15 мин.

Квята так и не вернули в «Ред Булл». Место занял перспективный, но аварийный таец

Даниил – еще на год в «Торо Россо».

Гран-при США закончился не очень весело для российских болельщиков: Даниил Квят провел отличный заезд, но все испортил слишком суетливой атакой в последнем повороте – во второй раз подряд за неделю.

Квята снова выкинули из топ-10 из-за аварии. Он винит судей – к ним есть претензии, но сейчас они правы

Квят классно ехал в Мексике. Но в последнем повороте включил режим торпеды, получил штраф и послал стюардов

А ведь прямо перед заездом по Остину советник системы «Ред Булл» Гельмут Марко, отвечающий за подбор пилотов в обе команды австрийского концерна, в новом интервью вернул россиянина в число кандидатов на место напарника Макса Ферстаппена.

«Все они, Албон, Гасли и Квят, являются кандидатами на место в «Ред Булл». Раньше я имел в виду, что о качествах Квята мы уже все знаем. Мы не были уверены в способностях Албона. Именно это я подразумевал», – заявил доктор Марко.

И это после месяца утверждений, что «Квят уже подтвержден на следующий год — по крайней мере, внутри команды. Пилота «Ред Булл» выберет между Гасли и Албоном».

Босс молодежной команды Франц Тост тоже все подтвердил.

«Никогда не знаешь, что будет в будущем. Но на данный момент у нас есть договоренности о том, что в сезоне-2020 Квят выступит за «Торо Россо», – уточнил Тост.

Квяту закрыли дорогу в «Ред Булл». Для продолжения карьеры остался только один вариант

Цитаты полуторамесячной давности не предполагали двойной трактовки: №26 однозначно собирались оставить в дочерней команде еще на год и публично исключили из числа кандидатов в «Ред Булл». К концу октября ситуация изменилась, и Даниил снова вернулся в шорт-лист – но буквально через две недели произошел очередной полный разворот.

Основная команда официально оставила Албона на 2020-й, а Квята с Гасли подтвердили на год в молодежной. Как же топ-кокпит вновь получил гонщик c 19 Гран-при, а более опытный Пьер и стабильный Даниил остались в середняках?

Результаты Гасли лучше, чем его пилотаж

По обновлению счета в общем зачете и чистым финишным позициям может показаться, будто Пьер Гасли после возвращения в «Торо Россо» поехал лучше и вернул себе былую скорость: в Сингапуре он закончил восьмым, в Японии – седьмым, а в Мексике девятым, пока у Квята в этих гонках только одно попадание в топ-10.

По очкам все и правда идет неплохо, но стал ли француз лучше пилотировать? Если забыть о результатах и посмотреть на его действия на треке – то совсем нет: Пьер остался все тем же агрессивным убийцей шин. У него нет понимания, когда и кому нужно сопротивляться, а когда это простая трата времени и ресурсов – более того, он даже не улучшил обгоны (главная причина, по которой его убрали из «Ред Булл»).

В Сингапуре Гасли по воле обстоятельств не атаковал и не перегружал покрышки (поскольку общий темп пелотона был невысоким) – ему пришлось в основном обороняться. Единственная атака француза пришлась на потерявшего темп на 4 секунды из-за целлофанового пакета в антикрыле Кевина Магнуссена – да и то №10 полез на внешнюю так агрессивно, что если бы болид «Хааса» не снизил скорость, все закончилось бы аварией.

В России неумение вести контактную борьбу проявилось еще ярче: Пьер вступил в борьбу с более быстрым Албоном на «Ред Булл» и моментально потерял пятисекундное преимущество над Даниилом Квятом. В итоге француз убил покрышки в бессмысленной битве с более быстрым болидом и ничего не смог поделать с напарником в более реальном противостоянии – №26 его просто объехал.

В России Квят гнал мощнее конкурентов по «Ред Булл»

Когда Гасли во второй половине гонки попытался вернуть позицию, случилось торпедирование – лишь каким-то чудом все не закончилось аварией.

Естественно, Пьер мощно оквадратил шины, потерял темп и пропустил Райкконена.

В Японии прекрасная оборона продолжилась: на сей раз Пьер выбил Серихо Переса в битве за топ-10.

Однако судьи по какой-то невероятной причине отказались штрафовать пилота «Торо Россо», и он сохранил девятую позицию. Которая превратилась в седьмую после дисквалификации обоих гонщиков «Рено».

Судейский абсурд в «Формуле-1»: простили напарника Квята и наказали Леклера за очень похожие аварии

Тем не менее предыдущий вообще ничему не научил Пьера: в Мексике он вновь долго и упорно пытался разобраться с более медленным Карлосом Сайнсом, но испанец легко читал маневры француза и перекрывал траектории.

Причем №10 вел эту борьбу параллельно с догоняющими его лидерами – но вместо того, чтобы пропустить их и попытаться пролететь мимо «Макларена» в роли последнего вагона из паровозика, Пьер упорно гнался за испанцем под синими флагами, потерял кучу времени и чуть не улетел с трека после очередного (хоть и удачного) маневра. К слову, обычно за трехкратный игнор требований пропустить лидеров круговые получают штраф, но №10 снова повезло.

И еще сильнее ему подфартило на финише: Гасли приехал бы 11-м, если бы Квят не выбил Хюлькенберга и не получил штраф. По темпу и заботе о шинах француз точно не наездил на очки в Мехико.

Так что если на секунду забыть о набранных очках, то вывод очевиден: №10 ничему не научился после понижения из «Ред Булл». Он плохо ведет борьбу, слишком эмоционален за рулем, не может здраво оценивать ситуацию и контролировать расход шин. Пьер по-прежнему хорош на одном быстром круге, но в Гран-при он никак не тянет на топ-пилота – о возвращении в «Ред Булл» не могло идти и речи ни в какой из вселенных.

Албон не прогрессирует и постоянно попадает в аварии

После финиша заезда в Мексике все новостные порталы опубликовали занятную информацию: с момента перехода в «Ред Булл» Алекс набрал на 19 очков больше, чем Ферстаппен (58 против 39 — лишь на 5 очков меньше, чем Гасли за весь период карьеры в топ-команде). Выглядит потрясающе и, казалось бы, повышает шансы тайца на новый контракт, но давайте посмотрим, что же скрывается за числами.

Прежде всего Макс проиграл сравнение из-за чрезвычайно неудачного отрезка: в Бельгии ему захлопнул калитку в первом повороте Кими Райкконен, в Италии прорывался из хвоста из-за штрафа за перерасход компонентов силовой установки, в России снова стартовал девятым из-за наказания за лишние детали, в Японии пострадал от столкновения с Шарлем Леклером и сошел. Лишь в мексиканском провале можно увидеть очевидную вину Ферстаппена – в остальных гонках обстоятельства явно складывались против него, а потому делать вывод исключительно на голых финишных позициях было бы не совсем справедливо.

В остальном же Макс по-прежнему намного быстрее Албона: к примеру, в Италии нидерландец проиграл напарнику всего 15 секунд, хотя стартовал на 11 позиций ниже, а Алекс ничего не смог поделать с болидами «Рено». В России итоговое преимущество Макса оказалось на уровне 24 секунд за 20 кругов – пусть №23 и пришлось прорываться через «Макларены» и «Рейсинг Пойнт», но он делал это после рестарта из режима автомобиля безопасности – и все равно уступил напарнику примерно секунду с круга. В Мексике же Ферстаппен после прокола и срочного пит-стопа проигрывал группе топ-пилотов около 40 секунд, проехал умопомрачительные 66 кругов на «харде» (а Хэмилтон жаловался на 48 кругов!) и все равно на финише отстал от Албона только на 47 секунд, хотя таец следовал изначальной тактике, не застревал за конкурентами, мог атаковать в чистом воздухе и вообще пилотировал самую быструю машину пелотона.

В итоге средний гоночный темп Алекса просто не позволит «Ред Булл» бороться за Кубок конструкторов, да и помогать Ферстаппену тоже не всегда выйдет: ведь таец крайне редко оказывается в окрестностях топ-3, чтобы сдержать конкурентов или втянуть их в тактические разборки. Фактически стратегия использования Албона для взрыва планов «Феррари» сработала лишь однажды: в Мексике №23 оказался слишком близко к подиуму, и Скудерия зачем-то ответила на ранний пит-стоп тайца столь же ранней остановкой лидера Шарля Леклера, просто убив гонку монегаску.

Но для постоянно успешного противостояния с «Феррари» и «Мерседесом» стратеги «Ред Булл» нуждаются в подобной опции на каждом Гран-при, а не раз в сезон по велению удачи.

Пока Алекс демонстрирует лишь отдельный прогресс на одном быстром круге: в Японии он внезапно показал одинаковое квалификационное время с Ферстаппеном. Правда, по приезду в Мексику его показатели на решающих попытках вернулись к стандартным 0,6 секунды от Ферстаппена – примерно столько он проиграл и в Сингапуре, и в Бельгии.

Также Албон обожает невынужденные аварии и попадет в них почти в каждом Гран-при – вот как, к примеру, для него закончилась вторая практика в Мексике.

Ошибка новичка – слишком глубоко заехал на поребрик, зацепил искусственную траву и отправил технику на миллионы в утиль.

Гран-при России – и авария в первом же сегменте квалификации, обеспечившая тайцу последний ряд.

Это произошло из-за излишнего старания – но надо ли было так рваться на топ-машине, гарантированно проходящей дальше?

Также Албон хоть и намного смелее с обгонами, чем Гасли в эпоху «Ред Булл», но все равно многие маневры №23 сильно напоминают торпедирования. К примеру, вот эта атака на Ландо Норриса.

В рискованном нырке на внутреннюю в шпильке не было нужды: поворот спустя пилотов ждала длинная прямая, а шины на «Макларене» уже пошли вразнос. Еще забавнее стало после того, как выяснилось, что Ландо собирался в боксы и готов был пропустить Алекса без боя, но пилоту «Ред Булл» просто не хватило терпения.

В трансляции и повторы в основном попадают красивые и эффектные обгоны от №23, но в реальности большинство его маневров похожи на маневр против Норриса: поспешные, слабо продуманные и немного хаотичные. Таец нередко промахивается, срезает шиканы (как в России), атакует по грязным частям трека и теряет на подобном даже больше времени, чем упустил бы, если бы просто еще полкруга подождал более удобной возможности.

Конечно, мотивация к подобному поведению понятна: Алекс не хотел вылететь из «Ред Булл» за инертность вслед за Гасли. К тому же, он новичок и только учится правильно атаковать на болидах «Формулы-1» – безусловно, для дебютанта №23 едет вполне прилично, но до топ-уровня пока далеко.

Более того, в пяти из последних  семи Гран-при Албон в основном прорывался сквозь толщи середняков, а в оставшихся заездах не оказывал прессинга на конкурентов «Ред Булл». Выходит, вряд ли боссы австрийской гоночной программы получили возможность лучше изучить потенциал парня (или определить его наличие) – а ведь это была главный мотив повышения №23 из «Торо Россо».

Выступления Квята тоже не впечатлили

Осенний период сложился для Даниила не лучшим образом: он шикарно прорвался на седьмое место в Бельгии (полгонки проехав в темпе Албона на «Ред Булл») и ехал на шестое место в Италии – но пострадал от отказа мотора. Неполадки с силовой установкой стоили россиянину нормального заезда в Сингапуре (№26 пришлось использовать там старый и изношенный двигатель) и сожранного почти целиком уик-энда в Сочи (три отказа, замена, пропуск квалификации и старт с последнего ряда).

Американский период Даниил провел совсем по-другому: и в Мексике, и в США №26 проехал несколько шикарных отрезков, но два раза подряд все испортил в последнем повороте – причем еще и обвинив во всем стюардов.

Квята снова выкинули из топ-10 из-за аварии. Он винит судей – к ним есть претензии, но сейчас они правы

В целом четыре половиной из семи гонок №26 реально мог занести в актив, но это явно не тянуло на суперрезультат, способный переубедить доктора Марко и «Ред Булл». Особенно с учетом двух грубых ошибок подряд – когда-то Даниил вылетел из-за них из всей гоночной системы австрийцев, и повышать его при схожих обстоятельствах никто не стал бы. Вероятно, россиянин вновь просто переусердствовал в попытках ухватиться за шанс.

Создание конкуренции как метод мотивации

При этом Квят спокойно отреагировал на слова гоночного консультанта австрийского гиганта.

«Это приятно слышать, но этому уделяют слишком много внимания», – отрезал Даниил.

Все просто: он лучше, чем кто-либо, понимал направление слов руководства. Они метили в Албона: поскольку календарь кончается, а истинный потенциал парня так и не ясен, его решили проверить под дополнительным давлением и с удвоенной мотивацией. «Ред Булл» как топ-команде нужен пилот, способный выдавать мощное выступление в самый нужный момент, и потому они выбрали угрозы потери места как активатор режима «выдать максимальный результат сейчас», чтобы проверить устойчивость и скорость №23 под пиковым давлением.

Недаром все-таки о подступающей пропасти заговорил и босс первой команды Кристиан Хорнер.

«Албон может потерять свое место, потому так и старается, – сказал Кристиан в эфире Sky Sports F1. – Мы все впечатлены работой Алекса, но у есть нас контракты со всеми тремя – еще и Гасли с Квятом. Нам нет нужды торопиться с решением».

Для нормальной работы механизма угроза тоже должна быть реальной и весомой, потому в шорт-лист кандидатов и вернули Квята – самого быстрого в данный момент пилота системы «Ред Булл» без учета Ферстаппена.

На Квята реально рассчитывали

Ситуация правда изменилась: все зависело от психологической устойчивости Албона. Если бы таец сломался и провалился, как пару лет назад сам Даниил и совсем недавно Гасли, то перед «Ред Булл» встала бы очень серьезная дилемма – и кандидатура №26 виделась лучшей.

Но за Алекса сыграли обстоятельства: он без собственной вины оказался в бутерброде из Леклера и Сайнса в первом повороте Гран-при США, получил повреждение из-за столкновения с агрессивно атаковавшим по внешней «Маклареном» и вновь занялся уже знакомым делом – прорывом из глубины пелотона. Оценить силу Албона в таких обстоятельствах оказалось невозможным, но таец очевидно не раскис, не сдался и не наделал глупостей – в общем-то, гонка на «Трассе Америк» вышла самой чистой в его исполнении.

Видимо, подобие прогресса и отсутствие впечатляющих результатов у конкурентов заставило «Ред Булл» прекратить давление и подтвердить парня на 2020-й. Однако теперь уже вообще все знают: контракт с основной командой ничего не гарантирует (если твоя фамилия – не Ферстаппен) – в случае волны провалов в следующем сезоне Алекса запросто заменят. С учетом экспресс-повышения и неясности по части реального потенциала №23 ему стоит опасаться подобного расклада еще больше, чем Гасли год назад: фактически место рядом с Максом – аванс в расчете на достижение топ-уровня, и в противном случае с Албоном расправятся так же максимально быстро.

Для Квята же мало что меняется – разве что с нового сезона ему придется зарабатывать титул быстрейшего в программе (за исключением Ферстаппена) заново. То есть задача останется прежней: выдавать все те же отличные отрезки на всех типах шин, умно обгонять, избегать инцидентов и не выбивать больше конкурентов (особенно на последних кругах). Если №26 проведет второй сезон подряд на высоком уровне – вполне дождется хорошего предложения. И не факт, что его новой командой будет именно «Ред Булл».

Впервые текст опубликован на Sports.ru 2 ноября 2019 года

Команда Квята меняет название и цвета: теперь ливрея будет в ультрастильной черно-белой гамме. 5 дизайнерских концептов

Квят с напарником схлестнулись в викторине на знание «Формулы-1». Даниил не отгадал отца своей девушки

Машины Квята в обычной жизни: суперкар за 227 тысяч долларов и дешевый «Гольф»

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Dan Istitene, Mark Thompson