9 мин.

Класико жанра

Вчера Этторе Мессина расторг контракт с мадридским «Реалом». Самое время вспомнить одно из самых сокрушительных поражений итальянца на посту тренера королевского клуба. Денис Романцов в блоге La Strada рассказывает о предновогоднем баскетбольном класико и всем, что ему предшествовало.

В апреле 2009-го мне довелось посмотреть на работу Этторе изнутри. Посты в блоге, игровая запальчивость – это, как ни крути, внешние проявления. Совсем другое дело – матч, на котором даже фотосъемка запрещена. Там нет места артистизму и выверенным формулировкам, а строгий костюм заменяет спортивный.

Дело было так. В канун берлинского Финала четырех у армейцев нежданно нарисовались спарринги с турецким «Эфесом» – две товарищеские игры в Москве, первая из которых должна была пройти без зрителей в атмосфере строжайшей секретности. Как раз на эти числа у пресс-атташе ЦСКА Николая Цынкевича была запланирована интригующая поездка в Минск, и он попросил меня подменить его на пару дней: ну, то есть посидеть с важным видом в кабинете пресс-атташе и написать об игре для клубного сайта. Отказать я никак не мог – все-таки уезжал Коля не куда-нибудь, а на собственную свадьбу.

Сажая Планинича на скамейку, Мессина буквально утопил его в потоке брани, и все бы ничего, если бы Зоран смолчал – но он выдал в ответ серию еще более ядреных ругательств

Первая, засекреченная игра как раз и стала самым захватывающим эпизодом моей двухдневной армейской службы. Поскольку на трибунах не было ни одной живой души, мне, расположившемуся прямо за скамейкой, ничего не стоило расслышать абсолютно все диалоги Мессины с игроками. Этторе совершенно не скрывал своей разочарованности Виктором Кейру, по-итальянски выговаривал Лорбеку, все время требовал большего от Кауна, разочарованно вздыхая «Саша, Саша», и совсем уж взбеленился после какой-то неряшливости Планинича. Сажая хорвата на скамейку, Мессина буквально утопил его в потоке брани, и все бы ничего, если бы Зоран смолчал – но он выдал в ответ серию еще более ядреных ругательств. Спортивными разногласиями там и не пахло – конфликт протекал на уровне болельщиков из разных стран, случайно пересекшихся накануне еврокубкового матча. Яростно, с обилием незатейливых английских сквернословий и с отчаяньем людей, которые никогда больше в жизни не встретятся. ЦСКА дважды обыграл «Эфес», но с лица Этторе не сходила тревожная сосредоточенность.

Как позже выяснилось, то был закат армейской карьеры Мессины. Через несколько недель он снова проиграл Желько Обрадовичу в финале, а по окончании сезона покинул Москву ради работы в Испании.

27 декабря 2010-го я тоже променял Москву на Испанию. Поскольку год назад мне пришлось работать с 29 декабря по 2 января, в этот раз я все-таки позволил себе полноценные новогодние каникулы и довольно легко заручился поддержкой большей части нашей московской редакции: Паши Копачева, Андрея Санталова и Леши Белова. В Барселону мы должны были лететь через Брюссель, но обледенение подмосковных проводов, обесточившее аэропорт Домодедово (далее – АД), слегка подпортило наш эпикурейский отпускной настрой.

Чтобы сдать багаж, его приходилось закидывать в грузовой лифт рядом со стойками регистрации АДа, свободных мест в АДу не было даже на полу, люди спали на винтовых лестницах между этажами, курили везде, где ни попадя, электронные табло АДа не работали, посадку объявляли энтузиасты из толпы (кто услышал – тот сел), а представитель Brussels Airlines на полном серьезе сообщал нам:

– В Брюсселе говорят, чтобы я не пускал в самолет транзитных пассажиров, у которых «сгорели» пересадки, поскольку их уже негде размещать.

Наш вылет задержался на 4-5 часов, еще час мы простояли в автобусе на взлетной полосе и минут сорок просидели в самолете, но по сравнению с теми, кто жил в московских аэропортах по несколько дней, ожидая рейсы, которые потом отменяли, мы, конечно, легко отделались. Тогда казалось, что ничего более ужасного в АДу произойти уже не может…

Ну а на следующий день мы уже вентилировали легкие средиземноморским бризом,

пробирались окольными тропами к Парку Гуэль,

удивляли аборигенов,

и встречали закат на пляже Барселонетты, где я не отказал себе в небольшой вечерней зарядке. Когда еще сделаешь это на берегу Средиземного моря.

Некогда рыбацкий район, Барселонетта естественным образом сделалась средоточием ресторанов с наилучшим выбором блюд из морепродуктов в городе. Опустошая в одном из них не то третью, не то четвертую бутылку сангрии за вечер, мы случайно наткнулись на выпуск новостей. Наше внимание привлек Этторе Мессина, невесть как оказавшийся на каталонском канале. Следующим в кадре промелькнул его коллега из «Барсы» Хави Паскуаль, и нам все стало ясно. Планируя отпуск, стоило, конечно, изучить не только футбольный календарь.

– Это мы удачно попали, – переглянулись мы с Андреем Санталовым и уже следующим вечером оказались на станции Collblanc, ближайшей к «Камп Ноу» и «Палау Блауграна», где играют баскетбольная, гандбольная, футзальная и хоккейная команды «Барселоны».

Народная гуща у касс насторожила лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении стало понятно, что большинство стоят за билетами в музей, почти все остальные тщатся попасть на игру с «Леванте», а баскетбольный дворец заполняется в основном за счет владельцев абонементов – но билеты на матч с «Реалом» в кассах все же остались. Нам с Сантой они достались за 21 евро – не так уж и много для одного из главных матчей европейского баскетбольного сезона.

Восьмитысячник, разумеется, заполнился до краев, причем буквально за десять минут (к 2013 году Россель обещает 12-тысячник – и с аншлагами там, уверен, тоже все будет в порядке). А вот за полчаса до начала встречи на трибунах было довольно просторно и можно было рассмотреть здешние баннеры,

и заодно отметить, что самый перспективный баскетболист Европы ниже меня на 5 сантиметров.

Как рассказал потом Саня Вишневский, болельщицкие выезды в Испании не приняты, потому и немудрено, что мадридский «Реал» встретили именно так:

Заглушить этот свист было просто некому.

Впервые в жизни прослушав Himno del Barça на баскетболе,

мы поучаствовали в перфомансе. Нам достались золотые листочки.

В Москве я не пропускаю домашних матчей ЦСКА и как-то привык к инертной публике, которая выдавливает из себя аплодисменты только после настоятельных просьб шоумена и не особо парится из-за того, что в зале слышны только гостевые фанаты. В Барселоне же публика не утихала ни на минуту и что самое удивительное – каждую замену (а вы представляете, сколько их случается в баскетболе) встречала точь-в-точь как на футболе. Стоя, аплодисментами.

В ходе берлинского Ф4 я уже видел нечто подобное на матче «Панатинаикос» – «Олимпиакос», но там-то вообще был сумасшедший дом (у греческих болельщиков на входе изымали все монеты, заменяя их специальными купонами, и всю игру фанаты только и делали, что грозили друг другу физической расправой, заставляя трибуны O2 Арены вибрировать), а тут – темпераментное, душевное боление.

Единственное разочарование – группа поддержки. В отличие от московских чирлидерш, заполняющих своими номерами абсолютно каждый тайм-аут, каталонские девочки появились на паркете лишь дважды – в перерывах между четвертями, а все остальное время бегали по трибунам и разбрасывали какие-то малополезные в быту подарки. Это, конечно, не дело.

Интрига в класико рассеялась еще до большого перерыва. Игра, по сути, стала баскетбольным римейком ноябрьских 5:0 на «Камп Ноу». «Реал» был смят в первой же четверти (минус 13) и большую часть матча почти не подавал признаков жизни. Даже несмотря на то что Рубио провел довольно средний матч, а Наварро травмировался по ходу встречи, «Барса» без проблем разделалась со своим главным антагонистом. Мессине «удружили» его бывшие подопечные – Моррис (12 очков) с Лорбеком (13), ну а безальтернативно лучшим игроком встречи стал словенский ветеран Яка Лакович, набравший 17 очков. «Реал» получил не только мощнейший психологический удар, но и оказался свергнут с первого места.

Где-то в третьей четверти я поймал себя на мысли, что этой игре не хватает не только интриги. Мессина – он вел себя совсем не так, как тогда, весной 2009-го. Не скрипел ботинками по паркету, не очень-то пререкался с судьями, сдержанно критиковал игроков. Вот уж от кого никак не ждешь пораженческого смирения. Я хоть и симпатизирую баскетбольной «Барсе» с тех пор, как побывал в Берлине в их раздевалке и познакомился со своим любимчиком Эрсаном Ильясовой, в тот раз сильно расстроился из-за неудачи Этторе. Долго грустить по такому поводу за сутки до Нового года было непозволительно, но сейчас те ощущения актуализировались.

Мне всегда казалось, что люди расстаются, только если уверены, что врозь заживут лучше. ЦСКА сменил уже четырех тренеров и впервые за 9 лет не попал даже в топ-16 Евролиги, а Мессина за полтора года работы в «Реале» так и не выиграл ни одного трофея, вылетев в прошлом году из полуфинала ACB и четвертьфинала Евролиги.

Интересно, Андрей Ватутин и Этторе все еще уверены, что будут счастливы порознь?