8 мин.

Стратеги «Феррари» снова начудили. Идеально довели до подиума Феттеля, но уничтожили шансы на победу Леклера

Новое необъяснимое помутнение.

Перед стартом Гран-при Азербайджана Скудерия оказалась в непростом положении: вместо долгожданного поула и больших шансов на реванш итальянцы получили третье место Себастьяна Феттеля и восьмое — Шарля Леклера. Причем монегаску вообще еще повезло после жесткой аварии в квалификации с позицией и возможностью выбрать свежие шины для гонки.

Перед стратегами «Феррари» стояла очень сложная задача: придумать какой-то план для штурма первых мест и обгона «Мерседесов» на одной из самых аварийных трасс чемпионата.

Отличное начало

На расклады гонки в Баку больше всего влияла погода: «софт» трудно выводился в рабочие температуры на неабразивном азербайджанском асфальте, и многие гонщики сталкивались с гранулированием покрышек и потерей сцепления. Поэтому старт Феттеля не вышел идеальным, но ему удалось сохранить третью позицию и не слишком сильно отстать от лидировавших «Мерседесов».

Леклер же на свежем «медиуме» оказался быстрейшим на треке и довольно резво пробивался сквозь пелотон, отыгрывая от Боттаса и Хэмилтона по 2-3 секунды с круга. Шарль догнал Себа примерно через четверть всей дистанции гонки как раз в той фазе, когда стартовый «софт» умер практически у всех в пелотоне, и в тот момент стратеги «Феррари» доказали способность принимать моментальные и верные решения. Как только монегаск показался в зеркалах у немца, машину под пятым номером зазвали замену резины, освободив дорогу второму пилоту и заодно получив возможность опередить «Мерседесы» за счет более ранней остановки.

Правда, командный мостик «серебряных стрел» отреагировал моментально и тоже зазвал обоих гонщиков, так что Феттелю удалось лишь немного подобраться к Хэмилтону. Но Леклер из-за грамотного тайминга не потерял времени и оказался впереди пелотона с комфортным заделом в 16 секунд — его темп на «медиуме» оставался стабильным, и у «Феррари» появился шанс разработать ему тактику с перспективой в виде борьбы за победу.

Фактически ребята из Маранелло могли выбрать один из двух вариантов: перевести монегаска на тактику с двумя остановками и рискнуть потерей лишних 20 секунд, либо оставить парня на стратегии с одним пит-стопом, но тщательно подобрать момент уменьшения отрыва и критического падения производительности «медиума».

Задумка казалась верной

Боттас и Хэмилтон начали отыгрывать у Леклера примерно по полсекунды после своих пит-стопов, но Скудерия не испугалась и не стала прыгать между разными планами, внося хаос в собственные расчеты. Итальянские инженеры выбрали изначальный план с одной остановкой, и эксперты решили, что Шарля ждет остановка на 31-м круге: тогда ему оставалось бы преодолеть всего 20 кругов до финиша на «софте». Пусть Феттель на первом отрезке осилил на 30 километров меньше (с учетом прогревочного и квалификационного расстояния), но к моменту предполагаемого пит-стопа асфальт успел разогреться на дополнительные шесть градусов (с 34 по Цельсию до 40), теоретически упростив задачу выведения резины в верное температурное окно. Помогла бы Шарлю и более легкая машина — на стартовых кругах болиды всегда изнашивают покрышки сильнее из-за максимальной топливной загрузки.

Особенно хорошо такой план выглядел из-за учета возможности выезда автомобиля безопасности либо включения режима виртуального сэйфти-кара: тогда Леклер получил бы «бесплатный» пит-стоп без потери 20 секунд и вряд ли выпал бы из топ-3.

Поначалу казалось, будто командный мостик Скудерии как раз и работает по данной стратегии: отрыва и ресурса «медиума» Шарлю как раз хватило до 31-го круга. Однако когда его догнали оба «Мерседеса», гоночный инженер не поспешил зазвать парня в боксы — более того, его оставили еще на 4 лишних круга! В результате Леклера обогнали все: и Боттас, и Хэмилтон, и даже Феттель — общее потерянное время составило в районе 10-15 секунд.

Когда монегаск удивленно спросил по радио, почему они теряют так много времени, то услышал, что стратеги понятия не имеют, сколько может продержаться «софт» в новых условиях. Когда Шарля все-таки зазвали, то выяснилось, что ему надо проехать до финиша ровно те же 16 кругов, что преодолел Феттель на первом комплекте — видимо, именно от этой цифры мостик и отталкивался при расчете.

Однако в процессе умозаключений они допустили грубейшую ошибку в выборе момента для пит-стопа: из-за масштабной потери времени за борьбой с «Мерседесами» Леклер выехал позади Пьера Гасли. Грязный воздух от болида «Ред Булл» помешал пилоту «Феррари» нормально прогреть покрышки, а необходимость отыгрывать 28 секунд от Ферстаппена заставила Шарля лезть в срочный обгон на француза. «Софт» предсказуемо повредился после двух кругов такой борьбы, и отставание от лидера «быков» сократить было уже нереально.

Решение Скудерии было глупым

Даже графика телетрансляций «Формулы-1» за годы прогресса научилась прибавлять до 20-25 секунд на пит-стоп для расчета времени возможного выезда из боксов — командам же подобная опция доступна минимум последние 25 лет. Тем не менее, для остановки Леклера умельцы из Маранелло выбрали максимально неудачный момент — когда временные потери от обгонов Хэмилтона, Боттаса и Феттеля достигли максимума и гарантированно отбросили бы монегаска за обоих пилотов «Ред Булл». Достаточно было зазвать Шарля хотя бы на круг раньше — и весь финал гонки мог пойти совершенно по другому сценарию (что уж говорить про пит-стоп на 31-м круге).

Но даже если представить, будто «Феррари» оттягивали смену резины до сэйфти-кара или просто стремились сократить финальный отрезок по максимуму, то им явно стоило брать пример как раз со стратегии Гасли. Пьер тоже стартовал на «медиуме» и проехал на нем 38 кругов — причем на последних 30 километрах его темп на изношенной резине полностью совпал со скоростью Леклера на новой и более мягкой, но поврежденной. Следовательно, пит-стоп Шарля в тех условиях в тот самый момент был пустой тратой времени с любой точки зрения — он бы мог ждать машину безопасности и сокращать финальный отрезок и дальше.

Кстати, на 38-м круге у Гасли отказал приводной вал, и дирекция гонки включила-таки режим виртуального сэйфти-кара. Если бы стратеги «Феррари» просто определились с тактикой и действовали в соответствии с любым из планов, Леклер вряд ли вылетел из топ-4. Однако вместо попытки расшатать лидеров и сразиться за победу Шарль получил пятое место и балл за лучший круг — хоть здесь Скудерия не повторила ошибку в третий раз (в Австралии и Китае такую возможность проигнорировали) и зазвала парня в боксы за свежим комплектом «софта» специально для завоевания бонусного очка.

Стратегия идеально сыграла для Феттеля

Себ не потерял ни секунды на борьбе с Леклером даже во время обгона напарника на 32-м круге — более того, затянутый пит-стоп заставил Шарля сдерживать Боттаса с Хэмилтоном в течение сразу 12 километров. Благодаря усилиям монегаска  четырехкратный чемпион подобрался в 1,5-секундное окно от Льюиса, но прорваться на расстояние атаки и совершить попытку маневра не сумел. Зато командный мостик «Феррари» теперь может смело заявить об использовании всех доступных инструментов для помощи Себастьяну: его тактика оказалась полностью продуманной и оптимизированной под попадание на подиум. Феттель комфортно и без нервов доехал с ее помощью на третье место, и лишь отсутствие качественного взаимодействия с шинами помешало ему побороться за большее.

«Мерседес» не ошибается

Единственным шансом «Феррари» в условиях не лучшей работы шин были надежны на трения в лидерской группе — все-таки гонщики «серебряных стрел» исторически начинали друг с другом гоняться и не всегда заканчивали хорошо. Стартовые метры намекнули на возможное повторение Испании-2016: Хэмилтон мощно сорвался с места, но Боттас в первом и втором поворотах проявил себя самоотверженным роботом со стальными яйцами. Финн оба раза остался на внешней траектории, не сдался под напором пятикратного чемпиона, сохранил лидерство и уехал ото всех соперников.

Валттери вообще не допускал ошибок и полностью контролировал темп: когда Хэмилтон ускорился на самых последних кругах и рискнул атаковать напарника, финн сумел оказаться еще быстрее. В награду ему достались 25 баллов за победу и возврат лидерства в общем зачете — если в 2018-м Боттас во второй половине сезона часто выглядел блекло и тем самым давал шанс «Феррари», то в 2019-м он пока что выглядит полноценным претендентом на титул. Теперь Феттель отстает от лидеров чемпионской гонки уже на 34 и 35 очков соответственно — если Скудерия не прекратит ошибаться со стратегией и настройкой машины, борьба в сезоне рискует закончиться уже к летнему перерыву.

Квят снова не доехал до финиша: в Баку его самого торпедировали. Задом

«Формула-1» в Баку: Квята выбили, «Мерседесы» сделали дубль

Фото: REUTERS/Zurab Kurtsikidze/Pool, Maxim Shemetov, Anton Vaganov; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates