Баттон понял недостатки своего пилотажного стиля после сравнения с техникой Хэмилтона. Объяснил различия в книге

Под микроскоп попал и Алонсо.

18 октября 2009 года – ровно десять лет назад – Дженсон Баттон выиграл чемпионский титул в составе «Брауна». После этого он поездил за «Макларен», одержал еще несколько ярких побед в Гран-при и покончил с «Формулой-1» в конце 2016-го, лишь раз вернувшись на Гран-при для замены Фернандо Алонсо в Монако в 2017-м. Теперь англичанин гоняется за «Хонду» в Super GT, а также работает экспертом на Sky Sports F1.

Когда Дженс выступал на высшем уровне, то получил широкую известность не только благодаря джентльменской харизме: в «Формуле-1» не было большего эксперта по трудным погодным условиям. В случае конца или начала дождя, перепада температур или повышенного износа шин глаза всего пелотона и зрителей всегда были прикованы именно к Баттону – его решения по пит-стопам и составам покрышек чаще всего оказывались самыми своевременными и верными.

Тем не менее, англичанин был еще и очень быстрым – иногда и вовсе неудержимым: достаточно только вспомнить Гран-при Канады 2011 года. Тогда пилот «Макларена» шесть раз остановился в боксах, получил штраф в виде проезда по пит-лейн, превратился в кругового – а затем все равно по мокрому и сухому асфальту прорвался с последнего места и выиграл на последнем круге.

Его стиль всегда описывали как «максимальная аккуратность и мягкость» – Дженсон рано и слабо тормозил, тем самым не перегружая заднюю ось машины, аккуратно и без агрессии входил в поворот, а затем ловил лучший момент для разгона на апексе без чрезмерного перегрева покрышек. Баттон ездил словно по учебнику и мог долго гнать на одном комплекте резины, но требования к балансу и машине раз за разом оказывались очень специфичными. Фактически Дженсу требовалось очень узкое рабочее окно установок со стабильной и предсказуемой задней частью. У англичанина оказалась нулевая толератность к любым проявлениям избыточной или недосточной поворачиваеомстей: они убивали все плюсы пилотажной техники по работе с шинами и лишали парня уверенности в моменте поворота и разгона. Но поскольку идеальный баланс труднодостижим, бесконечные интервью Баттона с жалобами на баланс вошли в историю «Формулы-1».

Как же именно работал гоночный стиль Дженсона? Почему ему трудно было подстроиться под другие машины? Когда именно к нему пришло понимание собственных слабостей? Об этом чемпион 2009-го рассказал в книге Jenson Button: How to be an F1 driver, параллельно разобрав отличия собственных техник от стилей Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо.

Главная слабость Дженсона

«Если я нахожу машину, которую можно развить и выстроить вокруг меня, то это просто фантастика. Тогда я правда могу выжать из нее и каждого члена команды все лучшее.

У меня есть ограничения: я не люблю нестабильность на входах в поворот. Тогда у меня не получается направить машину туда, куда хочу, и не получается ехать достаточно аккуратно.

Думаю, я понял это только за последние пять лет в «Макларене» через простые сравнения собственной техники со стилем Льюиса Хэмилтона. Мы очень сильно различались и на точках торможения, и на подходах к повороту руля, и к нажатиям на педаль газа. Я просто посмотрел на его технику и подумал: «Да я не могу так пилотировать машину».

Поэтому мне пришлось больше работать над настройками для поиска баланса, который подходил бы мне больше, чем остальным пилотам – особенно такого калибра, как Фернандо Алонсо и Льюиса. Я просто тратил больше времени на то, чтобы машину развивали вокруг меня.

Я пытался быть аккуратным и точным в пилотаже с самого дебюта в картинге. Вокруг точности строилась вся техника. Если я сталкивался с избыточной поворачиваемостью, то не мог верно направить перед машины в поворот. Я не люблю избыточную поворачиваемость потому, что она не стабильна и просто не позволяет выбрать нужную дорогу рулем на входе в вираж.

Когда я торможу на прямой, и машина полностью настроена, я точно выбираю лучшую траекторию на завороте и апексе, а потом у меня лучший выход из поворота. Многие другие гонщики же врываются в поворот с большим количеством избыточной поворачиваемости. Они могут промахнуться мимо апекса на несколько дюймов, но ребятам вроде Льюиса все равно удается верно направить машину к выходу из поворота, начать разгон и вылететь из виража. Но у меня никогда не получалось так».

Главные отличия от стилей Алонсо и Хэмилтона

В книге Баттон подробно описал главную склонность пятикратного чемпиона: нынешний лидер «Мерседеса» стремится использовать минимальное давление в шинах, чтобы повысить сцепление. С другой стороны, такой подход увеличивал время, в котором покрышки максимально загружались на фазе торможения, снижая стабильность в задней части.

«Льюис не возражает против избыточной поворачиваемости в любой части поворота – таков его стиль. Он просто контролирует ситуацию через руль и вносит изменения, когда нужно. Педали тормоза и газа для него вообще словно включатели и выключатели.

Фернандо же совсем другой: ему тоже не нравилась избыточная поворачиваемость на входе в поворот. Помню, когда он выступал в «Рено», у всех была одна и та же проблема: передние шины были настолько широкими, что отзывчивость машины становилась слишком нейтральной на входе в повороты. Алонсо решил проблему так: при приближении к повороту моментально использовал очень большой угол поворота руля, чуть-чуть превышая пик эффективности шины. Он делал это специально, чтобы лучше контролировать именно заднюю часть машины, и потому лучше справлялся с разными непростыми ситуациями. Помню, как мы сидели на брифинге, смотрели на его пилотаж и думали: «Это самая уродская техника из всех, что мы когда-либо видели, но он только что вот так выиграл гонку». Другие хотели ехать аккуратнее и могли повторить ничего из этого».

Бывший гонщик «Формулы-1» объяснил различия в пилотажных стилях Шумахера, Алонсо и Баттона

Пилотажные стили Хэмилтона и Феттеля отличаются. Каждый по-своему хорош

Леклер побеждает Феттеля из-за лучшей техники пилотажа. Телеметрия все объяснила

Источник: Autosport

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Paul Gilham; globallookpress.com/Nils Jorgensen/ZUMAPRESS.com

+29
Популярные комментарии
topwin
+41
Один из самых умных гонщиков последних десятилетий. Причем он реально учился и развивался, изменяя свой пилотаж с течением времени. Так, на старте карьеры он перенял многое и от Физи и от Ярно, которым поначалу сливал вчистую, но находил в себе силы признать это и делать выводы, перенимая от них лучшее и становясь сильнее них. А это дорогого стоит. Очень достойно смотрелся с Гамильтоном, не побоявшись перейти в команду Льюиса. Да и с Алом неплохая пара была, просто там они больше с Хондой боролись, чем с соперниками или друг другом.

Дождевые гонки Дженса вошли в историю.

По мне он четвёртый по силе пилот последней четверти века после великой тройки Шуми-Ал-Гамильтон. И в данном случае это комплимент, слишком уж гениальна эта тройка, но Дженс и правда провел очень достойную карьеру.
неунывающий пессимист
+13
один из любимых гонщиков уже практически сошедшего поколения нулевых-первой половины десятых. Он из когорты тех, кто в гонках выступали значительно сильнее чем в квалах, этакий антипод Х.П.Монтойи, в т.ч . и по стилю пилотажа.) Стал следить за ним с первого же сезона в Виллах, где он еще оч и оч сырой уже по скорости почти не уступал Шумми мл., но очков конечно не добирал по незрелости. Как во втором сезоне в Бенетоне, его, уже нахваленного брит.прессой, что называется -излишне поверившего в себя, просто в пух и прах разнес достаточно опытный уже Физико. Вот тогда, наверное, и начал зарождаться тот самый Дженс , не слишком ныл что все против него, больше работал над собой. И в третий сезон уже на равных и даже с небольшим преимуществом выступил с Ярно, который и опытней был, и на тот момент считался более одаренным, ожидающим более топовый вызов. А уж как Дженс сходу укатал Вильнева в его же логове, тут и акции свои повысил до уровня "лучшие после титанов", закульминировав это дело в след. сезоне 04, став 3м в однокалиточном феррариевском междусобойчике. Эх , не забуксуй его карьера в середине нулевых в умирающем БАРе, может и пораньше бы стал чемпом, и гонок побольше бы навыигрывал. Но стал же, и стал использовав тот шанс на все 120%, и не стоит етого принижать, вспомнив как реально мучительно докатывал тот сезон Браун, по сути 2/3сезона уже не считаясь фаворитом, а последнюю треть так и вообще жалко тошня за более быстрыми РБ и Маками и еще кое кем и кое как.
percik23
+11
Приятно видеть адекватного пилота. Знающего свое место в Ф-1. Баттон молодец. У него был свой стиль конечно.
evv
+5
Да и Росберг у меня повыше Себа будет, хоть и негодяй редкостный)
Ответ на комментарий Творожок
На 4-ое поставил бы Феттеля, он все-таки хорош (если не вспоминать кошмар последних нескольких лет). А Баттон классный, да.
evv
+5
Они оба быстры в удачный день но требовательны к настройкам, но я бы поставил Дженса выше по той причине, что он всю карьеру работал над своими недостатками, учился у партнёров, и не терял мотивацию при неудачах.
Ответ на комментарий Творожок
На 4-ое поставил бы Феттеля, он все-таки хорош (если не вспоминать кошмар последних нескольких лет). А Баттон классный, да.
Написать комментарий 13 комментариев

Новости

Реклама 18+