Ради Феттеля «Астон Мартин» избавился от давнего лидера с контрактом на три года. Карьера парня в «Ф-1» схлопывается на пике
Текст был опубликован 25 июля 2020 года.
В «Формуле-1» все сильнее слухи о грядущем переходе Себастьяна Феттеля в «Астон Мартин» – причем возможный интерес к трансферу не отрицают и команда, и четырехкратный чемпион мира.
«Со стороны звучит интересно, проект «Рейсинг Пойнт»-«Астон Мартин» может получиться успешным. В данный момент все и правда выглядит здорово», – отвесил комплимент организации Себ после Гран-при Венгрии.
«Феттель сказал, что его привлекает наш проект – нам приятно это слышать – ответил через прессу шеф «Рейсинг Пойнт» Отмар Сафнауэр. – Интересует ли нас Себ? А можно не интересоваться пилотом, на счету которого четыре титула? Я думаю, ответ очевиден».
Однако еще за месяц до этого «Рейсинг Пойнт» отвечал на слухи жестким отказом по одной простой причине: на долгосрочных контрактах были оба пилота – Серхио Перес и Ланс Стролл. И второму вылет из «Формулы-1» не угрожает, ведь он – сын канадского миллиардера, владельца команды и новоявленного покупателя четверти акций «Астон Мартин» Лоренса Стролла.
Логичнее выглядел размен мексиканца на немца. И Перес почти сразу осознал свое положение: от уверений в наличии долгосрочного контракта и определенного будущего он перешел к более фаталистичным интервью.
«Если кому-то придется уйти, то выбор, как мне кажется, будет очевидным, – признал №11 после Гран-при Венгрии. – Я сам отец и не выкинул бы из своей команды собственного сына. Даже не знаю, что еще добавить. Слухов ходит много».
Так и случилось – в преддверии Гран-при Тосканы мексиканец объявил об уходе.
Перес объявил об уходе из «Рейсинг Пойнт» по окончании сезона-2020
Теперь пилот вплотную подходит к перспективе ухода из «Формулы-1». Ситуация крайне печальная: Серхио вышел на пик формы, получил конкурентоспособную машину для демонстрации мастерства и обладает отличным спонсорским пакетом, но обстоятельства побеждают все. Судьба Чеко – наверное, самая драматичная и печальная история сезона-2020.
Трехлетний контракт не спас Переса
В конце 2019-го пилот подписал новое трехлетнее соглашение, фактически – вполне флагманское: за «Рейсинг Пойнт» он выступал с 2014-го и являлся лидером команды все последние шесть лет. Именно его усилиями организация завоевала все пять подиумов в прошедшем десятилетии. Заключение хорошего контракта на несколько лет с прицелом под новый регламент и превращение команды в заводскую выглядело вполне логично.
Однако юристы «Рейсинг Пойнт» хитро структурировали документ, включив в него пункты о возможном досрочном расторжении с выплатой компенсации в размере от 6 до 9 миллионов долларов. По разным данным, действие опционов завершалось летом.
Наличие пунктов о досрочном разрыве контракта подтвердил в интервью Movistar и сам Перес – правда, увязал их с действиями спонсоров. Однако в «Формуле-1» подобные вопросы решаются отступными. Мир автоспорта небольшой, и скандальное расставание всем только вредит.
Переса убрали справедливо?
Серхио стал настоящим символом стабильности последних шести лет в «Рейсинг Пойнт». У него бывали отдельные провалы, трения с напарниками (особенно с Эстебаном Оконом) и моменты откровенного безумия, но в большей части гонок №11 выступал очень сильно для команды-середняка с небольшим бюджетом и отстающим на два года болидом.
Сейчас же в распоряжении «Рейсинг Пойнт» очень быстрая машина – третья или даже вторая по скорости в пелотоне, по признанию Ланса Стролла. Результаты канадца вполне соответствуют амбициям: в Венгрии он квалифицировался третьим (а Перес – четвертым) и добрался до финиша ровно за «Мерседесами» и Ферстаппеном.
Чеко тоже отлично выглядит по воскресеньям: оба раза в Австрии приехал шестым, причем на Гран-при Штирии пробился с 17-го на 5-е и даже прессинговал второго пилота «Ред Булл» Алекса Албона. Гонку в Венгрии Чеко слегка завалил из-за плохого самочувствия и неудачного старта, но все-таки судить о потенциале мексиканца по одному заезду было бы неправильно.
В целом №11 сейчас на пике формы – по признанию технического директора команды Энди Грина.
«Чеко вообще недооценен. Он сейчас на пике карьеры, – – рассказал инженер в подкасте Beyond The Grid. – Его отзывы всегда шикарны, ментальная способность к пилотажу, анализу поведения машины и слежению за происходящим вокруг – феноменальны.
Он один из лучших. Его эффективность в работе с шинами… Думаю, он входит в топ-2 или топ-3 пелотона. Не так уж много человек может лучше. Когда он в поворотах, то просто чувствует, что надо делать с покрышками. И невероятно точно контролирует педаль газа. Словно в него встроен трэкшн-контроль! Его слабость – квалификации, но он любит настраивать машину под свой стиль пилотажа в гонке. И раз за разом он оказывался прав. Иногда он слишком сильно старается и проваливается в оба дня, но очень редко.
Главное – пережить первые круги, а затем Чеко ловит ритм воскресного дня и превращается в одного из лучших пилотов. Абсолютно. Думаю, он – один из тех немногих пилотов, кто реально дальше всех продвинулся в эффективной работе с шинами, чувстве машины, понимании, что и когда нужно делать с покрышками, как долго надо ехать спокойнее, когда атаковать».
Более того, стиль Переса идеально подходит структуре и главной философии работы «Рейсинг Пойнт» последних лет. Только сравните сильнейшую сторону мексиканца с описанием главным вектором развития команды по версии Грина.
«Мы все возможное вложили в симулятор и оборудование для него – именно это и привело к лучшему пониманию, в каких местах машины мы можем выжать больше всего скорости, – рассказал инженер. – Еще за несколько лет до того периода предвидели, что одним из важнейших факторов в будущем станет работа с шинами. Нам стало ясно, что именно резина станет важнейшей переменной в эффективности работы машин. И мы инвестировали огромное количество сил и времени в этот вопрос, внедрили лучшие технологии, которые нам только были известны на тот момент, наняли лучших людей – все для исследования взаимодействия с покрышками».
Обычно с пилотами подобного уровня и качества синергии с командой просто так не расстаются – нужна гигантская внешняя причина. Но, к несчастью для Чеко, он попал в нестандартную ситуацию.
Уход из «Рейсинг Пойнт» очень похож на конец карьеры. Не помогут даже богатые спонсоры
В отличии от большинства пилотов, у Серхио никогда не было проблем с финансированием карьеры: его семья в хороших отношениях с Карлосом Слимом (главным магнатом Мексики – владельцем всей телекоммуникационной инфраструктуры страны и концерна Altria Group – которому принадлежит многолетний спонсор «Феррари» Philip Morris). Отец Чеко много лет работал с бизнесменом с состоянием в 53 миллиарда долларов, да и сам пилот рассказал в интервью о знакомстве с патроном с детства.
Слим постоянно поддерживал карьеру Переса: именно благодаря деньгам магната Чеко после слабых результатов в молодежной «Формуле-БМВ» попал в хорошую команду в британской «Ф-3», а потом – и в один из лучших коллективов GP2.
Спонсорская помощь Temex и Telcel помогли Пересу перейти в «Заубер», затем подписать контракт с «Маклареном», а после неудачи в составе английской команды заключить сделку с «Форс-Индией». Причем каждый год компании Слима выкладывали целую кучу денег: контракты обеспечивали до четверти бюджета команды в 2015-2018 годах! С учетом затрат на уровне примерно от 100 до 120 миллионов долларов за сезон – легко рассчитать ценность одного только факта нахождения Чеко в составе любой организации.
Естественно, после разрыва с «Рейсинг Пойнт» спонсорская поддержка никуда не денется – и о ней уже мечтают команды-аутсайдеры. Перес не просто так перед началом уик-энда в Венгрии упомянул об интересе соперников: «Альфа Ромео» и «Хаас» точно готовы забрать пилота с подобным бэкграундом хоть сейчас. Более того, по инсайду из паддока (озвученному репортером официального сайта «Ф-1» Лоренсом Барретто), бывший «Заубер» уже предложил Серхио контракт на следующий сезон – на место 40-летнего Кмми Райкконена.
Однако вряд ли Перес выразит встречный интерес: его амбиции намного выше возможностей «Хааса» и «Альфа Ромео». Оба клиента «Феррари» в новом сезоне свалились в хвост пелотона из-за потерявшей в мощности силовой установки и в обозримом будущем не смогут совершить рывок к подиумам: в 2021-м машины останутся такими же, как и в 2020-м, а Скудерия вряд ли сумеет отыграть отставание в 50 л.с. за одно лето.
Чеко же нужно принимать решение прямо сейчас – и он вообще-то не склонен снова вариться в разборках нижней половины турнирной таблицы.
«Я уже переступил экватор карьеры, – рассказал Чеко журналу Racer в прошлом году прямо перед подписанием нового контракта. – Сказал сам себе, что уйду из чемпионата, если к 2021-му не получу возможность бороться за подиумы. Но все в команде очень надеются, что мы сможем выступать на этом уровне в будущем. Я вижу ее прогресс и знаю о запланированных изменениях».
Расчет Переса сработал: «Рейсиг Пойнт» теперь и правда как никогда близок к регулярной борьбе за топ-3. Ни у «Альфа Ромео», ни у «Хааса» не будет подобного шанса вплоть до ввода нового регламента – и вряд ли именно эти организации выиграют в лотерею 2022-го.
Кто же еще в «Формуле-1» сейчас может предоставить шанс на битву за подиумы? В «Мерседесе» места, похоже, заняты – Боттас и Хэмилтон останутся минимум на год. В«Макларене», «Феррари» и «Рено» мест тоже нет – уже вполне официально. Остается лишь «Ред Булл» – и о нем Серхио даже спрашивали в интервью.
«Считаю, в «Формуле-1» ты должен быть готов бороться с кем угодно. Ты должен верить в том, что сам являешься лучшим, одним из лучших. Так что почему нет?» – отреагировал Перес.
Правда, в австрийской организации все-таки не принято брать пилотов из-за пределов гоночной программы. Да и чисто с коммерческой точки зрения за Алексом Албоном стоит большой рынок Юго-Восточной Азии, и менять его на Переса не вполне разумно.
Так что, похоже, у Переса нет другой дороги, кроме «Индикара» или «Формулы Е» – даже сам Чеко признал интерес команд из других серий. Хотя с его спонсорской поддержкой ему даже не обязательно с кем-то договариваться: можно основать и собственную организацию – 25-30 миллионов из «Ф-1» на «Индикар» вполне хватит. В американских гонках мексиканец точно станет одним из флагманов и моментально включится в битву за титулы.
Будет ли Серхио жалеть о завершении карьеры в Гран-при? Вряд ли. Еще при съемках первого сезона Drive To Surive он говорил: «Формула-1» – суровый спорт. Мало шансов, всего 20 кокпитов. Однажды [на вылете] буду я». Что ж, похоже, сейчас настал как раз тот самый момент.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/COLOMBO IMAGES, HOCH ZWEI/Pool/Mark Thompson, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Peter Fox, Clive Mason
-------------
Снова неточность: Слим никогда не владел Philip Morris и уж тем более Altria. Он владел Citagam, мексиканской табачной компанией, которую потом купил Philip Morris. Через продажу мексиканской компании, Слим попал на борд Philip Morris/Altria, где и сидел себе спокойно до 2015 что ли года...
Во-второых, Перез не пропадёт, у него и опыт, и огромная фан-база Мексиканцев (конвертируем их в деньги).
Феттеля, очень вероятно, хочет не Стролл старший, а Тото
Шутка если что
Для семьи Строллов Перес не нужен, все мутится для Ланса. Даже если чудом Ланс по сезону объедет Переса, не велика победа. (Уровень Серхио всем известен, хороший рента не более). А вот если Ланс победит Фетиля его статус сильно подрастет.
Перец - не рента уже только потому, что он талантлив и силён, был вице-чемпионом GP2 и затем на Заубере сразу поехал в очки в Ф1, да иногда срывает крышу, но с кем не бывает.
По поводу спонсор
Отменаов: лучше быть талантливым со спонсорами, чем Хюлькенбергом
Не люблю пальца.
Но стролл с ним даже рядом не стоит.