Новая «Ф-1» грозит трем десяткам рекордов: 18 лучших времен трасс, 7 достижений Шумахера и быстрейший круг в истории
Это будет феноменальный год.
13 марта «Формула-1» впервые покажет новые болиды на официальной сессии – их выкатят на трек в рамках первых тренировок на Гран-при Австралии. А уже 15-го откроется новый сезон – 70-й по счету в истории серии.
И новый чемпионат обречен запомниться навсегда: просто в 2021-м «Формуле-1» предстоят радикальные перемены в регламенте. Современные машины (быстрейшие в истории) вместе с безлимитными тратами на них останутся в прошлом, а серия шагнет в будущее вместе с новыми грандиозными правилами.
Но старые болиды и порядки не уйдут просто так: судя по всему, напоследок они заберут с собой сразу 34 всевозможных рекорда. И здесь мы рассмотрели их все.
18 лучших времен трасс
В 2019-м сезон стартовал с важного изменения регламента: Международная автомобильная федерация вместе с «Формулой-1» предписала упростить передние антикрылья для решения проблемы турбулентного воздуха, мешающего обгонам. Теоретически конструктивные изменения должны были снизить прижимную силу и тем самым замедлить машины в поворотах и по общему времени на круге – но вместо этого команды побили 14 рекордов трасс в календаре из 21 гонки.
В 2020-м никаких изменений в аэродинамическом обвесе нет: на болиды лишь добавился лишний килограмм топливных датчиков. В итоге инженеры получили шанс спокойно развивать технику и дальше – и довести ее практически до совершенства: новые машины генерируют рекордное количество прижимной силы и выдают в поворотах невиданную доселе скорость. Сразу два виража на трассе в Барселоне (где проходили тесты) впервые в истории проезжали с полным газом, а большинство зон торможения сократилось в разы по сравнению даже с 2016-м – теперь пилоты сбрасывают скорость как никогда поздно.
Секундомер тоже выдает очевидный прогресс: Валттери Боттас установил лучшее время испытаний с результатом в 1.15,732 – всего в 0,3 секунды от лучшего времени квалификации 2019-го. Причем финн явно не атаковал на полную: технические эксперты уже рассчитали, что как минимум новый «Мерседес» способен проехать испанский трек быстрее психологического порога в 75 секунд.
Пилоты тоже с энтузиазмом воспринимают скорость болидов.
«В последние пару лет наши машины одни быстрейших за всю историю чемпионата, если не быстрейшие вообще, – рассказал после тестов Даниил Квят. – А в этом году они еще быстрее. Ощущения от пилотирования в быстрых поворотах просто невероятные, от торможений – тоже. Думаю, круто будет потом говорить, что я пилотировал эти машины».
«Скорость машин действительно впечатляет, – поделился после первого же дня тестов новичок «Рено» Эстебан Окон. – Я еще никогда не проходил повороты с такой скоростью. А ведь по ходу года машины станут еще быстрее! В предстоящем сезоне мы побьем все рекорды кругов».
В календаре на 2020-й изначально стояли 21 Гран-при – заезд в Китае уже выбыл из-за коронавируса, а гонки во Вьетнаме и Нидерландах пройдут впервые (конечно, в Зандворте они уже были, но под «Ф-1» сделали новый трек – так что сравнивать с предыдущими достижениями было бы неправильно). Следовательно, у пилотов осталось 18 мест для вписывания своего имени в историю – можно начать уже в Австралии 14 марта..
И судя по новому вектору развития из 2021-го, скорость машин не вернется до нынешнего уровня как минимум десятилетие. Рекорды трасс, установленные в 2020-м останутся на страницах википедии надолго.
Быстрейший круг в истории «Формулы-1»
В 2018-м весь гоночный мир потряс феноменальное достижение 38-летнего Кими Райкконена: финн пролетел круг по Монце за 1.19,119 и стал самым быстрым в истории «Ф-1» по средней скорости (263,587 км/ч), перебив достижение Хуана-Пабло Монтойи 2004 года.
Райкконен проехал самый быстрый круг в истории «Формулы-1». И растрогал жену до слез
В 2019-м ракета «Феррари» имела все шансы еще раз обновить рекорд, обеспечив место в истории Себастьяну Феттелю или Шарлю Леклеру, но квалификацию сломал эффект слипстрима. Он появляется, когда болид следует в воздушной подушке другой машины и в Италии может достигать 0,5-0,6 секунды выигрыша с круга.
Эффект, который сломал квалификацию в «Формуле-1». Он дает машинам слишком большое преимущество
И в 2019-м ни одна команда не захотела бороться в решающей попытке третьего сегмента без него, превратив квалификацию в фарс.
Только поэтому «Формула-1» осталась без нового рекорда. Если в 2020-м стратеги подойдут к вопросу с более хитрым подходом – достижение Кими гарантированно побьют.
Старты и завершенные Гран-при
Однако Райкконен точно не останется совсем без рекордов: он близок к установлению лучшего достижения среди долгожителей в Гран-при.
В данный момент гонщиком с самым обширным портфолио стартов является Рубенс Баррикелло – бывший напарник Михаэля Шумахера с 1993-го по 2011-й выступил в 322 заездах «Ф-1». Его рекорд держался девять лет – но сейчас у Айсмена 312 стартов в Гран-при и целый сезон с 20 гонками. Поднятие планки выглядит неизбежным – вот только в мире бушует эпидемия коронавируса, уже снявшая заезд в Китае из расписания. На данный момент теоретически Райкконен превзойдет Баррикелло 19 июля в Великобритании, но если ситуация с болезнями ухудшится и вызовет новые отмены, то переписывание рекорда отложится на конец сезона. Сдержать Кими может только вылет сразу половины Гран-при – кто бы мог подумать об этом в 2009-м в момент ухода финна из «Формулы-1»?
Также №7 вот-вот отнимет еще один ветеранский рекорд: на данный момент лучшим по количеству финишей является Фернандо Алонсо с 245 завершенными гонками. У Райкконена 244 – он выйдет на первое место уже в Бахрейне к концу марта. По классификациям в итоговом протоколе ситуация примерно такая же: у Алонсо 254, а у Кими 251 – 3 мая финн отнимет и этот рекорд. Причем Льюису Хэмилтону потребуется как минимум два сезона на преследование Райкконена в этой сфере – и только в случае завершения карьеры финна после 2020-го.
Самый молодой чемпион мира
В последние сезоны Себастьян Феттель чаще предстает в роли посмешища, чем рекордсмена – однако именно немец удерживает рекорд юности среди завоевавших титул пилотов. В 2010-м на момент победы в общем зачете №5 было всего 23 года и 134 дня.
И в 2020-м уходит последний шанс для современной волны молодых пилотов на переписывание достижения Себа: Шарлю Леклеру и Максу Ферстаппену (которого, кстати, готовили к роли самого молодого чемпиона чуть ли не с 2016-го) сейчас по 22 года. На момент возможного завоевания титула в конце сезона обоим уже теоретически исполнится 23 – но оба еще будут моложе Феттеля-рекордсмена.
В 2021-м фокус уже не прокатит: даже несмотря на смену регламента трудно представить, чтобы кто-то вроде Ландо Норриса из «Макларена» всерьез зарубился бы за титул. У Джорджа Расселла тоже нет шансов: даже в случае перехода в «Мерседес» Себу повезло родиться летом, а не в феврале. Теоретически шанс останется лишь у Ланса Стролла, но…
Так что побить рекорд Феттеля можно только в 2020-м. Могут ли Леклер и Ферстаппен это сделать? По чистому уровню пилотажа – вполне: №33 уже второй сезон подряд считается одним из лучших (если не лучшим) гонщиков «Ф-1», а №16 в дебютный год гонял не хуже Себа, выиграл 2 гонки и семь поулов и побил напарника по очкам. Они оба готовы.
Уровень техники же пока не позволяет сделать достаточно точный прогноз: «Феррари» на тестах и близко не показала реальной силы, но босс Скудерии Маттиа Бинотто разослал по команде внутреннее письмо с заявлением об отсутствии шансов на победу в первых Гран-при. «Ред Булл» же после первых заездов по Барселоне объявил о намерении побороться за победу в Австралии – похоже, Макс все-таки впервые в карьере реально приблизился к новому рекорду.
Победы в Гран-при и еще три рекорда Шумахера
Льюис Хэмилтон уже не первый год собирает всевозможные достижения Шумахера, Сенны и прочих легенд автоспорта.
Хэмилтон в погоне за рекордами Шумахера
Только в 2020-м №44 грозит сравняться с Михаэлем по чемпионским титулам и побить легендарного немца по победам, подиумам, вторым местам, поулам в одном Гран-при и подиумам за одну команду.
Рекорд Шумахера по выигранным Гран-при (91) казался вечным еще 6-7 лет назад – тогда у Хэмилтона было всего 22 победы, а Феттель после периода мегадоминирования даже не вошел в топ-3 (у него было 39). Турбоэра принесла Льюису 62 первых места – только их хватило бы для превращения в №2 рейтинга самых побеждающих пилотов всех времен. Теперь лидер «Мерседеса» уступает Шумахеру всего 7 выигранных гонок – при этом за последние 6 лет №44 становился первым в среднем в 10 Гран-при за сезон. Льюису достаточно выдать еще один такой сезон, чтобы опрокинуть рекорд.
С рекордом по подиумам все будет еще проще: у Михаэля их сейчас 155, в то время как Хэмилтон уже 151 раз финишировал в топ-3. Если с рекордом по победам еще может не сложиться из-за уровня конкурентов, то с подиумами точно будет проще. «Мерседес» сейчас безумно хорош – у достижения Шумахера нет просто ни единого шанса. Все-таки в карьере №44 вообще не было сезонов, в которых он бы поднимался на подиум меньше пяти раз.
Кстати, если Льюис очень постарается, то сможет даже побить сразу два подиумных рекорда за раз. В данный момент Красный барон лидирует по числу вторых мест – у него их скопилось аж 43 штуки. Хэмилтон же финишировал сразу за победителем 39 раз – правда, шестикратный с 2015-го не выбирал больше четырех «серебряных» кубков за сезон. Но все может измениться, если Боттас, Леклер или Ферстаппен включатся в рубку за титул по-настоящему.
Также Хэмилтон на грани отъема еще одного достижения у Шумахера: Михаэль 116 раз поднимался на подиумы в красном комбинезоне с черным жеребцом, а №44 102 раза закончил Гран-при в тройке лучших в серебряном. До рекорда Красного барона вроде бы далеко – целых 15 подиумов, но в новом сезоне запланирован 21 заезд, а Хэмилтон с 2014-го в среднем 16 раз за год получал кубки хотя бы за третьи места. Шестикратному достаточно сохранить былую результативную форму, чтобы и здесь вскорости оказаться сильнейшим.
Причем Льюис может стартовать с укатывания очередного рекорда Михаэля уже 14 марта: завоевание поула в Мельбурне станет для него уже девятой победой в квалификации в Австралии. Пока еще никто не выбирался за пределы восьми поулов на одном Гран-при: Шумахер 8 раз выносил всех в Японии, а Сенна – иронично – на Имоле (там он и разбился насмерть).
Гонки с набранными очками и завершенные круги
На рекорды Красного барона претендует не только Хэмилтон: Кими Райкконен тоже может отобрать у Михаэля еще одно достижение. Сейчас бывший мессия «Феррари» лидирует по количеству финишей в очковой зоне – у семикратного их 221. Ближайший преследователь – как раз чемпион 2007 года: Айсмен уже 213 раз пополнял лицевой счет команды. Улучшение рекорда Шумахера выглядит вполне достижимым – если машина позволит бороться с «Макларенами», «Рейсинг Пойнт» и «Рено» за топ-10.
Вот только главная проблема даже не в скорости «Альфа Ромео», а в конкуренте: те же 213 финишей в очках есть и у Хэмилтона. И в первой половине сезона Кими по сути зарубится с Льюисом за право первым побить рекорд легендарного немца – понятно, что к концу года №44 окажется впереди, но почетное звание победителя Шумахера от этого менее престижным не станет.
Но если у №7 не выйдет обставить Хэмилтона по финишам в очках, то Айсмен может удовлетвориться другим рекордом Красного Барона. Сейчас именно семикратный находится на первом месте по преодоленным кругам (16825) перед Фернандо Алонсо (16778) и Рубенсом Барикелло (16631). Райкконен совсем близко – он за карьеру проехал уже 16551 круг. От сдвига легендарного немца на второй план Кими отделяет всего 275 кругов – 10 мая на Гран-при Испании (если без новых отмен гонок и без сходов) финн должен взять планку наката. Главное – уворачиваться от таранов конкурентов.
И здесь уже Хэмилтону потребуется еще много сезонов для достижения нужного для рекорда числа кругов – а ведь Льюису уже 35 лет.
Кубки конструкторов, завоеванные подряд
После эпичного разноса конкурентов в 2019-м «Мерседес» сравнялся с «Феррари» Шумахера по длине доминирующей эпохи: у обоих команд теперь по 6 трофеев подряд (Скудерия – с 1999 по 2004-й, «Мерседес» – с 2014 по 2019-й). И теперь у коллектива, построенного сперва Михаэлем и Россом Брауном, а потом Ники Лаудой и Тото Вольффом теперь есть шанс стать самой успешной организацией в истории «Формулы-1». Для этого ребятам из Бракли и Бриксоурта даже необязательно делать Хэмилтона семикратным – достаточно вновь сохранить первенство в Кубке конструкторов.
Более того, новая победа среди команд сделает «Мерседес» еще и самым успешным поставщиком моторов в истории – до этого шесть раз подряд с пилотами выигрывали титулы только в «Феррари» и в «Форде-Косуорте» (с 1968-го по 1974-й).
Может ли команда Вольффа и Хэмилтона добиться седьмого Кубка? Вполне: новый W11 выглядит самым сбалансированным в пелотоне с точки зрения и скорости на прямых, и темпа в поворотах, а оба пилота все еще держат высочайший уровень и редко допускают результативные ошибки. Победить «Мерседес» может только низкая надежность их же моторов (шесть отказов на предсезонных тестах) – но и даже постоянные поломки не гарантируют конкурентам победу с учетом неясного уровня Алекса Албона в «Ред Булл» и постоянных ошибок в стратегии и цирка с командной субординацией у «Феррари».
Похоже, уж в Кубке конструкторов чемпионов точно никто не остановит.
Большие шлемы и лидирование от старта до финиша
Один из самых сложных рекордов в «Формуле-1» – для него надо собрать поул, быстрейший круг и пролидировать от старта до финиша. Удивительно, но ни доминирование «Макларена» в 80-х, ни уничтожение всех подряд от эпичной «Феррари» в 2000-х, ни современный «Мерседес» оказались бессильны против гения их 60-х – двукратный чемпион мира Джим Кларк до сих пор удерживает первое место с восьмеркой Больших шлемов. У Сенны их всего четыре, у Шумахера – пять.
Однако Льюис Хэмилтон завершил 2019-й новым Большим шлемом на Гран-при Абу-Даби и превзошел Михаэля – теперь у шестикратного их шесть. Он стал №2 в истории и подобрался к Кларку ближе, чем кто-либо в истории – достаточно еще трех великих заездов для обновления самого вечного рекорда чемпионата (ему уже 52 года, между прочим!).
Всего же в карьере Хэмилтона 19 Гран-при с лидированием от старта до финиша – в точности, как и у рекордсмена Сенны. Если уж с Большими шлемами не сложится, то достижение Волшебника Льюис точно должен побить.
Быстрейший пит-стоп
В 2019-м «Формула-1» поразила всех прокачкой пит-стопов: 8 раз команды обслуживали машины быстрее двух секунд, а рекорд скорости замены шин обновляли сразу трижды!
Сейчас лучшее время принадлежит «Ред Булл» – болид Макса Ферстаппена выпустили на трассу спустя всего 1,82 секунды.
В 2020-м правила остановок в боксах не поменялись: команды отказались от новых покрышек, масса колес осталась прежней, оборудование для смены резины тоже не изменилось. Можно ожидать новых рекордов – и они, скорее всего, сохранятся в истории надолго, если не навечно.
Все опять из-за нового регламента в 2021-м: «Формула-1» перейдет на более тяжелые 18-дюймовые колеса, а аппаратура для пит-стопов станет стандартизированной для всех команд. Механикам придется тренироваться еще больше, и ни одна бригада не сможет вырваться вперед за счет инноваций в разработке домкратов или шуруповертов. В прошлый раз после смены массы колес на обновление рекорда ушло три года – но теперь, похоже, командам будет намного тяжелее искать новшества в условиях потолка бюджетов и постоянного сокращения расходов.
Так что именно в 2020-м мы, скорее всего, увидим самые быстрые пит-стопы в истории «Формулы-1» – и участники чемпионата уже продвигают старт сезона с помощью этой же мысли. К примеру, рекордсмены из «Ред Булл» – с видеоанонсом о тренировках механиков.
И да, потому моргать во время остановок в боксах – не лучшая идея. Еще все пропустите.
Самая посещаемая гонка в истории
В среде олдскульных фанатов «Формулы-1» принято за истину мнение, будто в 80-х и 90-х гонки были интереснее и популярнее: за ними следили больше человек, а каждое событие на треке становилось новостью мирового масштаба. Однако реальность приберегла для них огромный сюрприз: в 2019-м Гран-при Великобритании побил рекорд посещаемости гоночного уик-энда всех времен, собрав 351 тысячу зрителей за три дня и 141 тысячу – в день главного заезда (тоже рекорд, кстати).
Пока в мире бушует эпидемия карантинов из-за коронавируса, возможность обновления достижения кажется минимальной, но все-таки в ее пользу говорит множество объективных факторов. Во-первых, разгул болезни в мире по оценке главы комиссии госкомитета Китая по здравоохранению Чжун Наньшаня утихнет уже в июне, а заезд в Сильверстоуне запланирован на 19 июля. Во-вторых жители острова точно захотят поддержать рвущегося к седьмому титулу Хэмилтона – а фактор Брексита еще не успеет сдержать наплыв посетителей из Европы. Без форс-мажорных обстоятельств Льюиса на родине однозначно встретит рекордная толпа – и «Формуле-1» позавидуют даже сверхпопулярные американские «Инди-500» и «Дайтона-500».
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene, Clive Mason, Lars Baron, Charles Coates / Stringer; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Alessio Morgese/ZUMAPRESS.com, Sutton Motorsport Images/Imagestate
От себя хочу скинуть ссылку на сайт https://www.statsf1.com для любителей рекордов и статистики, наверное большинство об этом сайте знают, но на всякий случай
Всех с началом нового сезона!
Неудачная склейка Google Translate и отвратительного русского.
Тяжело читать из-за обилия неудачно построенных предложений.
есть тот кто первый стал двухкратным чемпионом
есть тот кто стал первым трёхкратным чемпионом
есть тот кто стал первым четырёхкратным чемпионом
.............................
Глупо всё это сравнение.
каждый был велик для своего времени.
Вот 2021 - это будет весело. А пока остаётся довольствоваться юридическими драмами в стиле Джона Гришема
-----
World Champion titles
• By number
• Chronology
• By age
World Champion titles
By age
Drivers in activity
n Year Driver Age
70 1957 FANGIO Juan Manuel 46y 01m 11d
Grand chelem
(pole position, fastest lap, win and lead from start to finish)
n Driver Nb
1 CLARK Jim 8
2 HAMILTON Lewis 6
наибольшее число отыгранных позиций пилотом Ф1 для победы
N - Пилот - Отыграно - Гонка
1 - John Watson - 21 - 2/1983
2 - Bill Vukovich - 18 - 2/1954
3 - Rubens Barrichello - 17 - 11/2000
4 - Kimi Räikkönen - 16 - 18/2005
5 - Jackie Stewart - 15 - 3/1973
6 - Michael Schumacher - 15 - 11/1995
7 - Fernando Alonso - 14 - 15/2008
9 - Alan Jones - 13 - 12/1977
12 - Jenson Button - 13 - 13/2006
13 - Lewis Hamilton - 13 - 11/2018
16 - Alain Prost - 12 - 6/1990
18 - Jim Clark - 11 - 3/1962
19 - Nigel Mansell - 11 - 10/1989
22 - Jody Scheckter - 10 - 1/1977
25 - Denny Hulme - 9 - 1/1974
29 - Niki Lauda - 9 - 11/1985
30 - Daniel Ricciardo - 9 - 8/2017
32 - John Surtees - 8 - 9/1967
34 - Jochen Rindt - 7 - 3/1970
36 - Keke Rosberg - 7 - 14/1982
38 - Nelson Piquet - 7 - 5/1991
42 - Mike Hawthorn - 6 - 5/1953
46 - Jack Brabham - 6 - 8/1967
47 - Emerson Fittipaldi - 6 - 4/1973
53 - Graham Hill - 5 - 2/1968
64 - Ayrton Senna - 4 - 1/1990
66 - Mika Häkkinen - 4 - 17/1997
69 - Phil Hill - 3 - 7/1961
71 - Mario Andretti - 3 - 1/1971
76 - Damon Hill - 3 - 3/1995
78 - Max Verstappen - 3 - 5/2016
79 - Nino Farina - 2 - 7/1950
80 - Alberto Ascari - 2 - 7/1951
81 - Juan Manuel Fangio - 2 - 1/1954
86 - James Hunt - 2 - 8/1975
89 - Jacques Villeneuve - 2 - 12/1996
90 - Juan Pablo Montoya - 2 - 7/2003
91 - Sebastian Vettel - 2 - 3/2010
92 - Nico Rosberg - 2 - 1/2014
93 - Valtteri Bottas - 2 - 4/2017
100 - Felipe Massa - 1 - 3/2008
103 - Mark Webber - 1 - 16/2009
Коронавирус: Нет
"Ближайший преследователь – как раз чемпион 2007 года: Айсмен уже 213 раз пополнял лицевой счет команды."
И это при том, что оба - и Кими и Хэмилтон - имеют одинаковое число гонок в очках: Кими - 213 из 315, Хэмилтон - 213 из 250.