7 мин.

Человек года в российском автоспорте – Виктор Шаповалов!

На бале Чемпионов, состоявшемся 11 апреля в Москве, Российская Автомобильная Федерация по итогам голосования спортивных журналистов удостоила Виктора Шаповалова звания «человек года в автоспорте» за проект участия команды LADA в чемпионате мира WTCC. Блог WTCC for life восстанавливает в памяти шаги Шаповалова на пути к этому титулу.

Виктор Леонидович Шаповалов родился 4 марта 1965 года в Стерлитамаке, окончил факультет радиоэлектроники летательных аппаратов МАИ. О его ранних годах, равно как и о том, каким образом он попал в гонки, ничего не известно.

В конце 90-х и начале 2000-х Шаповалов оттачивал своё мастерство в российском кольце и супертуринге:

 

В сезоне 2007 команда Сити-Моторспорт, ранее принимавшая участие в российском кольце, поставила перед собой амбициозную цель: за один год через участие в голландском чемпионате дорасти до WTCC. Виктору Шаповалову на тот момент было 42 года:

Задуманное удалось, и в последних гонках сезона 2007 команда, переименованная в «Russian Bears», принимала участие в мировом туринге на автомобилях BMW 320:

 

Следующий сезон команда, продолжающая оставаться частной, начала уже с болидами Lada 110, постройка которых стартовала в декабре 2007 года:

 

Особых результатов эти болиды не показывали, ни разу за сезон не попав в очковую зону и болтаясь в районе 20-х мест. Впрочем, сложно было бы ожидать иного от частного автомобиля, подготовленного командой без заводской поддержки, зато внимание АВТОВАЗа привлечь удалось.

 

Шаповалов за рулём частной «десятки»

Сезон 2009 года команда начала в статусе заводской, в красном корпоративном цвете, с планами по замене «десятки» на «приору». Шаповалов начал сезон «играющим тренером» - в статусе и пилота, и руководителя команды.

Новая приора дебютировала в середине сезона вместе с титулованным британцем Джеймсом Томпсоном, который пришёл в команду на концовку сезона и взял первые для Лады очки в итальянской Имоле. За этап до этого Шаповалов последний раз сел за руль гоночного болида, лично опробовав новинку на Ошерслебенской трассе:

После этого он сосредоточился на менеджерской и административной работе. Увы, раздираемый кризисом завод не смог найти не очень-то большие для автоспорта деньги на следующий сезон, и команда была вынуждена уйти. Впрочем, Шаповалов не остался без дела, получив в своё распоряжение придворное ВАЗовское ателье «Лада Спорт».

На «Гонке Звёзд За рулём-2010»: несмотря на недавний уход из туринга, Шаповалов сохраняет улыбку и символику WTCC. Видимо, уже планирует вернуться

Возвращение Шаповалов начал с организации в 2011-м году монокубка Lada Granta Cup, на котором его соратники знакомились с автомобилем и отрабатывали некоторые технические решения.

Шаповалов не только организовал монокубок, но и участвовал в заездах – на данный момент это его последний гоночный опыт

Уже в сезоне 2012 тестовая Гранта поучаствовала в двух гонках WTCC, чтобы в 2013 году полноценно вернуться. Сезон 2013 получился вкатывающим, и, хотя Джеймс Томпсон дважды боролся за подиум, оба раза он был выбит в контактной борьбе (таковы реалии туринга); в итоге высшим успехом команды стало пятое место британца на домашнем этапе на трассе Москоу Рейсвэй. Впрочем, в ноябре 2013 года состоялось не менее важное достижение – из-за смены регламента многие гонщики оказались свободными, и Шаповалову удалось подписать суперэлитного Роба Хаффа, чемпиона WTCC 2012 года:

 

Без него всё могло бы сложиться по-другому, но и с ним было непросто: команда с большим трудом подготовила болид в срок, и он получился откровенно сырым. Однако уже в первой гонке сезона Михаил Козловский повторил достижение команды, финишировав на пятом месте на трассе в Марокко. Несмотря на нерешаемые проблемы с аэродинамикой (являющиеся следствием неподходящего Гранте регламента), развитие болида продолжалось, что привело к первому для команды попаданию на подиум – Роб Хафф занял второе место на аргентинской трассе Термас-де-Рио-Хондо:

Уже на следующем этапе, на пекинском Голденпорте, коллектив Лада Спорт отпраздновал свою первую победу:

Впервые на церемонии награждения WTCC прозвучал российский гимн:

 

Примерно тогда же стало известно и об амбициозных планах коллектива на следующий сезон: вместе со сменой спонсора (с Лукойла на Роснефть) команда решила сменить и болид, построив новый на базе более подходящей для этих целей Весты. Гранты же по итогам сезона отправлялись в музей.

Исходя из этого, перед последним заездом сезона Роб Хафф, собирающийся стартовать с третьей позиции, сказал: «нет смысла беречь машину, мы не будем использовать их в будущем сезоне, так что я выжму из Гранты всё – мне кажется, гонка закончится для меня или на вершине подиума, или в стене». Гонка показала, что его слова оказались пророческими: на предпоследнем круге он вышел на первое место и добыл такую важную для команды вторую викторию. Его победная Гранта целой отправилась в технический музей АВТОВАЗа.

 

Так трудно начинавшийся сезон был закончен на мажорной ноте. За него Шаповалов и получил звание «человек года в автоспорте»:

Впрочем, на достигнутом он не остановился: пока АВТОВАЗ варил кузова новой Весты, Шаповалов успел сделать заявление о планируемой с 2016 года клиентской программе, а затем с головой окунулся в подготовку к новому сезону туринга уже четвертой для него модели Лады:

Красотой Весты восхищаются не только болельщики, но и многие пилоты WTCC

В частности, ещё до старта первого этапа рассмотреть конкурента поближе постарались Себастьян Лёб…

и Габриэле Тарквини

4 марта Шаповалову исполнилось 50 лет, а уже через несколько дней в Аргентине стартовал первый этап нового сезона. Команда порадовала неплохим темпом Весты в квалификации, но не сумела поздравить своего руководителя хорошими результатами: все Лады пали в контактной борьбе, не добравшись до финиша. Следующий этап WTCC уже в эти выходные, и Виктор Шаповалов по-прежнему ждёт от команды самого дорогого для него подарка. Думаю, ждать осталось недолго.