокам новые указания.

Калу Уче действует в «Касымпаше» там, где прославился Арвеладзе-игрок, в центре нападения – в первом круге нигериец забил девять мячей, но в игре с «Галатасараем» сыграл скорее страстно, чем эффективно, пару раз едва не травмировав уругвайского вратаря Муслеру. Соотечественник Муслеры – Табаре Виудес – пять лет назад практически незаметно скатался в «Милан», а затем, помыкавшись между родиной и Мексикой, всплыл в «Касымпаше». В Турции правый вингер Виудес тоже не имел стабильного места в основе, пока на Кубок Африки не уехал анголец Джалма. Табаре вышел в старте против чемпиона и здорово провел первый тайм, вымотав на бровке Альберта Риеру (да, он почему-то играл защитника), а после перерыва забил необычайной красоты гол в дальнюю девятку, который оказался победным.

Пятничным вечером уругваец забивал уругвайцу, а швед – шведу. Форвард «Галатасарая» Юхан Элмандер поразил ворота Исакссона, подставив в штрафной ногу под удар Хамита Алтынтопа (забавно, что и он, и левый защитник «Галатасарая» Хакан Балта указаны дотошными составителями программки к матчу как представители Германии, хотя всю сознательную жизнь играли за сборную Турции). Поведя в счете, команда Терима как-то поубавила агрессию и не сумела встрепенуться, когда «Касымпаша» отыгралась. Пока «Галатасарай» дожидается трансфера Уэсли Снейдера, его атаки разруливает лучший распасовщик прошлого турецкого сезона Сельчук Инан, которого в середине поля подстраховывал Фелипе Мело. Передачи Сельчука из глубины поля на фланги всякий раз создавали напряжение в защите «Касымпаши», но инертность нападающих – Элмандера и Бурака Йилмаза – не давала этому напряжению должного развития.

«Галатасарай» уступил впервые с середины ноября (а с тех пор он играл, в частности, с «МЮ»), а «Касымпаша» с того же самого времени впервые победила. Наверное, именно так дерби и становятся принципиальными. «Касымпаше» почти сто лет от роду, но в Суперлиге она проводит восьмой сезон и только наращивает мускулатуру. Шота Арвеладзе прививает команде агрессивный и порывистый атакующий стиль, игроки на характере вырывают победы у двух сильнейших команд страны, а болельщики своей страстью и драйвом убеждают, что вполне соответствуют возросшим амбициям клуба.

Игра «Касымпаши» с «Галатасараем» вместила в себя все атрибуты разгорающегося дерби: и петарды, и выстрелы из ракетницы, и едкие переклички между фанатскими секторами, и изумительные голы, и брутальные стычки, и ломанный сюжет, но сразу после финального свистка случилось и непредвиденное: на поле выбежал болельщик. Было ему лет пять и, кажется, только поэтому он смог проскочить мимо стюарда и ускакать так далеко. Достигнув первого же игрока «Касымпаши», юный стрикер победоносно потряс перед ним кулаками и смиренно поднялся на руки отца, прибежавшего вслед. «Касымпаша» – ребенок по меркам Суперлиги – поднялся после победы над «Галатасараем» на пятое место.