13 мин.

Лучшего второго пилота «Ф-1» вытесняют из «Мерседеса» – довели до переговоров с «Ред Булл». На замену – Феттель или топовый юниор

А у Квята на одного конкурента больше.

Майские локдауны «Формула-1» отпраздновала настоящим трансферным торнадо: «Феррари» объявила о расставании с Себастьяном Феттелем и вытащила из «Макларена» Карлоса Сайнса (со стартом контракта в 2021-м). Английская команда включилась в работу на рынке даже несмотря на финансовое бедствие (выручка за первый квартал упала аж на 175 миллионов фунтов) – и утащила из «Рено» улыбчивого Даниэля Риккардо, запустив настоящую игру слухов и теней за место лидера французского коллектива.

Пока лидером в гонке за желто-черный кокпит является Фернандо Алонсо: по слухам, контракт с двукратным чемпионом мира почти согласован, «Рено» разработала ему программу по возвращению в топовую серию, да и сам испанец хочет погоняться в чем-то максимально серьезном. Однако в саге о третьем альянсе №14 с французским концерном слишком много неизвестных – от суммы и срока возможного контракта до уровня машины.

Квят – лучший вариант для «Рено». Автогигант зовет Феттеля и Алонсо, но Даниил дешевле и надежнее для репутации команды

В итоге в Булони попытались заморозить ситуацию заявлением о выборе пилота не раньше, чем через 3-4 месяца – но на рынке объявилось новое заинтересованное лицо, которое тщательно шерстит все возможности и стучится во все более-менее богатые команды (которых свободными местами на 2021-м осталось только две – «Рено» и «Ред Булл»). Им стал лучший второй пилот современной «Формулы-1» Валттери Боттас.

«Мерседес» пока не спешит предлагать финну новый контракт: чемпионы хотят сперва разобраться с будущим Льюиса Хэмилтона, а еще у них навалом проблем с постоянными слухами о потенциальном уходе Тото Вольффа с поста босса в совладельцы «Астон Мартин».

В итоге менеджмент №77 в судорожном поиске нового места провел предварительные переговоры с «Рено» и даже с «Ред Булл» – и до подобного отношения Боттаса и «Мерседеса» еще не заходили ни в один из предыдущих сезонов. Положение Валттери оказалось максимально опасным: при неудачном стечении обстоятельств он легко может упустить места во всех командах топ-5 и даже вылететь из «Ф-1».

«Мерседес» склоняется к альтернативным вариантам: правление предлагает Феттеля, внутренний менеджмент рассматривает Расселла

В конце 2020-го контракты истекают у обоих пилотов немецкого концерна. Естественно, Льюиса Хэмилтона никуда не отпустят (да уже и некуда – в «Феррари» больше нет мест), так что сделка с шестикратным чемпионом – лишь вопрос времени. А вот с его напарником все сложнее.

По инсайду итальянских журналистов, связанных с Corriere Dello Sport, в конце мая в «Мерседесе» начался настоящий спор насчет второго чемпионского кокпита. Головной концерн «Даймлер» настаивает на кандидатуре Себастьяна Феттеля с целью создать самый титулованный тандем пилотов в истории «Формулы-1» – еще никогда и ни за кого не гонялись парни сразу с десятью титулами! С маркетинговой точки зрения дуэт бывшей звезды «Феррари» с Хэмилтоном стал бы настоящим айфоном в мире черно-белых «моторол», но босс гоночной организации Тото Вольфф выступил резко против. Не поддержал идею и сам Льюис – №44 закономерно предложил оставить надежного и рассудительного Боттаса.

Меж тем Тото весьма комплиментарно высказался о Феттеле в прессе и не стал жестко закрывать перед ним дверь.

«Разумеется, немецкий гонщик в немецкой команде – это отличная история с точки зрения маркетинга, – заявил Вольфф в интервью Speed Week. – А Себастьян очень хороший гонщик. У него есть все необходимое, и он сам может решать, что делать дальше – уходить из «Формулы-1» или переходить в другую команду. У него есть интересные варианты».

Однако в первую очередь босс «Мерседеса» упомянул о продвижении молодежной программы – прежде всего сверхталантливого чемпиона «Ф-2» и GP3 Джорджа Расселла, арендованного в «Уильямс».

«Мы в первую очередь должны подумать о вариантах Расселла, а уже потом обдумать вариант с Феттелем, – сказал Тото. – Однако в первую очередь мы хотим сосредоточиться на своем основном составе».

Именно вариант с повышением Джорджа, похоже, становится основным: именно его как приоритетный описал итальянский Motorsport вместе с инсайдом об отсутствии какого-то либо ответа «Даймлеру» о Феттеле. Вероятно, в «Мерседесе» уже все решили и просто ждут удобного момента для донесения информации новому генеральному директору концерна.

Положение Боттаса оказывается максимально проигрышным и пассивным: если он хочет остаться – то вынужден ждать итогов переговоров завода и руководства команды. Причем вся надежда финского гонщика – на провал продвижения обоих альтернативных кандидатур и выбор компромисса на еще один сезон: только в таком случае Валттери выглядит лучшим и самым надежным вариантом на должность второго пилота.

Проблема в другом: «Мерседесу» некуда и незачем торопиться – у чемпионов навалом времени на согласование претендента на второй кокпит, ведь как минимум Расселл от них точно никуда не денется. Ситуация Боттаса совсем иная: при долгом ожидании другие команды тоже ищут альтернативные варианты для своих вакансий, а Валттери сейчас – явно не главный лот на рынке и для «Ред Булл», и для «Рено». Потому менеджер финна торопится с переговорами.

Вариант с «Ред Булл» кажется бессмысленным, но на самом деле он вполне реален

По сообщениям F1 Insider от 25 мая агент Боттаса Дидье Котон встретился с боссом «Ред Булл» Кристианом Хорнером – довольно уникальное явление в нынешнее время коронавируса и локдаунов, так что они вряд ли просто выпили по чашке кофе и поругали игру «Арсенала». Речь шла именно о возможном переходе финна.

Подобная идея сходу может выглядеть дико, ведь у австрийской команды уже есть №1 на долгие годы вперед (Макс Ферстаппен) и молодежная программа с двумя готовыми к «Ф-1» гонщиками (перспективы Гасли пока еще сомнительны) и несколькими талантами в молодежке. «Ред Булл» предпочитает продвигать именно собственных ребят (последний внешний трансфер – Марк Уэббер в 2007-м), и приглашение Боттаса серьезно ударит по декларируемой философии, лишив стимула многих ребят из «Ф-2» и «Ф-3».

Тем не менее, №77 прославился как послушный командный игрок с весьма высоким средним уровнем: финн, конечно, не проводит каждый уик-энд как топ-пилот, но и не проигрывает напарнику по кругу, как Гасли в 2019-м. Валттери – идеальный кандидат для помощи в завоевании Кубка конструкторов, и Алексу Албону нужно помнить об этом. Если таец провалится в 2020-м с катастрофическими проигрышами Ферстаппену по примеру прошлогоднего Гасли – у «Ред Булл» вполне хватит смелости снова перетасовать состав обеих команд в «Ф-1» и найти место для Боттаса.

Подписание №77 даже не обострит вопрос смысла существования молодежной программы австрийцев, ведь после ребрендинга «Торо Россо» у второй конюшни концерна изменилось позиционирование и цель. Теперь «Альфа Таури» Квята и Гасли – не просто дочерняя команда, а полноценный претендент на самые высокие позиции: по откровению технического директора второго коллектива никто не станет противиться борьбе с «Ред Булл». Конечно, не факт, что бывшая «Торо Россо» станет топом через пару лет, но и вряд ли теперь ее пилоты оцениваются исключительно как материал для повышения. Всей гоночной системе австрийского концерна предстоит перестройка – и после пяти лет без реальной борьбы за трофеи трансфер парня из чемпионской команды видится более важным, чем принципы ради принципов.

Однако и здесь Боттас тоже обречен ждать: «Ред Булл» однозначно примет решение по результатам и прогрессу Албона в первых нескольких Гран-при. И тайцу достаточно проигрывать Ферстаппену хотя бы 20-30 секунд вместо круга, чтобы застолбить за собой место и закрыть финну дорогу насовсем.

Вольфф предпочитает убрать Боттаса на должность пилота №1 в «Рено»

Босса «Мерседеса» связывают с Валттери не только рабочие отношения внутри команды: Тото – еще и бывший менеджер №77. Сейчас австрийский бизнесмен отошел от прямого продвижения подчиненного, но до сих пор влияет на пилота через советы и предложения.

Французское издание Auto Hebdo утверждает: Вольфф всерьез советует Боттасу освободить место в «Мерседесе» и перейти в «Рено».

Со стороны все выглядит логично: Валттери после трех лет в составе чемпионов, семи побед в Гран-при и 36 подиумов получит место лидера в другой заводской команде и поведет ее к прогрессу за более весомый гонорар (по слухам, «Мерседес платит финну от 8 до 11 миллионов долларов в год – а Риккардо с такой же статистикой обходился французам в 20 миллионов без бонусов).

Но «Рено», видимо, считает иначе, поскольку основная часть слухов и новостей связывает организацию не с Боттасом, а с Фернандо Алонсо – про Валттери в публичном поле фигурировала лишь информация о начале переговоров и о пожеланиях Тото Вольффа. Тем не менее, у №77 есть все шансы занять черно-желтый кокпит: пока французы ждут решения испанского чемпиона, от финна требуется проявить чуть больше инициативы в переговорах уже сейчас, чтобы оттянуть на себя основное внимание.

Вопрос возможного перехода заключается в другом: захочет ли сам Боттас вариться в болотном середняке с неадекватным боссом после чемпионского «Мерседеса» – даже при условии топового гонорара и статуса первого пилота. Ответ полностью зависит от личных амбиций финна: он постоянно твердил о желании стать чемпионом и победить Хэмилтона, но трудно сохранять старые приоритеты в быстро меняющейся обстановке.

Слишком долгие раздумья подведут Боттаса к риску остаться без места в «Ф-1»

Казалось бы, трудно рассуждать о подобной перспективе пилота с семью победами и 45 подиумами за 7 сезонов, но рынок теперь складывается максимально хаотичным образом – варианты продолжения карьеры в новой реальности отваливаются буквально за несколько дней (именно с такой скоростью в «Феррари» нашли замену Феттелю, а в «Макларене» – Сайнсу).

Несмотря на кучу финишей в топ-3 и несколько побед, Валлтери так не приобрел репутацию максимально ценного актива. Более того, в прошлом сезоне финн даже разошелся с крупнейшим личным спонсором Wihuri, платившем «Мерседесу» около 7 миллионов в год за размещение наклейки на шлеме и машине №77. Новых весомых партнеров Боттас так и не приобрел, а его рекламная и маркетинговая ценность чаще всего ограничивается исключительно публикациями в инстаграме о визите на завод, прожаривающий кофе (любовь Валттери к кофе стала локальным мемом фанов «Мерседеса»). И у Феттеля, и у Алонсо спонсорский потенциал намного выше, да и рента-драйверы чаще обладают более широкими возможностями – и при этом финну придется платить еще и немаленький гонорар.

Совокупность финансовых факторов делает Боттаса абсолютно непривлекательным для большинства команд из середины пелотона. Тот же «Уильямс» еще несколько лет назад смог бы позволить себе возвращение №77, но после недавнего рефинансирования долгов и разрыва спонсорских контрактов с ROKiT англичанам скорее потребуется второй рента-драйвер в пару к Николя Латифи – иначе из финансовой ямы некогда легендарная организация просто не выберется. Другая команда со свободными местами после 2020-го – «Хаас» – тоже может воспользоваться услугами гонщиков со спонсорскими пакетами. По крайней мере, такие опасения высказывал в недавнем интервью пилот американцев Кевин Магнуссен.

Интерес топов к Боттасу тоже не безусловен и грозит исчезнуть в любой момент: достаточно «Мерседесу» договориться с Феттелем или повысить Расселла, а «Рено» – закрыть сделку с Алонсо – и у финна практически не останется вариантов. «Ред Булл» здесь, скорее всего, играет воображаемо-запасной вариант на случай, если Албон провалится уж слишком быстро и глубоко – на самом деле у Валттери нет времени ждать и проверять результаты Алекса. Все остальные варианты грозят уплыть с каждым месяцем промедления.

У «Мерседеса» – лучший шанс обновить состав за последние три года

Конечно, что-то подобное Боттас уже проходил и в 2019-м, и в 2018-м: его постоянно продлевали на сезон, а потом тщательно анализировали выступления и доступные альтернативы на рынке. Но в предыдущие чемпионаты у №77 не было настолько же сильных конкурентов: Феттель еще не выходил на рынок с готовностью уйти из «Феррари», да и молодых и на все 100 готовых к прогрессу пилотов у чемпионов тоже еще не было (в обойме находился только Эстебан Окон – невероятно быстрый и стабильный парень на длинной дистанции и в квалификации, но без базовых гоночных инстинктов: француз гонялся так, словно он на трассе один, из-за чего и происходили резонансные столкновения с Пересом, Райкконеном и Ферстаппеном. Его готовность к выступлениям за топ-команду до сих пор вызывает вопросы).

На рынке тоже не находилось достойного по силе и психологическому портрету варианта: тот же Риккардо вряд ли согласился бы постоянно играть на команду, да и платить ему пришлось бы больше.

С другой стороны, и Боттас сейчас не демонстрирует даже собственный максимум. Все-таки локальный пик его карьеры пришелся на первую половину 2018-го, когда он только из-за терминального невезения не вышел в лидеры чемпионата: сперва ему не хватило пары кругов, чтобы отобрать у Феттеля победу в Бахрейне, потом он упустил первое место в Китае из-за максимально внезапного выезда автомобиля безопасности, а затем вообще потерял верную победу в Азербайджане из-за непредсказуемого драматичнейшего взрыва покрышки за круг до финиша. В результате вместо серьезного похода за чемпионством №77 оказался на четвертом месте в таблице пилотов с отставанием в 30 очков от напарника – и его карьера как полноценного претендента на титулы фактически окончилась. Вместо нее включился командный Боттас, подчиняющийся обидной командой тактике и сдерживающий «Феррари» ради Хэмилтона.

Теперь же у «Мерседеса» – приятный выбор из четырехкратного чемпиона, сверхкрутого юниора, уничтожившего Кубицу 19:0 в квалификациях и 16:2 в гонках (не говоря уже о 906 кругах, преодоленных перед напарником против 245 у Роберта), а также укатавшего на абсолютном ведре Риккардо и Переса в квалификации на Гран-при Венгрии.

И как раз коронакризис вместе с переносом внедрения нового регламента дает чемпионам шанс на эксперименты: болид 2020-го почти без изменений перейдет и в 2021-й, так что в случае очередного доминирующего сезона вроде 2019-го подписание новичка почти не повредит шансам «Мерседеса» на оба титула.

Конечно, консервативный вариант с предложением нового контракта Боттасу пока не исключен – если «Феррари» и «Ред Булл» мощно надавят на немецкую команду в общем зачете и Кубке конструкторов, то чемпионской организации окажется не до экспериментов. Естественно, все еще может исправить и мощная победа над Хэмилтоном сразу в нескольких первых Гран-при сезона подряд, но пока что №77 не доказал способность проворачивать подобное в режиме гриндера в самый нужный момент. И если Валттери понадеется исключительно на такой вариант без дополнительной подстраховки – его ждет очень жесткое приземление.

«Феррари» вскрыла тайну ключевого недостатка нового болида «Ф-1». Решение установят на старте сезона с новым мотором (+20 л.с.)

Сменщик Феттеля в «Феррари» – бывший напарник Квята и Ферстаппена. У него лишь один подиум в «Ф-1», но cтабильность и мощные обгоны

Болельщики требуют у «Мерседеса» подписать Феттеля. Чемпионы отшучиваются и постят фотки с Боттасом

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, HOCH ZWEI, Alessio Morgese/ZUMAPRESS.com; formula1.com; twitter.com/sarra_chr