5 мин.

Почему мы кричим «ХУУ» вместе с исландцами?

Холеные руки финансистов развитых стран крепко держат проржавевший насквозь билборд с сомнительно яркими буквами «Покупай!, Покупай!, Покупай!». Мы с широко раскрытыми глазами, не моргая, вытаскиваем последние деньги, и покупаем, покупаем, покупаем. Все в нашем постиндустриальном мире превратилось в товар. Товар, за который нужно платить деньги, продавая свою рабочую силу в надежде, что полученных денег хватит на очередную (порой абсолютно не нужную) вещь, которая в свою очередь лишний раз подтвердить твой вероятный статус в обществе.

«В цивилизованном мире человек должен поддерживать общество, в котором живет. Интенсивность потребления сегодня есть главная мера служения социуму. А значит, и ближнему. Это показатель… Как это по- русски… social engagement «Социальная вовлеченность.». Но в постиндустриальную эпоху главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо большей капиталоемкостью. Поэтому мы на Западе берем на себя негласное обязательство потреблять образы себя, свои consumer identities, которые общество разрабатывает через специальные институты»

Пелевин очень ярко описал шатающеюся во все стороны конструкцию мировой экономики и кажущегося процветания. Только интенсивность потребления любого жителя любой страны интересует финансовые структуры капиталистического строя. Всевозможные кредиты, беспроцентные займы для покупки товаров, различные акции (black Friday, сезонные распродажи, бесконечные скидки). Нас талантливо заставляют покупать все больше и больше, тратя на эти глупые покупки нашу энергию и наше здоровье.

Сумасшедшие усилия огромного количества маркетологов, относительно талантливых рекламщиков, привело к тому, что мы покупаем то, что нам особо и не нужно. Мы участвуем в бесконечной гонке по замкнутому кругу потребления ненужного товара и своим бегом по кругу поддерживаем капиталистический уклад постиндустриального общества.

Наш любимый вид спорта в потных руках беспринципных торгашей, превратился в рекламный рычаг продаж различной продукции широкого потребления. Известные футболисты великолепно совмещают амплуа отличных спортсменов и дорогих рекламщиков различного товара. Полистайте инстаграм звёзд мирового футбола. Реклама, реклама, реклама.

 

 

 

Мировая финансовая система с ее кажущейся вечным круговоротом товар-деньги, деньги-товар в конечном итоге развалится и перестанет исправно работать. Невозможно бесконечно печатать водяные знаки на дорогой бумаге и делать вид, что выпуск условного «iPhone X» решит все проблемы нашего общества безудержного потребления. 

Мы интуитивно чувствуем, что нас известные футбольные лица планеты заставляют безрассудно покупать новые и новые товары перепроизводства транснациональных корпораций. Когда Рональду сладострастно целует бутсы и предлагает всем нам присоединиться к этому слюнявому процессу (купив очередную пару новых кроссовок известной фирмы), мы хитро прищуря глаз всматриваемся в фотографию тренера Исландии по футболу (спасибо Дудю)

 

Мы понимаем, что этот дяденька в шерстяном свитере намного честнее с нами, чем улыбающиеся керамическими зубами футбольные знаменитости в дорогих костюмах. Нам понравилась сборная Исландии не за красивую игру на футбольном поле, мы любим исландских футболистов за то, что эти люди не превращают футбол в источник сиюминутной наживы, в инструмент рекламной кампании мировых производителей товаров широкого потребления. Футбол для этих людей не безграничная возможность заработка бешеных денег, а способ проявить свои спортивные таланты на футбольном поле стадиона.

Конечно, это ощущение отчасти обманчиво, футболисты Исландии — профессионалы, и получают хорошие деньги в своих клубах. Заслуга их в том, что они не теряют внутреннего самоконтроля, им не удобно быть «просто» футболистами, они хотят проявить себя в чем-то ещё. Помните, как Биркиру Сэварссону стало стыдно, что он превращается в бездельника.

«Мне было нечем заняться с утра и днем. Было скучно, я совсем не хотел торчать дома целыми днями. Хотелось делать хоть что-нибудь.Тогда я встретился со знакомым, который владеет соляным заводом. Мы поговорили, и я тут же вышел на работу. Наконец стал занят с утра до вечера»

Это яркий пример для всех нас. В своей беззаботной юности, я восхищался творчеством братьев Стругацких, читая их в захлеб:

«Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И, наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну.»

По всей видимости, герои книг братьев Стругацких живут в Исландии, люди, которые работают не для того, чтобы купить очередной мобильный телефон последней модели или модные джинсы текущего сезона. Люди, которые работают, потому что стыдно быть бездельником среди своих знакомых и не приносить пользу своей стране. Мы смотрим на этих футболистов, и искренне удивляемся их жизненной позиции. Удивляемся, и восхищаемся ими. 

Возможно, пример исландцев, это повод задуматься над нашим жизненным укладом?

Наше общественное сознание загажено худшими идеями капиталистического общества. Этот замкнутый круг чрезмерного производства ненужного товара, давным-давно необходимо было заменить общество потребления, обществом «рационального потребления». Избавившись от перепроизводства и неконтролируемого рыночного хаоса, мы, в конечном итоге, повысим свое благосостояние. Безусловно, болея за сборную Исландии по футболу, мы не приближаемся к необходимым социально-экономическим изменениям, но повод задуматься, и перестать быть клиентом агрессивных рекламных кампаний транснациональных корпораций может появиться.