8 мин.

Мэтт Нильсен: «Своим детям говорю, что я похож на большую собаку»

Пока команда совершает «балтийское турне» (Рига – Таллинн), в Химках под зорким оком тренера по физической подготовке Предрага Зимонича, не покладая рук, трудится капитан сборной Австралии Мэтт Нильсен. Он продолжает восстанавливаться после травмы задней поверхности бедра и занимается по индивидуальной программе. Я получил разрешение от пресс-службы «Химок» на общение с Мэттом, и мне пошли навстречу. После одного из таких занятий, во время небольшой передышки, я задал ему несколько вопросов: некоторые вызвали у большого австралийского человека смех.

– Мэтт, добрый день. А что это за парень в красной майке бегает?

– Это мой сын Блейк, он пришел поддержать меня.

– Команда сейчас находится в Прибалтике, вы здесь один, занимаетесь с тренером по физподготовке. Как себя чувствуете?

– Лучше, гораздо лучше, но пока готов, разумеется, не на сто процентов. Некоторые упражнения пока делаю с осторожностью. Не хочу, чтобы травма осталась недолеченной. Мы с тренером по физической подготовке идем в правильном направлении, так что, думаю, все будет хорошо.

– За выступлениями команды в Риге и Таллинне следите?

– Конечно, смотрю статистику в Интернете, другой возможности у меня нет. По поводу матча с ВЭФом могу сказать, что была очень напряженная борьба, особенно в третьей четверти, но в четвертой все встало на свои места, команда обрела необходимую «химию» и победила. Сейчас для нас важна каждая победа.

– Хорошо, теперь перейдем непосредственно к вопросам. Некоторые у вас вызовут улыбку. Вы готовы?

– Так точно.

– Выше полное имя – Мэттью, но друзья вас называю Мэтт. Как удобнее, чтобы к вам обращались?

– Мэтт. Кстати, близкие и партнеры по сборной иногда называли меня Нелли – сокращали фамилию. Но лучше – Мэтт, так мне нравится больше.

– Окей, Мэтт. В составе «Сидней Кингз» вы провели восемь сезонов. Что эта команда значит для вас?

– Очень многое. Там прошла моя молодость, Австралия – моя родина, и приятно было начинать свою профессиональную карьеру именно там. Я провел много игр за эту команду и всегда вспоминаю ее с теплотой. К тому же заканчивал свое выступление за «Королей» (Kings – с англ. «короли» – прим.) я на очень позитивной ноте – мы выиграли чемпионат два года подряд (2003, 2004 – прим.), в последнем году (2004) я стал MVP лиги и финальной серии, до этого собрав еще немало персональных достижений, так что на памяти только хорошее.

– А сейчас следите за выступлениями вашей бывшей команды? Когда бываете в Австралии, быть может, ходите на игры?

– Нет, увы, просто по времени не получается. Австралийский чемпионат проходит параллельно нашему, к тому же заканчивается он намного раньше, в марте-апреле, так что максимум, что остается – посмотреть статистику и хайлайты отдельных матчей.

– Расскажите пару слов об австралийском и новозеландском баскетболе. У нас сложилось представление о том, что это довольно агрессивная и силовая игра, а на паркете кипят настоящие страсти.

– Так оно и есть, вы правы. Он не похож на европейский и американский баскетбол. В первую очередь хочу отметить, что в австралийской лиге играют физически очень сильные ребята. Хотя, знаете, существует еще и репутация, что у нас очень жестко и контактно играют, борются, порой, это похоже на регби. Недавняя серия с Новой Зеландией вообще была похожа на настоящую битву – наверное, вы видели – на одной из фотографий я завалил игрока противоположной команды и пытался отнять мяч. Но это только на площадке – после матчей мы собираемся, общаемся и все забывается. Мы уважаем друг друга.

– Интересно. Ваша младшая дочь родилась в Литве, в то время вы выступали в «Летувос Ритас» (2005-2008 – прим.). У нее австралийское гражданство?

– Конечно, ведь у обоих родителей гражданство австралийское, а место рождения значения не играет. Насколько я помню, только в США действую правила, согласно которому человек, родившийся на их территории, автоматически становится гражданином этого государства.

– Какие познания…

– Да ладно вам!

– Шучу, шучу… А кто ваш лучший друг в мире спорта, и баскетбола, в частности?

– Знаете, у меня много друзей. В тех странах, где я играл, остались хорошие знакомые. Например, из Австралийской сборной – это Брэд Ньюли, Джо Инглс и Ал Марич. Хорошие отношения остались с парнями по «Летувос Ритас» и «Валенсии».

– Например, с Томасом Келати. Вы ведь играли вместе?

– Да, конечно. Томас – отличный игрок, он был важнейшей частью нашего коллектива, к тому же он прирожденный снайпер и прекрасно бросает из-за дуги.

– Теперь давайте о приятном. Самая памятная награда в вашей карьере?

– Безусловно, это победа в чемпионате мира U-23 – незабываемый момент, к тому же мы это сделали дома, в Австралии, что приятно вдвойне. Не могу не сказать и о победе в Кубке Европы 2010 года с «Валенсией», хотя, знаете, защищать цвета клуба и национальной сборной – разные вещи. Для меня гораздо важнее играть за свою страну.

– А что за прозвища существуют у сборных Австралии и Новой Зеландии?

– Наверное, вы о том, что австралийцев называют Boomers, а новозеландцев – Tall Blacks. Объясню откуда это: Boomers – по-австралийски это большой кенгуру, поскольку это наше национальное животное, нас называют так. Только не перепутайте с bloomers (по-английски bloomers – женские спортивные брюки). Что касается Tall Blacks («Высокие черные»), то новозеландцы-баскетболисты позаимствовали это у национальной сборной регби (их прозвище All Blacks). В Океании нас только по этим прозвищам и называют.

– Какие средства общения в Интернете вы предпочитаете: твиттер, Фэйсбук, Май спэйс…?

– У меня нет аккаунтов ни в твиттере, ни в Фэйсбуке. Не скажу, что не люблю – просто это не мое. Многие ведут блоги, общаются в интернете, но мне проще сделать телефонный звонок. Предпочитаю больше живое общение. Разумеется, у меня есть e-mail, и я веду переписку, но, скорее, по необходимости.

– Против какой национальной сборной тяжелее всего играть?

– Не буду оригинален и скажу так: сборные США и Испании – очень сильные соперники, мы неоднократно встречались и игры были тяжелыми.

– А игру против сборной России на Олимпиаде в Пекине 2008 года вы помните?

– Конечно. Ваши парни очень крепки физически. Это была предпоследняя игра в группе, результат был важен для обеих команд, но сильнее оказались мы, в итоге в том числе и благодаря этой победе мы прошли дальше. Помню, все парни радовались этой победе, но было очень тяжело, поверьте.

– Вы играли в пяти разных чемпионатах (Австралии, Греции, Литве, Испании и России – прим.). Впечатления о какой стране самые теплые?

– Пожалуй, это Греция. Я играл там дважды (в ПАОКе и «Олимпиакосе» – прим.), и это место наилучшее для проживание, потому что там гораздо проще и легче. Все говорят по-английски, люди доброжелательны. Неплохо было и в Валенсии, это прекрасный город, мне нравилось отдыхать на пляже. Я даже чуть-чуть подучил испанский, хотя в языках, признаться, слаб. А вот моей семье понравилось больше всего в Испании. Литва меня поразила тем, что она слишком отличается от Австралии – другой конец света как-никак – и я довольно долго адаптировался. Но это был отличный опыт. Что касается России, то тут мне очень нравится. Ваша страна имеет богатую историю, не сравнить с нами. Вот смотрите – я австралиец, моему государству чуть больше двухсот лет – это ведь ничто по сравнению с Литвой, Испанией и Россией. Везде, где бы мы ни жили, мы постигали что-то новое, и я уверен, что эти знания пригодятся и мне, и моей семье. Моя супруга и дети довольны проживанием в России, их все устраивает. А если счастливы они, то счастлив и я.

– Теперь давайте поговорим о еде. Национальную кухню какой страны вы предпочитаете?

– Здесь, наверное, вновь Греция вне конкуренции. Там отменные кушанья. Неплохо и в Испании.

– А в России?

– Как только я сюда приехал, все только и говорили, что о борще. Я все думал, что это такое – какой-то борщ, даже выговорить не мог, а потом попробовал, и мне понравилось. Очень вкусно.

– У вас отличное чувство юмора. В команде уже есть один шутник – Крешимир Лончар, теперь в полку прибыло. Вы как-то подкалываете друг друга?

– Так я вам все и рассказал. Я в команде недолго, да и секретов своих я не выдаю. Вообще, я доволен тем, в какую команду попал – все парни очень общительные, с ними приятно беседовать. Поначалу было трудновато – я думал, впишусь ли в коллектив, как выстроятся отношения, но все оказалось даже лучше, чем я ожидал. Даже сейчас, когда у меня травма, я сижу в сторонке и наблюдаю за тем, как ребята тренируются, и мысленно я с ними. Как и на матчах – очень переживаю. Дайте мне еще немного времени, и все будет отлично.

– Вы сказали, что вас можно спрашивать о чем угодно. Так что держитесь… Некоторые люди сравнивают себя или своих знакомых с животными. С кем вы можете сравнить себя?

– Я говорю своим детям, что я большая собака. А что, похож ведь? Не уверен, что они мне верят и понимают, о чем это я, но так забавно.

– В Интернете один из пользователей сравнил вас с лемуром.

– Лемур? Интересно, кто этот человек. Не думаю, что это хорошая идея. Ну, какой я лемур? Вот большая собака – совсем другое дело.

– Да это была шутка.

– Я понял уже, все нормально.

– В концовке давайте поговорим об НБА. Есть игроки, которыми вы восхищаетесь, команды, которым симпатизируете?

– Знаете, я особо никогда не следил за НБА. Импонирует стиль игры «Сан-Антонио», смотрел некоторые их матчи. Нравятся Дирк Новицки, Джейсон Кидд и Предраг Стоякович. Я уважаю их за игровые качества – они великие баскетболисты. Как Новицки вытащил финал этого года в НБА! Нет, я не фанат «Далласа», просто выражаю свое восхищение их уверенности.

Фото: Пресс-служба БК «Химки», Davin Sgargetta