Реклама 18+

Владельцы «Ф-1» бесплатно дают Америке второй Гран-при. Организаторы гонок в бешенстве

А русский промоутер не видит проблемы.

Критика владельцев «Формулы-1» уже стала абсолютным мейнстримом среди фанатов, руководителей команд, автопроизводителей и мотористов — а теперь к ним добавились еще и организаторы гонок. 29 января к ним добавились еще и промоутеры 16 этапов (ассоциация FOPA): они публично выступили против политики Liberty Media и выразили оглушительное несогласие с ее последними действиями по выбору новых этапов и подписанием телевизионных контрактов.

Прежде всего организаторов волнует распределение контента: большинство бизнесменов опасаются, что перевод прямых трансляций гонок с бесплатных телеканалов на платные «кнопки» и платформы отрицательно скажутся на посещаемости Гран-при. В качестве примера FOPA приводит опыт «Сильверстоуна» и MotoGP: переход на стриминговый сервис с отдельной ценой за каждую гонку привел к падению продаж билетов на британский этап. Местный промоутер теперь боится повторения той же истории с «Формулой-1», ведь на бесплатном Channel 4 в 2019-м покажут лишь гонку в Великобритании — зрителям придется удовлетворяться повторами лучших моментов остальных гонок либо платить деньги за подписку на Sky Sports. Ровно то же самое происходит и с гоночным рынком Италии.

Следующей претензией промоутеров стало полное отсутствие ясности по поводу будущего «Формулы-1» вместе с нулевой вовлеченностью в процесс переговоров. Всех напрягает полная инертность Liberty Media в вопросах разработки будущего регламента, потолка бюджета и нового Договора Согласия (коллективного соглашения между командами, ФИА и владельцами серии о проведении чемпионата и участии в нем). Опасения понятны: если новые правила 2021 года не устроят команды и зрителей, организация гонок просто перестанет окупаться.

Но главная претензия FOPA касалась не перспектив, а вполне конкретного факта — эксклюзивного предложения по бесплатному проведению Гран-при Майами, экономический потенциал которого оценили в 2,8 млрд долларов. Промоутеры поддержали саму идею поиска альтернативных бизнес-моделей, но потребовали перестать предложениями для новых этапов наносить ущерб старым. Судя по всему, последней каплей в их готовности к публичному противостоянию стала именно сумма — привилегированного конкурента терпеть не захотели.

«Все промоутеры [из FOPA] недовольны, – объявил глава «Сильверстоуна» и руководитель ассоциации промоутеров Стюарт Прингл. – Мы вели себя спокойно и послушно до настоящего времени, но теперь обеспокоены будущим нашего спорта под управлением людей, которые сейчас им руководят».

В то же время в конце 2019 года истекают соглашения с целым рядом знаковых этапов: с Гран-при Великобритании, Италии, Испании, Германии и Мексики. Кажется, владельцев «Ф-1» ждут очень напряженные переговоры.

Проблема с гонкой в Майами настолько велика?

Заезда по Флориде нет в календаре текущего сезона, да и его дебют в 2020-м выглядит весьма сомнительно: первоначальная конфигурация трассы нарушила местные законы по организации общественного пространства и утонула в бюрократии. Городским властям совместно с Liberty еще предстоит разработать и утвердить новый конечный вариант трека — и в случае обнаружения новых помарок (например, с прокладкой зон безопасности на мосту) проект снова рискует застопориться минимум на год.

В таком случае есть большой риск, что во Флориду «Ф-1» не заглянет вообще до 2021-2022 годов, но промоутеров не интересуют частности — только факты. И они говорят об успешном подписании десятилетнего контракта (то есть до 2029 года — самого длинного среди всех) на невероятно льготных условиях.

«Похоже, Майами получит гонку бесплатно — и это не очень хорошо для всех, но в особенности для промоутеров в Остине, которые работают изо всех сил ради выплаты уговоренной суммы, – объяснил Прингл. – Если так будет продолжаться и дальше, то в «Формуле-1» если и останутся гонки, то только второго сорта».

Его можно понять: нынешнее соглашение с Майами выглядит бесполезным для финансовой структуры серии и лишь ломает действующую модель, не предлагая альтернативы. Владельцы чемпионата вряд ли могут позволить себе больше одного бесплатного контракта, но теперь каждый трек с истекающим соглашением потребует себе равные условия с новым американским этапом. Liberty Media предсказуемо не пойдет на попятную и потребует суммы, сравнимы со старыми — и в результате треки могут отказаться от «Формулы-1».

Организаторы Гран-при в своем праве

В FOPA входят промоутеры гонок по «Сильверстоуну» (принимал заезды с 1948 года), «Монце» (первый Гран-при — в 1949-м), «Хоккенхаймрингу» (дебютировал в 1970-м), Баку, Мельбурну, «Ред Булл Рингу», Монреалю, «Спа-Франкоршаму», «Интерлагосу», «Полю-Рикару», Шанхаю, «Хунграрорингу», Мехико, Сингапуру, Барселоне и «Трассе Америк». Из них контракты заканчиваются сразу у четырех трасс, традиционно относящихся к историческим. Конечно, Гран-при Мексики из-за особой высокогорной атмосферы не менее ценен, но без этапов Великобритании, Италии, Испании и Германии многие фанаты уже просто не представляют календарь «Формулы-1» – и три из них по древности могут сравниться с «Феррари», получающей мощный ежегодный бонус за верность от чемпионата аж в 70 миллионов долларов. «Сильверстоун» же безо всяких поблажек платит за право проведения гонки в районе 33 миллионов, а у итальянского трека не раз в 2010-х возникали финансовые проблемы даже с суммой в 24 миллиона.

Да, Берни Экклстоун во время своего правления и с исторических треков снимал по максимуму, но старый британец никому не давал льготных условий. Он придерживался принципа «не можешь платить — исчезни», и потому за бортом календаря оказались многие известные треки вроде «Нюрбургринга», «Имолы», «Маньи-Кур», «Индианаполиса» и «Фудзи». Их заменили новые промоутеры, согласные на повышенную стоимость — например, по данным «Форбс», право на проведение Гран-при Сингапура обходится в 62 млн долларов.

Однако каждая сделка Берни имела под собой рыночную (хоть и немного «мафиозную») основу спроса и предложения — а беспрецедентный по условиям контракт с Майами больше походит на яростный бездумный демпинг. В ту же схему укладывается и щедрейшее телевизионное соглашение с кабельным ESPN: американский канал еще два года будет транслировать все сессии в полном объеме абсолютно бесплатно — и даже без рекламы! Ради этой сделки «Формула-1» отказалась от семилетнего договора с бесплатным NBC стоимостью 40 миллионов долларов — по официальной версии, из-за желания запустить собственный стриминговый сервис и на территории США. Тем не менее, по логике промоутеров, такой подход вряд ли приведет к отличной посещаемости сразу двух Гран-при на территории Америки.

Протест поддержали не все Гран-при

В FOPA не входят пять этапов — в России, Японии, Абу-Даби, Бахрейне и Монако. Они, понятное дело, никак и не поддержали заявления Прингла. И первым против критики Liberty выступил именно промоутер заезда в Сочи, назвавший претензии коллег «беззубыми».

«Все поднятые вопросы так или иначе решаются при нынешнем формате диалога с Liberty Media, – сказал заместитель генерального директора компании «Росгонки» Сергей Воробьев. – Промоутеры собрались в Лондоне именно по инициативе Liberty Media для совместного обсуждения имеющихся вопросов. Я не разделяю позицию нынешнего председателя Ассоциации FOPA Стюарта Прингла. В последнее время в своих комментариях в СМИ он очень часто критиковал руководство Liberty и наш спорт в целом. На мой взгляд, это неконструктивный подход. Поэтому мы и промоутеры нескольких других Гран При не собираемся состоять в Ассоциации.

Какой смысл обсуждать, что будет сейчас или в 2020-м, если Гран-при Майами все равно нет в календаре? Прежде всего надо понять, как выглядит их нынешнее соглашение. А если даже у наших партнеров и друзей есть какое-то особое положение, то это отличный повод для улучшений контрактных условий на проведение других гонок в том числе и для нас, Гран-при России. Но сейчас нет смысла обсуждать эту тему, ведь Майами отсутствует в календаре».

Позже к нейтральной позиции Гран-при России присоединился и организатор заезда по Мехико.

«Мы не участвовали в недавней встрече FOPA, – объявили латиноамериканцы. – Мы высоко ценим деятельность Liberty Media и усилия, предпринимаемые для понимания требования и проблем промоутеров и болельщиков. Мы не согласны с заявлением, выпущенным от имени FOPA. Мы тесно сотрудничаем с «Формулой-1» и ведем переговоры о подписании нового соглашения в частном порядке».

Похоже, даже внутри ассоциации организаторов может назревать раскол.

В ответ — молчание

Отсутствие реакции от владельцев и топ-менеджеров уже просто поражает. В первый год после завершения сделки по приобретению серии Чейз Кэри и Шон Братчес постоянно рассуждали на тему своих планов, светлого будущего, грядущих изменений и открытия новых рынков. Им всегда было что ответить даже на критику, и они не упускали шанса напомнить о себе и собственной кипучей деятельности по превращению «Формулы-1» в настоящую утопию.

Однако в середине прошедшей осени модель поведения с медиа диаметрально изменилась. После серии встреч с руководителями команд в конце чемпионата американцы словно начали избегать журналистских диктофонов, выдав право рассказать о прогрессе именно представителям конюшен. Правда, говорить было особо не о чем — судя по всему, большинство волнующих чемпионат тем зашли в тупик, и люди из Liberty вообще перестали что-либо предпринимать.

Владельцы «Формулы-1» в тупике. Играют в видеоигры на совещаниях вместо решения проблем

То же самое произошло и с восстанием промоутеров: недовольные функционеры встретились с верхушкой «Формулы-1» в Лондоне, но никакой конкретики по поводу реакции чемпионата на критику не последовало. Говорить снова предоставили лидеру FOPA Принглу.

«Есть все признаки того, что нас услышали, – сказал он. – Мы были расстроены, и нам казалось, что нет никаких других вариантов. Но у нас вышел очень позитивный день».

Это все – никаких итоговых последствий столкновения на публику выносить не стали. При этом Liberty Media отказало в комментарии ситуации всем профильным медиа и даже ВВС.

Более того, когда под публикацию письма с критикой появились странные слухи от не самых авторитетных источников о желании компании продать «Формулу-1», представители чемпионата даже не удосужились их опровергнуть и снова не ответили на запросы о комментариях. Неизвестно, что же решает команда Кэри и Братчеса за закрытыми дверями, но подобное внезапное затишье вряд ли благотворно повлияет на восприятие ситуации промоутерами и болельщиками.

Кажется, американцы перестали справляться с грандиозными планами.

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Michael Reaves/Getty Images for Red Bull, Mirco Lazzari, Charles Coates; РИА Новости/Алексей Куденко; globallookpress.com/Hoch Zwei

+36
Популярные комментарии
#Sport
+24
Не смотрю Ф-1 уже очень давно, в основном из-за отсутствия нормальной конкурентности в чемпионате. Поэтому не в курсе всех дел гоночной серии. На мой взгляд, американцы просто по-тихому отжимают чемпионат у Европы. Вот и всё. Хотят перевезти часть гонок , а то и всю серию в США (со временем). Американцы большие любители разных шоу и раскрутить там гонки в новом формате им кажется более лёгким решением, чем возрождать интерес к европейскому формату, который уже давно в кризисе и теряет зрителей и прибыль. Ещё раз подчеркну - могу сильно ошибаться :)
Fonbaron
+17
У американцев спорт предельно коммерцилизован. Они делают супершоу, пытаются поднять до максимума средний чек, зарабатывают на всём, от хот-догов до тв и мерча. Уверен, формула 1 станет очень прибыльной и конкурентноспособной (посмотрите любую лигу США, там доминирование редкость и аутсайдерам с андердогами дают доп возможности). Старушка Европа слишком консервативна, ситуация с лучшим Мерседесом и где-то рядом Феррари Ред Булл опережающие остальных на целый век не меняется. Я за реформы
Stanlan
+16
На них не ходят потому что победитель заранее известен и не меняют техрегламент, что раньше делали почти всегда при таком доминировании
-Q-MaR-
+8
это такая чушь, что даже чтото объяснять лень
Ответ на комментарий #Sport
Не смотрю Ф-1 уже очень давно, в основном из-за отсутствия нормальной конкурентности в чемпионате. Поэтому не в курсе всех дел гоночной серии. На мой взгляд, американцы просто по-тихому отжимают чемпионат у Европы. Вот и всё. Хотят перевезти часть гонок , а то и всю серию в США (со временем). Американцы большие любители разных шоу и раскрутить там гонки в новом формате им кажется более лёгким решением, чем возрождать интерес к европейскому формату, который уже давно в кризисе и теряет зрителей и прибыль. Ещё раз подчеркну - могу сильно ошибаться :)
skydimm
+6
Так и есть, уже есть этап в Канаде, США и Мексике и будет еще 1 в США.
Ответ на комментарий #Sport
Не смотрю Ф-1 уже очень давно, в основном из-за отсутствия нормальной конкурентности в чемпионате. Поэтому не в курсе всех дел гоночной серии. На мой взгляд, американцы просто по-тихому отжимают чемпионат у Европы. Вот и всё. Хотят перевезти часть гонок , а то и всю серию в США (со временем). Американцы большие любители разных шоу и раскрутить там гонки в новом формате им кажется более лёгким решением, чем возрождать интерес к европейскому формату, который уже давно в кризисе и теряет зрителей и прибыль. Ещё раз подчеркну - могу сильно ошибаться :)
Написать комментарий 32 комментария

Новости

Реклама 18+