18 мин.

Ругает казахстанский менталитет, хочет на стажировку к Слуцкому и обращается к футболистам на «вы»: Ринат Алюетов – самый молодой тренер КПЛ

Откровенный разговор.

В начале 2021-го талдыкорганский «Жетысу» возглавил 31-летний Ринат Алюетов. Казахстанский футбол только привык к прогрессивным идеям Алексеям Шпилевского, как в лиге появился еще более молодой тренер.

Для многих он – загадка. Тренер чуть старше 30-ти, но уже работает в Премьер-лиге. Его «Жетысу» пока идет внизу таблицы, хотя часто удивляет зрелой и качественной игрой. Мы поговорили с Ринатом Муратовичем о его неожиданном появлении в казахстанском футболе и его подходах к работе. Из этого интервью вы узнаете:

  • Высказывание какой певицы тренер держит у себя в голове;

  • В чем главная проблема менталитета казахстанских футболистов;

  • Как заставить уважать себя ветеранов команды;

  • В чем уникальность нынешнего «Жетысу»;

  • Что он думает про нового тренера ЦСКА Григория Бабаяна.

«Многие тренеры не понимали моего назначения. Начались разговоры, что меня кто-то продвигает»

- Ринат Муратович, вы главный тренер в 31. Как так получилось? 

- Это стечение обстоятельств. Очень повлияло, что бюджет урезали. Многие топовые тренеры отказались от работы, которую здесь предлагали. А меня на тот момент уже пригласили в «Жетысу Б». Тогда Константин Горовенко ушел в «Шахтер» на повышение и нужен был тренер во вторую команду. Я в 30 лет оказался у руля «Жетысу Б» и мы дали результат: заняли второе место в своей группе. 

На следующий год директор предложил работу в Премьер-лиге с этой же молодежью. «Жетысу Б» расформировали, но директор не хотел расставаться с ребятами, потому что с ними работали несколько лет. Мы сохранили этот костяк, точечно усилившись парой футболистов. 

- Константина Горовенко назначили главным тренером, но затем все откатилось. Что произошло?

- У них был какой-то разговор с директором, но я у Кости даже не спрашивал про это. Но связь с Костей мы до сих пор поддерживаем, потому что вместе обучаемся на лицензию PRO. 

- До вашего прихода «Жетысу» тренировал Дмитрий Огай – легенда казахстанского тренерского цеха. Чему у него научились?

- Мы очень мало поработали вместе из-за карантина. Основа тренировалась и играла в Алматы, а мы находились в Талдыкоргане. Когда первая команда возвращалась, то мы уезжали в тур по другим городам. Из-за этого очень мало пересекались. Но могу сказать, что у него очень сильная дисциплина в команде, он очень требователен к своим футболистам, но при этом Дмитрий Алексеевич очень хороший тактик. 

- Как тренеры других команд Премьер-лиги отреагировали на ваше назначение?

- Многие не понимали этого, потому что у меня опыта вообще не было. Со стороны слышал, что даже начинались разговоры, что меня кто-то продвигает или что-то просят. Но при этом я практически единственный тренер в Казахстане, который прошел все стадии обучения и все стадии работы, начиная с детского футбола. Все категории тренерства, которые есть – я все прошел. Последние 10 лет я только и делал, что обучался у нас в техническом центре. 

- Как относитесь к такой реакции коллег?

- Это нормально, потому что мне сначала нужно завоевать авторитет в тренерском кругу. Недавно мы играли с «Каспием», Срджан Благоевич мне сказал: «Против тебя играть вдвойне интереснее. У тебя много тактических идей, вы практически никогда не повторяетесь и играете по-разному». 

После этого он предложил мне обмениваться опытом и идеями: рассказать, как мы готовились к игре друг против друга. Он мне покажет свой взгляд со стороны и свои идеи, я ему свои. Но я пока думаю. Он очень высоко оценил мою работу, сказав, что с теми ребятами, которые у меня есть, мы показываем неплохой футбол.

- А такой обмен опытом не может навредить? Ведь то, что вы показали, может быть использовано против вас в следующей игре.

- Мы же все учимся, и от такого обмена опытом станем только сильнее. Это заставит нас придумывать еще больше новых идей. Я думаю, что мы и дальше будем это практиковать и еще больше разговаривать. С ним приятно общаться, потому что мы много говорим о футболе. Как он мне говорит: «Я до последнего не знаю, как вы будете играть».

Такая же история была с Григорием Бабаяном. Он тоже сказал, что мы неплохо играем, но нам не хватает немного мастерства и опыта. И так практически с каждым тренером, против которого я играл. Любой подходил и говорил, что было интересно, потому что до этого они не знали меня вообще.

- Кого можете выделить из тренеров Премьер-лиги?

- Григорий Бабаян. Он сочетал в себе сплав молодости и опыта. Очень интересно смотреть, как он свой опыт переносит из одной команды в другую. Местами его команда не показывала интересного футбола, но все равно выигрывала. Он очень хорошо готовит ментально своих ребят. Также отмечу Благоевича из «Каспия». Его команда очень кропотливо относится к работе над своим футболом и не отходит от него.

- Из европейских тренеров кто-то нравится?

- Конечно, я слежу за Европой, но больше склоняюсь к реалиям, то есть к России. Очень интересно наблюдать за Слуцким. Хочу попробовать съездить к нему на стажировку, если они разрешат мне это сделать. Он мне очень импонирует как тренер, и мне очень нравится, как он работает со своими командами. 

- Заимствовали у него какие-то идеи?

- Кое-что брал. Когда мы были в Турции, мой тренер-аналитик даже съездил к нему на тренировку. У меня не получилось, к сожалению. Он посмотрел тренировочный процесс и был приятно удивлен. Некоторые вещи мы взяли себе на заметку.

«Я считал, что у наших футболистов есть и качество, и умение играть. Но понял, что у нас нет такого профессионализма, как в Европе»

- Если бы вы оказались в команде с более солидным бюджетом, то продолжили бы привлекать молодежь?

- Возраст 23-28 лет – это тот возраст, с которым я бы хотел работать. Возможно, плюс-минус два человека, которые будут старше 30 лет, но не больше. 

- Вы говорили, что хотите, чтобы в команде играли только казахстанские футболисты. Объясните?

- Когда я был далек от большого футбола, а наблюдал за ним со стороны, то всегда задавался вопросом: «Почему наши тренеры не дают казахстанским футболистам играть?» Я считал, что у наших футболистов есть и качество, и умение играть. Но когда оказался внутри этой кухни, то понял, что у нас нет такого профессионализма, как в Европе. 

Когда я впервые столкнулся с легионерами, то был поражен: они ни на минуту не останавливаются, стараются работать дополнительно. Они постоянно проводят индивидуальные тренировки, ходят в тренажерный зал. Они все время развиваются и совершенствуются.

У нас в Казахстане такого менталитета нет. Я не говорю за всех. Я говорю о тех, с кем сам смог поработать. И это очень влияет на развитие наших футболистов, которое мы имеем сейчас. Возможно, это идет с детского футбола, на уровне которого нужно закладывать профессионализм, отношение к тренировкам, желание выкладываться на полную. Так что я поменял свое мнение по этому поводу, когда лично столкнулся с иностранцами.

- С чем это связано?

- Это внутренний менталитет нашего футбола. Например, таких как Роналду, который усердно трудится, очень мало. Даже на уровне европейского футбола. Кто-то играет за счет таланта, кто-то продержится на высоком уровне два-три года, другие могут хорошо играть 10 лет. Все это время они будут усердно трудиться и работать над собой. У нас почему-то наоборот: как только мы добиваемся какого-то успеха, то останавливаемся в развитии. Мы считаем, что всего добились. Я очень много такого стал замечать у ребят: как только они чего-то добились, то перестают развиваться, хотя на самом деле они не добились еще ничего.

- В вашей команде есть такая проблема?

- Были пару человек таких, но эти люди сразу же перестали играть. Я им дал понять, что если они не будут развиваться, то я возьму других, которые будут хотеть это делать.

- А есть смысл такого игрока мотивировать?

- В этом сезоне у нас идет такой посыл, что мы хотим привлекать ребят из Талдыкоргана к тренировкам. Для них мотивация показать себя, чтобы попасть хотя бы в заявку на следующий матч. И у нас много таких ребят из Талдыкоргана и Алматинской области. Но, мне кажется, они до сих пор не понимают, какой им шанс выпал.

- Как вы мотивируете команду перед важной игрой? Что говорите им?

- Иногда эмоциональные речи наоборот мешают футболистам. Они могут перегореть на самом матче. Я больше склоняюсь к индивидуальным беседам. Если я вижу, что игрок не настроен на игру: волнуется или еще что-то, то стараюсь с ним поговорить. Непосредственно перед играми, мы собираемся в круг и обговариваем все моменты. Я не могу сказать, что я супермотиватор. Возможно, мне этому еще предстоит учиться. 

Я стараюсь разговаривать индивидуально: все вижу по глазам, по поведению. По разминке видно  – к кому мне нужно подойти, а кого даже не надо трогать.

- Кто-то из молодых футболистов уже заболел звездной болезнью?

- Они не могут заболеть этой болезнью, потому что до этого никогда не играли в Премьер-лиге. Когда ты еще ничего не показал и никак себя не проявил, у тебя в принципе не может ее появиться. Нельзя сказать, что кто-то из них закрепился и стабильно играет у нас в основе. Например, наш капитан Асхат Балтабеков дебютировал в Премьер-лиге в 27 лет. Он все прекрасно понимает. Какая еще нужна мотивация для человека, который в 27 лет оказался в высшей лиге?

«За последние пять лет в «Жетысу» не было задержки зарплаты ни на один день»

- Как часто вы читаете СМИ?

- Я вообще не слежу. Но мои коллеги, моя жена, иногда читают, и потом приходят ко мне: «Слушай, а тут про тебя и команду вот это написали...» 

Я считаю, что критика и негатив – это тоже плюс. Я запомнил одну фразу, которую сказала Алла Пугачева. Она до сих пор сидит у меня в голове: «Мне без разницы, что люди говорят. Лишь бы говорили. Говорят хорошо – значит все хорошо. Говорят плохо – тоже хорошо. Если обо мне говорят, значит я еще кому-то интересна». Чем больше обо мне будут говорить, в том числе плохого, тем лучше.

- На одной из пресс-конференций вы сказали, что за любую неудачу нужно критиковать главного тренера. Вы убеждены в этом?

- Когда у тебя в распоряжении 25 футболистов, и ты должен выбрать только 11 в стартовый состав – это только твое решение. И если какой-то футболист совершает ошибки, не выкладывается или не показывает тот футбол, который он может, то это вина тренера. Если что-то не получилось в игре, то значит есть моменты, которые тренер не доработал. Значит, он неправильно выбрал состав, не настроил команду на игру, выбрал неправильную тактику. Я считаю, что выигрывает команда, а проигрывает тренер. Почему выигрывает команда? Потому что она выполняет то, что ей говорят, а ты их только подтолкнул к этому. 

- Игроки или болельщики вам дали уже какое-нибудь прозвище?

- Если честно, не знаю. Никогда не слышал. Может, что-то и есть, но при мне его просто не используют. А вот по поводу болельщиков… Мне кажется, сейчас я им не особо нравлюсь. Кто-то считает, что «Жетысу» развалился из-за меня, потому что мы много проигрывали в этом году. 

Мы могли взять дорогостоящих легионеров, но у нас в конце года были бы проблемы: мы бы просто с ними не рассчитались. Сейчас у нас футболисты получают 300-400 долларов. Но при этом они показывают определенные качества, и завтра никто не спросит про зарплату или банкротство клуба. 

В этом году мы набрали команду по нашим возможностям. Постоянно появляются новости, что в клубах Премьер-лиги задерживают зарплату. У нас не так: наступило 28 или 29 число – ребята получают зарплату. За последние пять лет в «Жетысу» не было задержки зарплаты ни на один день. Я считаю, что это правильная работа бухгалтера и нашего директора. У них все по букве закона – для них главное выплатить вовремя зарплату игрокам и персоналу. 

- У игроков «Жетысу» скромные оклады. А какая зарплата у Вас?

- Я самый низкооплачиваемый тренер в лиге.

«У меня нет проблем с возрастными игроками, потому что я с ними говорю на «вы»

- По ходу сезона писали, что Турысбек и Кислицын, высказывали претензии кому-то из молодых игроков, якобы за «слив матча». Это правда?

- Конфликта толком не было. Все разукрасили и распиарили. После любой проигранной игры в раздевалке будут какие-то разборки. Есть много ситуаций, о которых никто не должен знать, и они должны оставаться в раздевалке. Но именно в тот момент эти два футболиста старой закалки говорили ребятам, что один там не доработал, другой здесь ногу убрал, третий здесь не добежал. Они говорили это ребятам, которые играют первый сезон в Премьер-лиге. А у нас 15 дебютантов в этом году! Они просто дети, которые еще не понимают цену ошибки. 

Разговоры были, но чтобы кто-то кого-то бил или что-то подобное… СМИ просто наживались на этой истории. Ведь люди любят читать негатив. Когда негатив – это интересно, когда все хорошо – это скучно. Да, инцидент был, опытные футболисты высказывали претензии молодым игрокам. Они стали возмущаться: «Чего это они нам высказывают?» И тут уже я вмешался и сказал, что опытные футболисты правы. 

- Насколько опытным футболистам позволительно что-то подсказывать молодым, если тренер молчит? 

- Когда приезжает возрастной игрок, то ему есть, что терять, а молодому – нечего. Потому что возрастной футболист играет уже не для себя, а для семьи и родственников. С каждым годом его карьера идет к закату, и ему нужно заработать как можно больше на завтрашний день. Для них каждая игра – как последняя, это для них заработок. 

Молодой футболист этого не понимает. Сегодня он заработал какую-то копейку, завтра он ее потратил. Причем потратил на себя! И он не понимает, что если он где-то не доработает, то из-за этого пострадает вся команда. 

Если такие вещи возрастной игрок будет подсказывать молодым, то я даже вмешиваться не буду, а только поддержу. Но если возрастные игроки будут не правы, то я вмешаюсь, и они либо присядут на скамейку, либо с ними будет расторгнут контракт. 

- Вы советуетесь с опытными футболистами перед важными матчами? 

- Я частенько приглашаю к себе возрастных футболистов и мы разговариваем о футболе. Просто о футболе. Мне всего 31 год, у меня своей игровой карьеры не было. Я больше теоретик, и только сейчас начинаю становиться практиком. Теорию очень сложно перенести на практику. Когда ты видишь, что в реальности все по-другому, то приходится перестраиваться. 

Я спрашиваю у легионеров и опытных ребят как у них было в других командах, как им было работать с другими тренерами. Стараюсь играть на опережение. Для меня не зазорно что-то спросить у игрока. Я не прислушиваюсь ко всему, что они мне говорят, а стараюсь брать только лучшее. 

Иногда даже сами игроки ко мне подходят: «Муратыч, вот мы сейчас делали упражнение, а его можно улучшить». Я слушаю и думаю: «А почему нет?» Буквально позавчера была такая ситуация, когда игроки предложили улучшить упражнение, я проанализировал тренировку, и понял, что так действительно будет лучше. 

- Кто из футболистов больше всего подсказывает?

- В начале очень много разговаривал с Александром Кислицыным и Андреем Шабановым. Потом приехал Артем Дмитриев, у которого я тоже многому научился, благодаря разговорам. У Дмитриева я даже почерпнул один тактический аспект, который он привез из Европы. Эту вещь мы как раз использовали против «Каспия», после игры ко мне подошел Благоевич и сказал: «Так просто, а такой эффект».

- Как молодому тренеру работать с опытным игроком, у которого может быть огромный авторитет в команде?

- У меня нет проблем с возрастными игроками, потому что я с ними говорю на «вы». Кислицын когда услышал это, даже замешкался немного: «Муратыч, может на «ты» будете со мной разговаривать?» А я к нему все равно на «вы». И так я делаю со всеми, кто меня старше, хоть на футбольном поле, хоть в быту. И их это подкупает, ведь они видят уважение тренера, и просто не могут не ответить тем же. Это психология. Как ты к человеку, так и он к тебе.

По имени отчеству я их, конечно, не называю. Но, например, обращаюсь «Александр», а не «Саня», «Саша», без каких-то прозвищ. Многие мне говорят, что я делаю не правильно, что с футболистами нельзя в таком стиле разговаривать. Но я считаю, что это правильно, и мне без разницы, что мне говорят об этом. Возможно, когда-нибудь я поменяю свое мнение, но сейчас мне так удобнее. 

- Вы бы хотели кого-то из ветеранов в будущем видеть в своем тренерском штабе?

- Я подбираю штаб под свои философию и модель игры. Например, со мной работает аналитик Дмитрий Карпов, мой помощник Денис Мамонов, которые прекрасно знают мою методологию. Мы можем находиться с этими людьми в трех разных комнатах, но все выстроим тренировку одинаково. У нас все на одном языке, поэтому эти люди со мной и работают.  

«Мы взяли Захаркива, и на первой же тренировке он получил травму. Может, очень хотел себя проявить»

- В это межсезонье «Жетысу» подписал Юрия Захаркива, а затем отзаявил его. Как можете это объяснить?

- Много писали, что этого футболиста зря взяли, что он не забивной и так далее. Но мы увидели в этом футболисте те качества, которых нам не хватало впереди. Мы взяли Захаркива, и на первой же тренировке он получил травму. Может, очень хотел себя проявить, может, был слишком эмоционален. Он смог бы сыграть только через два месяца, и мы решили, что не можем себе позволить держать его у себя. Сообщили об этом игроку и его агенту, решили расторгнуть контракт. На его позицию мы нашли другого игрока.

- Что скажете по поводу недавних подписаний команды: Охрончука, Одуэньи и Цикаридзе?

- Все трансферы предварительно тщательно отслеживает наш аналитик. Я ему только говорю, какие качества мне нужны у футболистов, а находит их уже он сам. И мы всегда отталкиваемся от возраста. Всем футболистам, которые к нам пришли, 24-25 лет. Это тот возраст, который мне нужен. Да, у некоторых по разным причинам не получалось в других клубах, но это все зависит от модели игры. Например, я люблю играть с мячом. А эти футболисты выступали в командах, которые играют без мяча, и их лучшие качества просто пропадали. И мы стараемся делать точечные приобретения. У меня на одной позиции играет пацан 1998 года рождения, которого приходится перегружать. Он много играл в этом сезоне, и поэтому нам пришлось найти еще одного центрального полузащитника – Охрончука. 

Также мы взяли Тенгиза Цикаридзе, у которого не получилось в «Томи», потому что их тренер был очень требователен к работе без мяча, а игра с мячом – его сильная сторона. Да, может мы совершили ошибку, взяв игрока, который без мяча играет плохо. А может, он наоборот раскроется и выстрелит. 

Одуэнью мы взяли, потому что нам нужен был нападающий, который хорошо цепляется за мячи впереди. Он игрок штрафной площади и у него есть те качества, которые подходят моей модели игры. Все три подписания – это хорошая работа нашего аналитика. Он отталкивался от тех критериев, которые я у него попросил. Он предложил мне на каждую позицию по три человека, и я выбрал этих футболистов.

- Вы сейчас учитесь на лицензию PRO. Куда бы вы хотели на стажировку, если бы вам предложили выбрать?

- В рамках обучения у нас в следующем году планируется три поездки. Решать будет технический центр, но если бы мне предложили выбрать, то я бы съездил в «Аякс». Мне импонирует тот футбол, который они пропагандируют, плюс у них много молодежи.   

Фото: vk.com/jetisyfk

Сильная лига = сильная сборная? Но почему Грузия выше Казахстана в рейтингах FIFA?

У Кубка Казахстана новая жизнь – теперь есть титульный спонсор, призовые и групповой этап