7 мин.

«Арривабене запугивал персонал». Революция в «Феррари» пойдет на пользу команде

Таков вердикт экспертов.

7 января Скудерия продолжила бардак последнего десятилетия: всего неделю спустя после Нового года итальянцы внезапно и решительно, без объявления войны сменили руководство. Вместо бывшего табачника Маурицио Арривабене, некогда занимавшегося спонсорством в «Формуле-1», во главу «Феррари» выдвинули технического директора Маттию Бинотто. Экс-руководитель моторного подразделения станет четвертым главой конюшни за пять лет, но авторитетные журналисты Уилл Бакстон и Марк Хьюз считают, что перестановки давно ожидались и по-другому Скудерия не достигла бы вершин.

«История вряд ли с почтением отнесется к наследию Маурицио как руководителю самой популярной команды «Формулы-1», поскольку его четырехлетнее правление составило почти половину периода «Феррари» без титулов, – написал Бакстон в колонке для официального сайта «Ф-1». – Арривабене оказался неприятным персонажем, и его бескомпромиссный стиль правления не снискал популярности в большинстве гоночных кругов. Неспособность воспользоваться равной или лучшей машиной в сравнении с болидом главных соперников из «Мерседеса», похоже, стала последней каплей.

Арривабене связывает с «Феррари» намного большее, чем четыре года управления. Он присоединился к «Филип Морис» 20 лет назад и продвигался по карьерной лестнице, пока десяток лет спустя не оказался одним из членов Комиссии «Формулы-1» в качестве представителя всех спонсоров этого вида спорта. Именно тот опыт стал ключевым фактором при выборе руководителя Скудерии — решение принял осваивавшийся на должности главы концерна «Фиат-Крайслер» Седжио Маркионне.

Первые публичные заявления Арривабене излучали дружелюбие и вовлеченность по отношению к фанбазе, но,несмотря на это, первые решения итальянца, по мнению работавших в паддоке людей, шли вразрез с улыбками и бравадами. Вокруг команды моментально возвели физические и метафорические стены. Причем они не создали безопасную среду для перестройки и перегруппировки командной мощи — оказалось, что взамен выстроили систему, основанную на страхе неудачи.

Некоторые вообще смотрели на Арривабене как на послушную марионетку Маркионне, стремящегося покинуть длинную тень Луки де Монтедземоло и выстроить собственное наследие. Другие считали стиль управления Маурицио абсолютно самовольным. Знавшие его еще по работе с самым старым партнером команды верили, что наблюдают за становлением истинной натуры этого человека, дорвавшегося до власти и положения.

Многие посчитали, что правление через страх, выбранное Арривабене, не выступило объединяющей силой, а разрушало собственную команду и вынуждало ошибаться отдельных личностей. В реальности «Феррари» превратилась в команду, где персонал чаще оглядывался через плечо, чем смотрел вперед. Разочарование, вызванное страхом, легло на гонщиков тяжким грузом и раз за разом проявлялось в виде гнева через публично известные радиопереговоры. Общественность подхватила их как меметичные подкалывания, но внутри команды они ясно виделись символами разочарования и отчаяния».

«Увольнение Маурицио Арривабене с поста руководителя «Феррари» – логичный шаг, – написал в колоне для сайта Motorsport Magazine Хьюз – Он не подходил для этой работы и не был так же важен, как Маттиа Бинотто, грозивший уходом в случае, если Арривабене останется на своей должности.

Что Арривабене сделал не так? Ему не хватало способности вдохновлять людей и вести их за собой. То, что он считал собственным стилем управления, многие принимали как запугивание. К прессе он относился так же: сразу же переходил в наступление, из-за чего так и не нажил много друзей среди журналистов.

Реклама 18+

За его агрессивными и пренебрежительными ответами крылось непонимание деталей — причем казалось, что он даже не пытался в них разобраться. Сначала я связал это с языковым барьером, но со временем осознал, что ошибался: на родном языке он общался ровно так же и на вопросы окружающих отвечал как и на вопросы журналистов.

На Гран-при Китая известный технический иллюстратор Джорджо Пиола сфотографировал руль Себастьяна Феттеля, положенный гонщиком на кокпит по возвращении на пит-лейн. Затем Джорджио нарисовал девайс и написал о дополнительном переключателе на нем. На следующий день Арривабене подошел к Пиоле, рычал ему в лицо и обещал проследить за увольнением Джорджо. Тот инцидент рассказал многое об этом человеке.

Тот же персонаж несколько лет назад нарушил обещание не говорить на камеру ради послания Феттелю, содержавшему требование бросить попытки управлять командой, а постараться взамен соответствовать ожиданиям на гоночном треке. Возможно, Арривабене считал это умением управлять людьми, но в реальности потерял поддержку одного из главных союзников.

По отношению к подчиненным он был деспотом, не способным вдохновлять. По отношению к руководству он был типичным парнем в стиле: «Да, сэр, я того же мнения».

Пока Арривабене управлял командой через запугивание, Бинотто убедил Маркионне, что не скованные страхом люди лучше проявят талант и изобретательность. Маркионне последовал совету и адаптировал менеджмент под нужную модель – и после многих лет копирования чужих решений у «Феррари» появилась самая творческая команда инженеров».

«Если верить слухам, Серджио еще при жизни стремился сменить руководство, – согласен с коллегой Бакстон. – Якобы он подготовил дорогу на выход для «человека «Мальборо» точно так же, как и для подписания Шарля Леклера на должность боевого пилота. Однако после трагической и внезапной смерти Маркионне Арривабене мог решить, что останется при власти. Тем не менее, гибель Серджио моментально всколыхнула слухи вокруг должности руководителя команды.

Бинотто же быстро оказался главным кандидатом на роль преемника Арривабене в конце сезона даже без информации о решении Маркионне. Слухи циркулировали все больше с каждой пропущенной Маттиа гонкой. Составы пресс-конференций менялись в последний момент, равно как и политика команды начала просачиваться за стены. Воздвигший их человек все больше зарывался в борьбу ради продвижения своих порядков.

В то же время вокруг «Феррари» постоянно кружили акулы. « Мерседес», «Рено», «Макларен»… По-видимому, они и многие другие предлагали Бинотто выход. Главным активом Скудерии стал именно автор болидов, имевших шансы на завоевание двух чемпионских титулов.

И вот мы в настоящем.

«Феррари» подписала четвертого руководителя за пять лет, но справедливо ли винить команду за неспособность дотянуть до победы в чемпионате на горбу одного человека? Не стала ли должность руководителя команды со столь богатой историей чашей с ядом?

Если бы речь шла о футболе, большинство заявило бы, что Арривабене не продержался бы и до конца 2017-го. Автоспорт же по своей сути требует намного больше времени для проявления вклада и влияния конкретного менеджера. Таким образом мы можем смело оценивать вклад Арривабене в «Феррари». Если уж он не принес команде титулы, то он должен был оставить хоть что-то.

К сожалению, здесь не будет хвалебных гимнов. Эпоха доминирования «Феррари» в 2000-х во главе с Жаном Тодтом, Россом Брауном и Рори Бирном стала возможна благодаря структуре, налаженным процессам и правильному распределению ответственностей. В той команде гордость играла столь же важную роль, что и результат, и они порождали друг друга. Наследие Арривабене навсегда останется полной противоположностью. И хотя он сохранил заоблачную гордость за ношение красного, сопутствующая радость в последние годы оказалась в жестком дефиците.

Теперь эпоха архитектора жесточайшего самобичевания последних лет ушла, и новый 2019-й год приносит новые начала. Теперь Скудерией управляет человек, признанный светочем и причиной всех последних достижений команды, а за рулем у них один из лучших пилотов поколения и один из самых ярких талантов новой волны.

Все, кому выпала честь носить «гоночный красный», войдут в новый сезон без иллюзий о чрезмерной масштабности предстоящей работы. Тем не менее, каждый будет в равной степени осознавать тяжесть допущенных ранее ошибок. Можно надеяться, что с возвращением радости от гонок в стан Скудерии в 2019-м вернется и главное понимание принципа успеха: сильные выступления порождают гордость, а гордость порождает сильные выступления. И что команды и побеждают, и проигрывают как единое целое».

Реклама 18+

Кстати, следующей жертвой запугиваний дона Маурицио вполне может стать Криштиану Роналду: новостной ресурс Speedweek сообщил о переговорах между Арривабене и «Ювентусом» – в туринском клубе должность председателя правления вакантна с 2012 года, а бывший руководитель «Феррари» много лет входил в совет директоров и возглавлял комитет финансов.

Источник: formula1.com, motorsportmagazine.com

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Vladimir Rys/Bongarts, Clive Mason (3,4); globallookpress.com/imago/Crash Media Group