12 мин.

Квят запорол стратегию на Гран-при Бразилии (10-е место против подиума напарника). Концовка сезона – провал

Регресс Даниила слишком велик.

В Бразилию Даниил Квят приехал уже с подтвержденным контрактом с «Торо Россо» (точнее, будущей «Альфа Таури») – несмотря на мощный перфоманс в первых 12 Гран-при 2019-го, россиянин остался без места в «Ред Булл». Однако отпускать его из системы никто не стал: гоночная программа под руководством Гельмута Марко просто активировала опцион в действующем договоре №26 на продление сотрудничества еще на сезон. Фактически мнением Даниила особо и не интересовались – возможно, поэтому слухов о переговорах с другими командами в паддоке и не было.

Чисто психологически сохранение места в «Формуле-1» не могло не сыграть свою роль, хоть и в недостатке мотивации под конец чемпионата Квята не замечали. В Мексике он искренне радовался удачной квалификации (место в топ-10 и первая победа над напарником с заезда в Италии), да и отчаянные попытки обгонов на последних кругах в американских Гран-при исключают подозрения в снижении требований к себе.

Однако уик-энд в Бразилии не удался – практически во всех сессиях из-за отдельных неудач №26 показывал слабые результаты. Итоговая десятая позиция и зачетный балл не должны никого обманывать: в Сан-Паулу на последних кругах самоустранились четыре из пяти фаворитов – и оказаться на финише выше только самых безнадежных аутсайдеров из «Хааса» и «Уильямса» не так уж и почетно.

Провал фирменной стратегии из-за трудностей с обгонами

Проблемы начались с практик – вторая тренировка закончилась аварией из-за отказавшего мотора и последующего пожара.

Правда, как выяснилось, сгорела старая силовая установка, которую «Торо Россо» специально использовала для повышения наката, чтобы не изнашивать новые двигатели. По уверениям команды, все необходимые данные Квяту удалось собрать, да и замена агрегата все равно была запланирована и прошла без штрафа – но в субботу все-таки все пошло не по плану.

Даниил допустил по ошибке на каждом из быстрых кругов, уступил 0,6 секунды напарнику в сессии и остался 16-м – хотя после отказа мотора на болиде Карлоса Сайнса в первом сегменте квалификации казалось, будто шансы россиянина на вылет уменьшились до нуля. В реальности же №26 отстал от спасительной 15-й позиции на 0,04 секунды – но такова цена ошибки в «Формуле-1».

«Просто я был недоволен балансом, – объяснил Квят причину ошибок после заездов. – Что-то поменялось, хотя мы почти ничего не меняли. Так что я не понимаю, что именно произошло».

Как ни странно, вылет из квалификации после первого сегмента даже мог сыграть на пользу Даниилу – благодаря ему у №26 на гонку остался не только один свежий «медиум», но и сразу три новых «софта» (для сравнения, у Пьера Гасли не прикатанных покрышек не осталось вообще).

В итоге стратеги «Торо Россо» получили огромный простор для разработки удачной тактики – включая две из трех самых быстрых (по данным «Пирелли» до старта гонки).

Однако Квят вновь вышел на старт на «медиуме» против основных конкурентов (Стролл, Сайнс, Перес) на «софте» – да и вообще, за исключением «Уильямсов» среднюю по жесткости резину на первый отрезок в средней группе выбрали только в «Рено».

При этом, как ни странно, стратегия Даниила не подразумевала риска с одной остановкой – россиянину нужно было после первого пит-стопа выжимать все из свежего «софта» два отрезка подряд. Причем в момент выезда автомобиля безопасности россиянина почему-то не зазвали для новой остановки, хотя №26 все равно был за пределами топ-10 и терять было нечего. Именно так и поступили Хюлькенберг, Магнуссен, Стролл и Норрис – все они получили новые шины, а Даниил оказался последним из пелотона проигнорировавшим опцию визита в боксы. Естественно, эта четверка опередила россиянина на первых же двух кругах после завершения режима сэйфти-кара.

В итоге у пилота «Торо Россо» оказалась совершенно уникальная тактика – по такой никто больше не ехал.

Почему же так вышло? Просто ранее в гонках Даниил раз за разом неплохо реализовывал похожие стратегии: первый отрезок – на жестких шинах, а затем быстрый рывок на мягких. Подход считается очень сложным, но теоретически выигрышным для топовых пилотов: просто для успеха нужно не терять время в начале заезда и поддерживать сравнимый с конкурентами (на более быстрых шинах) темп. С учетом разницы в скорости примерно на 0,9 секунды (по данным «Пирелли») между «медиумом» и «софтом» Даниилу по сути каждый раз приходилось быть почти на секунду быстрее всех в середине пелотона.

В Бельгии и Италии стратегия сработала: в Спа №26 проехал большую часть заезда в темпе «Ред Булл», а в Монце даже ворвался в топ-6, но не выдержал мотор.

В Бразилии же все пошло совсем не по плану: Квят словно забыл о прокачанных навыках обгонов, не раз продемонстрированных в 2019-м, и на первых кругах просто застрял за Хюлькенбергом на таком же «медиуме». Россиянин проторчал за немцем целых 15 кругов и полностью уничтожил шанс на реализацию стратегии – ему даже пришлось поехать на первый пит-стоп на 3-4 круга раньше основных конкурентов (на «софте»), чтобы опередить хоть кого-нибудь.

И у Даниила получилось – после первой волны остановок он вновь встал на пути у Сайнса, Стролла и Хюлькенберга. Вот только сам №26 снова застрял – на этот раз за Ландо Норрисом на «Макларене». Который вообще ехал на «харде»! И пилот «Торо Россо» на самых мягких шинах ничего не смог с ним поделать – лишь висел на хвосте 13 кругов подряд вплоть до второго пит-стопа. Фактически Даниил впустую потратил ключевой отрезок гонки, где ему следовало обгонять, прошивать пелотон и сокращать отрыв от топ-10.

Что ж, до встречи с Норрисом Квят и правда летел на секунду быстрее всех впереди себя. Но все усилия оказались бессмысленными.

Включение режима автомобиля безопасности тоже не стало спасением из-за финального косяка со стратегией – шансов на прорыв осталось немного. Правда, Даниэль Риккардо доказал, что и на более старых покрышках можно было что-то предпринять – однако австралийцу здорово помогли как раз Квят с Пересом: пока конкуренты на свежих шинах разбирались с ними, ресурсов на прессинг №3 уже не осталось.

Единственным более-менее светлым моментом гонки стал финальный отрезок. Когда «софт» у группы Хюлькенберга и Магнуссена немного поистерся и потерял разительное преимущество в сцеплении, Даниил наконец-то смог что-то противопоставить конкурентам: сперва уделал провалившегося Грожана, затем воспользовался сходом Стролла и на последних километрах отобрал позицию у датчанина с немцем (на сей раз без штрафов в отличии от Мексики и США).

Именно эти обгоны стали ключевыми – без них №26 не получил бы даже одного зачетного балла в той же гонке, где его напарник попал на подиум. Но в целом это не замнет факт слабого заезда: Даниил просто не справился с планом, дважды запоров важнейшие эпизоды Гран-при. И если фэйл с Хюлькенбергом еще как-то можно понять (трудно определить, чья машина быстрее, да и шины были одинаковые), то провал с Норрисом просто грандиозен. Такого в 2019-м Квят еще себе не позволял.

Квалификации оборачиваются катастрофой

Босс гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко давно не скрывает главного критерия отбора пилотов для поддержки, да и в основную команду: прежде всего они должны рвать всех на одном быстром круге.

У Даниила же после летнего перерыва с этим возникли большие проблемы – нидерландский канал Ziggo Sport подсчитал среднюю разницу между напарниками в квалификационном темпе, и пара Гасли с Квятом оказалась там третьей с конца (хуже выглядят только Албон против Ферстаппена и Кубица против Расселла).

При этом №26 проигрывает Пьеру дуэль со счетом 5:2 – причем в Италии француз все равно стартовал бы позади из-за замены двигателя (его даже хотели использовать для помощи россиянину в проходе в третий сегмент через предоставление слипстрима, но план не удался) , а в Мексике все решила одна десятая секунды.

Причем трудно объяснить подобное исключительно гениальностью №10 на одном круге – у Даниила тоже были сильные квалификации. Правда, они остались в первой половине сезона – шестое место в Азербайджане, девятое – в Испании, восьмое – в Монако. Далее в Канаде Даниил закрыл успешную серию 12-м местом (выше в тот день в «Торо Россо» было не пробиться) – после заезда по Монреалю (который был еще в начале июня!) субботние сессии почти перестали получаться.

Да, Квяту много раз сильно не везло: во Франции он попал под замену мотора и массированные штрафы, из-за чего рвать не было смысла, в Австрии на финальной попытке первого сегмента ему заблокировали дорогу в слепом повороте, в Бельгии – очередной штраф за новую «Хонду», в Сингапуре новая силовая установка сгорела в третьей практике, и на квалификацию пришлось поставить очень изношенную старую, в России – пропуск субботних заездов из-за новой замены двигателя… Как минимум шесть квалификаций (включая Италию) из 13-ти просто вылетели – сравнивать результаты №26 с напарниками на них было бы просто неправильно.

Но что же Квят показал в оставшихся? В Великобритании он проиграл Албону 0,3 секунды и честно признал ошибки на круге. В Японии отставание от Гасли составило аж 0,8 секунды – какая-то часть появилась из-за проблем с коробкой передач, но явно часть времени Даниил проиграл и самостоятельно. В США последнюю попытку россиянина испортили разборки Хэмилтона и Ферстаппена – пришлось гнать решающий круг на холодных шинах. В итоге Даниил показал результат в 0,01 секунды от 10-го, но минимально выехал за пределы трека и потерял зачетное время – границы трассы в той гонке контролировала автоматическая система, так что вряд ли можно списать все на слишком строгое судейство.

И вот теперь в Бразилии Квят вновь запорол квалификацию уже самостоятельно. На выходе получается, что за последние 10 Гран-при он лишь дважды выжал из машины в субботу все возможное – причем в первый раз (в Венгрии) он все-таки уступил Албону 0,005 секунды и стартовал за напарником.

Да, Даниил стал чуть ли не самым невезучим пилотом 2019-го по части проблем с техникой в решающие моменты определения стартовой решетки, но даже после исключения испорченных уик-эндов просматривается однозначная негативная динамика. Сейчас №26 не сопутствует даже собственному квалификационному уровню из начала сезона.

В конце сезона почти нет положительных моментов

Разговоры о возможном возвращении Квята в «Ред Булл» появились не на пустом месте: он в каждом Гран-при держал стабильно высокий гоночный темп, умно подходил к вопросу борьбы на трассе, не терял время в сложных ситуациях с обороной от топов, не застревал за более медленными конкурентами и очень умно обгонял с минимальным задержками.

Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников

Именно этого в тот момент не хватало основной команде: фактически Пьер Гасли всю первую половину сезона был антиподом всего вышенаписанного.

Однако с ухудшением квалификационного темпа (и ростом числа всевозможных проблем по пятницам и субботам) Даниил все чаще начинал отчетные гонки с задних рядов стартового поля на самых жестких составах шин против конкурентов на более мягких. Отсюда возникла иллюзия, будто Квят никогда и ни за что не борется и постоянно проваливает первые километры (на самом деле все середняки на «медиуме» уступают соперникам на «софте») – но в реальности №26 к концу заездов всегда подтягивался с очковой зоне, а быстрые финальные броски и обгоны конкурентов на изношенных покрышках часто выглядели очень эффектно.

И в последних трех Гран-при два из трех преимуществ Даниила просто перестали работать: в США и Мексике он допустил критические ошибки при атаке конкурентов в борьбе за топ-10, а в Бразилии полностью провалил работу с шинами вместе с выполнением философии минимальной потери времени. В этих гонках Квят запомнился только быстрым сокращением отрыва от топ-10 на самой мягкой резине – но это не является уникальной фишкой №26 и вообще чем-то особенным в «Ф-1». Высокая дистанционная скорость в подобных условиях есть у всех.

Еще бледнее Даниил выглядит из-за последних успехов Гасли и Албона – они на полную раскрутили подаренный автомобилем безопасности шанс в Бразилии (где до 50-го круга оба проводили не выдающиеся, но просто приличные гонки) и доказали способности к обороне и атаке против топ-команд. Из-за этого перфомансы №26 из прошлых Гран-при больше не воспринимаются как что-то уникальное даже внутри системы «Ред Булл» – а в остальном мы видим ухудшившийся квалификационный темп и возвращение нервозности при обгонах.

Но даже в отрыве от ситуации внутри программы доктора Марко можно констатировать: после хорошего старта и отличной середины концовка сезона все больше похожа на провал – особенно относительно предыдущих успехов. Тем не понятнее, каков же на самом деле реальный уровень россиянина – нынешний или тот, с которым он регулярно входил в топ-7 лучших пилотов по версиям официальных экспертов чемпионата и европейских журналистов.

У Квята за предыдущий отрезок в «Формуле-1» сложилась вполне определенная репутация, и подобный регресс по ходу сезона создает и вовсе не лучший образ. У Даниила нет поддержки спонсоров, чемпионских титулов и мощного политического лобби ни в одной из команд – если ситуация не изменится и россиянин не вернется на уровень августа-сентября, то после 2020-го он может остаться вообще без предложений.

Рейтинг пилотов с Гран-при Бразилии по данным телеметрии: Квят в топ-3, Леклер вдвое лучше Феттеля

Пилот «Торо Россо» выиграл дрэг к финишной черте у Хэмилтона за первый подиум в карьере. Отпраздновал дикими воплями

Гран-при Бразилии еще не начался, а Квят с Боттасом уже чуть не вынесли Хэмилтона с трассы

Фото: REUTERS/Ricardo Moraes; globallookpress.com/Steven Tee via www.imago-images./www.imago-images.de, Rodolfo Buhrer via www.imago-ima/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Peter Fox